Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Третейский суд – здоровая конкуренция государственным судам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы получить возможность прибегнуть к услугам третейских судей, стороны должны при подписании договора сделать в нем арбитражную оговорку (ранее – третейская оговорка). Тем самым стороны соглашаются, что при возникновении разногласий по вопросам, связанным с этим договором, разрешаться эти разногласия будут в рамках третейского разбирательства.
Виды и организация третейских судов
Отсутствие в договоре оговорки не мешает сторонам заключить соглашение по мере необходимости. Это соглашение называется арбитражным (ранее – третейское соглашение) и должно иметь письменную форму.
Соглашение о рассмотрении спора третейским судом может иметь и иные варианты заключения. Все возможные из них перечислены в ст. 7 Закона об арбитраже. Так, например, согласие может быть включено в текст процессуального документа (иск, отзыв на иск и др.), которыми стороны обмениваются. Ну а самый простой вариант – обмен электронными письмами с ясно выраженным намерением передать спор на рассмотрение третейского суда.
Подсудность третейского суда очень широка. Это практически любые гражданско-правовые споры, вытекающие как из договора, так и из законного основания. Единственное ограничение – споры, по которым третейское разбирательство прямо запрещено или ограничено законом.
В современной России действовали и продолжают действовать третейские суды 2 видов: постоянно действующие и формируемые для разрешения конкретного спора. Только сегодня, после реформы, организация и функционирование таких судов базируются на других принципах, чем до 1 сентября 2016 года. Серьезно ужесточились и «правила игры».
- Постоянно действующие третейские суды теперь именуются арбитражными учреждениями. Новое законодательство стало предъявлять к ним более жесткие требования, что привело к резкому сокращению количества таких судов. Было более 1500. Осталось всего 4 суда: Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ, Российский арбитражный центр при АНО «Российский Институт современного арбитража» и Арбитражный центр при Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей». Арбитражные учреждения, в отличие от ранее действовавших чуть ли не повсеместно третейских судов, во многом стали подконтрольными государству. Да, они вправе самостоятельно регламентировать свою деятельность, но чтобы создать учреждение, нужно решение Правительства РФ.
- Третейский суд, созданный для разрешения конкретного спора. Как понятно из названия, такой суд стороны вправе создать самостоятельно и на срок разбирательства по делу. Реформа внесла серьезные изменения в деятельность, а главное, возможности таких судов. Законом им прямо запрещено назначать, заменять арбитров, прекращать их полномочия, решать вопросы отвода и выполнять другие функции администрирования. Создавая такой суд, стороны должны очень серьезно продумать и обязательно согласовать правила его работы, ведь постоянно действующих регламентов и инструкций в данном случае нет. Такие суды не вправе рассматривать корпоративные споры, обращаться за содействием в получении доказательств в арбитражные суды и СОЮ. Стороны, не могут закрепить в соглашении окончательность решения третейского суда.
Ужесточение законодательства в сфере третейского разбирательства не было самоцелью. Стояла задача убрать с рынка «карманные» суды, которые за «долю малую» готовы были выносить решения в пользу конкретного участника независимо от доказательственной базы. В итоге же, оказалось, реформа серьезно почистила всю систему и, увы, не добавила большой популярности негосударственным судебным институтам. Нельзя не обратить внимания и на снижение уровня доступности третейского разбирательства в арбитражных учреждениях. А создание «своего» суда под конкретное дело – не такая уж и простая задача, как с юридической, так и практической точки зрения.
А теперь пройдемся по 3 главным мифам:
- Времена, когда можно было свободно устанавливать свои правила игры, канули в лету. Вариантов немного: либо подчиняться регламентам арбитражных учреждений, либо изучать досконально Закон об арбитраже и с точным его соблюдением готовить свой «процессуальный кодекс» под конкретное дело.
- Не всегда разбирательство в третейском суде быстрее, чем в арбитраже. Все зависит от сути спора, доказательственной базы. Если же начать «заморачиваться» со своим судом и процессом, то времени уйдет еще больше. И, самое главное, если что-то пойдет с третейским судебным решением не так, обращаться все равно придется в арбитражный суд или СОЮ – по поводу обжалования или получения исполнительного листа. А это, по сути, 2-3 процесса вместо одного в государственном суде.
