Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма жилой площади на одного человека в 2024 году в Алтайском крае». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Один из основных факторов, влияющих на норму жилой площади, — социально-экономический фактор. Уровень доходов населения, уровень безработицы и уровень средней цены на жилье — все это существенно влияет на потребность в жилой площади. Чем выше уровень доходов и ниже уровень безработицы, тем больше люди могут позволить себе более просторное жилье, и наоборот. Также, если стоимость жилья растет, то норма жилой площади на одного человека может сокращаться, чтобы большее количество людей могло удовлетворить свои потребности в жилье.
Учетная норма и норма предоставления жилой площади
Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.
Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.
Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:
- предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
- жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.
Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.
Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.
Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.
Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.
Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.
1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:
- по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
- после прохождения службы по призыву;
- по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.
Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.
Прогнозирование изменений нормы жилой площади
Для прогнозирования изменений нормы жилой площади необходимо учитывать такие факторы, как уровень дохода населения, динамику рождаемости и смертности, уровень миграции, изменение социально-экономических условий проживания и другие факторы, которые могут повлиять на потребность в жилой площади. Анализ этих факторов позволяет определить дальнейшие тренды развития и предложить оптимальные решения для улучшения качества жизни населения.
Современные методы прогнозирования позволяют использовать математические модели и статистические данные для расчета нормы жилой площади. Такие модели учитывают различные параметры, включая развитие образования, здравоохранения, инфраструктуры и других сфер, которые влияют на формирование потребности в жилой площади. Это позволяет предвидеть изменения в долгосрочной перспективе и адаптировать жилищную политику соответственно.
Прогнозирование изменений нормы жилой площади необходимо для организации эффективного планирования городской среды и развития жилищного фонда. Это помогает оптимизировать использование ресурсов и обеспечить населению комфортные жилищные условия. Кроме того, такой прогноз помогает правительству принимать рациональные решения и осуществлять политику, направленную на улучшение жилищного сектора и качества жизни граждан.
Что такое норма жилой площади на 1 человека в квартире?
Согласно Жилищного кодекса, жилой площадью считается суммарный показатель площадей только жилых помещений (исключая ванную, туалет, кухню и подсобные помещения). Общая площадь квартиры содержит в себе квадратуру всех помещений.
Знание нормы жилой площади, приходящейся на 1 человека в жилом помещении, необходимо в следующих ситуациях:
- при обращении (подаче заявления) на постановку в очередь для улучшения жилищных условий;
- в случае переселения арендатора или собственника из квартиры на период проведения капитального ремонта;
- для расчета платы за услуги коммунального характера;
- при разделе квартиры (например, при разводе супругов);
- при выселении из жилого помещения владельца или арендатора.
Показатель жилой площади устанавливается в каждом регионе местными властями. Но он не может быть ниже 12 кв.м на человека, что закреплено Жилищным кодексом. В различных ситуациях используются свои нормативные значения.
Социальную норму расценивают как минимум, который должен получить человек при распределении фонда жилой недвижимости. Это главный критерий при выделении субсидий и воплощении других программ получения недвижимости. Показатель учитывается при принятии решения о выдачи субсидии на оплату услуг ЖКХ. В среднем по России социальная норма жилой площади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Но в некоторых регионах она несколько другая.
В Жилищном кодексе есть понятие нормы предоставления. Этот показатель используется при передаче квартир по договору социального найма или в случае стихийного бедствия. Фактически это максимально возможная для получения по площади недвижимость.
Для улучшения условий используют учетную норму. То есть это показатель минимального обеспечения человека жильем, который не может превышать норму предоставления.
Существуют классические показатели, которые используют при определении нормы:
- сколько в семье человек;
- региональные показатели обеспеченности населения жилыми квадратными метрами;
- тип помещения.
Усредненные показатели по стране будут следующими:
Количество кв. м |
Количество членов семьи, человек |
33 |
1 |
42 |
2 |
18 кв. м на каждого |
3 и более |
Существует еще такое понятие, как санитарная норма, и она равняется 6 кв. м. Критерий применяется при выделении места в общежитии, то есть меньше этой площади нельзя выделить для человека.
Увеличить жилые квадраты имеют право определенным категориям населения, но следует помнить, что они не могут превышать более чем в два раза нормированную квадратуру. В большинстве регионов равняется 18 кв. м.
