Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности обучения на курсах профессиональной переподготовки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.
Как реализуется самостоятельная работа в Академии?
Самостоятельная работа слушателей — учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
- Работа с учебными изданиями.
- Выполнение практических работ.
- Проверочные контрольные работы.
- Подготовка докладов, рефератов.
Длительность курса обучения зависит от нескольких факторов.
Во-первых, от того, какой тип получения дополнительного образования вы получаете: курс повышения квалификации или курс переподготовки.
Согласно 273-ФЗ «Об образовании» курсы повышения квалификации могут длиться от 16 академических часов (2 дня) до 249 часов (1,5 месяца). Курс профессиональной переподготовки – от 250 (1,5 месяца) до 1000 ак. часов (5-6 месяцев). Количество часов зависит от выбранной программы, от стажа работы по профессии, от требований профстандартов и ведомственных нормативных актов, от первоначального уровня образования самой специальности. Например, учитель русского языка освоит переподготовку на учителя истории быстрее, чем, допустим, врач, желающий стать учителем в школе. То есть для них количество часов в нагрузке будет отличаться.
Во-вторых, дистанционное обучение предполагает индивидуальный график обучения. Слушатель может выбирать темп обучения самостоятельно. Это очень удобно, так как учебные материалы доступны круглосуточно на учебном портале.
Режим и график обучения согласовывается с Институтом. Его можно менять: замедлить (например, в связи с отпуском или другими жизненными обстоятельствами) или ускорить. Максимально в день можно освоить 6-8 академических часов.
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:
- СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
- бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
- магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
- аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?
Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.
Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:
- средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
- высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
- специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
- научные центры (НИИ, лаборатории).
Отличия профессиональной переподготовки от повышения квалификации
Существует еще одна форма приобретения новых компетенций – повышение квалификации. Между этим видом получения знаний и профессиональной переподготовкой есть существенная разница. В первом случае речь идет о расширении возможностей работника в рамках своей специальности, во втором – об овладении новой профессией, как имеющей непосредственное отношение к имеющейся у человека, так и совершенно другой, предполагающей кардинальную смену деятельности.
Объединяют повышение квалификации и профессиональную переподготовку причины, по которым люди принимают решение о получении новых компетенций. Это и высокая конкуренция на рынке труда, и стремление повысить доход за счет овладения актуальными навыками, и желание реализовать свои амбиции через профессиональный рост.
Все это предполагает поддержание своих умений в актуальном состоянии, овладение смежными специальностями, соответствие постоянно растущим требованиям к уровню профессионализма сотрудников со стороны работодателей.
В ходе повышения квалификации человек совершенствует свои навыки, узнает о новых тенденциях, не выходя за пределы той специальности, которой он владеет. Этим объясняется малая продолжительность курсов – от 16 часов. В большинстве случаев срок обучения составляет несколько десятков часов, этого достаточно, чтобы ознакомить слушателей с профессиональными новшествами и обеспечить поддержание их знаний в актуальном состоянии.
В некоторых отраслях регулярное повышение квалификации является законодательно оформленным требованием. Обязательно проходить обучение на курсах предписывается сотрудникам финансовой сферы (бухгалтерам, банковским работникам, аудиторам), судьям, учителям, врачам, фармацевтам, работникам МВД.
По окончании курсов повышения квалификации слушатели получают удостоверение, подтверждающее, что они полностью прошли обучение и имеют право далее выполнять служебные обязанности.
Отличия переподготовки от второго высшего
Сначала давайте обозначим, что есть между ними общего: на выходе студент или специалист получает новые навыки, знания, а также документ, подтверждающий новую специальность.
Вот только отличий всё же больше:
Во-первых, при прохождении переподготовки, вас будут ждать лишь профильные предметы, никаких общеобразовательных дисциплин не будет, в отличие от получения полноценного второго высшего.
Во-вторых, второе высшее образование, как не трудно догадаться по названию, может получить лишь человек, имеющий первую «вышку». А на курсы переподготовки может пойти человек, который имеет за плечами и среднее профессиональное образованиеВ-третьих, курсы переподготовки занимают намного меньше времени. Если на получение второй «вышки» уходит 3.5 года, то на курсы переподготовки от двух месяцев до полутора лет.
В-четвертых, стоимость курсов профессиональной переподготовки существенно ниже, чем получение второго высшего образования.
Ну, и в-пятых, По ряду специальностей вы не сможете пройти переквалификацию без смежного образования. Иными словами, если вы не изучали лингвистику, но желаете стать преподавателем английского языка, то вам будет недостаточно курсов переквалификации по педагогическому профилю, вам ещё нужно иметь специальность лингвиста.
Профессиональная переподготовка или второе высшее: что выбрать
Мысли о смене компетенций посещают как молодых, так и опытных специалистов.
Согласно докладу «Индикаторы образования» 12,2% россиян в возрасте от 25 до 64 лет участвуют в дополнительном образовании: получают второе высшее образование и проходят курсы профессиональной переподготовки.
При этом на общем фоне особенно выделяются топ‑менеджеры компаний, из них 34,5% имеют два и более высших образований (по результатам исследования «Востребованность второго высшего образования: эмпирические оценки для руководителей компаний в России»).
