Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2022 и 2023 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2022 и 2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.

Подписание протокола комиссией

Заказчик назначает ответственного сотрудника, который после подписания протокола членами комиссии направляет его оператору электронной площадки. Этот сотрудник может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи. Перед размещением протокола он проверяет, есть ли кворум.

Уполномоченный сотрудник добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Затем он оформляет протокол, где отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии. В своём личном кабинете он может отслеживать действия других членов комиссии — кто подписал протокол, а кто ещё нет.

Как определяют победителя

Продавец или поставщик услуг предложит цену контракта в тексте заявки на участие. Здесь важны осторожность и здравый смысл. Если поставить минимальную цену, шанс на победу увеличится, но изменить стоимость в свою пользу будет уже нельзя. Придется исполнить контракт, даже если он невыгоден участнику, чтобы не оказаться в РНП. Отзыв заявки не предусмотрен правилами проведения конкурентной процедуры.

Алгоритм определения победителя запроса котировок таков:

  1. В назначенный день и час одновременно вскрываются все конверты с заявками.
  2. При вскрытии можно присутствовать всем участникам.
  3. Разрешается вести видеозапись или записывать происходящее на аудио.
  4. Победителем станет предприниматель или организация, чья цена будет ниже.
  5. Если участников с низкой ценой больше одного, победит тот, чья заявка была подана раньше по времени.

Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).

Регламентированные сроки

Говоря о запросе котировок в электронной форме, 44-ФЗ дает четкие сроки, о которых необходимо знать каждому поставщику. Эти сроки касаются участника, заказчика и оператора ЭТП. Все сроки, связанные с участием в ЗКЭФ собраны в таблице:

Этап Срок Ссылка на 44-ФЗ
Публикация в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта Не менее, чем за 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в процедуре ч.1 ст.82.2
Внесение корректировок в извещение Не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок ч.4 ст.82.2
Публикация в ЕИС сведений о внесенных корректировках в документацию В течение 1 рабочего дня с момента внесения корректировок ч.4 ст.82.2
Продление срока подачи заявок Срок продлевается таким образом, чтобы до даты окончания этапа подачи предложений оставалось не менее 5-ти рабочих дней ч.4 ст.82.2
Подтверждение оператором ЭТП получения заявки от участника В течение часа с момента получения ч.5 ст.82.3
Возврат заявки участнику, если она не соответствует установленным требованиям В течение часа с момента передачи предложения участника на ЭТП ч.6 ст.82.3
Отзыв заявки участником Не позднее даты и времени окончания срока подачи предложений ч.12 ст.82.3
Передача всех полученных заявок заказчику В течение часа с даты и времени окончания срока подачи заявок ч.11 ст.82.3
Рассмотрение полученных заявок комиссией заказчика В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе котировок ч.1 ст. 82.4
Составление и подписание комиссией итогового протокола оценки заявок Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок ч.5 ст.82.4
Публикация итогового протокола на ЭТП Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок ч.6 ст.82.4
Если запрос котировок признается не состоявшимся по основаниям ч.14 ст.82.3 или ч.9 ст. 82.4, то срок подачи заявок продлевается На 4 рабочих дня ч.1 ст.82.6
Публикация заказчиком на ЭТП проекта контракта без своей подписи В течение 5-ти дней с момента публикации итогового протокола закупки ч.2 ст.83.2
Подписание проекта контракта победителем электронного запроса котировок В течение 5-ти дней с даты размещения на ЭТП проекта контракта без подписи заказчика ч.3 ст.83.2
Подготовка и публикация выигравшим закупку участником протокола разногласий В течение 5-ти дней с момента публикации заказчиком проекта контракта ч.4 ст.83.2
Ответ заказчика на протокол разногласий В течение 3-х дней с момента размещения победителем протокола разногласий ч.5 ст.83.2
Подписание контракта победителем после рассмотрения заказчиком протокола разногласий В течение 3-х рабочих дней с даты размещения ответа на протокол разногласий ч.6 ст.83.2
Подписание договора заказчиком В течение 3-х рабочих дней с момента подписания контракта победителем запроса котировок ч.7 ст.83.2
Общий срок заключения договора Не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки ч.9 ст.83.2
Читайте также:  Досрочный выход на пенсию по состоянию здоровья в России

Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс

Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:

1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:

– когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
– если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.

