Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок камеральной проверки по УСН в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Как налоговая выбирает, кого проверять
Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчётность.
Повод для углублённой камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.
Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:
- Маленькая налоговая нагрузка у организации по сравнению с другими такими же компаниями из этой отрасли.
- Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд.
- Значительный размер налогового вычета.
- Примерно одинаковые доходы и расходы у ИП.
- Маленькая среднемесячная зарплата у работников по сравнению с другими фирмами из этой отрасли.
- Миграция между отделами налоговых органов, то есть неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах из-за смены местонахождения налогоплательщика.
- Основа деятельности — работа с перекупщиками, если для этого нет разумных экономических причин.
ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе
Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.
Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.
Кроме того:
- отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
- сокращается число контролируемых сделок;
- ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
- расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
- отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.
В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.
Оформление результатов проверки
После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.
В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.
В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.
Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Как в 2023 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.
Что в планах у налоговой службы на 2024 год
В 2024 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.
Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).
Новые полномочия инспекторов сведут практически к нулю шансы не заплатить по выездной проверке. Вызывает опасение «лимит» обеспечительных мер — вероятно, налоговики будут формально определять объем имущества для ареста, и оспорить их решение вряд ли удастся. Для защиты активов придется быстрее реагировать на налоговые риски на стадии предпроверочного контроля и качественнее юридически структурировать бизнес.
Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.
Если такой подход будет принят, то налоговики смогут зафиксировать и наложить обременение на имущество должника, которого подозревают в недобросовестности, в начале проверки. По сути, выход инспекторов на выездную налоговую проверку будет означать, что бизнесмен «попал» и пока контролеры не взыщут все, что не доплачено в бюджет, отвязаться от них не получится.
Сделки с взаимозависимыми ИП и компаниями
Операции с взаимозависимыми компаниями и ИП могут вызвать подозрения в том, что предприниматель таким образом получает необоснованную налоговую выгоду, то есть уплачивает меньше налогов в бюджет, чем должен. При возникновении вопросов у представителей налоговой вам также придется доказывать «должную осмотрительность», предоставлять документы, обосновывать дробление бизнеса (если имеется) и применение специальных налоговых режимов. В свою очередь, понятие должной осмотрительности означает, что при заключении сделки предприниматель выполнил все доступные для него действия, использовал возможности и инструменты для проверки контрагента на предмет его благонадежности.
В практике налоговых проверок нередки нарушения, связанные со сделками с взаимозависимыми лицами. Такие сделки также могут быть использованы для ухода от уплаты налогов или получения необоснованной налоговой выгоды.
Так, на взаимозависимость компаний, к примеру, способны указать признаки, перечисленные ниже:
- сотрудники компаний или ИП имеют доступ к ПО со всей информацией о финансово-хозяйственной деятельности;
- наличие всех кассовых документов и первички в общей базе ПО;
- главная компания является единственным поставщиком для остальных;
- единая форма договоров поставки, сквозная нумерация, одна и та же дата заключения для всех компаний, одно и то же место заключения;
- наличие трудовой миграции работников;
- в заключенных договорах указаны одни и те же контактные лица;
- наличие совместных расходов;
- использование единого фирменного стиля, дисконтной системы для всех компаний и так далее.
Как налоговая проверяет декларации?
Как проходит проверка деклараций 3-НДФЛ, НДС, УСН, РСВ, налогов на транспорт, на имущество, на прибыль и других? ФНС оценивает следующие критерии:
-
сравнение информации, имеющейся в распоряжении налоговой инспекции, со сведениями, представленной налогоплательщиком;
-
своевременность представления документов — уложились ли организации или ИП в сроки подачи отчётности;
-
сравнение нынешней отчётности бизнеса с документами, представленными в прошлые периоды.
Наибольшее внимание ФНС уделит отчётности, в которой:
-
обосновывается применение льгот;
-
большие суммы вычетов по НДС;
-
есть противоречивая информация.
Камеральная проверка при УСН
Применение УСН требует соблюдения определённых законодательных требований. Они установлены в главе 26.2 НК РФ, и самая часто возникающая проблема – это неправомерное использование данного режима. Поэтому инспектор в первую очередь станет смотреть, соответствует ли деятельность ИП установленным критериям.
Если обнаружится, что у предпринимателя должно было быть ОСН, то в таком случае оформляют акт и дополнительно начисляют все соответствующие налоги. Сюда же стоит добавить пеню и штраф за затягивание сроков. Как можно увидеть, подобный механизм проведения проверки в принципе характерен для любых режимов налогообложения, то есть какой-то особой специфики здесь нет.
