Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правильное заполнение путевого листа грузового автомобиля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Путевой лист оформляет транспортная организация, на которую работает шофер. Водитель должен расписаться о приемке и сдаче транспортного средства, сделать записи о поездках. Заполнение осуществляется шариковой ручкой с темным цветом пасты без ошибок и помарок. Корректировки допустимо вносить с помощью корректора.
- водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
- бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
- сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
- если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
- путевой лист.
- Серия и номер листа.
- Дата составления документа.
- Сведения о собственнике ТС. Для ЮЛ указывают: название, организационно-правовую форму, адрес, номер телефона, ОГРН. Для ИП — ФИО, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
- Название организации, составившей документ, и ее адрес.
- Код по ОКПО.
- Данные о сроке действия путевого листа: число, месяц, год. Это период, в течение которого можно эксплуатировать ТС по данному путевому листу. Можно выдать лист и на несколько дней (при долгом маршруте) — тогда отмечают даты начала и конца периода эксплуатации.
- Сведения о перевозке. Этот реквизит введен с 2024 года. Об особенностях его заполнения, рассказываем ниже.
- Марка машины (если автомобиль иностранного производства, модель можно вписывать в русской транскрипции) и другая информация о ней (номера и т.д).
- Отметка о предрейсовом контроле техсостояния автомобиля. Реквизит также введен с 2024 года.
- Данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии. Сюда же входит информация о медицинском осмотре — предрейсовом и послерейсовом.
- сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания одометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
- затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
- затем вписываются цифры одометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.
Обязательные атрибуты путевого листа
Норматив, содержащий перечень обязательных блоков (атрибутов) путевки грузового автотранспорта, – это Приказ Минтранса №390 последней редакции 2022 года. Какие сведения отражают в п/л:
• порядковый номер учета путевки теперь не нужен, только его наименование. Например, путевой лист грузового автомобиля № …;
• указание периода действия: открывающая дата, если водитель работает посменно; день выдачи с указанием окончания срока, когда действительность документа прекращается – командировка, превышающая сутки.
• данные об организации, собственнике грузового авто: правовой статус и наименование (например, ООО “Сокол”), адрес, телефон, ОГРН (для ИП вместо названия юрлица – ФИО предпринимателя);
• информация о грузовом автотранспорте: марка, госномер, в том числе, прицепа, когда есть; показания одометра (до отбытия с парковки, по возвращению назад) с указанием поминутного времени проведенного предрейсового техконтроля, заверенного подписью контролера, фамилии с инициалами;
• данные о водителе: ФИО и запись о пройденном предрейсовом медосмотре, заверенная подписью медика, осуществляющего медосмотр, с распечаткой фамилии с инициалами.
Примечание: Медицинский осмотр до отправки в рейс проходят все водители-перевозчики. О чем в путевом листе говорит запись врача. После рейса он обязателен для сотрудников, перевозящих опасные грузы. Отмечать в путевке его прохождение необязательно, но в журнал послерейсовых медосмотров необходимо записать результаты процедуры.
Какие существуют виды путевых листов
Путевой лист автомобиля заполняется в свободной форме, которая может быть разработана на каждом предприятии индивидуально, специального бланка со стороны приказов Минтранса России не предусмотрено.
В качестве шаблона можно использовать типовой варианты формы по документу Госкомстата от 28.11.1997 №78. В рамках данного постановления разработаны:
- форма 3 – для легкового транспорта и такси;
- форма ПЛ-1 – для легкового транспорта, которым пользуется индивидуальный предприниматель;
- форма 4-С – для грузового транспорта (например, автомобиль КАМАЗ), работающего по сдельному тарифу;
- форма 4-П – для грузового транспорта с повременным тарифом;
- форма 6 — путевой лист автобуса;
- форма 6-спец. – для автобусов необщего пользования.