2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:

– конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
– для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.

Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.

Специальные требования в запросе котировок

Заказчик может установить и специальные требования, например, год выпуска не ранее 2019. Такое часто наблюдается в котировочной документации на поставку измерительных приборов. Приборы точно таких же моделей выпускались еще в советские времена и заказчик не хочет приобретать приборы, пролежавшие на складах десятки лет. Так что здесь вы не сэкономите, а только потеряете, поскольку, обнаружив, что год выпуска, например, амперметров не 2019, а, скажем, 1989, заказчик откажется принимать старые «новые» приборы и вам придется, чтобы не угодить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) повторно закупать для него партию амперметров по гораздо более высокой цене. Амперметры 1989 года выпуска останутся вам на память.

Бумажные запросы котировок

Еще меньшие снижения наблюдаются по результатам бумажных запросов котировок, ввиду нежелания многих потенциальных участников возиться с подготовкой заявки. Поэтому есть определенный смысл выискивать в информационной системе заявки на бумажные запросы котировок. Но такие запросы котировок размещаются заказчиками все реже и реже.

Вскрытие конвертов с заявками на запросы котировок, проводимых по 223-ФЗ производится келейно, за закрытыми дверями. Заказчик не обязан допускать вас к процедуре вскрытия.

Не забывайте о том, что запрос котировок может проводиться с ограничениями на поставку товаров из зарубежных стран. И хотя китайские товары дешевле российских, учтите, что подсунуть их заказчику такого запроса котировок в случае победы не удастся.

Подготовка заявки на запрос котировки

Теперь настает пора подготовки заявки. Если запрос котировок проводится в бумажном виде, заполните все формы, предложенные заказчиком в документации, поставьте подписи и печати. Проколов в листах документации отверстия дыроколом, сшейте ее. На оборотной стороне приклейте узел бумажной этикеткой с указанием даты, названия организации и фамилии генерального директора. На этикетку поставьте оттиск печати, так чтобы она частично выходила за края этикетки.

Все страницы пронумеруйте. Нумерацию лучше делать сквозной, если иное не указано в документации заказчика. Составьте опись документов, уложите ее вместе с документацией в конверт формата А4 и плотно заклейте его. По линии приклейки клапана целесообразно поставить несколько оттисков печати.

На конверте укажите адрес заказчика, ФИО ответственного, его контакный телефон. На конверте также целесообразно сделать надпись: «не вскрывать до хх часов хх минут.

Конверт отвезите в канцелярию заказчика и передайте его представителю под роспись. Либо отправьте конверт заказчику по почте, если времени до завершения срока подачи достаточно, либо отправьте с курьером, если его мало.

Извещение о проведении запроса котировок

Состав извещения о проведении закупки путём запроса котировок в электронной форме:

  1. Адрес электронной площадки;
  2. Сведения о заказчике, специализированной организации;
  3. Краткое изложение условий контракта, содержащее:
    • Наименование и описание объекта закупки;
    • Информацию о количестве;
    • Информацию месте поставки;
    • Сроках доставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
    • НМЦК;
    • Источнике финансирования;
    • В случаях, установленных Правительством по ч.2 ст.34, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
    • В случае ч.24 ст. 22 закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги и начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта.
  4. Идентификационный код закупки;
  5. Используемый способ определения поставщика;
  6. Размер обеспечения исполнения контракта, требования и порядок предоставления (при наличии).

В случае, если начальная цена указана в диапазоне от 500 тыс. до 3 млн. рублей, то обеспечение исполнения контракта должно быть установлено.

Читайте также:  Областные пособия, предоставляемые семьям с детьми в 2023 году

Ограничения в определении поставщика. В запросе котировок устанавливается информация о запретах и ограничениях допуска, об условиях допуска иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Стоит отдельно отметить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.

Заказчик имеет право установить возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.

