Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как защитить авторские права?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов «защита» и «охрана» как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: «защита и охрана авторских прав» или «защита и охрана интеллектуальной собственности», используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.
Существует несколько способов защиты авторских прав: от получения компенсации до привлечения злодея к уголовной ответственности. Сначала мы расскажем, как уберечь свое детище от посягательств других людей с помощью гражданского кодекса РФ.
Первый метод — это доказать, что право на продукцию принадлежит именно вам. По закону, если на оригинале или экземпляре произведения указан автор, то он им и является. Однако это право могут оспорить через суд или присвоить его себе без разрешения автора и выдать его за свое. Поэтому нужно запастись доказательствами, что именно вы — создатель продукта.
Например, защитой права могут послужить любые документы, которые подтверждают создание произведения творческим трудом именно вами. Это могут быть наброски, черновики, переписка, в том числе электронная, договоры, исходные материалы, свидетельские показания и т.д.
В некоторых случаях для подтверждения своего права и защиты авторства стоит провести экспертизу. На ней будет решаться вопрос о сходстве, тождестве, различиях произведений. Также перед экспертом можно поставить вопрос, является ли продукт результатом переработки.
Например, если вы пишете книги, то ваш стиль будет читаться в каждом вашем произведении. Если ваше авторское право захочет присвоить кто-то другой, то эксперт это выявит и докажет, что текст принадлежит вам. Однако экспертиза — это удовольствие долгое и дорогое. Поэтому ее лучше проводить, когда дело рассматривается в суде, а другие доказательства вашего авторства отсутствуют.
Способы защиты авторских и смежных прав
Для того чтобы возникли авторские или смежные с ними права, согласно российским законам, не требуется соблюдать формальности (то есть как-то их регистрировать). Достаточно создать произведение или, соответственно, исполнить его. Защищать права понадобится, если кто-то присвоит их или начнет использовать в своих целях — личных или коммерческих. Можно заранее (до обнародования) обозначить свои права, предъявить досудебную претензию нарушителю и обратиться в суд.
Способы защиты интеллектуальной собственности описаны в 4-й части Гражданского кодекса (ГК) достаточно подробно, но для успеха выбирать конкретный метод нужно в зависимости от того, какое именно право нарушено. Если вы хотите защитить что-то поважнее дизайна интернет-страницы или поста в соцсети, то лучше довериться юристу. Он представит ваши интересы и поможет:
- задепонировать авторство, заверить его у нотариуса (или подсказать иной, более подходящий вариант);
- составить авторский договор на опубликование;
- определить, какое именно нарушение произошло в вашем случае (и было ли оно вообще, ведь есть множество вариантов законного использования чужих произведений);
- заказать экспертизу;
- составить претензионное письмо или заявление в суд;
- рассчитать сумму пошлины и ущерба.
Разумеется, в этом случае нужен юрист именно по авторскому и смежному праву, а не общей практики. Специалистов такого профиля удобнее и быстрее искать через интернет-сервисы — вместо утомительного обзвона множества юридических компаний. На нашем портале вы без труда найдете подходящего специалиста, способного решить проблему — мы работаем только с проверенными компаниями, здесь нет частников.
Вы можете оставить заявку прямо в тот момент, когда обнаружили нарушение, ведь сервис круглосуточный. У нас есть возможность прикрепить к тексту разные документы. Такое обращение, кстати, тоже может быть косвенным подтверждением авторских прав, что немаловажно.
Кто имеет право на произведение?
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности изначально получает автор произведения, если данный результат создан не на основании договора авторского заказа или трудового договора. Однако данное право может быть передано иному лицу.
Не признаются соавторами лица, которые оказали только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие при создании произведения, а также граждане, осуществляющие контроль за выполнением работ по созданию произведения. Также не попадает под определение соавторства ситуация, когда одно произведение создается на основе другого.
Авторами произведения признаются только граждане, создавшие данное произведение благодаря своему творческому труду.
Если произведение — результат труда нескольких человек, все его создатели могут выступить соавторами. Помните, что обязательным условием является наличие совместной творческой деятельности.
На практике часто возникают вопросы, касающиеся последствия участия в качестве соавторов в произведениях. В том числе вопросы касаются объема прав на сами произведения и распоряжение правами на них, а также определения объема материального вознаграждения.
Соглашение между соавторами поможет регламентировать права и обязанности, а также снизит вероятность возникновения споров.
