Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 7.1 КОАП РФ. Самовольное занятие земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За самовольное занятие земельного участка может наступать и ответственность по уголовному законодательству. Напрямую самозахват преступлением в России не является (в отличие от некоторых других постсоветских стран, Украины к примеру, где такая статья в УК была введена еще в 2007 году), однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.
Гражданско-правовые последствия самозахвата земли
Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:
- Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.
- Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. Освобождение при этом подразумевает и уничтожение любых следов хозяйственной деятельности, на которую владелец не давал разрешения. Именно это чаще всего и бывает причиной споров, т. к. если самовольное занятие земельного участка сопровождалось постройкой на нем дома или другого объекта недвижимости, их необходимо снести. Если же снос не будет совершен добровольно, владелец может привлечь органы власти для принудительного разрушения незаконных построек.
- Обязаны заплатить владельцу, если захваченный участок использовался для извлечения прибыли. Подобного рода ситуация может трактоваться как незаконное обогащение — а гражданское законодательство в этом случае дает владельцу объекта право на взыскание компенсации. Ее размер будет равен доходу, который виновное лицо незаконно извлекло за счет земли.
Кроме того, нужно учитывать, что самовольное занятие земельного участка не дает захватчику никаких прав на возмещение тех расходов, которые он понес, к примеру, на улучшение земли или возведение зданий или сооружений на нем.
Урегулирование проблем, связанных с самозахватом
В том случае, если вы столкнулись с самозахватом вашей земли, алгоритм действий должен быть примерно следующим:
- Обратиться к захватчику. Наилучший вариант здесь — это подать претензию в письменном виде, сохранив доказательства того, что документ посылался (например, отправить ее по почте письмом с описью вложения). Если повезет, то на этой стадии можно заключить соглашение с обоюдной выгодой: либо официально оформить передачу участка, либо мирно договориться о компенсации.
- Если ответа на претензию не последовало либо нарушитель отказался компенсировать убытки, следует обратиться с жалобой в компетентный государственный орган, занимающийся надзором за землей. Им может быть Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), Росреестр (если нарушение связано с порядком регистрации участков) или Росприроднадзор (если для участка предусматривается особый режим использования).
- После того как решение по административному делу вынесено, можно подавать гражданский иск в суд и требовать как возврата имущества, так и взыскания убытков.
- В некоторых случаях может потребоваться дополнительное межевание либо проверка данных, содержащихся в ЕГРН, о границах участка. Это необходимо для того, чтобы определить, был ли самозахват вашей земли или вы необоснованно считаете своей землю, которая реально вам не принадлежит.
В том же случае, если захвату оказалась подвергнута земля, находящаяся в собственности государства или муниципалитета, урегулирование проблемы возможно путем ее выкупа. Во многих случаях это допускается, однако надо помнить: далеко не все земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть приватизированы или выкуплены. Более того, в ряде случаев статус объекта это прямо запрещает.
В целом же, если вы столкнулись с фактом самозахвата, мы рекомендуем обратиться к компетентному специалисту в области земельного права. В этой области довольно много взаимосвязанных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном или местном уровне, поэтому велик риск ошибки.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:
- предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
- направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
- предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.
Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.
Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).
Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.
Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.
Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:
- для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
- для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
- для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).
Административное наказание
При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.
Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:
- юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
- должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
- физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:
- юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
- должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
- физлица – до 10 тыс. рублей.
Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.
Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:
- недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
- обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
- создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.
Что делать и куда следует обращаться
Неправомерные и незаконные действия в отношении земельных участков общего пользования могут существенным образом осложнять жизнь гражданам. В этих случаях необходимо действовать в рамках закона и обращаться в соответствующие органы.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, земли общего пользования и любые действия с ними находятся в ведении следующих лиц и органов:
- Госземконтроль – уполномоченный государственный орган);
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета;
- Органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, а также другие организации и объединения общественного типа;
- Земельный контроль общественного направления – в него входят заинтересованные в решении проблемы граждане;
- Субъекты землепользования – собственники, арендаторы, пользователи.
Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.
Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:
- недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
- обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
- создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.
Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.
Конкретные наказания за самозахват чужой территории
Независимо от того, частично либо полностью был осуществлен захват территории, принадлежащей другому владельцу, нарушитель обязан будет понести ответственность, предусмотренную законами РФ. Штраф за нелегальное использование чужой земли начисляется с учетом площади всего участка, а также стоимости, которая была указана в кадастровом паспорте. Кроме того, размер штрафа также зависит и от того, каким субъектом было произведен захват.
Так, по состоянию на 2021 год, сумма штрафа равна:
- Для гражданских лиц— 1,5% от стоимости земли, указанной в кадастровом паспорте и 5 тысяч рублей.
- Для должностных лиц— 2% от стоимости земли и 20 тысяч рублей.
- Для юрлиц— от 2 до 3% от кадастровой цены и 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели считаются не физическими лицами, а организациями, и поэтому штраф будет составлять ту же сумму, что и для юридических лиц.