Необходимо отметить, что УСН не предполагает ведение бухучёта. Что же касается налогового, то он осуществляется на базе учётной книги прибыли и расходов. Она может быть бумажной или же электронной — на усмотрение самого налогоплательщика. На основании установленных в этом документе сведений и заполняется годовая декларация. Вообще, при изучении обязанностей налогоплательщика следует ориентироваться на статью 23 НК РФ, поскольку там всё детально расписано.
В частности, законодательство устанавливает, что ИП предоставляет данную книгу инспектору по запросу:
- Непосредственно лично, то есть при посещении того отделения ИФНС, к которому он приписан. Возможен ещё вариант с представителем, но тогда последний должен предъявить доверенность, дающую право на осуществление соответствующих действий именно в налоговой.
- По электронной почте. Сейчас этот вариант становится всё более распространённым, поскольку он самый простой, к тому же не предполагает личного присутствия ИП в городе. То есть общение с ФНС РФ в данном случае вообще может вестись дистанционно. Однако учтите, что к оформлению электронных документов существуют свои требования в законодательстве, как и к подтверждению отправки данных.
- Через обычную почту. Если ИП выбирает этот вариант, ему нужно будет отослать заказное письмо и обязательно составить опись вложения.
На что обращает внимание инспектор? В первую очередь он проверяет то, насколько грамотно составлена отчётность, соответствует ли актуальным требованиям, в каком виде подаются сведения, не вносились ли в бумаги исправления и т.п. Также внимание обращают на достоверность и непротиворечивость информации.
То есть информацию из учётной книги будут сверять с тем, что указано в декларации. Если у инспектора есть данные из других источников, он также станет принимать во внимание и их. Помимо прочего, ФНС РФ всегда проверяет, правильно ли начислены налоги, как использовались соответствующие формулы, как рассчитывалась налоговая база, когда именно проводились платежи в пользу государства. Например, если всё оформлено грамотно, но ИП выплатил налог с опозданием, то его могут оштрафовать исключительно за этот факт.
Имейте в виду, что когда ИП формирует объекты по налогам, то речь идёт о «Прибыли» и о «Прибыли минус расходы». В первом случае подразумевается доход, с которого нужно выплатить 6% в пользу государства. Расходы здесь не учитываются. Что же касается второго варианта, то с указанной суммы нужно будет начислить 15%, и при изучении объекта «Прибыль минус расход» инспектор обращает внимание на расходы.
Важно следующее:
- Насколько они обоснованы?
- Относятся ли конкретные траты непосредственно к деятельности ИП?
- Соответствует ли указанная цена рыночной в рамках определённого временного периода, не является ли она завышенной?
- С чем именно, с какой конкретно сделкой связаны расходы?
- Какие документы подтверждают траты?
То есть, в данном случае, как и при обычной проверке, важно, чтобы расходы не имели отношения к сомнительным (фиктивным) сделкам, чтобы налогоплательщик не решал за счёт предпринимательской деятельности свои личные проблемы. Инспектор также обязательно проверит, относятся ли траты по факту к нужному временному периоду.
Подтверждением расходов обычно становятся счета, выписки движений по банковским счетам, чеки и т. п. Если по этому пункту у инспектора возникли какие-то вопросы, он может запросить договор, с которым связаны траты, доказательства поставки товара, оказания услуги, прочее. Бывают и другие уточнения. Как и говорилось выше, их нужно предоставить в течение 5 дней.
Камеральная налоговая проверка
Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ, подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.
Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.
Камеральная проверка уточненной декларации
И если у налогового органа декларации (расчета) нет, он вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но не камеральную проверку (п. 1 ст. 82, ст. 88 НК РФ). Эту позицию поддерживают Минфин России и арбитражные суды (Письмо Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28, Постановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07, от 26.06.2007 N 1580/07, ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 N А65-1368/2009).
Напомним, что, если налогоплательщик не подал декларацию в установленный срок, налоговики вправе приостановить операции по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств. Такое решение принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней по истечении срока представления декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Расчет срока проведения проверки
Сроки проведения камеральной налоговой проверки в 2024 году могут варьироваться в зависимости от множества факторов. Однако, существует несколько основных этапов, которые помогут определить долговечность проверки.
Во-первых, необходимо учесть сложность налоговой декларации и полноту предоставленных документов. Если документация подготовлена корректно и содержит все необходимые сведения, то сроки проверки могут быть сокращены.