Для того чтобы между соавторами не возникало споров, специалисты, представляющие наше Патентное Бюро, помогут определить порядок реализации права на произведение в специальном соглашении. Патентные поверенные и юристы проведут подробную консультацию по вопросу урегулирования отношений, а также подготовят проект соглашения, которое бы максимально учитывало интересы заказчика.
Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда
- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Способы защиты авторских прав
Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм защиты интеллектуальных прав имеет судебная защита, реализуемая через обращение в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. При этом судебная защита обеспечивается применением предусмотренных Законом способов защиты.
Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные Законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Способы защиты авторских прав можно разделить на способы защиты личных неимущественных авторских прав и способы защиты имущественных авторских прав.
К способам защиты личных неимущественных авторских прав относятся:
- (1) признание права;
- (2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
- (3) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- (4) компенсация морального вреда;
- (5) публикация решения суда о допущенном нарушении.
Охрана и защита прав: в чем здесь разница?
В средствах массовой информации регулярно сообщается о росте количества правонарушений и возбужденных судебных дел в сфере интеллектуальных авторских прав. Следовательно, требуется укрепить их защиту. По мнению Т.В. Дробышевской, понятия «защита субъективного права» и «охрана субъективного права» не совпадают. Охрана копирайта — понятие более широкое. Охраняют личные субъективные права постоянно, а защищают только тогда, когда их нарушают или оспаривают. Охрана — это установление общего правового режима, а защита — это меры, предпринимаемые в случаях, когда необходимы восстановление или признание личных неимущественных прав и защита интересов (Дробышевская Т.В. Личные неимущественные права граждан и их гражданско-правовая защита: монография. Красноярск, 2001, стр. 53). Иначе говоря, защита прав автора происходит только при их нарушении.
Признание как гражданско-правовой способ защиты исключительного (имущественного) интеллектуального авторского права и иных прав, принадлежащих автору
В подтверждение авторства на сборник истцом были представлены черновики сочинений (тетради, содержавшие рукописи спорных произведений) и акт почерковедческой экспертизы за 1994 год, согласно которому тексты сочинений исполнены одним лицом – истцом. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции в своем решении указал: «Учитывая, что истцом представлены доказательства, подтверждающие его авторство на спорные произведения, указанные доказательства ответчиком не оспорены (не оспариваются), суд приходит к выводу, что требование истца о признании за ним авторства на спорные произведения подлежит удовлетворению»200. При опубликовании произведения имя автора может быть искажено, заменено или вообще отсутствовать, что также представляет собой нарушение личных неимущественных авторских прав автора произведения. Подобные обстоятельства могут являться основанием для защиты автором своего права путем подачи искового заявления о признании права на имя. И это также подтверждается судебной практикой.
Фабула одного из дел такова: автор обратился в суд с иском к издательству о признании права на имя и о взыскании компенсации за нарушение данного личного неимущественного права. Суть конфликта заключалась в том, что на суперобложке выпущенного ответчиком собрания сочинений была размещена созданная истцом фотография без указания его имени.
Как автор пояснил в судебном заседании, договор на использование его произведения с ним не заключался, разрешения на использование фотографии на обложке книги он не давал и авторское вознаграждение ему не выплачивалось.
Удовлетворяя иск, суд в решении указал, что «доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено, несмотря на то, что определением суда они были затребованы»201. В этой связи суд посчитал установленным факт нарушения ответчиком личного неимущественного авторского права — права на имя202.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1268 ГК РФ «автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом». Иначе говоря, обнародование произведения всегда осуществляется с ведома автора.
Наиболее полно понятие «опубликованное произведение» раскрывает пункт 3 статьи 3 Конвенции, понимающий под таким произведением «произведение, выпущенное в свет». Причем под «произведением, выпущенным в свет» следует понимать произведение, выпущенное с согласия его автора, каков бы ни был способ изготовления экземпляров, при условии, если эти экземпляры выпущены в обращение в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры»203. Существует обоснованное мнение, что ключевым в данном определении является упоминание об экземплярах произведения. То есть одно лишь публичное сообщение произведения безотносительно к количеству его изготовленных экземпляров, не является опубликованием204.
Согласно пункту 3 статьи 1268 ГК РФ «произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном».
Последнее ограничение относится как к тому периоду, когда исключительное право на произведение еще существует (пункт 3 статьи 1268 ГК РФ), так и к тому, когда исключительное право уже не действует, например, когда оно прекратилось (пункт 3 статьи 1282 ГК РФ). В пункте 2 статьи 1338 ГК РФ содержится правило о том, что публикатор не вправе обнародовать произведение, если это запрещено автором. Причем ошибочно сделана отсылка к пункту 3 статьи 1268, в то время как ее надо было дать к пункту 3 статьи 1282 ГК РФ. Данная ошибка подлежит исправлению посредством внесения соответствующих изменений в статье 1338 ГК РФ.