Некоторые регионы страны
В среднем во всех субъектах РФ показатели примерно одинаковые, но все же есть некоторые отличия. Социальные нормы жилой площади на одного человека по регионам:
Наименование |
Предоставления, кв. м |
Учетная, кв. м |
Примечания |
Омская область |
18 |
15 |
|
город Краснодар |
18 |
10 |
|
Ростовская область |
18 |
6-10 |
|
Ярославская область |
17 |
12 |
|
город Екатеринбург |
16 |
10 |
|
города Красноярск и Ставрополь |
15-18 |
12 |
18 кв. м предусмотрено для одиноко проживающих соседей в квартире, а по 15 кв. м для каждого члена семьи |
город Новосибирск |
15 |
12 |
|
Пермский край |
15 |
13 |
|
Петропавловск-Камчатский |
15 |
13 |
|
Курганская область |
15 |
13 |
|
город Уфа (Башкортостан) |
14 |
12 |
|
город Нижний Новгород и область |
13 |
10-12 |
10 кв. м – минимальная норма для жителей отдельных домов и квартир, 12 кв. м – норма для коммунального жилья |
город Волгоград |
12-18 |
11 |
Социальная норма жилья (предоставления) в городе Самаре для одного проживающего человека предусмотрена на уровне 26 кв. м. Если речь идет о семье, то она может рассчитывать на получение площади из расчета 14 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из двух и более человек. Учетная норма в городе еще меньше. На одного человека в отдельной квартире или доме предусмотрено 11 кв. м, в коммуналке – 13 кв. м.
В городе Саратове, пожалуй, самая маленькая учетная норма. Эта цифра равняется 10 кв. м.
Регулирование представленной и учетной нормы осуществляется региональными властями. Из-за больших колебаний в уровне доходов в целом по стране Жилищный кодекс даже не дает критерии определению «малоимущие семьи».
Минимальная санитарная норма жилой площади в кодексе также не упоминается. На сегодняшний день эта переменная, которая используется только на уровне городов и областей. Иными словами, при определении нужды в расширении жилой площади показатель рассчитывается и учитывается местными властями.
Если в конкретном регионе учетная норма равняется 15 кв. м, а семья (4 человека) имеет квартиру в 55 кв. м, то она имеет право стать на учет как нуждающаяся в улучшении условий. Если же квартира 60 кв. м, то получается, что все в полном порядке и никаких улучшений не положено.
При определении размера субсидии подход несколько иной. Если норма предоставления составляет 20 кв. м, а социальная – 18 кв. м, по договору социального найма семья из 3 человек проживает на площади 65 кв. м, то льготы на коммунальные услуги будут распространяться только на 54 кв. м.
Фактически термин «социальная норма жилья» используется исключительно при формировании расчета субсидий и при расчете цен на оплату за коммунальные услуги. Законодательством разрешено получать определенные компенсации, если минимальные показатели не превышены.
Раздел 3. Факторы, влияющие на распределение
1. Демографические факторы
Распределение квадратных метров на человека в 2024 году будет зависеть от демографических факторов, таких как рост населения и его структура. Если численность населения будет увеличиваться, а новое жилье не будет строиться в достаточном количестве, то придется делить доступное пространство на большее число людей.
2. Географические особенности
Распределение квадратных метров на человека также будет зависеть от географических особенностей. В разных регионах страны может быть различное количество жилых площадей на каждого человека. Например, в крупных городах, где высокой плотности населения, вероятно будет меньше площади на человека, чем в отдаленных сельских районах, где население размазано по большей территории.
3. Экономические условия
Распределение квадратных метров на человека в 2024 году будет также зависеть от экономических условий. Если страна будет находиться в экономическом кризисе или если уровень безработицы будет высоким, это может означать сокращение инвестиций в жилищное строительство и, как следствие, меньшее количество жилых площадей на человека.
4. Политические решения
Распределение квадратных метров на человека может быть также определено политическими решениями. Государственная политика в области жилищного строительства может влиять на количество доступного жилья и, следовательно, на площадь, приходящуюся на каждого человека. Например, государство может субсидировать строительство жилья для населения или вводить жилищные программы с целью улучшения условий проживания.
Что это за показатель и как его рассчитать
Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:
- Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
- Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
- Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Есть еще санитарная норма на 1 человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.
Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.
Кто имеет право на служебное жилье для государственных служащих и государственных работников?
- Военнослужащие – военные части и другие воинские подразделения могут предоставлять своим сотрудникам служебное жилье в соответствии с законодательством.
- Силовики – сотрудники МВД, ФСБ, ГСУ, ФСИН и других силовых структур имеют право на предоставление служебного жилья в зависимости от должности и заслуг перед государством.
- Судьи и работники судов – суды могут предоставлять служебное жилье своим судьям, прокурорам, следователям и другим работникам правоохранительных органов.