Дополнительное образование может стать одним из путей к достижению успеха при построении карьеры. В статье мы сравнили два способа получения дополнительного образования: второе высшее образование и профессиональную переподготовку.
Переподготовка или второе высшее образование: в чем отличия? – ilex
Для начала разберемся в понятиях.
Высшее образование — это уровень основного образования. Оно включает две ступени .
Высшее образование |
I ступень |
Развитие личности слушателя, его интеллектуальных и творческих способностей. Получение специальной теоретической и практической подготовки |
Присваивается квалификация специалиста с высшим образованием |
II ступень |
Углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы |
Присваивается степень магистра |
На заметку
Второе высшее образование I ступени можно получить только при наличии основного высшего образования I ступени.
Обучение на II ступени высшего образования — право специалиста с высшим образованием .
Переподготовка входит в систему дополнительного образования взрослых . Она направлена на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей .
Чем отличается второе высшее от переподготовки
Второе высшее образование – это сокращенная форма высшего образования. Именно поэтому некоторые её ошибочно отождествляют с дополнительным профессиональным образованием.
Чтобы избежать путаницы, выделим основные отличия второго ВО от переподготовки:
Задачи обучения
Задача второго высшего образования – подготовка специалистов высокой квалификации. Задача профпереподготовки – обучить новым навыкам и компетенциям, необходимым для выполнения новой трудовой деятельности. Поэтому получить второе высшее можно исключительно на основе высшего образования. А профессиональная переподготовка доступна тем, кто имеет высшее среднее профессиональное образование.
Структура учебной программы
Программы второго высшего образования делятся на общую и специальную части. Изучение общей части программы по закону обязательно для всех, кто получает среднее профессиональное или высшее образование. Вам необходимо будет изучить следующие предметы: культура речи, философия и история, безопасность жизнедеятельности, логика, математика, экономика и т.д. Специальная часть включает учебные предметы, непосредственно связанные с профессией.
Стоимость обучения
Цены на программы переподготовки значительно ниже, чем на программы второго ВО (второе высшее – в среднем от 25 000 р, профпереподготовка – в среднем от 6000).
Форма обучения
Вузы предлагают в основном очную форму обучения и заочную – с обязательным посещением учебного заведения для сдачи экзаменов. В то же время в учреждении дополнительного профессионального образования вы можете пройти переподготовку дистанционно. Дистанционная форма позволяет слушателям учиться без отрыва от работы, из любого города и в любое удобное время. Без посещения учебного заведения. Сдача тестов и итогового экзамена происходит в системе дистанционного обучения.
- Второе высшее. Студент, успешно прошедший все курсы и аттестационные мероприятия, получает государственный диплом о высшем образовании, соответствующий всем ГОСТам. В зависимости от уровня пройденной программы, выпускнику может быть присвоена квалификационная степень «магистр», «бакалавр» или «дипломированный специалист»;
- Профессиональная переподготовка. Слушатель, после успешного прохождения программы, получает особый диплом о профессиональной переподготовке государственного образца. Полученная слушателем специальность, согласно этому диплому, является равноправной по отношению к той, которую слушатель уже получил ранее в вузе или техникуме. Лицо, успешно прошедшее переподготовку, получает законодательное право заниматься новым видом деятельности и официально становится в этой сфере специалистом соответствующей квалификации.
Зачем нужен диплом о профпереподготовке?
Потребность в дипломе о профпереподготовке может возникнуть у профессионала, который имеет желание и потребность изменить направление своей проф. деятельности. Так, юрист, специализирующийся на международном праве, может переквалифицироваться в адвоката по уголовным делам. Тоже самое касается учителей: учитель истории может получить новую специальность учителя русского языка и литературы.
Другой случай, когда нужна переподготовка, касается новой специальности и профессии. Например, юрист может стать педагогом, инженер юристом, учитель госслужащим и т.д. Правила получения новой специальности на базе имеющегося профобразования регламентируется также отдельными нормативно-правовыми актами. Например, для медицинских работников таковым является Приказ Минздрава №707.
Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать
Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.
Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.
Важно знать:
Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.
Почему это важно знать:
Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.
Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.
И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.
Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.
Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.
Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.
Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.
В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.
Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.
Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.
Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.
Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.
Рассмотрим этапы образования подробнее.
Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)
Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).
Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.
Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.
Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.
Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.
Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.
Отличия в оформлении дипломов
Диплом установленного образца |
Диплом государственного образца |
---|---|
Дата решения Аттестационной комиссии о присвоении квалификации. |
Дата решения аттестационной комиссии о выдаче диплома. |
Наименование учебной программы и её код в ОКСО (Общероссийском классификаторе специальностей по образованию). |
Вид профессиональной деятельности, на которую переучивался слушатель, и наименование присвоенной квалификации. |
Ф.И.О. и подписи ректора вуза и председателя Аттестационной комиссии вместе с их подписями. |
Ф.И.О. и подписи руководителя учебного центра и председателя Итоговой аттестационной комиссии. |
Специальное звание, которое указывает на ступень в обучении и название специальности |
— |
Регистрационный номер диплома, который вносится в базу данных университета. |
Регистрационный номер диплома по книге регистрации документов об образовании образовательной организации. |