Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Формулировка «применить повышающий коэффициент» уже устоялась, но все же стоит уточнить: применить в рассматриваемом нами случае — значит умножить. Умножать нужно норматив потребления той или иной КУ на повышающий коэффициент.
Повышающий коэффициент применяется только к утвержденному нормативу потребления КУ.
Формула расчета платы за ХВС и ГВС с применением повышающего коэффициента Формула утверждена подпунктом «а» (1) пункта 4 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг: Сноска 1 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 № 120. |
Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.
В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:
- жилой и нежилой площади квартиры;
- числа прописанных на жилплощади;
- принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
- использования электрической печи для приготовления пищи;
- способа отопления;
- нахождении жилья в городе или сельской местности.
Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.
Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):
- для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
- семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.
Плата за воду без счетчика по нормам закона
На основании ст. 157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги рассчитывается по объемам потребления. Данный объем должен фиксироваться исходя из показаний индивидуальных приборов учета собственником квартиры. Если счетчики отсутствуют, то расчет платы осуществляется в соответствии с установленными нормативами.
Нормативы потребления устанавливаются властями субъектов РФ по процедуре, утверждённой Правительством РФ.
Согласно положениям вышеназванного Постановления Правительства № 306, региональные органы управления определяют нормативы ХВС, ГВС, отопления, электроснабжения, водоотведения и газоснабжения.
Для каждой категории коммунальных услуг действуют разные показатели. Для расчета категорий подлежат учету технические параметры жилья.
Например, для ежемесячная норма потребления для воды составляет:
- для холодной воды — 5,193 куб.м на 1 человека;
- для горячей воды — 3,687 куб.м на 1 человека.
Кроме нормативов для расчетов платы за коммунальные услуги необходимо учитывать тариф. В каждом регионе РФ определены ставки для уплаты платежей ЖКХ. Например, к жителям Москвы в 2022 году применяются следующие тарифы:
- кубометр холодной воды — 42,3 руб.;
- кубометр горячей воды — 205,15 руб.;
- электроснабжение — 5,92 руб./кВтч.;
- водоотведение – 30,0 руб.
Помимо указанных показателей для расчета платы в жилых помещениях без счетчика применяется повышенный коэффициент.
Повышающий коэффициент на воду, отопление и электирчество к нормативу при отсутствии приборов учета
В жилых помещениях, при наличии технической возможности, должны быть установлены специальные приборы, учитывающие потребление водных и энергетических ресурсов. Помимо индивидуальных счетчиков непосредственно в квартирах, необходимо установить общедомовые. Мера это призывает жильцов экономить дорогостоящие услуги. Существуют норматив и региональные тарифы на коммунальные услуги. В случае, когда владельцы жилья не установили приборы учета, к расчету потребления применяется повышающий коэффициент (сокращенно — ПК).
Важно! Коэффициент начисляется с 2021 года, при этом неуклонно растет. Так, в 2021 году он составлял 1,1, а с 1 января 2021 года 1,6. Правда, позже был скорректирован до 1,5. Это значит, что на сегодняшний день доплата по действующему тарифу составляет 50%. При этом в 2021 году поднимать коэффициент не планируется. В платежном документе коэффициент РСО должна указать в отдельной строчке, а рядом обязательно указан базовый норматив.
Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета 2021: на воду, отопление и электроэнергию
Количество лиц, расплачивающихся за ресурсы по нормативу сведено к минимуму. Большинство собственников не хочет переплачивать и понимают выгоду счетчика, поэтому не отказываются от его монтажа. В некоторых регионах существуют программы по бесплатной установке индивидуальных приборов учета. Собственникам необходимо лишь приобрести счетчик и подать заявку на его опломбирование. Таким образом, местные власти стараются частично покрыть расходы граждан и увеличить количество смонтированных в домах приборов в целом. Как происходит расчет оплаты ресурсов с учетом повышающего коэффициента Если в квартире не установлен счетчик, оплата происходит по нормативам. Итоговая сумма выплат увеличивается с учетом размера повышающего коэффициента. Предлагаем рассмотреть, как это происходит на примере.
Это интересно: Могут ли забрать подаренное имущество за долги
В 2021 году размер повышающего коэффициента был увеличен до 1,5. Данное значение может корректироваться в зависимости от региона. Исключение составляет лишь поставка теплоснабжения, на него установлен коэффициент равный 1,1, Гражданам, отказавшимся от монтажа счетчика, придется понести значительные траты на оплату предоставляемых услуг. Это является хорошим стимулом для установки приборов. Несмотря на расходы, связанные с приобретением счетчика, он выгоден для владельцев квартир и быстро окупается.
