Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Локальные нормативные акты организации: виды, порядок принятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субъекты ТП – это физические лица, юр.лица, коллективные образования, не обладающие признаками юр.лица, должностные лица, являющиеся носителями субъективных прав и обязанностей, закрепленных в нпа и вступающие в ИТО и ООТТ.
С появлением новых экономических отношений, безработицы появились новые субъекты трудового права: служба занятости и безработный в отношениях по подысканию работы и трудоустройству, а также новые субъекты социально-партнерских отношений на уровнях выше предприятия, организации. Появились и ранее неизвестные субъекты разрешения трудовых споров: государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, примирительные комиссии, посредники и трудовой арбитраж.
Субъекты трудового права являются сторонами правоотношений трудового права и как таковые — носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей.
Виды субъектов трудового права мы определяем применительно к составу общественных отношений, являющихся предметом трудового права. При этом один и тот же субъект, например работодатель или работник, может быть субъектом не одного, а одновременно нескольких отношений трудового права (например, трудового отношения, отношения по материальной ответственности за вред, отношения по рассмотрению трудовых споров).
Поскольку субъекты трудового права имеют на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и реализации они должны иметь:
трудовую правоспособность — признаваемую законом способность иметь трудовые права и обязанности;
трудовую дееспособность — способность по трудовому законодательству осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности;
трудовую деликтоспособность — признаваемую трудовым законодательством способность отвечать за трудовые правонарушения.
Субъекту необходимо обладать трудовой правосубъектностью, это свойство связано с государственном признанием за субъектом способностей быть участником ИТО и ООТТ.
Основания классификации:
1) в зависимости от правоотношений, в которые они вступают (ИТО и ООТТ)
2) в зависимости от количественного состава субъектов (индивидуальные и коллективные)
3) в зависимости от места функционирования субъектов: в организации (комиссия по трудовым спорам) и за ее пределами (ФИС)
4) в зависимости от степени самостоятельности субъектов: единоличные и действующие совместно с другими субъектами.
5) в зависимости от объема полномочий (субъекты, обладающие совещательными полномочиями – профсоюз, субъекты, обладающие разрешительными (окончательными) полномочиями
Субъекты Трудового права:
1) индивидуальный субъект – работодатель (ст. 20 ТК) закрепляется, что работодатель – физ.лицо может быть таковым, в 2х видах:
А) обладает статусом ИП
Б) не обладая статусом ИП
Ст.20 ТК устанавливает, что по общему правилу работодателем может быть лицо, достигшее 18-летнего возраста, исключение предусмотрено ГК. В качестве ИП выступают физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие ИПБОЮЛ, к ним приравниваются частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные лица, чья профессиональная деятельность требует государственной регистрации и лицензирования.
В качестве работодателей могут выступать и физические лица, не являющиеся ИП, они могут вступать в трудовые отношения в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Это лица, обладающие потребительской собственностью.
Статус работодателей – физических лиц, не обладающих статусом ИП, отличается от правового статуса ИП:
А) они не вправе принимать локальные НПА (ст8 ТК РФ);
Б) не вправе делать записи в трудовых книжках
В) обязаны регистрировать ТД с работником, его изменение, дополнение и прекращение в соответствующем органе по труду (районный центр занятости)
2)представитель интересов работодателя (ст.20 ТК – права и обязанности работодателя могут осуществляться им самим, либо органами управления юр.лица, или иными лицами, уполномоченными на то в соответствующем законом порядке. В ТП таким субъектом выступает руководитель организации, в корпоративном праве (единоличный исполнительный орган), особенности его правового статуса закреплены в ст273-281 ТК РФ.
Что такое локальные нормативные акты: расшифровка ЛНА и смежных понятий
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса России, взаимоотношения между работодателями, сотрудниками, партнерами и потребителями регулируются не только законами, действующими на территории страны, но и внутренними положениями самого предприятия. Конечно же, юридическое лицо устанавливает какие-либо правила только в пределах собственной компетенции, с учетом всех допустимых регламентов. Исходя из определений, представленных в ст. 8 ТК РФ, можно понять, что под термином о классическом НПА принято понимать документ, содержащий нормы трудового права, и принимаемый корпорацией в дозволенных рамках.
