Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на складе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно федеральному закону, все категории мест для хранения материалов, кроме В4 и Д, обязаны оборудоваться пожарной сигнализацией. Какая пожарная сигнализация складов при этом будет установлена, во многом зависит от вида хранимых в них материалов.
Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов
На территории города Москвы, в Капотне, находится крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие, обеспечивающее более трети рынка топлива столичного региона, снабжая в том числе Московский авиаузел.
Московский НПЗ — ведущий отечественный производитель современного дорожного битума и крупнейший налогоплательщик среди промышленных предприятий Москвы. От состояния пожарной безопасности данного предприятия зависит бесперебойное снабжение нефтепродуктами столичных АЗС, а также экологическая обстановка на юго-востоке Москвы.
Приказом МЧС России от 26.12.2013 № 837 утвержден и введен в действие СП 155.13130.2014. Свод правил. Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности».
Склады нефти и нефтепродуктов в зависимости от их общей вместимости и максимального объема одного резервуара подразделяются на категории согласно таблице 1.
Общая вместимость складов нефти и нефтепродуктов определяется суммарным объемом хранимого продукта в резервуарах и таре. Объем резервуаров и тары принимается по их номинальному объему.
Таблица 1
Категория склада | Максимальный объем одного резервуара, м3 | Общая вместимость склада, м3 |
I | — | более 100 000 |
II | — | более 20 000, но не более 100 000 |
IIIа | не более 5000 | более 10 000, но не более 20 000 |
IIIб | не более 2000 | более 2000, но не более 10 000 |
IIIв | не более 700 | не более 2000 |
Порошковое пожаротушение
Порошковое пожаротушение используется для локализации возгорания твердых, жидких, газообразных веществ, щелочных металлов и оборудования под напряжением. Нагреваясь, порошковая смесь забирает тепло у очага возгорания, значительно понижая температуру горения. В процессе нагревания порошковая смесь разлагается с выделением негорючих газов, препятствующих процессу горения.
Смешиваясь с горячим воздухом, порошковая смесь образует вокруг очага возгорания взвесь, предотвращающую поступление кислорода. Вещества, используемые для изготовления смеси служат ингибиторами процесса горения. Составные компоненты порошка осуществляют минимальное воздействие на поверхности оборудования и мебели.
Недостатком порошкового пожаротушения является низкая проникающая способность и вероятность загрязнения защищаемых предметов. Используется данный модуль пожаротушения в помещениях:
Требования пожарной безопасности
Так, пожарные требования по планировке склада ГСМнаходятся в прямой зависимости от категории безопасности хранилища, которая определяется по таблице:
Категория склада | Максимальный объем одного резервуара, м | Общая вместимость склада, м |
I | — | более 100000 |
II | — | более 20000, но не более 100000 |
IIIа | не более 5000 | более 10000, но не более 20000 |
IIIб | не более 2000 | более 2000, но не более 10000 |
IIIв | не более 700 | не более 2000 |
Правила охраны труда на складах нефтепродуктов
Государственные нормативные требования определяют правила по охране труда при хранении и реализации нефти на нефтебазах и АЗС. Данные нормы распространяются на всех руководителей предприятий.
Обязательные мероприятия по соблюдению ПБ нефтяных складских помещений:
- проведение плановых и срочных работ по ремонту оборудования;
- обеспечение персонала спецодеждой, которая должна храниться в защищенных шкафах изолированных комнат, чтобы во время пожара избежать вероятности потери защитного обмундирования;
- сбор легко воспламеняющихся обтирочных материалов в огнеупорные контейнеры и их утилизация в конце рабочего дня;
- выполнение действий по распаковке емкостей с нефтью и расфасовкой ГСМ вдали от резервуаров хранения нефтяных продуктов;
- применение исключительно искробезопасного ручного оборудования.
При работе на нефтескладе или АЗС категорически запрещено:
- использовать негерметизированное технологическое устройство;
- эксплуатировать неисправный резервуар хранения (с поломками в системе пожаротушения, охладительных устройствах, с нарушениями в работе трубопроводной сети);
- переполнять цистерны и резервуары с нефтяными продуктами;
- брать пробы из резервуаров в момент слива нефти.
Правила пожарной безопасности для складов нефтепродуктов строго определены законом и обязательны к исполнению. Даже самая маленькая технологическая ошибка может привести к плачевным последствиям. Работа и управление нефтескладом или АЗС – ответственное и опасное занятие, к которому нужно подходить максимально серьезно.
Дополнительные требования к хранению в таре
Горюче-смазочные материалы требуют строгого соблюдения техники безопасности при хранении, поэтому к строительству складов для них предъявляются особые требования.
Поэтому вопросы обеспечения пожарной безопасности на нефтебазах, расходных складах предприятий, АЗС являются приоритетными для их руководителей, несущих персональную ответственность, установленную статьей 38 ФЗ-69.
Запрещается хранение в цеховых кладовых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в количестве, превышающем установленные на предприятии нормы. На рабочих местах количество этих жидкостей не должно превышать сменную потребность.
