Все о постановке на воинский учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о постановке на воинский учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях прописано, что неявка в военный комиссариат для постановки или снятия с воинского учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Как осуществляется и кем проводится воинский учет было рассказано выше, но также стоит упомянуть и о его видах. Так воинский учет бывает общий и специальный.

Многие задаются вопросом, зачем военкомату знать всю актуальную информацию о семейном положении гражданина, месте работы, проживания и проч. А все для того, чтобы военный комиссариат мог планировать призыв и в случае возникновения необходимости проводить сборы для поддержания обороноспособности страны.

Специальному воинскому учету подлежат те граждане, которые закрепляются за органами государственной власти и местного самоуправления. Также сюда относятся граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, МЧС, наркоконтроле.

А вот в остальных случаях граждане подлежат общему учету. Единственное различие между двумя перечисленными учетами заключается в том, что лица, состоящие на специальном учете, во время общей мобилизации заранее знают свои задачи и строго следуют их выполнению, а для работы с военнообязанными на общем учете потребуются дополнительные усилия со стороны военкоматов.

II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления

17. Первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета:

  • а) для призывников — по учетным картам первичного воинского учета призывников;
  • б) для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса — по алфавитным карточкам и учетным карточкам;
  • в) для офицеров запаса — по карточкам первичного учета.

18. Документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов:

  • а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
  • б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.

19. Документы первичного воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданах:

  • а) фамилия, имя и отчество;
  • б) дата рождения;
  • в) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
  • г) семейное положение;
  • д) образование;
  • е) место работы (учебы);
  • ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • з) основные антропометрические данные;
  • и) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
  • к) наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
  • л) наличие бронирования военнообязанного за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
  • м) наличие отсрочки от призыва на военную службу у призывника с указанием нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (подпункта, пункта, статьи), в соответствии с которой она предоставлена, даты заседания призывной комиссии, предоставившей отсрочку от призыва на военную службу, и номера протокола.
  • н) пребывание в мобилизационном людском резерве.

20. При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

21. В целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:

  • а) осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории;
  • б) выявляют совместно с органами внутренних дел граждан, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории и подлежащих постановке на воинский учет;
  • в) ведут учет организаций, находящихся на их территории, и контролируют ведение в них воинского учета;
  • г) ведут и хранят документы первичного воинского учета в машинописном и электронном видах в порядке и по формам, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации.

22. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:

  • а) сверяют не реже 1 раза в год документы первичного воинского учета с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов и организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами;
  • б) своевременно вносят изменения в сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, и в 2-недельный срок сообщают о внесенных изменениях в военные комиссариаты по форме, определяемой Министерством обороны Российской Федерации;
  • в) разъясняют должностным лицам организаций и гражданам их обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль их исполнения, а также информируют об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • г) представляют в военные комиссариаты сведения о случаях неисполнения должностными лицами организаций и гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

23. В целях организации и обеспечения постановки граждан на воинский учет органы местного самоуправления и их должностные лица:

  • а)проверяют наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок в документах воинского учета о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства, отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок об их вручении);
  • б)заполняют карточки первичного учета на офицеров запаса. Заполняют (в 2 экземплярах) алфавитные карточки и учетные карточки на прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса. Заполняют карты первичного воинского учета призывников. Заполнение указанных документов производится в соответствии с записями в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов), справках взамен военных билетов и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (учебы), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, и другие необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
  • в)представляют военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), справки взамен военных билетов, персональные электронные карты, алфавитные и учетные карточки прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, карты первичного воинского учета призывников, а также паспорта граждан Российской Федерации с отсутствующими в них отметками об отношении граждан к воинской обязанности в 2-недельный срок в военные комиссариаты для оформления постановки на воинский учет. Оповещают призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для постановки на воинский учет. Кроме того, информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета и мобилизационных предписаниях граждан исправлениях, неточностях, подделках и неполном количестве листов. В случае невозможности оформления постановки граждан на воинский учет на основании представленных ими документов воинского учета органы местного самоуправления оповещают граждан о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета выдают расписки;
  • г) делают отметки о постановке граждан на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах.
Читайте также:  Предоставление земельных участков многодетным семьям

24. В целях организации и обеспечения снятия граждан с воинского учета органы местного самоуправления и их должностные лица:

  • а)представляют в военные комиссариаты документы воинского учета и паспорта в случае отсутствия в них отметок об отношении граждан к воинской обязанности для соответствующего оформления указанных документов. Оповещают офицеров запаса и призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для снятия с воинского учета. У военнообязанных, убывающих за пределы муниципального образования, решениями военных комиссаров муниципальных образований могут изыматься мобилизационные предписания, о чем делается соответствующая отметка в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или справках взамен военных билетов. В случае необходимости уточнения военно-учетных данных военнообязанных их оповещают о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета и паспортов выдают расписки;
  • в) составляют и представляют в военные комиссариаты в 2-недельный срок списки граждан, убывших на новое место жительства за пределы муниципального образования без снятия с воинского учета;
  • г) хранят документы первичного воинского учета граждан, снятых с воинского учета, до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата, после чего уничтожают их в установленном порядке.

VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами министерства внутренних дел Российской Федерации

46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.

47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Постановка на воинский учет.

Призывник обязан состоять на воинском учете в военном комиссариате:
— по месту жительства;
— по месту пребывания (если гражданин прибыл на срок более трех месяцев);

Согласно п. 1 ст. 10 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

При прибытии на новое место пребывания (жительства) на срок более трех месяцев гражданин обязан в течение двух недель встать на воинский учет в отделе военного комиссариата по новому месту пребывания (жительства) и сняться с воинского учета по месту предыдущего пребывания.
Граждане обязаны лично являться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета

согласно п. 53 Положения о воинском учете).

При постановке на воинский учет в отношении призывника могут провести медицинское освидетельствование для определения его категории годности к военной службе.


ссылки на Закон

Постановка на воинский учет гражданина Российской Федерации, не пребывающего в запасе, производится в возрасте с года исполнения ему 17 лет до 27 лет только при его личной явке в военный комиссариат.

Если в удостоверении гражданина отсутствует запись о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, ему вручается повестка о явке в военный комиссариат на ближайшее заседание призывной комиссии. Расписка призывника о получении повестки приобщается к материалам личного дела призывника при его получении.

Военный комиссариат не вправе отказать призывнику в постановке на воинский учет по причине отсутствия в удостоверении отметок о наличии отсрочки от призыва на военную службу или о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства, а также по причине наличия записи об ограничении его годности к военной службе. В случае если призывник не снялся с воинского учета по прежнему месту жительства, в отрезной части алфавитной карточки это должно быть указано.

Приказ МО от 02.10.2007 года N 400 утратил силу с 1-го января 2022 года.

В соответствии с изменениями, вступающими в силу 17.02.2019, военный комиссариат обязан производить постановку граждан на воинский учёт в том числе и при отсутствии регистрации по месту пребывания. Достаточно подать заявление о постановке на воинский учёт и сообщить о месте пребывания в военкомат.


При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта, в «старом» документе делается соответствующая отметка.
Постановка граждан на воинский учёт может осуществляться круглогодично.

Следует понимать, что гражданам, подлежащим призыву на военную службу может быть вручена повестка для прохождения медицинского освидетельствования, а также повестка для отправки к месту прохождения военной службы (после прохождения медицинского освидетельствования).

Где можно состоять на учете?

В статье 8 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.

По месту пребывания производится учет граждан, которые уже более 3 месяцев живут в другом месте или проходят альтернативную гражданскую службу.

В муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты, осуществляется первичный воинский учет, который организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.

Что делать, если отказывают в постановке на воинский учет?

Существуют разные ситуации, при которых вам могут отказать в постановке на воинский учет. Мы перечислили основные и разъяснили, что делать в таком случае.

Вам отказывают после того, как поставили отметку о принятии.

Второй экземпляр заявления, который вы забираете себе, можно использовать как доказательство того, что вы пытались встать на воинский учет. Он понадобится для обращения с жалобой в такие инстанции, как военкомат субъекта, органы прокуратуры, суд.

Заявление о постановке на учет не приняли.

Нужно обратиться в соответствующий военный комиссариат с заявлением. Сделать это можно по почте. После получения ответа (по закону ответ на обращение является обязательным) вы сможете обжаловать отказ в том же порядке, что и в первом случае.

Также никто не отменяет возможность личной беседы с должностными лицами, которые ответственны за постановку на воинский учет. Для этого необходимо знать типичные причины для отказа в постановке на учет:

Отказ в постановке на учет без регистрации.

Как мы уже говорили ранее, воинский учёт осуществляется как по месту жительства, так и по месту пребывания.

Читайте также:  Прибыльная вебкам студия. Как открыть и начать зарабатывать?

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете, а значит, не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.

Не принимают заявление без снятия с учета в прошлом военкомате.

В статье 10 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что для того, чтобы обеспечить воинский учет, граждане обязаны в течение двух недель прийти в военный комиссариат для снятия и для последующей постановки на воинский учет.

Невыполнение одной из обязанностей не освобождает от исполнения следующей возникшей. То есть, даже если вы не снялись с воинского учета в старом военкомате, вы все еще должны встать на учет в новом.

В военкомате перед постановкой на учет требуют пройти медкомиссию.

Согласно статье 26 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе», медицинское освидетельствование предусмотрено только в рамках призыва на военную службу, а также первоначальной постановки на воинский учет. То есть проходить медкомиссию для постановки на воинский учет вы не обязаны.