- Дешевизна третейского разбирательства – весьма спорное утверждение. Юристы все равно понадобятся. Территориальная доступность третейских судов оставляет желать лучшего, а значит, придется раскошелиться на командировочные, проживание, билеты и пр. Да и сам процесс – недешевое удовольствие./li>
У третейского разбирательства есть много ярых сторонников, которые активно доказывают, что лучше таких процессов нет ничего. Но достаточно посмотреть на «популярность» третейских судов, и все станет ясно. Если бы преимущества были очевидны и неоспоримы, вряд ли бы и малый, и крупный бизнес отдавал бы предпочтение арбитражным судам – все бы шли в третейский суд, ну, или создавали бы свой.
Итак, как быть, если в договоре наличествует пресловутая арбитражная оговорка?
- Начать стоит с вопроса контрагенту: а почему, собственно, в договоре указан именно этот суд? Какие бонусы дает сторонам обращение туда?
- Если речь идет о постоянном третейском суде, то необходимо узнать о нем больше:
- собрать информацию в интернете;
- почитать отзывы людей, уже сталкивавшихся с этим судом;
- обязательно изучить положение и регламент его деятельности;
- уточнить размер и методику определения третейского сбора;
- изучить список судей, которые трудятся в этом суде, по возможности собрать о них информацию, как минимум – не имеют ли они какого-либо касательства к делам или личности потенциального контрагента (держа в уме потенциально возможные причины отвода: они те же, что и в арбитражном процессе).
- Попытаться предложить контрагенту выбрать другой суд. Если он будет сильно сопротивляться и отказываться от изменения этого пункта, то нужно очень хорошо подумать о возможных причинах этого и понять, есть ли хоть какая-то выгода от рассмотрения дела в этом суде. А также принять решение, стоит ли вообще подписывать этот договор при подобной позиции контрагента.
- Если выбрать другой суд не удалось, а контрагент изначально составляет арбитражное соглашение с условием создания сторонами третейского суда, стоит постараться внести в это соглашение следующие моменты:
- указать в нем принцип открытости судебного заседания (это даст возможность хоть какого-то внешнего наблюдения и контроля за проведением процесса);
- проследить, чтобы в этом соглашении не было указания на отказ от ведения протокола;
- обязательно предусмотреть отсутствие указаний на отказ от обжалования будущего решения;
- «вооружиться» Законом об арбитраже и АПК и максимально подробно прописать в арбитражном соглашении все процессуальные условия потенциального разбирательства, чтобы позднее избежать разногласий при рассмотрении спора.
Итак, при исследовании возможных плюсов и минусов разрешения спора в третейском или арбитражном суде, стороне всегда стоит адекватно оценивать возможные результаты передачи дела в тот или иной суд. Только при понимании нюансов каждого вида судопроизводства и анализе обстоятельств каждой конкретной ситуации можно принять действительно взвешенное, обоснованное решение, о котором не придется жалеть вскоре после подписания договора.
Третейский и арбитражный суд: понятия, правовые основы
Законодательством допускается возможность разрешения возникающих в процессе деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерцией (далее — контрагенты), споров различными инстанциями, в том числе:
- арбитражными судами;
- третейскими судами.
Арбитражный суд (далее — АС) представляет собой звено государственной судебной системы, деятельность которого строго регламентирована:
- Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (далее — закон об АС);
- Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК).
Этот вид судопроизводства используют во многих странах, так как оно позволяет существенно уменьшить количество дел, которые рассматриваются традиционно через государственные суды. Напомним, что до 2017 года в нашей стране работало около 1,5 тысяч третейских судов. Точной статистики нет, так как до этого периода они были саморегулируемыми, но обязательно уведомляли государство о своем существовании. Это значит, что такие организации имели право появляться, а также закрываться по личной инициативе.
В 2015 году в Российской Федерации стартовала реформа рассматриваемого вида судопроизводства, которая завершилась в 2017. Цель реформы – корректно организовать работу третейских судов, четко прописать полномочия представителей судебной власти, так как они остаются важным институтом в законодательстве России. Напомним, что решение коллегии третейского суда сложно отменить, а также пересмотреть.
Главное преимущество реформы 2015-2017 годов – введение процедуры лицензирования представительством Министерства юстиции России. После того как получение лицензии стало обязательным, численность третейских судов существенно сократилась. Сейчас в Российской Федерации функционирует меньше десяти организаций, при этом каждый год подается больше ста заявок на получение лицензии.
Порядок судопроизводства. Особенности решений третейского суда. Полномочия судьи
Напомним, что судопроизводство в этом суде осуществляется в рамках регламента, который был разработан и принят ПДАУ. Кроме того, могут использоваться правила, которые были определены сторонами спора, если он рассматривается третейским судом, специально сформированным для него.