Регламентированные сроки

Говоря о запросе котировок в электронной форме, 44-ФЗ дает четкие сроки, о которых необходимо знать каждому поставщику. Эти сроки касаются участника, заказчика и оператора ЭТП. Все сроки, связанные с участием в ЗКЭФ собраны в таблице:

Этап Срок Ссылка на 44-ФЗ
Публикация в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта Не менее, чем за 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в процедуре ч.1 ст.82.2
Внесение корректировок в извещение Не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок ч.4 ст.82.2
Публикация в ЕИС сведений о внесенных корректировках в документацию В течение 1 рабочего дня с момента внесения корректировок ч.4 ст.82.2
Продление срока подачи заявок Срок продлевается таким образом, чтобы до даты окончания этапа подачи предложений оставалось не менее 5-ти рабочих дней ч.4 ст.82.2
Подтверждение оператором ЭТП получения заявки от участника В течение часа с момента получения ч.5 ст.82.3
Возврат заявки участнику, если она не соответствует установленным требованиям В течение часа с момента передачи предложения участника на ЭТП ч.6 ст.82.3
Отзыв заявки участником Не позднее даты и времени окончания срока подачи предложений ч.12 ст.82.3
Передача всех полученных заявок заказчику В течение часа с даты и времени окончания срока подачи заявок ч.11 ст.82.3
Рассмотрение полученных заявок комиссией заказчика В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе котировок ч.1 ст. 82.4
Составление и подписание комиссией итогового протокола оценки заявок Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок ч.5 ст.82.4
Публикация итогового протокола на ЭТП Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок ч.6 ст.82.4
Если запрос котировок признается не состоявшимся по основаниям ч.14 ст.82.3 или ч.9 ст. 82.4, то срок подачи заявок продлевается На 4 рабочих дня ч.1 ст.82.6
Публикация заказчиком на ЭТП проекта контракта без своей подписи В течение 5-ти дней с момента публикации итогового протокола закупки ч.2 ст.83.2
Подписание проекта контракта победителем электронного запроса котировок В течение 5-ти дней с даты размещения на ЭТП проекта контракта без подписи заказчика ч.3 ст.83.2
Подготовка и публикация выигравшим закупку участником протокола разногласий В течение 5-ти дней с момента публикации заказчиком проекта контракта ч.4 ст.83.2
Ответ заказчика на протокол разногласий В течение 3-х дней с момента размещения победителем протокола разногласий ч.5 ст.83.2
Подписание контракта победителем после рассмотрения заказчиком протокола разногласий В течение 3-х рабочих дней с даты размещения ответа на протокол разногласий ч.6 ст.83.2
Подписание договора заказчиком В течение 3-х рабочих дней с момента подписания контракта победителем запроса котировок ч.7 ст.83.2
Общий срок заключения договора Не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки ч.9 ст.83.2

Основные причины отклонения котировочных заявок (44-ФЗ)

В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2021 года запросы котировок подаются только в электронном виде за исключением отдельных случаев, которые в рамках данной статьи не рассматриваются. Готовить документацию стало гораздо легче, но это вовсе не значит, что заказчик обязательно признает заявки всех участников на конкретный запрос котировок соответствующими своим требованиям. Отклонить котировочную заявку заказчик имеет право только в случаях, перечисленных в статье 78 закона 44-ФЗ. Остановимся на каждом из них подробнее.

  1. Котировочные заявки редко отклоняются заказчиками из-за несоответствия предлагаемых характеристик товаров требованиям заказчика. Объем требований в спецификациях или технических заданиях (аналогах рекомендованных форм 2) котировочных заявок несравненно меньше, чем в аукционах, а, следовательно, намного меньше и количество «подводных камней». К тому же в предложении участнику не требуется указывать товарные знаки, что еще больше облегчает подготовку технических предложений. Поэтому отклонение по данному основанию наблюдаются, как правило, только при подготовке котировочной документации неопытными специалистами.
  2. Если участник не указал или неправильно указал в заявке ФИО своего единоличного исполнительного органа, коллегиального органа, ИП или адрес местонахождения организации (адрес физического лица, если участник – ИП), номер телефона, а также банковские реквизиты он сильно рискует отклонением. При полном или частичном отсутствии банковских реквизитов отклонение заявки неизбежно, при ошибке в реквизитах заказчик может ее не заметить и допустить заявку. Впоследствии, в случае победы, победителю запроса котировок придется заключать с заказчиком дополнительные соглашение с указанием правильных реквизитов. Чтобы не рисковать отклонением. Автор советует специалистам по торгам при внесении их в заявку быть очень внимательными, чтобы не пришлось им потом тратить время на исправление реквизитов, не говоря уже о риске отклонения.