Чтобы хранение дизельного топлива соответствовало ГОСТу, необходимо придерживаться вышеуказанных правил.
Хранение в цеховых кладовых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей осуществляется в отдельных от других материалов шкафах из негорючих материалов.
Расстояние от складов для хранения нефти и нефтепродуктов до границ лесных насаждений смешанных пород (хвойных и лиственных) лесничеств допускается уменьшать в два раза.
8.1 Требования данного раздела следует применять при проектировании расходных складов нефтепродуктов, входящих в состав предприятий (промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, энергетических, строительных и др.), общая вместимость (резервуаров и тары для хранения нефтепродуктов) не должна превышать указанную в таблице 7.
Таблица 7
Хранимые нефтепродукты |
Допустимая общая вместимость склада нефтепродуктов предприятия, м3, при хранении |
|
наземном |
подземном |
|
Легковоспламеняющиеся |
2000 |
4000 |
Горючие |
10000 |
20000 |
Масла из транспортных средств и рабочих систем сливают с использованием приспособлений, исключающих пролив. Отходы собирают в герметичные емкости из пластика или металла, установленные на металлический поддон.
Приспособление используется, чтобы собирать случайно пролитый отход – не менее 5% объема от допущенного перелива.
Емкости для хранения могут быть горизонтальными или вертикальными, но обычно цилиндрической формы. Часто используются стандартные бочки на 200 литров или любого другого объема.
Часто для промежуточного или основного хранения масла используют «еврокуб» – пластиковую 100-литровую емкость на поддоне и в металлической обрешетке. В крышку при желании врезают маслонасос.
При необходимости емкости под отработку оснащаются:
- сеткой в верхней части (для первичной очистки отработки от механических примесей);
- патрубком в нижней части (для откачки отстоявшегося масла);
- краном (для спуска воды, тосола и грязи);
- замерным устройством;
- люком для осмотра и зачистки резервуара.
Объем бочек или канистр подбирают в зависимости от нужд и запасов. Емкости можно оборудовать паровым змеевиком для нагрева масла – чтобы улучшить отстой от воды и загрязнений.
Территория нахождения и хранения ёмкости с дизельным топливом
Если ёмкость хранится в помещении, то необходимо организовать свободный доступ к ней, чтобы процесс подключения и потребления, был наиболее простым, и быстрым. Рекомендуется, чтобы рядом не было никаких предметов, которые могут повредиться в результате утечки топлива. Проход должен быть полностью освобождён и свободен для прохода, и доступа.
Если ёмкость хранится на открытых территориях, то необходимо к условиям хранения предъявлять особое внимание, так как она подвержена внешним факторам, которые, в свою очередь, могут привести к негативным последствиям. В частности, ёмкости, которые находятся на открытом воздухе подвержены воздействию температурных градаций. Это является наиболее критически важным фактором и условием хранения, ведь из-за перепадов или наличия аномальных температур, как в положительную, так и в отрицательную сторону, существует большая доля вероятности повреждения резервуара, в котором находится топливо, и его дальнейшая утечка. На этот момент, необходимо обращать особое внимание, если не хотите причинить вред окружающей среде, а также окружающим людям, за которое могут достаточно существенно оштрафовать контролирующие и надзорные органы. Необходимо обращаться внимание на данное условие, даже в том случае, если хранимая ёмкость располагается под навесом, но всё равно в чистом виде, находится на открытом пространстве.
При любом хранении, особенно на открытом воздухе, необходимо учитывать один важный момент – не нужно оставлять ёмкость с открывающимся клапаном наверху, так как вода, конденсат или любая другая жидкость, которая скапливается наверху бака, имеет тенденцию проникать внутрь и смешиваться с его внутренним составом содержимого, что приводят, в ряде случаев, к порче хранимого, находящегося в ёмкости.
Особым условием хранения является температурный режим, так как при превышении допустимого уровня температуры, дизельное топливо может испаряться. Речь ведётся о перегреве, так как именно он является своего рода спусковым механизмом, ведущим у улетучиваю из состава дизельного топлива веществ, составляющих его основу. Без этих химических элементов дизельное топливо становится не особо пригодным к дальнейшему использованию.
В случае, если принято решение по хранению ёмкости под землёй, при этом, ёмкость по вместительности будет более 1000 литров, потребуется дополнительное использование двухстенных емкостей или емкостей с утолщенными стенками. Данное требование на территории России несёт в себе лишь рекомендательный характер, в то время, как в зоне Евросоюза, оно является полностью обязательным к соблюдению и непременному выполнению.
Что делать после срока годности
Про устройство и эксплуатацию автомобиля Можно ли поменять мотор. Замена двигателя
В случае с превышением срока годности произойдут химические изменения в бензине, существенно сокращающее октановое число. В случае использования такого топлива, в камере сгорания двигателя образуется свинцовый нагар, приводящий к изменениям в его функционировании.
В бензине, хранящемся длительное время, происходят изменения, способные ухудшать его свойства. В первую очередь это связано с химическими процессами окисления, происходящими под действием воздуха. Хранение бензина на нефтебазах сильно отличается от условий хранения его в домашних условиях, но даже самые лучшие условия хранения бензина не могут предотвратить этих процессов полностью.