Для чего нужна и что дает обязательная подготовка граждан к военной службе

Основные цели обязательной подготовки граждан к военной службе заключаются в предоставлении нижеприведенных аспектов:

  • получение необходимых знаний в области обороны;
  • подготовка по основам службы (в государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждениях);
  • получение военно-патриотического воспитания;
  • подготовка по военно-учетным специальностям (солдаты, матросы, сержанты, старшины);
  • медицинское освидетельствование и обследование;
  • проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

Процесс подготовки граждан к военной службе регулируется правительством РФ. На занятиях предоставляют следующую информацию:

  1. знакомство с организацией системы защиты населения от возможных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  2. изучение практических основ здорового образа жизни;
  3. получение нужных знаний о защите государства и выполнении воинского долга;
  4. приобретение практических навыков по гражданской обороне.

Порядок и особенности первоначальной постановки молодого человека на воинский учет

Чаще всего, старшеклассники еще до окончания школы начинают планировать свое будущее, которое далеко не всегда связано с армией. Некоторые, выбрав профессию, собираются продолжать образование, поступив в ВУЗ, либо колледж и получив отсрочку.

Определенная категория школьников вместе с родителями прорабатывает стратегию «откоса», изучая всевозможные пути и способы, позволяющие избежать службы.

Получив повестку и узнав о необходимости встать на первоначальный учет, многие воспринимают предстоящую процедуру, как первый этап призыва, после которого юноша точно отправится в армию. Существующее мнение ошибочно.

На самом деле, цель данного мероприятия, это внесение юноши в базу данных, анализ полученной информации о потенциальном новобранце и составление заключения о его годности или напротив, не годности к службе.

Военкоматом в предусмотренный законом период, создается специальная приписная комиссия, которая принимает предварительное решение о возможности призыва или необходимости последующего освобождения от несения воинской обязанности.

Воинский учет в организации

Каждый работодатель обязан вести воинский учет кадров. Это одно из положений закона, поэтому уклонение от подобной деятельности грозит немалым штрафом. Лицо, занимающееся воинским учетом, выбирается, исходя из численности сотрудников компании. Это может быть исполнение обязанностей по совместительству или веденная отдельная штатная единица.

В обязанности лица, ответственного за воинский учет входит постоянное сотрудничество с военным комиссариатом, мониторинг и анализ изменения информации о гражданах, своевременное информирование сотрудников военкомата о смене места жительства или должности работника.

Начинается оформление вновь поступившего сотрудника с того, что уполномоченное лицо собирает сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету. Проверяется наличие военного билета и его подлинность. На каждого работника следует завести персональную карточку. Форма бланка утверждена работодателем, однако, как образец, можно использовать бланки по форме Т-2.

Ранее коммерческие организации ограничивались лишь ведением воинского учета и ответами на запросы военкоматов. В 2021 году организации должны информировать военкоматы в случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Военно-учетные работники должны разъяснять гражданам их обязанности, а после брать на контроль их исполнение.

Теперь военкоматы будут тесно сотрудничать с налоговыми инспекциями и получать от них сведения о зарегистрированных юридических лицах. Налоговая инспекция будет в пятидневный срок со дня создания организации передавать целый пакет сведений о ней: общие реквизиты, информацию об учредителях (участниках), данные на руководителя (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН), сведения о банковских счетах, о филиалах и представительствах, лицензиях и т. д.

Воинскому учету в организациях подлежат:
• граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – призывники);
• граждане, пребывающие в запасе (далее – военнообязанные).
Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации, военного положения и на военное время. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете. Граждане, достигшие предельного возраста или признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.
Как и ранее, призывники при приеме на работу должны предоставить в отдел кадров удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военнообязанные – военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета. Именно на основании этих документов ведется воинский учет. Сведения из удостоверений призывников и военных билетов вносятся в личные карточки работников (унифицированные формы № Т-2) или в личные карточки государственных либо муниципальных служащих (унифицированные формы № Т-2 ГС (МС)). Необходимо вести картотеку форм № Т-2 на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Воинский учет должен вестись за счет средств организации. Ответственность за состояние воинского учета несет ее руководитель. Он назначает работников, которые будут вести воинский учет, и оформляет это соответствующим приказом. Приказ о возложении обязанностей по воинскому учету согласовывается с военным комиссаром района (города) и ему направляется копия этого приказа.
В начале года начальник отдела кадров совместно с работником, отвечающим за воинский учет, составляют план работы на год. Затем он утверждается руководителем организации и согласовывается с военным комиссаром.
Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях:
I. При постановке граждан на воинский учет по месту работы военно-учетные работники обязаны:
• проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие мобилизационных предписаний, жетонов с личными номерами Вооруженных сил Российской Федерации;
• заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета;
• разъяснять гражданам порядок исполнения обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ (обязанности призывников и военнообязанных определены п. 50 Положения о воинском учете);
• информировать граждан об ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету;
• информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
• осуществлять контроль за исполнением гражданами обязанностей в области воинского учета.
II. При сборе, хранении, обработке полученных сведений военно-учетный работник обязан:
• вести и хранить личные карточки граждан (унифицированная форма № Т-2), поставленных на воинский учет;
• определить граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принять необходимые меры по постановке их на воинский учет.
III. Для сверки сведений с военкоматом военно-учетный работник обязан:
• регулярно в двухнедельный срок направлять в военкоматы или в органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о принятых и уволенных работниках;
• по запросу военкомата в двухнедельный срок направлять сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, и о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
• представлять в военкоматы ежегодно в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста;
• представлять в военкоматы до 1 ноября списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
• оповещать граждан о вызовах (повестке) из военкомата и обеспечивать возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами;
• вносить изменения в личные карточки работников и сообщать об этих изменениях в двухнедельный срок в военкоматы;
• сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках № Т-2, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
• сверять не реже одного раза в год сведения, содержащиеся в личных карточках работников, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военкоматов или органов местного самоуправления.
В организации должен быть журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Новое положение по ведению воинского учета предусматривает и систему стимулирования. Для организаций, которые с ответственностью подходят к своим обязанностям по ведению воинского учета, будут проводиться смотры-конкурсы с целью определить лучшего работника и лучшую организацию, осуществляющую воинский учет. Порядок их проведения определит Министерство обороны РФ.