Время действия и сроки заполнения путевого листа
Поскольку это документ, у него есть свои правила. То, сколько действует путевой лист и когда он заполняется, зависит от особенностей рейсов. Если рейс или рейсы укладываются в рамки одного дня, то путевой лист заполняется перед первым выездом и действует как раз в течение этого самого дня. Но есть и другие ситуации, когда поездка слишком долгая, поэтому захватывает более длительный период. В таком случае путевой лист оформляется тоже до первого выезда, но действует уже дольше — столько календарных дней, сколько вмещается в долгую смену.
Разобраться с тем, как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля по срокам, несложно. Логика в этой схеме предельно простая, заполнять по несколько листов на разные дни в рамках одной перевозки не требуется.
III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС
Вышеназванная статья КоАП РФ за эти два вида нарушений устанавливает следующую ответственность:
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Порядок заполнения лицевой стороны
Здесь указывается объем, вид и код топлива в начале и конце смены. Здесь же следует написать сведенья о применяемом спецоборудовании и коэффициенты, которые отображают условия работы грузовика. Под данными ставят подписи ответственные лица.
Порядок внесения задания в путевой лист 4-С
В следующей графе диспетчер подробно расписывает задание для водителя, включая время и адрес подачи, а также тип доставляемого груза, название фирмы, во владении которой находится грузовое авто, тоннаж, километраж и общее число поездок. На основании данной информации рассчитывается нужный объем топлива. Результаты фиксируются в соответствующей графе. Ответственное лицо визирует это своей подписью.
Аналогичные сведенья указываются и на прицеп грузового автомобиля. На лицевой стороне документа следует написать государственный номер грузовика, его тип и марка, код с режимом работы бригады и колонны, гаражный идентификатор. Накануне поездки водителя осматривает медик, который принимает решение о допуске его на маршрут, ставя штамп на путевой лист (штамп отменен с 2019 г.). Механик проводит осмотр авто при выезде и возвращении на предмет его технического состояния. Он передает грузовик шоферу (по прибытию в обратном порядке, водитель передает авто механику), визируя свои действия передаточными подписями. Сведенья об инструктаже инспектора ГИБДД, случившемся дорожно-транспортном происшествии или ремонте указываются в графе «Особые отметки».
Отметки о медосмотре в путевом листе
Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.
Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.
Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.
Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.
Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.
Форма путевого листа и законодательство
Форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Кроме этого, ранее действовало постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78, в котором были даны формы путевых листов для различного вида транспорта. Но с 1 января 2013 года эти формы необязательны: компании и ИП могут сами разрабатывать свои путевые листы, нужно лишь, чтобы в них была вся необходимая информация.
Если организация примет решение разработать форму путевого листа самостоятельно, то за основу можно взять унифицированную форму, которая есть в проставлении Госкомстата и внести в неё нужные реквизиты. Главное, чтобы форма путевого листа соответствовала требованиям приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Обязательные поля в таком путевом листе это:
-
наименование и номер путевого листа;
-
сведения о сроке действия путевого листа;
-
сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
-
сведения о транспортном средстве;
-
сведения о водителе.
Разновидности путевых листов
На практике наиболее часто используют такие три вида путевых листов:
-
N 4-с. Такую форму используют в тех компаниях, которые выбрали сдельную оплату труда для водителей. Зарплата таких работников рассчитывается по средним тарифам, действующим в этой сфере.
-
N 4-п. Такие путевые листы применяют для учета рабочего времени водителя. Работник получает деньги за отработанный период.
-
N 4-м. Это форма используется теми предприятиями, которые занимаются междугородними перевозками и доставками. Оформление путевых листов для таких поездок подразумевает не только указание более полной информации, но и специальные бланки (на их лицевой стороне есть красная полоса и надпись «междугородние перевозки»).
Особенности учета и хранения документации
Особенности заполнения путевого листа грузового автомобиля в 2024 году связаны с новыми правилами и формой бланка. Важно использовать образец путевого листа, утвержденный на текущий год, чтобы избежать возможных проблем и задаваемых вопросов при проверке.
Какие особенности заполнения и учета документации стоит учитывать в 2024 году?
1. Новые правила заполнения: с новым годом могут быть внесены изменения в правила заполнения путевого листа. Необходимо быть внимательным и учесть все изменения при заполнении документа.
