Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия инвалидов Чернобыля в 2024 по Украине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом разделе будет рассказано о дополнительных выплатах и государственной поддержке, которые могут быть предоставлены чернобыльцам. В 2024 году Украина продолжает стремиться к обеспечению надлежащего уровня жизни для людей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Государство осознает необходимость оказания помощи тем, кто по-прежнему страдает от последствий аварии.
Дополнительные выплаты и государственная поддержка чернобыльцам
Одной из форм государственной поддержки являются дополнительные выплаты, предназначенные для улучшения финансового положения чернобыльцев. Эти выплаты могут включать компенсации за потери здоровья, возмещение расходов на лекарства, медицинское обслуживание и другие социальные нужды. Государство также предоставляет материальную помощь чернобыльцам в виде ежемесячных денежных выплат.
Дополнительные выплаты и поддержка | Категории чернобыльцев |
---|---|
Компенсация за потери здоровья | Все пострадавшие от аварии на Чернобыльской атомной электростанции, имеющие соответствующую медицинскую документацию |
Возмещение расходов на лекарства и медицинское обслуживание | Чернобыльцы, нуждающиеся в постоянном лечении и получении лекарственных препаратов |
Социальная поддержка | Чернобыльцы, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в материальной помощи |
На какие пенсии могут рассчитывать пострадавшие от аварии в Чернобыле – комментарий специалиста
Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС имеют право на досрочную пенсию по возрасту и установление надбавок к ней. Для ее назначения нужно иметь удостоверение нового образца – пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий. Их меняют с 2012 года.
Дополнительно к пенсии пострадавшим назначаются надбавки. Занятым в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленным и командированным, призванным на специальные сборы военнослужащим и военнообязанным, как и участникам ликвидации других радиационных аварий, положена надбавка в размере 50 % от минимальной пенсии по возрасту (на данный момент МПВ составляет 59,97 руб.).
– По общим нормам пенсионного законодательства Республики Беларусь трудовая пенсия по возрасту в 2023 году предоставляется мужчинам 62 лет и женщинам 57 лет, которые не менее 17 лет 6 месяцев уплачивали обязательные страховые взносы в ФСЗН (так называемый страховой стаж), – сообщила заместитель начальника управления пенсионного обеспечения комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Елена Садовникова.
На пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет имеют право люди, которые были заняты на работах в 10-километровой зоне от ЧАЭС (13 населенных пунктов Украины) в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м. Этот факт должен быть документально подтвержден с указанием периода работы, названия населенных пунктов, зоны радиоактивного загрязнения, первичных документов, на основании которых выдана справка. Это могут быть командировочное удостоверение с отметкой о пребывании в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.
Для ликвидаторов, работавших в пределах 30-километровой зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены другие условия назначения досрочной пенсии по возрасту: при наступлении инвалидности независимо от ее причины и группы общеустановленный пенсионный возраст снижается на 5 лет. Исключение – граждане, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими противоправных действий.
Пенсия инвалидов войны
Относительно тех, кто является инвалидом Великой Отечественной войны, действует общий для всех закон о пенсионном обеспечении и закон о тех, кто уволен с военной службы. Пенсия зависит от размера получаемой зарплаты во время трудовой деятельности и трудового стажа.
Кроме того, пенсионное законодательство предусматривает надбавки к этим пенсиям для инвалидов ВОВ, а также участников боевых действий в размере 60, 80 и 100 % соответственно для 3, 2 и 1 группы. Надбавка начисляется исходя из минимальной пенсии, в том числе и для инвалидов войны 3 группы. Сама пенсия для инвалидов войны и боевых действий не может быть ниже следующих сумм:
- 1 группы — 4475 гривен.
- 2 группы — 3988 гривен.
- 3 группы — 3519 гривен.
Участники боевых действий не могут получать меньше 2580 гривен. А также предусмотрены целевые выплаты: 70 гривен инвалидам 1 группы, по 61 гривне — второй и третьей группы и 43 гривны — участникам боевых действий. В 2015 г. представителям всех трех категорий были сделаны надбавки к тем, которые уже существовали:
- 1 группы — 475 грн.
- 2 группы — 400 грн.
- 3 группы — 293 грн.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.
К списку социальных льгот относятся:
- приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
- покупка медикаментов по льготным рецептам;
- предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
- обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
- зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
- обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.