Примерами подобной документации становятся всевозможные нормативы текущего распорядка, графики отпусков, таблицы рабочих смен, должностные инструкции, положения о коммерческой тайне, свидетельства об обработке персональных данных третьих лиц и так далее. Как уже говорилось ранее, полный перечень ЛНА варьируется в зависимости от запросов и рода деятельности самой организации.
Локальные нормативные и правовые акты НПА: примеры процессов разработки, утверждения и согласования
Итак, процедура по составлению ЛПА также должна быть подвергнута тщательному разбору, в том числе и путем оформления отдельного документа, рассказывающего ответственным сотрудникам о том, как и что им нужно сделать. Причем в создании как такого, основного инструкционного базиса, так и всех последующих бумаг, могут принимать участие не только топ-менеджеры, но и руководители отделов, старшие мастера, специалисты в области бухгалтерии, кадровики и экономисты. После того как шаблон включил в себя абсолютно все прописные детали, его следует согласовать со всеми вовлеченными отделениями предприятия. Итоговый контроль — проверка со стороны органа, представляющего интересы самих сотрудников. Правоприменительные полномочия такой структуры приводятся в ст. 327 ТК РФ.
Основные требования, предъявляемые к локальным нормативным актам
Можно выделить два вида требований, предъявляемых к ЛНА: правовые и оформительские. Согласно Трудовому кодексу, ЛНА:
- могут приниматься единолично работодателем, но в некоторых случаях необходимо согласовать их с представителями сотрудников данного предприятия (эти случаи указаны в ТК);
- не могут предусматривать условия работы хуже, чем гарантированно ТК, а также коллективным договором предприятия и иными соглашениями (например, с профсоюзами);
- носят обязательный характер, за их неисполнение предполагается ответственность как работника (дисциплинарная), так и работодателя (административная).
Требования к оформлению локальных нормативных актов соответствуют правилам написания официальных документов.
Они в обязательном порядке должны содержать название предприятия, наименование документа (например, «Положение о…»), дату его регистрации, место составления. Кроме того, ЛНА имеют определенную структуру, состоящую из следующих частей:
- Общие положения. Это вводная часть, где прописывается перечень освещаемых проблем, юридическая основа документа, группы лиц, которые попадают под действия этого акта.
- Основная часть: суть документа.
- Заключительные положения: могут содержать различные организационные вопросы, связанные с этим актом. В частности, порядок вступления его силу, а также его отмену.
- Приложения: не являются обязательной частью. В них могут более подробно освещаться отдельные вопросы, на которые ссылаются в основной части, а также приводиться формы бланков внутренней документации.
Общие требования к локальным нормативным актам организации
К основным общим требованиям можно отнести следующие требования:
-
локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников в случаях, установленных Трудовым кодексом;
-
нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;
-
локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
-
локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.
Зачем составлять локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс
Зачем принимать локальные акты, если можно работать по нормам Трудового кодекса?
ЛНПА позволяют:
- Адаптировать трудовое законодательство к индивидуальным особенностям конкретной компании
- Четко установить права и обязанности в отношениях «работодатель – сотрудник» в части, не урегулированной общими нормами
- Ввести дополнительные правила, необходимые для повышения производительности труда и дисциплины
- Подробно регламентировать индивидуальную работу с отдельно взятым сотрудником
- Создать законные рычаги административного воздействия на работников
- Обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность компании (с помощью локальных актов, регламентирующих внутрирежимные условия безопасности, правила техники безопасности, работу с базами данных, коммерческую тайну, приемы противодействия хищениям и мошенничеству).
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ЛНПА – ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ФИРМЫ И РУКОВОДСТВА.
Локальные нормативные акты
Локальные нормативные акты, занимая низшую ступень в системе источников трудового права, не должны противоречить законам и иным нормативным актам и соглашениям, а также имеют ограниченную сферу действия (в пределах соответствующей организации – работодателя или индивидуального предпринимателя).
Основой для их принятия является общее дозволение работодателям, вытекающее из природы работодательской власти.
Приняты локальные нормативные акты могут быть не по любым вопросам. Объективным ограничителем полномочий работодателя служит компетенция последнего, которая определена законодательством. Различают акты, принимаемые работодателем самостоятельно и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. С учетом мнения профсоюзного органа работодатель принимает локальные нормативные акты только в случаях, предусмотренных законом, подзаконными актами, коллективным договором, соглашениями. Так, работодатель учитывает мнение работников при установлении систем оплаты и стимулирования труда, в том числе повышенных размеров оплаты за работу в ночное время, сверхурочное время, в выходные и праздничные дни; при введении новых норм труда, суммированного учета рабочего времени; при утверждении правил внутреннего трудового распорядка; при разработке инструкций по охране труда. В иных случаях работодатель принимает локальные нормативные акты самостоятельно (положения о порядке обработки персональных данных, о командировочных расходах, должностные инструкции и пр.).