Во-вторых, важным фактором является объем проверяемой информации. Если речь идет о крупной компании с обширной бухгалтерской отчетностью, то сроки проведения проверки могут значительно увеличиться.
Кроме того, важным фактором является квалификация и загруженность налоговых инспекторов. Если распределение рабочих нагрузок неоптимально, то сроки проверки могут быть задержаны.
Также следует учитывать специфику отрасли, в которой действует организация. Некоторые отрасли могут требовать более детального и сложного анализа, что повлечет за собой увеличение сроков проведения проверки.
Факторы, влияющие на срок проведения проверки: | Время, которое может быть затрачено: |
---|---|
Сложность налоговой декларации и полнота предоставленных документов | Сокращение сроков проверки |
Объем проверяемой информации | Увеличение сроков проверки |
Квалификация и загруженность налоговых инспекторов | Возможное задержание сроков проверки |
Специфика отрасли организации | Увеличение сроков проведения проверки |
Установление даты последнего дня проверки
Для установления даты последнего дня проверки налоговой декларации в 2024 году необходимо учитывать действующее законодательство налоговой системы и инструкции налоговых органов. Обычно последний день проверки устанавливается в соответствии с установленными сроками, однако даты могут меняться в зависимости от изменений в налоговом законодательстве.
Для уточнения конкретной даты последнего дня проверки в 2024 году необходимо обращаться к налоговым органам, которые предоставят официальную информацию по данному вопросу. Обычно такая информация публикуется на официальных веб-сайтах налоговых служб или в рекомендованной литературе по налоговому праву.
Успешное проведение камеральной проверки налоговой декларации важно для предотвращения возможных налоговых претензий со стороны налоговых органов. Правильное заполнение декларации, соблюдение сроков и предоставление необходимых документов помогут избежать непредвиденных проблем с налоговыми органами и будут способствовать гармоничным отношениям с налоговой системой страны.
Основные моменты, которые важно запомнить:
- Срок камеральной проверки увеличен с 3-х до 5-ти лет. Теперь налоговая служба может проводить проверку налоговой декларации за последние 5 лет, а не только за 3 года, как ранее.
- Проверка может быть назначена в любое время. Ранее проверки проводились исключительно в течение первых 3-х лет после подачи декларации, сейчас налоговая служба может осуществлять проверку в любое время.
- Проверка может быть осуществлена как в случае частных физических лиц, так и организаций и предпринимателей. Ранее камеральная проверка налоговой декларации применялась только к предпринимателям, а теперь может распространяться и на частных лиц.
- Срок проведения камеральной проверки составляет до 6 месяцев. Налоговая служба имеет право продлить срок проведения проверки на еще 6 месяцев в случае необходимости.
- В случае выявления нарушений налогового законодательства, налоговая служба может применить штрафные санкции в размере до 20% от суммы недоимки.
В процессе камеральной проверки налоговой декларации могут быть выявлены так называемые «зоны риска». Это ситуации, которые вызывают подозрение у налоговых органов и могут привести к более детальному исследованию отдельных аспектов декларации.
Одной из таких зон риска является неправильное указание данных о доходе и расходе. Если в декларации указаны неправильные или неполные данные, налоговые органы могут заинтересоваться и начать проверять их более детально. Это может привести к дополнительным вопросам, запросу на предоставление дополнительных документов или проведению дополнительных проверок.
Еще одной зоной риска является предоставление неверной или поддельной документации. Если в налоговой декларации указаны данные, которые не соответствуют реальности, налоговые органы могут начать проверку подлинности предоставленных документов. В случае выявления подделки или незаконного получения документов, могут быть применены административные или уголовные меры в отношении налогоплательщика.
Также зоны риска могут включать неправильное применение налоговых льгот и особенностей налогообложения. Если налогоплательщик использует неправомерные налоговые вычеты или льготы, это может привлечь внимание налоговых органов.
Чтобы избежать проблем с камеральной проверкой, рекомендуется предоставлять только точные и достоверные данные в налоговой декларации, а также хранить документы, подтверждающие указанные в декларации сведения. В случае возникновения вопросов со стороны налоговых органов, необходимо грамотно и своевременно отвечать на них и предоставлять необходимые документы и объяснения.
Помните, что камеральная проверка может быть проведена в любое время и применительно к любому налогоплательщику. Поэтому необходимо быть готовым к возможным проверкам и всегда соблюдать законодательство в области налогообложения.
Как оспорить результат проверки
Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:
- в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;
- после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.
В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:
- привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;
- освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.