Даже при соблюдении всех условий срок хранения бензина не может превышать 5 лет. Помимо химических изменений, снижающих октановое число бензина, происходит постепенное улетучивание низкокипящих углеводородов. Это приводит к тому, что этилированный бензин теряет бромистый этил, выводящий из камеры сгорания свинец, вследствие чего в камере образуется нагар.
Срок хранения бензина в канистре, которая герметично закрыта, зависит от температуры. В среднем можно хранить бензин до года. Чем выше температура хранения, тем меньше этот срок. Зависит он и от того, из какого материала сделана канистра, так как некоторые вещества, такие как медь или олово, способствуют окислению.
Срок хранения бензина АИ 92 не превышает одного года, потому что в его составе присутствуют многочисленные добавки, которые разрушаются достаточно быстро и октановое число бензина падает даже при хранении в герметичной емкости и при низкой температуре.
Хранение бензина в пластиковой канистре не поможет увеличению срока его сохранности, он будет храниться столько же, сколько и в металлической канистре. При переливании из пластиковой канистры бензин может самовоспламениться, так как пластик накапливает статическое электричество. Поэтому лучше использовать металлическую емкость для хранения бензина.
Для большого запаса топлива используют бочки для хранения бензина, металлические или пластиковые. Бочки должны быть непрозрачными, с хорошо закрывающимися пробками. Пластиковые бочки должны иметь хорошую защиту от статического электричества.
Бензин в полностью заполненных бочках или канистрах сохраняется лучше, чем в полупустых емкостях. В полных емкостях отсутствует кислород, поэтому бензин меньше окисляется. Также в полупустых бочках образуется взрывоопасная паровоздушная смесь, которая легко может послужить причиной взрыва. Однако заполнять емкости с этим продуктом более чем на 95% недопустимо.
Потери бензина при хранении полностью зависят от условий хранения – герметичности и температуры. Чем выше температура хранения, тем большими будут потери на испарение. Хранение бензина в герметично закрытой емкости уменьшает его потери. Бочки для хранения бензина обязательно должны иметь герметизирующие резиновые прокладки, препятствующие испарению.
Основные правила хранения бензина:
- хранить в герметично закрытой таре в прохладном темном помещении;
- помещение для хранения должно хорошо проветриваться;
- необходимо исключить наличие открытого огня и возникновения искры в помещении для хранения бензина.
1.1. Отработанное масло
(моторное, индустриальное, трансмиссионное),
фильтра отработанные
промасленные относится к
отходам III класса (умеренно опасные) опасности.Ветошь промасленная, опилки промасленные относятся к отходам IV класса опасности (малоопасные).
1.2. Отработанные нефтепродукты являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды – поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. Значительный ущерб окружающей среде наносится во время неправильного сбора и хранения отработанного масла и нефтесодержащих отходов.
1.3. Отработанное масло, фильтра отработанные, ветошь промасленная, опилки промасленные являются пожара и взрывоопасными отходами, а также легко воспламеняющимися.
Ранее лицензирование данного рода деятельности осуществлялось Министерством энергетики, однако, после 2004 года вопросами энергетики начало заниматься Министерство промышленности и энергетики. Данное ведомство разделено на несколько служб и агентств, среди которых и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Последняя и является ответственной за лицензирование деятельности, связанной с транспортировкой, хранением или переработкой нефти, газа и продуктов их переработки. Следовательно, юридические и физические лица, осуществляющие хранение ГСМ, в том числе и для собственных нужд, обязаны обратиться в данную службу и подать заявление на выдачу разрешительного документа, представив всю сопутствующую документацию.
Правила и особенности хранения смазочных материалов
Для хранения смазочных материалов очень важен умеренный температурный режим. Вне зависимости от типа помещения, будь то открытое либо закрытое хранилище, требуется создать определенные условия, перечисленные ниже:
· удобство подъезда для средств транспортировки;
· достаточно простора для свободных маневров транспорта в процессе разгрузочных работ;
· наличие площадки, чтобы разгружать смазочные материалы, расположенной в непосредственной близости от хранилища и оснащение площадки необходимой техникой;
· чистое помещение без пыли для вскрытия тары с маслами и их перелива;
· удобство транспортировки материалов в основные места их применения;
· удобство проведения инвентаризации и возможность зрительного контроля над качеством емкостей;
· наличие помещения для хранения пустой тары после перелива масел.
Хранение в открытом помещении.
Требования к резервуарам для хранения ГСМ
Цистерны для соляры должны быть максимально надежными, а также:
- Не давать утечек.
- Выдерживать длительные транспортировки.
- Полностью исключать контакт солярки с любыми инородными веществами.
Основным и наиболее важным требованием к емкости для соряры является ее безопасность
Регулирует хранение топлива ГОСТ, положения предусматривают создание определенных условий. В баках должна быть:
- Достаточная воздушная циркуляция. Тара оснащается особыми клапанами. Приспособления предотвращают попадание влаги внутрь, при этом обеспечивают доступ воздуха.