Обзор судебной практики по делам, связанным с государственным земельным надзором
Государственный земельный надзор – одна из важнейших функций государственного управления земельными ресурсами, благодаря которой обеспечивается соблюдение требований законодательства, рациональное использование и охрана земельных ресурсов.
С одной стороны, он служит средством выявления нарушений законодательства, с другой — является механизмом, понуждающим землепользователя устранить допущенное правонарушение. В связи с этим земельный надзор необходимо осуществлять непрерывно, добиваясь неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства участниками общественных отношений в указанной сфере.
Значительное увеличение судебных споров, связанных с обжалованием в судебном порядке действий по привлечению к административной ответственности, вполне закономерно обосновано изменениями в законодательстве, которыми существенно увеличен размер штрафов за нарушения земельного законодательства.
Основными причинами обжалования действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управления) по государственному земельному надзору в 1 полугодии 2016 года являлось отсутствие, по мнению заявителей, события административного правонарушения, его состава, в том числе, отсутствие или недоказанность вины.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенным нарушением земельного законодательства по-прежнему является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно самовольное занятие земельных участков.
В ряде случаев судами отменены постановления о привлечении к административной ответственности по усмотрению признаков малозначительности.
В качестве обоснования наличия признаков малозначительности судами приведены, в том числе, следующие аргументы: административное правонарушение не представляет особой общественной опасности; оно не нанесло значительного ущерба охраняемым обществом отношениям; привлекаемым к ответственности лицом к моменту рассмотрения жалобы устранены допущенные нарушения земельного законодательства.
Пример:
Физическое лицо «Л» обратилось в районный суд с заявлением об отмене постановления Управления о привлечении его к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
В обоснование своих требований заявитель просил отменить постановление о назначении наказания и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Суд, установив факт использования «Л» спорного земельного участка при отсутствии предусмотренных законодательством РФ прав, заявленные требования удовлетворил по следующим основаниям.
При этом, суд пришел к выводу, что, хотя в действиях «Л» формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.
1 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и отсутствия негативных последствий, при установленных судом обстоятельствах действия «Л» не представляют собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Также судом отмечено, что в данном случае возбуждением дела об административном нарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п. 1 ст. 3.
1 КоАП РФ, в настоящее время «Л» приняты меры к оформлению земельного участка в собственность; при таких обстоятельствах наложение административного наказания в виде штрафа в указанном размере имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения, обстоятельствам дела, степени вины нарушителя.
Что входит в понятие захват земли?
На сегодняшний день на территории РФ нет участков земли, которые числились бы бесхозными. Любой участок юридически имеет хозяина: это или частное лицо, или муниципалитет, то есть, государство.
Следующие обстоятельства квалифицируются как самовольное занятие чужой территории:
- использование земельного надела в личных целях без разрешения собственника и информирования его об этом;
- использование территории без оформления законного права владения или пользования: когда нет документов, на основании которых можно установить право собственности, аренды.
Важно: к правоустанавливающим бумагам относят свидетельство о наследстве, договор купли-продажи, обмена, дарственная или соглашение об аренде. Если наследник по истечении шести месяцев получил документ о вступлении в права, но не оформил землю, такой случай не относится к самовольному захвату. Занятие чужой территории может быть установлено, если правопреемник вовсе не обращался к нотариусу и является получателем участка лишь на словах.
- использование территории не по назначению или без бумаг, разрешающих использование тем методом, который применяется захватчиком;
- перенос межевых знаков, поворотных точек, забора и тд;
- возведение капитальных или временных строений с использованием соседней территории за границами своего участка.
Собственник может обратиться в суд, если считает, что его право было нарушено. Это могут сделать как частные лица, так и представители администрации.
Досудебное разрешение конфликта
Собственники могут договориться об использовании земель или устранении нарушений.
Пострадавший может:
- попросить освободить территорию. Возможно так же истребовать компенсацию упущенной выгоды;
- установить порядок пользования участком на добрососедских началах (взаимовыгодно для обеих сторон; лучше, если выгоды и порядок будут оформлены в письменном виде и закреплён подписями собственников);
- установить частный сервитут, то есть, обременение на земельный участок, которое регистрируется в Росреестре;
- продать часть участка соседу, оформив процедуру переноса границ и внесения изменений в данные кадастрового паспорта каждого надела.
Если договориться устно не получается, полезным будет направить требования в письменном виде заказным письмом: это поможет в дальнейшем при обращении в суд. Так собственник сможет доказать, что ответчик игнорировал требования освободить территорию.
Сколько стоит занять чужую землю?
Нарушение предусмотрено ст.7.1 КоАП РФ.