Прожиточный минимум и минимальная зарплата
Из-за полномасштабной войны в Украине в государственном бюджете на 2023 год не предусмотрено повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума.
С 1 января 2023 года минимальная заработная плата установлена на уровне 6 700 грн (в месячном размере) и 40,46 грн (в почасовом размере). В последний раз ее повышали в октябре 2022 года.
Прожиточный минимум в последний раз повышался в декабре 2022 и останется таким же с 1 января: 2 589 грн на одного человека в расчете на месяц.
Для основных социальных и демографических групп населения размер прожиточного минимума с 1 января составит:
- для детей до 6 лет — 2 272 грн;
- для детей от 6 до 18 лет — 2 833 грн;
- для трудоспособных лиц — 2 684 грн;
- для лиц, потерявших трудоспособность — 2 093 грн.
С 1 июля нынешнего года в Украине планировалось увеличить пенсии ликвидаторам и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Однако депутаты, которые должны были принять соответствующий закон, нашли для себя более насущные занятия и отложили рассмотрение проекта, поданного правительством, на последний момент. Как результат, окончательное голосование состоялось лишь 29 июня.
Понятно, что хоть президент и подписал документ в тот же день, ввести его в действие вовремя уже не было никакой возможности. Поэтому новый порядок расчета чернобыльских пенсий будет введен только с 1 января следующего года.
Однако часть положений все же заработает с 1 июля.
Закон о чернобыльцах: важный шаг на пути к защите прав ликвидаторов и пострадавших
Вопрос о правах ликвидаторов Чернобыльской аварии и пострадавших от катастрофы всегда вызывал огромный общественный интерес. Наконец, с вступлением в силу закона о чернобыльцах, утвержденного в 2023 году в России, был сделан важный шаг в направлении защиты и поддержки этих людей.
Закон о чернобыльцах предоставляет ликвидаторам чаэс и другим пострадавшим значительные гарантии и привилегии. Он устанавливает право на бесплатное получение медицинской помощи и соцального обеспечения, включая компенсационные выплаты и льготы. Также закон предусматривает возможность переселения в зоны благопритятные для жизни и жилья, а также предоставляет приоритетное право на получение жилья в таких зонах. Это исключительно важные меры, которые помогут улучшить качество жизни ликвидаторов и пострадавших от Чернобыльской аварии.
Однако, закон о чернобыльцах не является завершающим шагом в защите прав этих людей. Предоставление достойного обеспечения и поддержки нужно взглянуть на этих героев катастрофы Чернобыля как на тех, кто нес огромную жертву во имя защиты других граждан и стабилизации ситуации, а не как на прошлый приоритет. Если мы хотим сделать все возможное для улучшения их условий жизни, дальнейшие шаги должны быть сделаны.
Закон о чернобыльцах является важным юридическим инструментом, который призван защищать и поддерживать ликвидаторов и пострадавших Чернобыльской аварии. Надеемся, что этот закон станет отправной точкой для дальнейших усилий по защите прав этих людей и созданию справедливой и достойной среды для их жизни и развития.
Как оформить статус чернобыльца?
Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
- справку об инвалидности;
- подтверждение участия в ликвидации;
- бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.
Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:
- совершив визит в соцзащиту;
- лично в МФЦ;
- онлайн через сайт госуслуги.
График повышения пенсий в 2023 году
Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:
- С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
- С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
- С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
- С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
- С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Мнение Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Мнение Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
В Украине повысили пенсии «чернобыльцам». Кто сколько получит
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
Непосредственные ликвидаторы и участники ядерных испытаний и военных учений с применением ядерного оружия, если они получили вследствие этого инвалидность, имеют право на госпенсии. Ее размер – 5 минимальных зарплат.
Сколько будут получать чернобыльцы с инвалидностью:
- для первой группы – 16 080 гривен,
- для второй группы – 12 987 гривен,
- для третьей группы – 8 917 гривен.
Права и льготы чернобыльцев
Перечень льгот, предоставляемым пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС лицам, может зависеть от оснований и причин причисления к категории чернобыльца. Так, на законодательном уровне разделяются такие причины присвоения этого статуса и получения чернобыльского удостоверения:
Стоит отметить, что ежегодно в связи с инфляцией валюты, пересмотром величины минимального прожиточного минимума, проводится также и индексация выплат, начисляемых чернобыльцам – таким образом сумма, которую они получают по каждой из статей будет увеличиваться.