- Медицинские работники – врачи, медсестры и другие работники здравоохранения, проработавшие определенное время на государственных должностях, могут получить служебное жилье.
- Исследователи и ученые – работники академий наук и научных институтов, занимающиеся научной деятельностью на государственной службе, имеют право на предоставление служебного жилья.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
Учетная норма жилплощади на одного человека
Сколько составляет норма жилплощади на одного человека? Эти сведения важно знать каждому гражданину, поскольку в противном случае не удастся решить вопрос, касающийся разделения жилой площади, определения порядка расселения, разрешения конфликтной ситуации о разделении объекта и т.д.
Внимательно изучив статью, можно узнать, какие нормы расчета используются в настоящее время в России.
Стандартной нормой жилой площади является:
- 18 кв.м. на 1 человека;
- 42 кв.м. на семью, в состав которой входит два человека;
- немногим больше 30 кв.м. для семьи, состоящей из трех членов и более.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ учетная норма не должна быть меньше 12 кв.м. на человека.
Норма жилой площади по учету
Несколько иначе то, сколько квадратных метров положено на человека, определяет учетная норма. Собственно, по самому термину можно понять его значение: если на жильца в помещении приходится меньшее пространство, он вправе встать на учет в местном муниципалитете как нуждающийся в улучшении условий по жилью.
Норма эта в основном касается людей, проживающих в муниципальном или государственном жилье. У себя в квартире владелец вправе жить как угодно, и претендовать на дополнительную площадь он обычно не вправе, хотя в некоторых случаях учетная норма применяется и к квартирам, которые находятся в частной собственности. Например, по договору коммерческого найма владелец (точнее, наймодатель) может запретить нанимателю принимать временных жильцов, если в итоге на каждого человека в квартире будет приходиться меньшая площадь, нежели та, что установлена законом.
Определение учетных норм тоже находится в компетенции местной власти. Вот примеры лишь некоторых норм из разных городов России:
- Москва — 10 квадратных метров для отдельных квартир и 15 — для коммуналок;
- Воронеж — 11 квадратных метров;
- Ярославль — 12 квадратных метров;
- Омск — 15 квадратных метров;
- Белгород — 15 квадратных метров.
Раздел 4. Технологические изменения в строительстве
В 2024 году отмечаются значительные изменения в строительной отрасли, связанные с внедрением новых технологий.
Вместе с развитием цифровизации и автоматизации процессов, строительство претерпевает кардинальные изменения.
Использование 3D-моделей и виртуальной реальности позволяет осуществлять более точное планирование и предвидение возможных проблем, что способствует более эффективному использованию площадей.
Применение дронов в строительстве позволяет быстро и точно осуществлять инспекцию объектов, контролировать процесс строительства и обеспечивать безопасность на территории строительной площадки.
Внедрение строительных роботов и автоматических систем облегчает физическую нагрузку на рабочих и повышает точность и качество строительных работ.
Также, важным этапом технологических изменений является применение экологически чистых материалов и конструкций, что способствует сокращению отрицательного воздействия на окружающую среду и повышает уровень комфорта воздуха и теплоизоляции.
Технологические изменения в строительстве позволяют более эффективно использовать имеющиеся площади и создавать более комфортные и экологически чистые жилые пространства.
Раздел 6. Обсуждение и взгляды экспертов
Одним из мнений является то, что в 2024 году количество квадратных метров на человека должно быть не менее 30. Такой подход основан на здравом смысле и комфортном проживании каждого человека. Больше пространства позволяет людям чувствовать себя более комфортно и свободно.
Другие эксперты предлагают иное решение. Некоторые считают, что количество квадратных метров на человека не должно быть фиксированным показателем. Эти эксперты утверждают, что вместо этого необходимо учитывать факторы, такие как густота населения в определенном регионе, социально-экономический статус и потребности населения. Они аргументируют свою точку зрения тем, что в разных регионах и у разных людей могут быть разные потребности в жилье и количество квадратных метров не может быть одинаковым для всех.
В то же время, некоторые эксперты подходят к вопросу более практически и предлагают рассмотреть варианты инициатив, направленных на оптимизацию использования доступного пространства. Они обсуждают возможность развития компактного жилья, использования общественных пространств, улучшения инфраструктуры и транспортной системы, чтобы сделать жилые районы более удобными и доступными.
Все эти точки зрения имеют право на существование и должны быть учтены при разработке политики, регулирующей количество квадратных метров на человека. Общий консенсус состоит в том, что государство и общество должны стремиться обеспечить каждого человека достойным жилым пространством, учитывая баланс между индивидуальными нуждами и общественным благополучием.