Более того, указанное ограничение в период действия исключительного права является ограничением авторского права, а в тех случаях, когда исключительное право не действует, выступает как запрет на обнародование произведения. Такое ограничение может сопровождаться различными условиями («обнародовать через 50 лет после моей смерти», не издавать на иностранных языках» и т.п.)205.
Примером нарушения подобной нормы может служить опубликование сыном известного русского писателя В. Набокова незавершенного романа «The Original of Laura» («Лаура и ее оригинал») вопреки воле его отца, выраженной в завещании206.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика гражданско-правовых способов защиты авторских прав 8
1.1. Понятие и правовая природа гражданско-правовых способов защиты авторских прав 8
1.2. Система гражданско-правовых способов защиты авторских прав 20
Глава 2. Особенности защиты личных неимущественных и исключительных прав 33
2.1. Гражданско-правовые способы защиты личных неимущественных прав автора 33
2.2. Гражданско-правовые способы защиты исключительных прав автора 52
Глава 3. Гражданско-правовая защита авторских прав в условиях развития информационного общества 74
3.1. Проблемы гражданско-правовой защиты авторских прав в условиях развития цифровых технологий (международный опыт) 74
3.2. Гражданско-правовая защита авторских прав в Российской Федерации на современном этапе развитии информационных технологий 84
Заключение 97
Список литературы 104
Ответственность за нарушение авторских прав
Вопрос номер один при любом нарушении авторских прав: «а что мне за это будет?»
И в самом деле, зачастую единственным мотиватором воздерживаться от нарушения чужих интеллектуальных (в том числе и авторских) прав является не осознание сложности труда автора или благодарность создателю произведения, а банальное нежелание отвечать за свои неправомерные действия.
Несмотря на кажущуюся обывателю скупость правовых инструментов для преследования нарушителей, в действительности законодательство РФ может приятно удивить ассортиментом возможностей для привлечения к ответственности. При этом стоит заметить, что за совершение одного противоправного деяния, нарушитель может быть привлечён одновременно к гражданско-правовой и к уголовной (или административной) ответственности. Взаимоисключают друг друга в этом случае только административная и уголовная ответственность.
Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).
Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства. Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности , которые представляют собой нематериальные блага.
Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:
1) промышленную собственность;
2) авторское право.
Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.
Систему российского права интеллектуальной собственности составляют следующие институты :
А) авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства;
Б) права, смежные с авторским, – права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания;
В) патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
Г) право интеллектуальной собственности на товарный знак (знак обслуживания);
Д) право интеллектуальной собственности на фирменное наименование;
Е) право интеллектуальной собственности на топологии интегральных схем;
Ж) право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных;
З) право интеллектуальной собственности на селекционные достижения;
И) правоотношения в сфере коммерческой и служебной тайны.
Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это значит, что правовая система РФ включает в себя не только внутреннее законодательство, но и международное право, которое применяется наряду с российским. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Отсюда следует, что при конкуренции норм международного и российского права применяется международное право. Для того чтобы применять на территории РФ нормы международных актов, необходимо произвести процедуру ратификации международного акта или присоединиться к международному договору.
Систему международных актов, входящих в правовую систему РФ, составляют:
1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (для СССР и затем для России Конвенция вступила в силу с 1июля 1965 г.);
2) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (вступила в силу в 1968 г.);
3) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);
4) Договор о патентной кооперации 1970 г. (вступил в силу для СССР в 1978 г.);
5) Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (Россия совместно с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной; вступило в силу в том же году);
6) Евразийская патентная конвенция 1994 г. (страны бывшего СССР, вступил в силу в 1995 г.);
7) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (вступил в силу для СССР в 1973 г.);
8) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);
9) Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г. (Россия присоединилась в 1997 г.);
10) Международная (Римская) конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (вступила в силу в 2003 г.).
Программы для ЭВМ и базы данных (БД) относятся к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам.
Для признания права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется государственная регистрации. Однако для усиления правовой защищенности специалисты рекомендуют зарегистрировать объект в Патентном ведомстве РФ.
Узнать подробнее о регистрации программ ЭВМ и Баз данных
Защита прав на произведения и иные объекты действует в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет с момента смерти. Права же на произведения, опубликованные анонимно, действуют только 70 лет. После истечения обозначенного срока объект переходит в народное достояние, а значит, может использоваться любым лицом без согласия правообладателя (наследника или иного лица, которому было передано право). Также стоит отметить, что использование произведения, имеющего статус народного достояния, является безвозмездным.
Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:
- Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
- Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.
Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.
Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.
Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:
- восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
- признания прав автора или иного правообладателя
- прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
- публикации решения суда о допущенном нарушении
Привлечение к гражданско-правовой ответственности проходит в судебном порядке Конфискации оборудования, материалов, используемых или предназначенных для производства контрафакта.
Административная защита авторских прав распространяется на защиту произведения при ввозе, продаже, сдаче в прокат или при любом другом незаконном использовании. При нарушении авторских прав на нарушителя — организацию может быть наложен штраф до 40 000 рублей. Хотя сумма штрафа достаточно невелика, факт привлечения к административной ответственности поможет эффективно бороться с правонарушителем, в том числе привлечь его к гражданско-правовой ответственности.
Обязательным условием, которому должно соответствовать нарушение, для привлечения к административной ответственности является то, что нарушение права автора или правообладателя должно быть совершено с целью извлечения дохода.
Пользоваться своими и чужими произведениями в России разрешается согласно требованиям законодательства. Знание того, что относится к авторским правам, помогает сориентироваться в этом вопросе.
Кроме того, важно помнить, что один и тот же объект творческого труда может быть предметом приложения норм не только авторского, но и других институтов права. Тогда требуется принимать во внимание требования правового режима — в отношении как произведений, так и других юридических объектов.
Особенно важно точно придерживаться закона, когда произведения используются, чтобы получать прибыль. Поэтому, прежде чем опубликовать у себя на сайте, баннере или флаере чужое фото, разместить в рекламном объявлении чужой текст, стоит задуматься, не нарушите ли вы тем самым чьи-либо права.
С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характеризовалось низким уровнем охраны прав, как непосредственных создателей таких результатов, так и лиц, их использующих. Новые законодательные акты, ориентированные на современные социально-экономические потребности, приняты. В последнее время происходил процесс активного совершенствования соответствующего законодательства. Однако этот процесс нельзя считать завершенным.
Система защиты авторских и смежных прав, созданная в России, в целом обычно характеризуется как отвечающая мировым стандартам, требованиям международно-правовых актов. Вместе с тем Российская Федерация по-прежнему остается среди государств с одним из самых высоких уровней оборота контрафактной продукции. Не последнюю роль в этом играют отдельные недостатки правового регулирования защиты авторских и смежных прав [10, с. 32].
Актуальность темы. Существует ряд вопросов, которые не нашли до настоящего времени однозначного решения на теоретическом уровне, в отношении некоторых в законодательстве нет достаточной определенности, что вызывает проблемы практического характера. В частности, отсутствует единый подход к определению круга рассматриваемых способов защиты, к пониманию отраслевой принадлежности, места в системе этих способов некоторых специфических способов защиты, закрепленных гражданским законодательством. Детально такие вопросы в теоретических работах не исследовались. В области охраны интеллектуальной собственности можно отметить тенденцию усиления защиты интересов коммерческих обладателей исключительных прав. В сфере защиты авторских и смежных прав возникающие в связи с отмеченной тенденцией проблемы встают наиболее остро, поскольку здесь в наибольшей степени затрагиваются интересы правообладателей — физических лиц, таких как авторы и исполнители. Использование охраняемых объектов в Интернете породило специфические проблемы, связанные с защитой результатов творческой деятельности. Например, поиск эффективной правовой охраны использования технических средств защиты авторских и смежных прав поставил под угрозу поддерживаемый авторским правом баланс интересов правообладателей и пользователей.
Законодателем установлена единая общая система гражданско-
Масштабность незаконного
Степень разработанности темы в правовой науке составляют работы российских цивилистов в области авторского права и прежде всего Б.С. Антимонова, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, И.А. Грингольца, В.А. Дозорцева, В.Г. Камышева, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, В.И. Серебровского, А.П. Сергеева, Д.Н. Сутулова, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, А.К. Юрченко, а также специалистов в области международного частного права — М.М. Богуславского, Г.К. Дмитриевой, СБ. Крылова, М.Н. Кузнецова, Л.А. Лунца, Ю.Г. Матвеева, В.П. Шатрова.
Целью работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов охраны авторских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность охраны авторских прав в историческом и современном аспекте;
- дать общую характеристику гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав;
• рассмотреть правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.
Предметом исследования являются правовое регулирование и практическая реализация гражданско-правовых способов охраны авторских и смежных прав.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области охраны авторских прав.