На 2020 год действуют следующие размеры штрафов:
ответчик | Кадастровая стоимость участка известна | Кадастровая стоимость участка не определена |
Физические лица | 1-1,5% от стоимости, не менее 5 тысяч рублей | 5000-10000 рублей |
Должностные лица (представители органов власти, те, кто работает в государственных организациях) | 1,5-2%, минимум 20 тысяч рублей | 20000-50000 рублей |
Юридические лица | от 100 000 рублей (2-3% стоимости) | 100-200 тысяч рублей |
Понятие самозахвата земельного участка
22217
Земля – это недвижимое имущество, поэтому пользовать ею и владеть можно после того, как будет оформлено право собственности. Об этом сказано в Земельном кодексе. Поэтому пока не будут определены точные границы надела, пока не будет зарегистрировано право и документы об этом не будут на руках у владельца, любые действия с участком считают незаконными.
То есть, самостоятельный захват земли – это присвоение участка и пользование им тем человеком, который не имеет на это права. Пользование происходит для удовлетворения личных целей, а занятие – по собственной инициативе.
Это не означает, что нарушить закон могут простые граждане. Как правило, нарушителями являются должностные лица, которые имеют доступ к сведениям о тех или иных участках земли. Как только будет выяснено, что некто пользуется землёй на незаконных основаниях, это должно быть зафиксировано в документах. На основании их нарушитель будет привлечён к ответственности. Куда жаловаться при самозахвате земли? В правоохранительные органы.
Административные санкции
Нормы КоАП применяются в первую очередь к захватчику. Во-первых, они закрепляют официальное подтверждение факта нарушения закона, а во-вторых, служат стимулом к исправлению ситуации.
Какой штраф налагается на нарушителя? В основу расчетов ложится кадастровая стоимость земельного участка:
- граждане выплачивают штраф в размере до 1,5%, но не менее 5000 руб.;
- должностные лица организаций выплачивают штраф в размере 2%, но не менее 20 000 руб.;
- организация, несущая ответственность за самовольное занятие земельного участка, может выплатить штраф в размере не менее 100 тыс. руб.
Сосед захватил часть земли общего пользования
Парковочные территории возле новостроек это самая главная причина жарких споров в последнее время. Правила предусматривают, что парковочной зоной возле многоквартирного дома могут пользоваться только жильцы этого самого дома. Для остальных лиц запрещено использовать эту территорию.
С теми, кто приезжает в гости, вроде бы все понятно, они приезжают на время и не пользуются этой парковкой на постоянной основе.
Однако как быть, когда речь идет об использовании участка, который находится в долевой собственности у двух или трех семей? Ведь зачастую у одной семьи 2-3 автомобиля, а у другой может не быть и одного транспортного средства.
Соответственно, выходит, что одна из семей (у кого несколько ТС) осуществила самовольный захват чужой территории. Здесь можно подать претензию по факту самовольного захвата участка придомовой территории, предусмотренного для общего пользования.
Возможны ситуации, когда владелец соседнего участка захватывает общие земли. Например, дороги, общие территории садовых некоммерческих товариществ и т. д. При обнаружении такого нарушения следует обращаться с жалобой в уполномоченное учреждение исполнительной власти: муниципалитет, председательство СНТ или районный суд.
Итак, что это такое — самовольное занятие земельного участка? Оно определяется в составе административного правонарушения и характеризуется покушением на земельную собственность:
- государства;
- муниципалитета;
- правообладателя земельного участка;
- организации или предприятия,
со стороны лица, не имеющего законного (и иного) права на пользование или распоряжение захваченным участком.
Незаконность обозначенных действий характеризуется тем, что в отношении них правонарушителям вменяется административная ответственность в соответствии со статьей 7.1. КоАП РФ.
- Оно исходит из понимания того что нет ничейной земли, которую каждый желающий может использовать по своему усмотрению.
- Права собственности на ЗУ гарантируют его владельцу защиту от посягательств извне.
- ЗУ, не оформленные в собственность граждан, принадлежат государству (муниципалитету) и являются его собственностью.
КоАП РФ Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей;
на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечания:
- За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Самым грубым нарушением самовольного захвата участка является возведение капитального строения на не принадлежащей владельцу незаконного строения земле.
Подобные случаи далеко не редкость. Совершенно не понятен расчёт граждан, допускающих в свой адрес такие финансовые риски, ведь у них не так много шансов узаконить постройку, гораздо больше вариантов заплатить штраф и лишиться строения.
- Снос самовольной постройки и приведение земельного участка в изначальное состояние осуществляется за счёт граждан, возведших указанное строение.
- Более распространёнными являются ситуации с гаражами, особенно теми из них, строительство которых было произведено до принятия нового законодательства.
- До введения Закона о собственности, прилегающие к жилым домам муниципальные земли, активно застраивались неузаконенными объектами в основном гаражами и хозяйственными постройками.
- Впоследствии некоторые из них были устранены, путём сноса, иные удалось приватизировать, а некоторые из них по сей день остаются в статусе самовольных построек.
- Если вы имеете неузаконенное строение на муниципальной земле, то после оформления прав на строение вы сможете получить законное право пользования ЗУ под его основанием.
- На прилегающих к ЗУ собственника землях путём их обработки и использования.
- Несоблюдение норм отступа от линейных объектов.
- Складирование материала за пределами собственной территории.
- Нарушение межевых границ в отношении к соседям.
- Утеря документов старого образца на используемый участок.