Обязательны общие собрания
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Планируемые нововведения в 2021 году
Реформы в области жилищно-коммунальных услуг продолжаются уже много лет. Изменения в оплате и расчетах с управляющими компаниями планируются и в 2021 году. Так, по предложению Минстроя, в 2019 году в обязательном порядке предлагается устанавливать счетчики с функцией автоматической удаленной передачи показаний. Предполагается, что такое нововведение в первую очередь затронет новостройки и дома, где выполнен капитальный ремонт. Цель такой реформы – внести прозрачность и честность в расчеты за услуги ЖКХ. Пока проект находится на стадии разработки, но выносятся предложения внести штрафные санкции за отказ установить приборы учета с передачей данных в режиме онлайн.
К сведению
Старт установки «умных» приборов учета планируется с конца 2019 года. Правительство рассчитывает в течение двух лет установить во все новостройки современным оборудование учета потребления ресурсов.
Требования п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют нормам Жилищного и Гражданского кодексов РФ и введены, чтобы стимулировать граждан следить за состоянием установленных индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов и не допускать вмешательства в их работу.
Управляющие организации, являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, имеют право проводить проверки состояния ПУ в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще чем раз в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354).
Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Сделать это необходимо с учётом всех требований к документу, изложенных в п. 85 (1) ПП РФ № 354. В таком случае потребитель не сможет оспорить акт, и УО получит право произвести доначисление платы в соответствии с абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354.
За нанимателей жилых помещений заплатит администрация. Платежи за воду и электроэнергию без приборов учета
Определение Верховного суда №304-ЭС19-13264, в котором решался вопрос о судьбе платежей за водоснабжение и водоотведение в квартирах, которые на праве собственности принадлежат администрации города.
Изначально нижестоящий суд занял позицию нанимателей и освободил их от платы, рассчитанной с учетом повышающего коэффициента в связи с отстутсвтием индивидуального прибора учета.
Такое решение не понравилось местным властям и судам апелляционной и кассационной инстанций. Однако Верховный суд поставил в этом вопросе точку.
- Полагая, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению находящихся в его собственности жилых помещений индивидуальными приборами учета, общество обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию о взыскании разницы между платой за холодное водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой, исходя из норматива.
- Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статей 126, 309, 310, 395 Гражданского кодекса, статьи 157 Жилищного кодекса, статьи 13 ФЗ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354.
- Суд указал, что при предусмотренной законодательством обязанности собственника помещений по установке в жилых помещениях ИПУ такие приборы учета холодной воды в названных помещениях отсутствуют.
Норма потребления электроэнергии без счетчика на человека (размер) по регионам
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2022 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.
Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:
- количества комнат в жилом помещении;
- количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
- многоквартирный или частный дом;
- имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
- используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
- жилье находится в черте города или в сельской местности.
Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:
Город | Максимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/ч | Максимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч | ||
---|---|---|---|---|
С газовой плитой | С электроплитой | С газовой плитой | С электроплитой | |
Москва | 94 | 144 | 32 | 49 |
Санкт-Петербург | 139 | 196 | 47 | 67 |
Новосибирск | 156 | 213 | 53 | 73 |
Пермь | 185 | 263 | 63 | 89 |
Волгоград | 123 | 173 | 42 | 59 |
Вологда | 97 | 147 | 33 | 50 |
Ярославль | 81 | 108 | 28 | 37 |
Омск | 97 | 165 | 33 | 56 |
Екатеринбург | 102 | 160 | 35 | 54 |
Тюмень | 135 | 210 | 46 | 72 |
Пермь | 117 | 192 | 40 | 65 |
Казань | 123 | 173 | 42 | 59 |
Ростов-на-Дону | 132 | 182 | 45 | 62 |
Барнаул (Алтай) | 176,56 | 232,01 | 60,04 | 78,88 |
Новосибирск | 108 | 156 | 37 | 53 |
Самара | 103 | 124 | 35 | 42 |
Показатели, которые влияют на величину норматива
На размер начисления норматива влияют показания, к которым относят:
- количество граждан, временно или постоянно проживающих на данной жилплощади;
- наличие льгот;
- установленный регионом норматив;
- применяемый тариф.
Справка! Если согласно техприсоединению у объекта нет возможности установить электросчётчик, то повышающий коэффициент не применяется. Это правило также относится к ветхому и аварийному жилью.
Установленный норматив зависит от некоторых факторов:
- Наличие или отсутствие электроплиты.
- Регион нахождения объекта.
- Сельская или городская черта.
- Наличие у потребителя социальной нормы, то есть льготы.
Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:
- Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.
- Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:
- не установлен индивидуальный прибор учета;
- показания счетчика переданы позднее установленного срока;
- счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.
- Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.
- Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.
Нормы в регионах России в 2023 году
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2023 год.
Полная версия тарифов на 2021 год
С 1 января г. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50 процентов! Таким образом, оплата увеличивается на 10 процентов! Данная норма применима в отношении тех, кто не имеет индивидуальных приборов учета в своей квартире, фиксирующих потребление электричества, холодной и горячей воды.
Если счетчик в доме нельзя установить по техническим причинам, коэффициенты не применяются. Для этого нужно иметь акт обследования, который подтвердит этот факт. Например, счетчики нельзя установить в аварийных домах или маневренном фонде.
Пример, когда считать воду невыгодно. В частном доме с участком прописана одна бабушка. С ней летом живет сын с женой и ребенком. У бабушки есть огород и две теплицы, которые она поливает с мая по сентябрь. По квитанции без счетчика бабушке начисляют норматив потребления воды на 1 человека и полив 2 соток. Фактически воду тратят 4 человека, а поливает бабушка не 2 сотки, а 4. А еще за грядками есть газон, и туда каждую ночь выставляют разбрызгиватель, чтобы трава была зеленой. Бабушке невыгодно ставить счетчик. Выгоднее платить за воду по повышенному тарифу.
Для тех, кто не успел или не захотел установить счетчики, в 2021 году правительство установило повышающие коэффициенты к тарифам ЖКХ. Например, с 1 января 2021 года нужно было платить на 10% больше. С 1 января 2021 года — на 40%.
В России по статистике существует такая категория потребителей, которая пытается мошенничать, платит за использование света только за одного человека, а на самом деле таких несколько. В итоге, часть энергии получается для них бесплатной, и таких граждан примерно 5% от общего числа.
Необходимость наличия счетчика обусловлена несколькими причинами. С одной стороны – правильный подсчет использованных киловатт света позволяет провайдерам услуг регулировать справедливую цену на электроэнергию с учетом износа коммуникаций и сопутствующих затрат компании. А для граждан, проживающих в помещении, это возможность платить только за то количество электрического тока, которое было использовано за отчетный период.
Использование нормативов потребления электроэнергии на человека (без счетчика) целесообразно в следующих ситуациях:
- поломка прибора;
- данный счетчик используется, но показания абонентом направляются с опозданием;
- умышленная порча устройства;
- отсутствие узла учета;
- прибор установлен, но надлежащим образом не зарегистрирован.
Фиксированные нормы потребления позволяют:
- точно устанавливать расход ресурсов;
- социальным группам – экономить на оплате;
- удерживать цены на электроэнергию без их регулярного повышения.
На территории каждого субъекта Федерации действуют свои нормы, которые считаются, исходя из возможностей регионального бюджета и политики провайдеров услуг.
Социальные нормы потребления электроэнергии фиксируются с учетом требований законодательства.
Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»
Присвоенный № документа | Наименование законопроекта | Основные положения |
190 | Федеральный закон «О теплоснабжении» | Порядок использования отопительных приборов, работающих от электричества. |
261 | ФЗ «Об энергосбережении» | Условия и методы экономии энергии. |
614 | ФЗ «О применении социальных норм на электроэнергию» | Фиксирует, что норматив зависит от того, сколько квадратов насчитывает квартира, а также, какое количество лиц прописано и проживает на территории недвижимости. |
1650 | Распоряжение Правительства «Порядок установления социальных норм» | Основания учета нормативов вместо показаний установленного устройства. |
Законодательством установлена обязанность контролеров регулярно проверять исправность числительных приборов и отсутствие умышленного повреждения счетчиков. С этой целью заранее оговаривается дата визита с собственником квартиры. Если дважды, несмотря на договоренности, владелец апартаментов не представил доступ к счетчику, то оформляется соответствующий акт.
С даты составления акта при оплате будут учитываться средние показатели потребления. Такой алгоритм действует на протяжении трех месяцев, а затем квитанции начинают считаться по нормативам.
Нормы личного расхода электроэнергии могут меняться в зависимости от дополнительной социальной поддержки населения.