- право на улучшение жилищных условий;
- получение места в детском саду для своего ребенка (являющегося внуком чернобыльца) вне очереди;
- получение скидок и льгот по оплате коммунальных услуг и квартплаты;
- возможность сохранения рабочего места в случае проведения сокращения на работе.
- Ежемесячно начисляемая выплата, которая на данный момент составляет 260 рублей и производится по категории «на оздоровление»;
- Компенсация переезда чернобыльца в случае наличия такой необходимости;
- Каждому члену семьи пострадавшего полагается пособие в размере 1120 рублей;
- Компенсация в денежном выражении, если в результате действия радиации гражданин понес ущерб, выраженный в потере с/х животных (их заражение), невозможности дальнейшего использования предметов быта; потраченного урожая при наличии с/х угодий, полной потери объекта недвижимости, на которое имеется право собственности.
- Выплату пособия в размере до 1200 рублей. Начисление такой суммы прекращается после 18 лет;
- Поступление в высшие учебные заведения по льготной категории;
- В том случае, если ребенок имеет инвалидность и находился на иждивении погибшего чернобыльца, ему положена выплата ежемесячного пособия в размере 20000 рублей;
- Получение компенсации на похороны чернобыльца, который являлся родителем ребенка.
Ошибка: Работодатель уменьшил величину пособий для женщин, проживающих на территориях, загрязненных после аварии на ЧАЭС, после вступления в силу изменений порядка выплат пособий по уходу за ребенком (с 1 июля 2024 года). Изменения коснулись всех сотрудниц, которые подали заявления на выплаты после 1 июля 2024 года и до этой даты.
- Компенсационная выплата детям-инвалидам, потерявшим кормильца (в размере 20 000 рублей).
- Компенсация расходов, понесенных в связи с необходимостью погребения чернобыльца.
- Возможность зачисления в государственное высшее учебное заведение детей чернобыльца вне конкурса.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии
В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий: государственной по достижении пенсионного возраста и пенсии по инвалидности, даже если заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на ЧАЭС.
На мой взгляд, проблема не в законах, а в формулировках для установления чернобыльцам инвалидности и их трактовке сотрудниками Пенсионного фонда, в несогласованности их действий, а также в отсутствии разъяснений Правительства РФ о том, какие конкретно формулировки предоставляют те или иные права.
Мы в заявлениях, жалобах и исках ссылались на п. 4 Постановления КС от 7 февраля 2012 г. № 1-П, где указано: «Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».
Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2022 г. № 1-О подчеркнул, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости.
Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Таблица выхода на пенсию в чернобыльской зоне
Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ч. 1 ст. 13 см. Постановление КС РФ от 13.12.2017 N 40-П.
Кто имеет право на досрочную пенсию в 52 года по закону?
Согласно реформе пенсионного законодательства, возраст выхода на пенсию по возрасту увеличился до 60 лет для мужчин и до 55 лет для женщин. Однако для чернобыльских жителей или лиц, чьи трудовые деятельности связаны с техногенными районами, установлены особые правила выхода на пенсию раньше.
Так, чернобыльцам можно выйти на пенсию в 52 года для мужчин и 47 лет для женщин при условии, что они находились в зоне радиационного влияния в 1986-1987 или проводили там не менее четырех месяцев в 1988-1990 годах. Также это право распространяется на проживающих в периоды после катастрофы на территории Чернобыльской области.
По новому закону возраст досрочной пенсии для многодетных мам увеличен на 5 лет. Теперь женщины имеют право на пенсию в 57 лет, если они воспитали 5 и более детей до 8 лет либо инвалидов детей любого возраста. Также, по новому закону, для социально незащищенных групп населения, возможны льготные графики выхода на пенсию при определенном размере выплат.
Советуем прочитать: Документы для сдачи экзамена в ГИБДД в 2022 году: образец и бланк заявления на сдачу экзамена в ГАИ
Для оформления пенсионного статуса необходимо пройти регистрацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в месте проживания и предоставить все необходимые документы, подтверждающие трудовую деятельность и статус пенсионера. Размер пенсии зависит от экономического статуса, годов трудового стажа и размеров выплат. Кроме того, чернобыльцам и жителям техногенных районов предоставляется компенсация за вредное влияние на здоровье.