2. Использование новой формы: на текущий год может быть разработана новая форма бланка путевого листа. Необходимо использовать обновленный образец для корректного заполнения документа.
3. Особенности хранения: путевой лист грузового автомобиля должен быть хранен в соответствии с установленными правилами. Он должен быть доступен для проверки в любое время, поэтому его место хранения должно быть организовано правильно.
Какие санкции могут быть за нарушение правил заполнения и учета путевого листа?
1. Штрафные санкции: за неправильное заполнение или хранение путевого листа грузового автомобиля может быть предусмотрено штрафное взыскание в соответствии с действующим законодательством.
2. Возможные проблемы при проверке: неправильно заполненный или хранимый путевой лист может вызвать вопросы у контролирующих органов. В случае обнаружения нарушений могут быть выданы предписания или требования к устранению нарушений.
3. Ответственность перевозчика: перевозчик несет ответственность за правильное заполнение и учет путевого листа грузового автомобиля. Он должен следить за соблюдением всех правил и требований, чтобы избежать негативных последствий.
Все вышеперечисленное является лишь общей информацией. Для более точной информации о правилах заполнения и учета путевого листа, необходимо обращаться к соответствующей документации и консультироваться со специалистами.
Особенности путевого листа 2024
Организация вправе сама разрабатывать и утверждать форму или использовать единые бланки (Постановление Госкомстата №78 от 28.11.1997). Однако если предприятие занимается перевозкой людей/грузов, учет движения автомобилей должен вестись в утвержденной форме. Использование нового бланка отражается в учетной политике компании. Также, согласно Приказу Минтранса №476 от 07.11.2017, в путевке необходимо прописывать дополнительные данные о владельце автомобиля: для предприятий – ОГРН, для ИП – ОГИП.
ВНИМАНИЕ! Требования приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 к оформлению путевок пересекаются с Уставом Автотранспорта. Соблюдать его обязаны перевозчики, которые ввозят что-то и имеют отдельное соглашение о поставках за оплату. Действие закона прекращается, когда речь идет о некоммерческой транспортировке пассажиров/ товаров либо единовременной поездке в собственных целях. Автомобилисту не нужна путевка. Если сотрудник ГИБДД потребует ее, подобные действия рассматриваются как нарушение прав. Постановление о денежном наказании легко отменить в судебном порядке. Во всех остальных ситуациях предусмотрен штраф за езду без п/л в размере 500-3000 рублей (ст.12.13 КоАП РФ).
Путевой лист требуется организациям и индивидуальным предпринимателям в следующих случаях:
- Расчет амортизации.
- Контроль передвижения ТС.
- Учет общих расходов на автотранспорт.
- Учет затрат на ГСМ и топливо (бензин).
- Начисление заработной платы водителям.
Данный документ является подтверждением обоснованности поездки, законной транспортировки пассажиров/груза, исправного состояния ТС и права его управления. Выписывание путевки ведется всегда при эксплуатации машины для рабочих целей. При этом форма собственности значения не имеет. Транспортное средство может числиться на балансе предприятия, быть арендованной у сторонней компании либо быть личной машиной работника и использоваться для потребностей организации. Путевой лист может быть выдан на месяц (30 дней), 1 рабочий день либо на 1 поездку. Новыми правилами заполнения п/л в 2024 году предусмотрена возможность продления периода его действия.
Ответственность и штрафные санкции
При заполнении путевого листа грузового автомобиля в 2024 году необходимо учитывать особенности новой формы документации. Новые правила учета и хранения информации требуют использовать специальные бланки, предназначенные для этой цели. Необходимо заполнять путевой лист аккуратно и правильно, чтобы избежать штрафных санкций.
За нарушение правил заполнения и хранения путевого листа грузового автомобиля может быть наложен штраф. Размер штрафа зависит от тяжести нарушения и может достигать значительных сумм. Какие именно санкции будут применены, определяется соответствующими законодательными актами.
