Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разглашение коммерческой тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Недостаточно собрать работников и сказать им: только никому не рассказывайте. Точнее, сделать так можно, только никаких ограничений по закону это на них не накладывает. Если хотите всё сделать правильно, алгоритм следующий.
Какие сведения составляют коммерческую тайну
Какие сведения могут составлять коммерческую тайну:
- производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере,
- сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п.2 ст.3 98-ФЗ).
Перечень информации не подлежащей разглашению, каждая организация вправе установить самостоятельно, при этом необходимо учитывать перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст.5 98-ФЗ):
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.
За разглашение работником коммерческой тайны нельзя взыскать неустойку
Женщина работала в компании на должности ведущего юриста. При трудоустройстве она подписала соглашение о неразглашении коммерческой тайны и дала обязательство взаимодействовать с клиентами только в рамках заданий руководства.
Через полгода ведущий юрист уволилась, но продолжила работать с клиентами бывшего работодателя.
Юридическая фирма обратилась в суд с требованием взыскать с нее 500 тыс. рублей неустойки, предусмотренной соглашением, так как режим коммерческой тайны действовал еще три года после увольнения.
Районный суд требования юрфирмы не удовлетворил, а суд апелляционной инстанции оставил это решение в силе.
Судьи отметили, что неустойка взыскивается в силу ст. 330 ГК РФ со стороны гражданско-правового договора. В данном случае разногласия произошли в результате трудовых отношений, поэтому спор разрешается по нормам трудового законодательства. Между сторонами возник индивидуальный трудовой спор, и положения ГК здесь неприменимы.
Трудовой кодекс не допускает установления дополнительного вида ответственности за нарушение обязательств из трудовых отношений. По ТК РФ работник должен возместить ущерб, причиненный работодателю своими действиями, однако доказательств, что такой ущерб действительно был причинен юрфирме, не было.
(Апелляционное Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2019 № 33-19819/2019).
Как защитить информацию коммерческой тайной
- Определите, какие данные следует держать в секрете. Документы, в которых указана эта информация, должны быть помечены «Коммерческая тайна».
- Ограничьте доступ к этой информации, установив порядок обращения с ней. Сотрудники не должны наткнуться на эти данные случайно. Соответственно, необходимо определить, кто, как и почему может знакомиться с секретными сведениями.
- Отдайте на подпись сотрудникам, допущенным к секретам, договор о неразглашении. В нём должно быть указано, что является коммерческой тайной, сколько лет её нужно хранить, какие санкции ждут за разглашение.
В процессе засекречивания данных необходимо составить Положение о коммерческой тайне. Строгой формы для этого документа нет, но в нём стоит отразить следующие моменты.
Меры по охране конфиденциальности информации
Для того чтобы она обрела положение охраняемого объекта по положениям закона, фирма вправе осуществить комплекс мероприятий:
- определение списка сведений, имеющих признаки коммерческой тайны;
- ограничение допуска к ней со стороны третьих лиц;
- определение особенного режима работы с секретными данными;
- контроль над порядком обращения со сведениями, относящимися к коммерческой тайне;
- ведение учета персонала, допущенного к данным, являющимся секретными;
- определение в трудовом контракте порядка ее использования;
- нанесение на охраняемые законом данные гриф под наименованием «коммерческая тайна».
Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну
В организационном плане работу по определению сведений, которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.
На первом этапе будет необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.
В этом приказе следует указать следующую информацию:
-
состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;
-
категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);
-
порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;
-
сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.
Понятие коммерческой тайны
Понятие коммерческой тайны (КТ) регулируется в нашей стране законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. КТ — это особый режим, который сохраняет конфиденциальность информации, обладатель, которой может получить какую-либо коммерческую выгоду, например, получить дополнительные прибыли или сократить расходы, занять долю рынка и т. д. Данные, которые попадают под КТ, могут быть любого вида и должны иметь коммерческую ценность в связи с их засекреченностью от третьих лиц.
Кто же вправе определять, какая информация может попадать под режим КТ, и есть ли ограничения на это? Согласно п. 1 ст. 4 закона № 98-ФЗ обладатель информации имеет право отнести эту информацию к попадающей под режим КТ. Обладателем информации является тот, кто владеет ей на законных основаниях. Обладатель может дать доступ к секретной информации на условиях неразглашения, может передать третьему лицу по договору, может предоставить госорганам. Однако существует установленный законодательно перечень данных, распространение которых не может ограничиваться КТ.
Вопросы защиты информации регламентируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О коммерческой тайне», Законом РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а также Федеральным законом «О персональных данных».
Информацией, составляющей коммерческую тайну, являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также данные о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Поэтому каждая компания вправе ввести режим коммерческой тайны в отношении своих секретных данных, но не обязана этого делать. А вот обязанность организации по защите персональных данных сотрудников прямо предусмотрена законом, и за разглашение этих данных виновные лица могут быть привлечены к ответственности.
Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 86-ФЗ) - о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну
- Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
- В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
- Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ) - На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении
- Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
- Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
- В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых правоотношений в РФ
П. 6 ст. 11 закона РФ о коммерческой тайне конкретизируются обязанности руководителя организации по охране конфиденциальной информации, которые должны включаться в трудовой договор.
Кроме того, п. 7 ст. 11 введена ответственность руководителя, включая возмещение причиненных им убытков, вызванных его виновными действиями в связи с нарушением закона о коммерческой тайне.
При этом нормы закона № 98-ФЗ о коммерческой тайне являются вполне прикладными. Так, апелляционная коллегия Свердловского облсуда своим апелляционным определением от 24.04.2015 по делу № 33-5570/2015 установила, что истец была уволена по основаниям, предусмотренным подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (за разглашение охраняемой законом тайны в связи с исполнением трудовых обязанностей), законно, так как работодатель установил в отношении сведений, которые она передавала третьим лицам, режим КТ, о чем она извещена и ознакомлена под расписку.
Мероприятия в организации защиты от утечки
Чтобы секретная информация не попала в третьи руки необходимо проводить следующие мероприятия:
- Организовать защиту коммерческой тайны в организации.
- Ограничить доступ к секретной информации сотрудникам, которым её знание не требуется для работы.
- Снижение текучести кадров, участвующих в использовании важной для предприятия информации.
- Установка секретных паролей на электронные носители сведений, которые являются коммерческой тайной.
- Разработка внутреннего регламента документооборота с целью защиты ценной информации от посторонних лиц и работников, не имеющих право доступа к ним.
- Доведение до сведения сотрудников о возможной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений.
7.1. Ответственность за разглашение сведений, составляющих КТ, несет персонально каждый сотрудник Предприятия, имеющий доступ к этим сведениям и допустивший их разглашение. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами, а также трудовым и гражданско-правовым договорами.
7.2. По факту разглашения сведений, составляющих КТ, на Предприятии проводится служебное расследование.
7.3. Служебное расследование проводится в минимально короткий срок, но не более одного месяца со дня обнаружения факта разглашения сведений, составляющих КТ.
7.4. При наличии в действиях лица, допустившего разглашение сведений, составляющих КТ, признаков административного правонарушения или преступления руководство Предприятия имеет право обратиться в правоохранительные органы для привлечения его к ответственности в соответствии с действующим законодательством. В случае если действия лица, разгласившего сведения, составляющие КТ, причинили экономический вред, и при отказе добровольно возместить его руководство Предприятия имеет право обратиться в суд для защиты своих интересов.
4.1. Сведения о разработке и внедрении программных средств и технологических комплексов обработки информации:
- алгоритмы работы программного обеспечения;
- учетные данные пользователей компьютерных систем Предприятия;
- время, методы и каналы связи, применяемые при обмене информацией с объектами Предприятия, клиентами, контрагентами;
- методы и порядок архивации данных;
- секретные ключи электронной цифровой подписи и шифрования криптографических систем защиты информации;
- сведения о сотрудниках Предприятия, отвечающих за хранение, сохранность и охрану, а равно о местах хранения документов, содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну.
4.2. Сведения об используемых программных и аппаратных средствах обеспечения информационной безопасности.
4.3. Сведения об оснащенности объектов, охраняемых Предприятием, сетями и комплексами связи, коммутации и электропитания.
Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны
За нарушение действующего законодательства РФ о коммерческой тайне предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Так, в случае умышленного разглашения информации, составляющей коммерческую тайну работодателя или его контрагентов, работник получивший доступ к такой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей несет дисциплинарную ответственность при условии отсутствии в его действиях состава преступления.
Например, на основании подпункта «в», пункта 6 статьи 81 Трудового Кодекса РФ, за разглашение работником охраняемой законом государственной, коммерческой, служебной и иной тайны, которая стала ему известна в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя.
При этом аналогичная ответственность предусмотрена и за разглашение персональных данных другого работника. Гражданско-правовая ответственность возлагается на государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица которых получили доступ к конфиденциальным сведениям за их разглашение или незаконное использование.
Кроме того, к ответственности может быть привлечено любой лицо, у которого не было доступа к сведениям, считающимся коммерческой тайной и использовавшее конфиденциальную информацию, без достаточных на то оснований. Незаконным считается и такое использование информации, составляющей коммерческую тайну, когда доступ к ней был получен в результате случайности или ошибки.
В аналогичных ситуациях ответственность может быть заменена принятием мер по охране конфиденциальной информации, если на то есть воля ее обладателя. Однако если виновное лицо откажется от принятия необходимых мер для охраны сведений, являющихся коммерческой тайной, ее владелец может в судебном порядке защитить свои права.