В регламенте ПДАУ представлены ключевые разделы, которые регламентируют:
- общие положения;
- принципы возбуждения производства;
- особенности подготовки дела к третейскому разбирательству;
- рассмотрение спора, принципы взыскания имущества;
- завершение разбирательства;
- принципы исполнения, оспаривания судебного решения.
Документ обязательно содержит сведения о третейском суде, а также его компетенциях. Регламент включает информацию о том, на каком языке рассматривается дело, как определяются арбитражные расходы и другие общие сведения.
В разделе о принципах возбуждения производства указываются данные о том, как:
- сторона спора предъявляет исковое заявление;
- арбитр принимает иск, возбуждает дело;
- выбирается мера пресечения;
- происходит начальная стадия рассмотрения дела в суде.
Во время подготовки материалов к рассмотрению в суде осуществляется избрание арбитров, формируется состав суда. Кроме того, обязательно сторонам отправляется уведомление о дате и месте проведения судебного слушания.
Раздел о рассмотрении спора подробно описывает действия истца и ответчика во время судебного процесса:
- порядок выступления сторон;
- особенности предъявления доказательной базы;
- нюансы оценки доказательств коллегией судей;
- порядок вызова свидетелей;
- правила назначения экспертиз;
- определение относимости и допустимости доказательной базы;
- основания для переноса заседания;
- граничные сроки судебного рассмотрения спора.
В положениях об окончании судебного разбирательства предоставляются сведения об особенностях принятия решения судьей по делу. Арбитры выносят решение по спору только в рамках закрытого заседания после завершения устного разбирательства. Палата судей принимает решение единогласно, а также допускается подведение итогов по принципу большего количества голосов.
При желании арбитр, который не согласен с вынесенным решением, может письменно представить собственное видение ситуации. Этот документ обязательно приобщается к материалам дела. При этом стороны спора, подписавшие третейское соглашение, добровольно соглашаются на принятие и исполнение вынесенного решения.
В чем ключевые отличия арбитража (третейского разбирательства) от рассмотрения дела в государственном суде?
Преимущество данных способов заключается в том, что альтернативные процедуры урегулирования споров отличаются от государственных максимальной диспозитивностью.
По сути, это означает то, что стороны споров не связаны в принципе какими-либо жесткими регламентами в различных аспектах: обмен документами, представление доказательств и прочее – все организационные вопросы они даже могут урегулировать своим соглашением для того, чтобы процедура была максимально комфортной.
По сравнению с судебным процессом арбитраж является относительно недорогим, коротким и конфиденциальным. Суды обычно отказываются отменять решения арбитража и могут вмешаться, чтобы обеспечить их исполнение. Это означает, что арбитражные разбирательства приводят к окончательным результатам, которые позволяют сторонам двигаться дальше, избегая при этом общественного внимания, которое может сопровождать судебный процесс, и, кроме того, арбитраж позволяет выносить более творческие решения, чем гражданские суды.
Одним из отличительных признаков альтернативных способов разрешения споров является неформализованность их процедур.
Существенные отличия свойственны также принципам, на основе которых ведется государственное судопроизводство и третейское разбирательство, а также другие способы АРС.
Так, например, принципу гласности (публичности) гражданского процесса, «противостоит» принцип конфиденциальности, используемый, по общему правилу, в третейском разбирательстве, посредничестве (медиации) и др. Строгому формализму гражданского процесса «антонимом» служит возможность самостоятельного определения сторонами формы своих взаимоотношений при применении процедуры АРС.
К базовым принципам АРС относятся:
- Добровольность – это означает, что никто не может принудить сторону к альтернативному урегулированию спора, заставить ее продолжать рассмотрение дела при отсутствии у нее желания, а также заставить силой принуждения исполнять договоренности;
- Скорость рассмотрения – АРС должно сокращать, а не затягивать разбирательство, но даже, если урегулирование путем переговоров займет больше времени, результат может быть более выгодным для всех;
- Добрые намерения – те, кто участвует в АРС, должны делать это в попытке достичь соглашения, а не для того, чтобы затянуть процесс или получить тактическое преимущество;
- Конфиденциальность – большинство процессов АРС требуют конфиденциальности, чтобы можно было откровенно выяснить основные интересы сторон.