Ответственность за правильное заполнение путевого листа также возлагается на водителя. Водитель обязан быть внимательным и внимательно следовать инструкциям по заполнению документа. Неправильное заполнение путевого листа может привести к отказу в выплате страхового возмещения в случае аварии или другого происшествия.
Для грузовых и легковых автомобилей после 01.03.2023 года установлены новые требования к заполнению путевого листа. При заполнении документа необходимо указать все необходимые сведения о грузе, пунктах отправления и назначения, а также о времени и пробеге по каждому участку пути. Также следует учесть, что нарушение сроков и порядка представления путевого листа может влечь за собой штрафные санкции.
В целом, новый образец заполнения путевого листа грузового автомобиля в 2024 году требует более тщательного внимания к деталям и правильному оформлению документа. Ответственность водителя за правильность заполнения и хранения путевого листа является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. В случае нарушения правил заполнения путевого листа могут быть применены штрафные санкции.
Особенности работы с документом
Листы-путевки необходимы индивидуальным предпринимателям и компаниям, ведущим коммерческую деятельность, чтобы контролировать перемещение транспортных средств, рассчитывать зарплату водителям, фиксировать расход топлива. Кроме того, с помощью данной документации производятся амортизационные начисления и ведется полный учет средств, потраченных на транспортировку груза.
Если машину, перевозящую товар, остановят инспектора ГИБДД, маршрутный лист:
- послужит основанием для совершения рейса;
- подтвердит факт перевозки по закону;
- позволит убедиться в исправности автотранспорта;
- выступит подтверждением прав на управление грузовиком.
Если на момент проверки документ отсутствует, автомобилисту грозит взыскание порядка 2000-2500 руб.
Как правильно заполнять (оформлять) путевой лист грузового автомобиля
Формированием такой документации в компаниях-грузоперевозчиках занимаются диспетчеры (если это автотранспортная организация), а также представители руководящего состава или уполномоченные лица, осуществляющие отправку машины в рейс.
Выписывается лист-путевка исключительно на одну поездку, рабочий день или смену. При этом допускается возможность продления срока действия. Ведь с ТС во время выезда к заказчику может произойти что угодно. А передвигаться без соответствующей документации — явное нарушение.
Изучая собранную информацию, как заполняется путевой лист грузового автомобиля согласно образцу правильного оформления, можно узнать, что существует несколько разных форм соответствующих бумаг. Различия бланков обусловлены видами транспортных средств, участвующих в перевозке грузов.
Так, 4-С и 4-П предназначены для компаний, осуществляющих деятельность в сфере перевозок товарных позиций на грузовиках. В них имеются специальные графы для указания сведений о принимающей стороне. Следующую путевку этого типа выдают водителю только после того, как он сдаст в бухгалтерский отдел предыдущую.
Чтобы бумага имела юридическую значимость, в обязательном порядке проставляется оттиск-штамп компании-собственника ТС или его арендатора. Также всегда фиксируется время отбытия и возвращения машины.
Новые требования к оформлению
Правильность заполнения путевого листа грузового автомобиля — это гарантия успешной работы фирмы-грузоперевозчика. С момента, как были созданы и введены в обращение первые бланки маршрутных документов, произошло немало изменений. Каждому владельцу грузовика, на котором производится транспортировка груза, необходимо знать о них и уметь использовать при формировании путевки.
Так, с начала 2017 года на титуле формы необязательно ставить оттиск печати тем организациям и предпринимателям, которые работают без нее. Зато теперь нужно проставлять отметки не только о медицинском осмотре водителя, но и данные о времени и дате осуществления техосмотра машины, который проводится перед отправкой. Проверкой внесенных сведений занимается отдельный сотрудник-контролер. По итогам осмотра он подписывает бумагу и дополняет подпись расшифровкой.
В первом квартале 2019 было принято решение Минюста относительно точности формулировок. Теперь одометрические параметры на выезде и въезде необходимо снимать на «стояночной парковке», а не в «гараже». Отменено задействование печатей в момент осуществления предрейсовой тестировки. Простой подписи, ее расшифровки и даты вполне достаточно. Касается подобное положение не только техников, но и диспетчеров.