Читайте также:  Грузия: правила въезда в 2023 году для россиян — страна открыта

Цели и задачи воинского учета

Как уже было сказано выше, под воинским учетом понимается государ­ственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобили­зационных людских ресурсов.

Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными
комиссариатами.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и во­енной службе» и «Положением о воинском учете» исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета органы государственной власти, ор­ганизации и их должностные лица. Таким образом осуществлять работу по воинскому учету должны все ор­ганизации здравоохранения независимо от организационно-правовой при­надлежности.

Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребываю­щих в запасе в организации издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо организации, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.

Лица, подлежащие воинскому учету, при получении повестки из комиссариата обязаны лично явиться в указанное место в назначенное время. В случае неявки предполагается привлечение к административной ответственности и выплате штрафа в размере 500 руб.

В течение двух дней с момента исключения из списка личного состава (в связи с увольнением или зачислением в запас ВС РФ) необходимо явиться в военкомат для постановки на военный учет. Если вы решили изменить место проживания, об этом нужно сообщить в течение двух недель в орган местного самоуправления, в компетенции которого проведение учета.

Потеряв военник или удостоверение, в обязанности гражданина входит обратиться для восстановления документов (выдают новые взамен потерянным) в ту же структуру самоуправления (в двухнедельный срок с момента обнаружения потери).

Если на момент призывной кампании мужчины, подлежащие призыву, покидают страну на срок более 3 месяцев, нужно снова отправиться в комиссариат либо в другой исполнительный орган власти, в полномочия которого входит проведение учета.

Итак, если вы состоите на воинском учете, и, получив повестку, думаете не явиться в военкомат, высок риск того, что ваше личное дело окажется в органах местного контроля. На них будет возложена задача розыска «уклониста».

Категории граждан подлежащих и неподлежащих воинскому учету

Воинскому учету подлежат:

граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной Службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

Граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках Федеральной погра­ничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министер­ства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях, зачисляются на воинский учет по соответст­вующим военно-учетным специальностям.

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет, временное удостоверение или справку взамен него. На практике кандидаты иногда уклоняются от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета надо зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

Если военный билет имеется, ответственное лицо снимает копию или сканирует его (заменяющий документ) полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Подробнее: Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

ВАЖНО!

С 19.10.2019 обязательному контролю подлежит наличие и подлинность персональных электронных карт, если в документах указано, что они выданы.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна. Помните про необходимость выдачи сведений по форме, утв. постановлением правительства от 06.02.2020 № 103, если работник подлежит учету. Такой бланк с заполненными данными выдают для предоставления в военкомат (работник несет его лично). И не важно, зарегистрировался гражданин по месту проживания (пребывания) или нет.

Кого не нужно ставить на учет?

Существуют граждане, которые не стоят на учете в военкомате.

К этой категории относятся:

  • Те, кого военкомат освободил от исполнения воинской обязанности.
  • Лица, в настоящий момент проходящие военную службу.
  • Не подлежат также занесению в документацию люди, которые отбывают уголовное наказание.
  • Избавляются от учета лица женского пола, чья специальность не является военно-учетной.
  • Те, кто живет за пределами России, тоже не подлежат обязательному воинскому учету.
  • На особом положении находятся сотрудники Федеральной службы безопасности. Те из них, кто имеет офицерские звания, а также пребывает в запасе, освобождаются от постановки на воинский учет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *