Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный фонд Российской Федерации понятие состав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Далее изучим правовой режим земель водного фонда. Категория его земель выделена для того, чтобы принимать те или иные меры по их рациональному использованию, а также с целью защиты ресурсов воды. Главные собственники тут — государство и муниципальная власть.
Водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
В соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, водо-пользователи при использовании водных объектов обязаны вести в уста-новленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, а также количества загрязняющих веществ в них. Данные первичного учета используются для заполнения формы государственной статистической отчетности 2ТП-водхоз. Природопользователи обязаны не позднее 10 января представлять установленную форму государственного статистического наблюдения 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» в уполномоченные органы. Для составления статической формы 2-тп (водхоз) используются данные первичного учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества определен Приказом МПР России от 29.11.2007 N 311. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измере-ний по установленным формам. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений и прошедшим поверку в установленном порядке. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод.
Государственный водный кадастр — систематизированный свод данных учета вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользований, а также данных учета использования вод. ГВК — базисный документ для разработок водохозяйственных балансов, текущего и перспективного планирования водопотребления при промышленном и гражданском строительстве, разработке схем комплексного использования природной среды, охраны вод и реализации водоохранных мероприятий, при прогнозировании изменений гидрологических условий, гидрогеологических параметров и качества поверхностной и подземной гидросферы. ГВК важен при нормировании водопотребления и осуществлении государственного контроля за проведением мероприятий по региональному использованию и охране вод, как важнейшему для жизнеобеспечения природному достоянию. ГВК включает данные обо всех естественных и искусственных водных объектах (реках, озерах, водохранилищах, каналах, ледниках, внутренних морях, территориальных водах внешних морей), подземных водах (водоносные горизонты, комплексы, бассейны, месторождения), о гидроузлах, водохранилищах, каналах территориального распределения стока, водных объектах использования шахтных вод, сооружениях комплексной очистки и подготовки запасов для использования при питьевом и техническом водоснабжении. Данные ГВК публикуются в виде каталогов и ежегодников, которые базируются на данных автоматизированной информационной системы (АИС ГВК) с блоками по поверхностным и подземным водам и их использовании по нескольким признакам — бассейновому, территориальному, административно-территориальному, отраслевому и ведомственному.
Правовой режим водоохранных зон
В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным законодательством предусматривается установление водоохранных зон с режимом ограничений на хозяйственную и иную деятельность. Водоохранные зоны устанавливаются только дли поверхностных водных объектов. Их размеры и границы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПР России.
Водоохранная зона — территория, примыкающая к акваториям поверхностных водоемов и водотоков, ширина которой определяется в зависимости от протяженности водотоков или площади водоемов. Максимальная ширина водоохранных зон — 500 м от уреза воды. Структурно в состав водоохранной зоны входят прибрежная защитная полоса, часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водоему. Ее ширина колеблется от 15 до 100 м. Размеры и границы водоохранных зон на территории поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Граница прибрежных защитных полос может быть совмещена с парапетом набережной.
Земли водоохранных зон могут относиться к различным категориям земель — сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и др., образуя лишь в пределах прибрежной защитной полосы либо земель, занятых гидротехническими или водохозяй-ственными сооружениями, земли водного фонда. Вместе с тем независимо от этого регулирование землепользования в пределах всех водоохранных зон осуществляется на комплексной основе, исходя из интересов охраны водных объектов.
Водоохранные зоны устанавливаются на основе проектов для каждого конкретного водного объекта исходя из его целевого назначения, состояния и других показателей и обозначаются на местности специальными знаками.
Проекты водоохранных зон включают необходимые картографические материалы и содержат рекомендации по использованию земель.
Наиболее строгий режим землепользования устанавливается для прибрежной защитной полосы, где запрещаются распашка земель, применение удобрений, выпас скота, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения. Здесь разрешено размещать объекты водоснабжения, рекреации, портовые и гидротехнические сооружения. За пределами прибрежной защитной полосы в водоохранной зоне независимо от категории земель не разрешаются размещение складов удобрений, мест складирования отходов, применение химических средств борьбы с вредителями, мойка и ремонт автомобилей, размещение коллективных стоянок личных и государственных машин. Разрешается размещение дачных и садово-огородных участков при условии соблюдения землепользователями установленных в проектах ограничений.
Управление и мониторинг
Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.
В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.
Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.
Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:
- локальном (водопользователи);
- территориальном;
- региональном;
- федеральном.
Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение
Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.
Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:
- все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
- все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
- все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
- объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).
Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.
Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.
Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.
Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:
- водные карманы и водоемы подземного характера;
- подземные водостоки, ключи, течения.
Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.
Перевод в другую категорию
Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.
ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.
Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.
Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.
Запрещенное и разрешенное использование земель
Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).
Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:
- использование стоков для водоснабжения почв;
- размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
- авиационно – химическое опыление;
- неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
- размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
- нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
- хранение и использование пестицидов, химикатов;
- незаконная добыча полезных ископаемых;
- организация свалок;
- некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:
- централизованная канализация;
- система отвода сточных вод и жидкостей;
- сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Понятие и виды таких земель
Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.
Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:
- сам водный фонд;
- акватории;
- объекты;
- ресурсы;
- хозяйство;
- режим.
Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.
Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.
Состав земель водного фонда
В состав земель водного фонда входят:
- участки с любыми водными объектами;
- земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
- выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.
Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.
Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.
Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:
- Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
- Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.
Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.
К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.
Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:
- ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
- Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
- ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.
Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.
Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ
- В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
- Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
- Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
- В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
- Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
- Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Относящимися к водному фонду земли считаются те, на которых расположены гидротехнические сооружения, поверхностные воды в водных объектах. К таким землям относятся площади, которые располагаются на территории моря, пруда, водохранилища.