Преимущества передачи разбирательства дела на рассмотрение Национального Третейского Суда
-
Сроки рассмотрения дела
В отличие от арбитражного суда или суда общей юрисдикции, в которых дела рассматриваются по несколько месяцев, дела в Национальном Третейском Суде рассматриваются в короткие сроки, ориентировочно 10 рабочих дней. Решение Национального Третейского Суда окончательное и обжалованию не подлежит, если в третейской оговорке (третейском соглашении) содержится условие об этом. -
Гарантия конфиденциальности
Национальный Третейский Суд гарантирует полную конфиденциальность при рассмотрении каждого дела. Третейский суд проводит закрытые судебные заседания. Исключение составляют случаи, когда стороны договариваются об ином и направляют запрос о проведении открытого судебного заседания в третейский суд. -
Полная независимость
Судьи Национального Третейского Суда рассматривают дела беспристрастно и справедливо. В состав суда входят юристы, прошедшие тщательную проверку на стрессоустойчивость, на наличие в биографии каждого судьи обстоятельств, несовместимых с обликом судьи, что дает гарантию рассмотрения дела беспристрастно и справедливо в соответствии с законодательством РФ. -
Доступность и открытость
При подаче искового заявления в Национальный Третейский Суд у сторон есть возможность согласовать дату и удобное время судебного заседания, что невозможно сделать в государственном суде.
Порядок судопроизводства. Полномочия третейского судьи. Особенности решений третейского суда
Судопроизводство в третейском суде осуществляется на основании регламента, разработанного ПДАУ, или правил, определяемых сторонами спора в случае, если они создают третейский суд для рассмотрения конкретного спора.
Регламент, как правило, включает в себя разделы: Общие положения; Возбуждение третейского производства; Подготовка дела к разбирательству; Рассмотрение дела; Окончание третейского разбирательства; Исполнение и оспаривание решений.
В разделе Общие положения указывается информация о суде, его компетенции, порядке предоставления документов, языке третейского разбирательства, порядке определения арбитражных расходов.
Раздел Возбуждение третейского производства посвящен началу рассмотрения спора — предъявлению иска, принятию иска и возбуждению дела, сопутствующим вопросам (например мерам обеспечения).
Подготовка дела к разбирательству состоит из избрания судей (арбитров) и формирования состава суда, направления ответчиком отзыва на иск, извещения сторон о дате и месте рассмотрения спора.
Рассмотрение спора в третейском суде описывает действия сторон и суда в судебном процессе: порядок выступлений, порядок предъявления доказательств и их оценки судом, относимость и допустимость доказательств, порядок вызова свидетелей и назначения экспертиз, случаи отложения заседания и сроки рассмотрения дела.
Наконец Окончание третейского разбирательства описывает собственно принятие решения по спору. Решение по спору принимается после окончания устного разбирательства на закрытом (без присутствия сторон спора и третьих лиц) заседании третейского суда после того, как его состав сочтет, что все обстоятельства и отношения сторон выяснены в полном объеме. Решение принимается третейскими судьями единогласно или большинством голосов. Третейский судья, не согласный с решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу.
Решение должно содержать обязательные реквизиты, установленные регламентом, быть обоснованным и соответствовать применяемому при рассмотрении спора законодательству.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо.
Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа
Преимущества третейского суда
Необходимо отметить, что третейское судопроизводство имеет целый ряд преимуществ в сравнении с судопроизводством в государственных судах России:
- стороны имеют возможность самостоятельного выбора судьи из списка третейских судей;
- беспристрастность и независимость судей;
- относительная дешевизна процесса третейского разбирательства;
- любые споры разрешаются в одной инстанции;
- рассмотрение споров в минимальные сроки и в упрощенном порядке;
- соблюдение конфиденциальности при рассмотрении спора;
- рассмотрение любых споров в месте нахождения третейского суда;
- есть возможность мирного урегулирования споров;
- наличие состязательности сторон;
- профессионализм и высокая квалификация третейских судей;
- решения третейского суда имеют правовой статус;
- порядок неукоснительного исполнения решений третейского суда;
- возможность исполнить решение третейского суда на территории других государств;
- решения третейского суда признаются межгосударственными арбитражными организациями;
- уже само заключение третейского соглашения повышает договорную дисциплину партнеров по бизнесу.