Закон не предусматривает перечня локальных нормативных актов, однако установил важное правило: локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников и противоречащие законодательству, коллективному договору, соглашениям либо принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа, являются недействительными. Они могут быть оспорены в суде или в инспекции по труду.
Значение локальных нормативных актов велико, так как они позволяют более гибко и эффективно регулировать трудовые отношения, учитывать специфику условий труда работников у конкретного работодателя и его финансовое положение.
Локальные нормативные акты по охране труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Согласно ст. 212 ТК РФ он не имеет права допускать к работе лиц, не прошедших в установленном Порядке обучение и инструктаж по охране труда.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.
Во всех без исключения организациях вопросами охраны труда занимается либо служба охраны труда, либо штатный специалист по охране труда, либо физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги в области охраны труда, с которым организация заключила гражданско-правовой договор.
Организации, в которых числится более 100 работников, создают службу охраны труда в обязательном порядке. Остальные организации имеют право выбора между службой, штатным специалистом или физическим либо юридическим лицом.
Ответственность за отсутствие ЛНА в компании.
За отсутствие обязательных локальных нормативных актов в организации вы получите штрафы при первой же проверке государственного инспектора труда:
- его должностных лиц — на сумму от 1000 до 5000 рублей;
- организацию в целом — от 30 000 до 50 000 рублей;
- ИП — от 1000 до 5000 рублей.
Порядок принятия локальных актов
Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен ЛА, например положением о порядке принятия ЛНА организации.
Разработка ЛА осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.
При этом, как правило, каждый разработанный ЛНА проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.
Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.
В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект ЛНА и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом ЛНА либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять ЛНА, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.
Понятие и роль локального правового регулирования труда. Органы и правила локального нормотворчества, обязательные локальные нормативные акты о труде
Локальное регулирование труда:
1. Осуществляется непосредственно в организации, у работодателя;
2. Оно направлено на упорядочение, нормирование общественно-трудовых отношений, складывающихся у данного работодателя;
3. Является производным от централизованного правового регулирования и осуществляется путем реализации полномочий на локальное регулирование, установленных законом;
4. Характеризуется бОльшим динамизмом, нежели централизованное;
5. Осуществляется в нормативном (путем принятия локальных НПА) и договорном порядке (осуществляется путем заключения, изменения и дополнения работниками и работодателями коллективных и трудовых договоров (ст.9 ТК РФ));
Локальные нормативные акты устанавливают правовые нормы, правила поведения, обязательные для неопределенного круга работников, работающих в данной организации у данного работодателя, рассчитанное на неоднократное применение, действующее независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
При принятии локальных нормативных актов должны быть соблюдены предусмотренные законом требования процедуры принятия локальных нормативных актов.
Локальные НПА принимают:
1. Работодатели единолично, за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями в пределах своей компетенции
2. Работодатели с учетом мнения представительного органа работников – профком, в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими ФЗ, или иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч.2 ст.8, ст. 372 ТК РФ). Мнение профкома носит рекомендательный характер и не является обязательным для работодателя.
Локальные нормативные акты (ст. 8 ТК) — это акты местного значения, носящие нормативный характер. Они имеют обязательную силу и распространяют свое действие на всех или отдельные категории работников организации или индивидуального предпринимателя.
Виды локальных нормативных актов в сфере труда
Закрытого перечня видов локальных нормативных актов не содержится ни в трудовом законодательстве, ни в других его отраслях. Имеется лишь примерный перечень локальных нормативных актов, регулирующих внутренний трудовой распорядок.
В соответствии с частью первой ст.194 ТК к таким документам относятся:
— правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР);
— должностные инструкции работников;
— графики работ (сменности);
— положения и инструкция по охране труда и технике безопасности;
— коллективные договоры, соглашения;
— другие локальные нормативные акты по вопросам труда.