Понятие и виды таких земель
К землям водного фонда относятся участки, расположенные на территории водных объектов (морей, прудов, рек, озер, водохранилищ и др.), а также различные водоохранные здания и сооружения, водные права, различные гидротехнические сооружения. Несмотря на то, что водные ресурсы согласно Водному кодексу Российской Федерации являются природными и возобновляемыми, они остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляет государство.
Земли водного фонда подразделяются на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:
- сам водный фонд;
- водоемы;
- объекты;
- ресурсы;
- экономика;
- режим.
К землям водного фонда (или водного фонда) относятся все объекты, а точнее их совокупность, расположенные на территории Российской Федерации. Фактически понятие водного фонда относится ко всем существующим его видам.
Акваторией называют все водоемы, находящиеся поблизости, в пределах любого водоема, как бы он ни был создан: хоть естественным путем, хоть искусственным. Объектами аквапарка являются все водоемы, обладающие характеристиками, позволяющими признать их аквапарком.
Под водными ресурсами в Водном кодексе Российской Федерации понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут использоваться, используются, находятся под охраной государства. К ним относятся, например, подземные источники питьевой воды.
Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, связанную с использованием, изучением, охраной водных объектов и их ресурсов, а также ликвидацией водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водохранилище (любом водоеме, расположенном на территории страны), который может меняться в большую или меньшую сторону.
Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится в ведении государства и подчиняется ему.
По составу земель водного фонда все водные угодья условно делят на две большие категории:
- Общего пользования. Это земли, находящиеся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут использоваться каждым в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещается вести коммерческую деятельность на водно-болотных угодьях. Физические лица должны иметь беспрепятственный доступ к этому типу земель в соответствии с Водным кодексом России.
- Особо охраняемый. Это земельные участки, находящиеся под особым контролем государства. Они обычно содержат объекты технического характера, осуществляющие деятельность по забору воды, изучению воды, а также объекты, осуществляющие деятельность научного, культурно-эстетического, рекреационного и иного значимого характера. Физические лица не могут использовать такую землю для собственных нужд.
Разрешенное использование
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться общественными водными объектами и пользоваться ими безвозмездно для личных и хозяйственных нужд, если иное не установлено законом.
Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для водозабора, орошения и разведения скота, использования водных путей для паромов, катеров и др малое плавсредство.
Собственник участка вправе использовать подземные воды в личных целях или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит действующему законодательству или интересам других граждан.
Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности.
Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм.
На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:
- располагать навозные стоки для удобрения почвы;
- вести работы авиационной и химической направленности;
- организовывать могильники и кладбища;
- распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
- строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
- оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
- использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.
Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения.
В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов.
Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Право собственности на водные объекты
- Лицам, имеющим отношение к участкам земли с водными объектами, к их эксплуатации или охране, нужно хорошо знать Земельный, Водный Кодекс.
- Также правовые отношения регулируются законами «О госгранице РФ», «О внутренних морских водах…».
- Следует соблюдать и закон «О защите граждан и гос.территории от чрезвычайных ситуаций….»
Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:
- Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
- Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
- Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
- Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
- Также в категорию включены земли болотной местности.
Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.
ВНИМАНИЕ! К ним могут относится площади сельскохозяйственного назначения, лесные площади, участки под дорожным полотном. Их включение в состав водного фонда имеет охранные цели.
Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.
Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.
Такие земли, в основном, используются для строительства объектов и сооружений, необходимых для обеспечения людей водой, оздоровительными условиями, бытовыми. Также земли эксплуатируются в целях решения различных задач народного хозяйства.
Они могут быть необходимы для развития таких отраслей, как рыбохозяйственная, природоохранная, энергетические, транспортная, оборонная.
ВАЖНО! Владельцем земли из категории водного фонда является тот, кто и владеет водным объектом на ней.
- Здесь часто устанавливаются береговые линии, в пределах которых нельзя проводить распашку земли.
- Запрещается вырубка деревьев и их корчевание.
- В таких зонах не строятся животноводческие комплексы.
- Не проводится любая другая деятельность, которая может привести к ухудшению экологии и качества воды.
- Виды деятельности на территории водоохранных зон не должны противоречить положениям Водного Кодекса. А также следует учитывать и нормы Земельного Кодекса РФ.
Среди водоохранных зон особенное значение имеют санитарные зоны водоснабжающих источников. Цель их создания – защита от вредоносных факторов воды таких объектов. Для таких санитарных зон разрабатываются различные эффективные меры, которые направлены на устранение рисков загрязнения воды и окружающей почвы.
Санитарные зоны вокруг источников водоснабжения разделяются на три пояса. Первый – территория с самым строгим охранным режимом, обязанным обеспечить защиту водоразборного центра от повреждений и загрязнения воды. Доступ на такую территорию строго ограничен. Задача второго и третьего пояса санитарной зоны подобная – предупреждение возможного загрязнения.
Выделяется несколько запрещенных видов деятельности для земель данной категории:
- Их нельзя использовать для размещения кладбищ, отстойников, скотомогильников.
- Также нельзя устраивать стоки для водоснабжения грунты.
- Здесь не проводится химическое опыление с помощью авиации.
- Не проводится не регулированное движение транспорта, не обустраиваются для него стоянки, ремонтные мастерские.
- На территории данных земель законодательством запрещено размещение смазочные и горючих материалов, пестицидов, химикатов.
- Земли фонда не подходят для добычи полезных ископаемых.
- Запрещается ведение сельскохозяйственной деятельности.
Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности.
Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм.
На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:
- располагать навозные стоки для удобрения почвы;
- вести работы авиационной и химической направленности;
- организовывать могильники и кладбища;
- распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
- строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
- оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
- использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.
Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения.
В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов.
Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.