Услуги наших юристов:
- бесплатная юридическая консультация по вопросам третейского судопроизводства;
- разработка третейского соглашения и правил третейского разбирательства;
- написание и подача искового заявления и отзыва в третейский суд;
- участие в процедуре переговоров (медиации), содействие в заключении мирового соглашения;
- организация экспертиз (бухгалтерских, товароведческих, строительных и других);
- сбор, анализ и систематизация доказательств (документов, аудио- и видеозаписей, вещественных доказательств);
- заявление об обеспечительных мерах;
- представительство в третейском суде;
- оспаривание решения третейского суда;
- контроль за исполнением решения третейского суда.
Связь и взаимодействие между международным коммерческим арбитражем и государственными судами
Хотя третейские суды, рассматривающие споры в области международной торговли, и не входят в судебную систему государства, они не могут осуществлять свою деятельность вне контроля государства и без взаимодействия с государственными судами. Рамки осуществления такого контроля определяются международными соглашениями, в которых участвуют государства (прежде всего, Нью-Йоркская конвенция 1958 г.), и национальным законодательством. Контроль и взаимодействие могут осуществляться по различным направлениям.
Во-первых, согласно АПК РФ государственные арбитражные суды могут рассматривать заявления по вопросу компетенции третейского суда (ст. 235).
В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и федеральным законом, любая сторона третейского разбирательства может обратиться в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции.
В литературе (А.С. Комаров) обращалось внимание на то, что под «законом» в данном случае следует понимать право, которое регулировало процесс арбитражного разбирательства, а не материальное право, применявшееся международным арбитражным судом при разрешении спора. Вопросы применения материального права относятся к существу спора и поэтому находятся вне компетенции государственного суда, рассматривающего заявление об отмене решения международного арбитража.
Во-вторых, в компетенцию государственного суда входит определение действительности арбитражного соглашения. Суд может признать, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено (п. 1 ст. 8 Закона 1993 г.). Эта формулировка российского законодательства соответствует положениям Нью-Йоркской конвенции 1958 г., согласно которой суд государства — участника Конвенции обязан в случае обращения к нему стороны, оспаривающей вынесенное арбитражем решение, направить стороны в согласованный арбитраж, «если не найдет, что упомянутое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено». Таким образом, при определенных условиях государственные суды могут контролировать действительность арбитражной оговорки.
В-третьих, в компетенцию государственного суда входит решение вопросов предварительного обеспечения исков, предъявленных в порядке арбитражного производства (ст. 9 Закона 1993 г.). Функцию такого рода может осуществлять только государственный суд, поскольку только он, а не третейский суд обладает соответствующими властными полномочиями.
В-четвертых, в компетенцию государственного суда входит рассмотрение ходатайства об отмене арбитражного решения. Согласно ст. 34 Закона 1993 г. ходатайство об отмене рассматривается этим Законом как исключительное средство оспаривания арбитражного решения.
На вопросе об оспаривании решений третейских судов следует остановиться более подробно. Законодательство проводит различие между оспариванием решений международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации, и оспаривании иностранных арбитражных решений.
В первом случае, согласно АПК РФ, заявление об отмене решения такого третейского суда подается в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (п. 3 ст. 230).
В отношении второго случая в АПК РФ установлено, что в предусмотренных международным договором РФ случаях может быть оспорено иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы законодательства РФ, путем подачи заявления об отмене такого решения в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства (п. 5 ст. 230).
Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено государственным арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором РФ и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже (п. 4 ст. 233 АПК РФ).
В нашей литературе, связанной с анализом практики арбитражных судов относительно третейского разбирательства, высказывалось мнение об оценке юридической силы третейского соглашения, исключающего рассмотрение спора в государственном суде, с позиции соответствия конституционному праву на судебную защиту или аналогичным правам, предусмотренным международными соглашениями, в частности ст. 6(1) Европейской конвенции о правах человека.
Конституционный Суд РФ однозначно выразил мнение, что третейское (арбитражное) соглашение не противоречит конституционному праву на судебную защиту. Так же определенно в официальной практике применения Европейской конвенции о правах человека формулируется позиция об отсутствии противоречий между заключением арбитражного соглашения, исключающего юрисдикцию государственного суда, и положением Конвенции о доступе к правосудию, поскольку арбитражное соглашение означает добровольный отказ от обращения в государственный суд для разрешения споров.
Признание и исполнение арбитражных решений
1. Для истца независимо от того, идет ли речь об отечественном или иностранном юридическом лице, обращение не к государственному, а к третейскому суду имеет смысл только в том случае, если есть возможность как в стране местонахождения арбитража, так и в любой иной стране осуществить принудительное исполнение такого решения. Конечно, решение может быть исполнено ответчиком добровольно, точно так же как и мировое соглашение, заключенное сторонами в ходе рассмотрения спора. Но не всегда это имеет место, поэтому вопрос о признании и исполнении арбитражного решения так важен. Этот вопрос регулируется как международными соглашениями, так и национальным российским законодательством.
В отношении иностранных арбитражных решений действует Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
В соответствии с п. 1 ст. I Конвенции она применяется к арбитражным решениям, вынесенным «на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица». Она применяется также к арбитражным решениям, «которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение». Под арбитражными решениями понимаются решения как изолированных, так и постоянных арбитражных органов (институционных арбитражей). Следует еще раз обратить внимание на то, что действие Конвенции не распространяется на признание и исполнение государственных арбитражных судов и иных судов, входящих в судебную систему государств (хозяйственных, экономических, торговых).
Каждое государство — участник Конвенции признает арбитражные решения как обязательные и исполняет их в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение арбитражных решений. К признанию и исполнению арбитражных решений, к которым применяется Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений (ст. III).
Нью-Йоркская конвенция устанавливает ограниченный перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Он является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Перечень включает две группы оснований для отказа: 1) применяемые судом только по просьбе стороны в споре, против которой вынесено решение; 2) применяемые судом ex officio, т.е. по собственной инициативе.
Защита в арбитражном суде
Внимание
Третейский суд: арбитраж цивилизованной страны В развитых государствах помимо основной государственной судебной системы разрешения споров законом предусмотрены и альтернативные способы, к которым относится третейское разбирательство. Причём если в России арбитраж – это государственный орган, а третейский суд – коммерческий, то в западных правовых системах третейский суд арбитраж представляет как одно из основных звеньев судебной системы. Чем отличается арбитражный суд от суда общей юрисдикции? Арбитражный суд – это государственный орган, который осуществляет правосудие в области экономической деятельности, прежде всего, это – разрешение экономических споров между юридическими лицами при различных правонарушениях.
Его компетенцию регулирует Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Основания для отмены третейского решения
Решение третейского суда может быть отменено, если существуют веские основания:
- решение не соответствует федеральным законам;
- сторона не была предупреждена о третейском разбирательстве, его числе, месте и времени или не могла присутствовать по уважительным причинам;
- третейское решение было принято по делу, не предусмотренному в договоре и не попадающему под условия соглашения;
- состав суда или сама процедура не соответствовали федеральному закону или соглашению сторон;
- решение нарушает основные принципы российского права;
- спор не мог быть предметом рассмотрения, согласно федеральному закону.
Третейский суд: главное
Третейские суды представляют собой арбитражные учреждения (это может быть единоличный арбитр или коллегия арбитров), которые рассматривают споры гражданско-правового характера между юридическими лицами, физическими лицами, а также между юрлицами и гражданами. В России такие суды существуют уже не первый год, однако благодаря начавшейся в 2016 году реформе качество разбирательств существенно возросло. За рубежом же третейские учреждения пользуются заслуженной популярностью.
На данный момент для того, чтобы иск был принят к рассмотрению, между сторонами должно быть заключено письменное соглашение, предусматривающее передачу дела в конкретный ТС. Такое соглашение может заключаться или как третейская оговорка (в самом договоре, в разделе, касающемся порядка разрешения спорных ситуаций), или как допсоглашение к договору.
Важно! Заключение соглашения допускается на любом этапе конфликта. Принять решение о разрешении спора в ТС можно даже в том случае, если дело находится на рассмотрении в государственном суде (но решение в первой инстанции еще не принято).
В чем заключаются отличия ТС от арбитражных судов и судов общей юрисдикции? Для тех, кто обращаются в ТС, первостепенное значение имеют более высокая скорость разрешения дел и меньшее количество формальностей, по сравнению с государственными судебными органами. Также к числу отличительных особенностей третейских судов относят:
- наличие у сторон возможности самостоятельно выбирать арбитров и определяться с их количеством;
- особые условия финансирования (ТС не финансируются государством);
- закрытый порядок рассмотрения дел (сторонам гарантируется конфиденциальность).
Для того чтобы стороны могли обратиться в такой суд, обязательным условием является наличие взаимного согласия на разрешение конфликта посредством третейских разбирательств. Для обращения в государственный суд, напротив, договоренности не нужны.