Таким образом, можно выделить следующие виды локальных нормативных актов:
— по предмету локального правового регулирования:
— локальные нормативные акты по общим вопросам найма, которые распространяются на различные группы трудовых и связанных с ними отношений (устав организации, ПВТР, положение о персонале, положение о контрактной системе найма);
— локальные нормативные акты по вопросам специального характера, которые относятся только к определенным категориям работников (положения о найме административного персонала, должностные инструкции) или регулируют отдельные аспекты трудовых и связанных с ними отношений (штатное расписание, положения об оплате труда, о премировании, положения об избрании по конкурсу, табели учета рабочего времени, графики отпусков, графики сменности и т.п.);
— по сфере действия:
— локальные нормативные акты, распространяющиеся на несколько юридических лиц. Это довольно редкая группа локальных актов, принимаемых в концернах, холдингах, транснациональных корпорациях. К ним могут быть причислены локальные акты, принимаемые по вопросам как общего, так и специального характера;
— локальные нормативные акты, распространяющиеся в целом на одно юридическое лицо. К этим документам относятся практически все вышеуказанные внутренние акты по общим вопросам найма, а также положения об оплате труда, о премировании, иногда — штатное расписание;
— локальные нормативные акты, распространяющиеся на отдельные подразделения в рамках юридического лица (положения о филиалах, представительствах, иных структурных подразделениях);
— по времени действия:
— локальные нормативные акты, принимаемые на неопределенный срок (ПВТР, положения об оплате труда, о премировании, о контрактной системе найма, должностные инструкции). Срок действия данных актов, как правило, не ограничивается, а следовательно, они действуют до принятия новых локальных актов по тем же вопросам;
— локальные нормативные акты, принимаемые на определенный срок (графики отпусков, графики сменности, иногда — штатные расписания);
— в зависимости от характера процедур, используемых при принятии акта:
— единоначальные, то есть принимаемые непосредственно нанимателем без участия представительных органов работников (например, должностные и рабочие инструкции, положения о персонале);
— совместные, то есть принимаемые нанимателем и представительным органом работников. По действующему законодательству о труде Беларуси к ним относятся коллективные договоры и соглашения, хотя, по нашему мнению, это сделано законодателем некорректно в силу противоречия правовой природы данных источников трудового права;
— согласительные, то есть принимаемые нанимателем по согласованию с профсоюзом (например, графики работ и сменности, положение о нестандартных режимах рабочего времени, графики отпусков);
— в зависимости от наличия законодательного регулирования соответствующего локального нормативного акта:
— поименованные, то есть возможность которых предусмотрена в ТК или ином акте трудового законодательства (например, ПВТР, графики отпусков, должностные инструкции);
— непоименованные, выработанные правоприменительной практикой или разработанные нанимателем в разовом порядке на основе его нормативной власти. К таким актам можно отнести, например, положение о персонале.
Локальные акты: что это такое
Компания в лице ее руководителя имеет право на создание тех локальных актов, которые отвечают ее потребностям. Вместе с тем, в любой организации должны быть и те акты, что считаются обязательными. На крупном предприятии со множеством подразделений и отделов разработкой ЛНА обычно занимается служба по кадрам. В маленьких компаниях зачастую обязанности кадровика выполняет сам руководитель. Но в любом случае он должен иметь четкое представление о том, какие документы относительно трудовых отношений обязаны быть в компании.
ЛНА создаются для того, чтобы компания либо организация смогла соотносить нормы трудового законодательства с особенностями своей деятельности. Основное правило создания таких актов заключается в следующем: они не могут ухудшать условия, в которых работают сотрудники компании.
К обязательным относятся ЛНА, наличия которых требует трудовое законодательство, в частности:
- правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);
- документ, устанавливающий систему оплаты труда (положение об оплате труда) (ч. 4 ст. 135 ТК РФ);
- документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
- документ, регламентирующий порядок хранения и использования персональных данных работников, например положение о персональных данных работников (п. 8 ст. 86 ТК РФ);
- акт, содержащий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (например, положение о ненормированном рабочем дне), если работникам организации трудовым договором установлен такой режим (ст. 57, 101 ТК РФ);
- акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
- акт, устанавливающий порядок и условия прохождения работниками подготовки или получения дополнительного профессионального образования, если работодатель принимает решение о необходимости направления работников на учебу, переобучение или (ч. 2 ст. 196 ТК РФ);
Нормы о режимах рабочего времени могут быть утверждены отдельным документом либо включены в ПВТР.