Пример неуказания ИНН

В заявке на запрос котировок на поставку мебели участник (ООО) не указал ИНН единоличного исполнительного органа. Заказчик не придал этому значения и допустил заявку, поскольку ИНН генерального директора был указан в приложенной выписке из ЕГРЮЛ. Впоследствии при проверке документации прокуратор прокурор обвинил председателя котировочной комиссии в административном преступлении – необоснованном допуске заявки, мотивируя это тем, что, во-первых, согласно закону, ИНН должен быть указан именно в заявке, во-вторых выписка из ЕГРЮЛ заявку не заменяет, а является лишь приложением к ней, а в-третьих отсутствует сквозная нумерация документов заявки, что не позволяет считать выписку даже приложением. Тяжба продолжается и по сей день.

  1. В случае непредоставления участником выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (реестра субъектов МСП) вместе с заявкой на запрос котировок для субъектов малого предпринимательства отклонение котировочной заявки неизбежно. Если участник еще не внесен в данный реестр, он может представить декларацию об отнесении организации к субъектам малого и среднего предпринимательства, которая имеет такую же юридическую силу, что и выписка из вышеуказанного реестра. Сказанное выше в равной степени касается как юридических лиц, так и Индивидуальных Предпринимателей.
Читайте также:  Что делать если не хватило денег на ремонт по ОСАГО

Пример с непредоставлением декларации Страны происхождения товара.

При подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку текстильной продукции в извещении к которой было установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 11.08.2014 г. № 791 участник указал, что страной происхождения товара является Российская Федерация, но подтверждающих это документов к заявке не приложил. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе жалоба была признана необоснованной. Комиссия ФАС отметила, что подтверждением происхождения товара из стран Евразийского Союза является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. А участник не предоставил ни декларации, ни сертификата.

Отклонений за непредоставление сведений о соответствии участника (единым) требованиям п. 1 статьи 31 44-ФЗ в настоящее время почти не наблюдается, поскольку всех федеральных ЭТП декларация соответствия этим требованиям генерируется автоматически в процессе подачи заявки. Тем не менее участнику и здесь надо быть внимательным, поскольку, во-первых, закон 44-ФЗ непрерывно меняется, а конкретная ЭТП может не успеть изменить шаблон декларации к моменту вступления изменений в законе 44-ФЗ в силу, а, во-вторых, в котировочной документации может быть указано в виде отдельного требования соответствие п. 1.1 статьи 31, а в шаблоне, генерируемом интерфейсом ЭТП, он может отсутствовать. Автор всегда проверяет состав шаблона перед отправкой заявки и обнаружив отсутствие требования об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) добавляет соответствующую декларацию в виде отдельного файла.

Отличие от других вариантов

Основными отличиями запроса котировок от других видов закупок (аукцион, конкурс, запрос предложений) являются:

  • Максимальная сумма заказа по запросу котировок ограничена (500 тыс.руб.), тогда как конкурс или аукцион могут проводиться и на большие суммы.
  • Заказчик не имеет право проводить закупку аналогичных товаров и услуг на сумму более 500 000 руб. чаще, чем раз в квартал, для аукциона или конкурса таких ограничений нет.
  • Для участия в запросе котировок не нужна электронная цифровая подпись и аккредитация на торговой площадке, поучаствовать в аукционе без ЭЦП не получится.
  • Решающим фактором при выборе победителя запроса является цена, при других способах закупки решающим фактором может являться не только цена, но и опыт поставщика, качество продукции, список дополнительных услуг.
  • Поставщик товаров и услуг не может менять условия, предложенные в заявке, при проведении аукциона, требования можно менять с каждым шагом.

Как подготовить заявку на участие

Запрос котировок по 223-ФЗ является не только быстрой, но и наименее затратной процедурой для участников. От них не требуется предоставления обеспечения заявки. В то же время подаче заявки на участие предшествует подробный анализ потенциальным контрагентом заказчика своих возможностей для исполнения соглашения.

Если решение об участии принято, участник подает соответствующую заявку, которая должна соответствовать требованиям ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ и содержать:

  • согласие участника на выполнение условий заказчика в рамках исполнения контракта;
  • информацию об участнике — наименование, адрес, контактные данные;
  • декларации соответствия участника требованиям, предъявляемым к нему;
  • при необходимости — конкретные показатели ТРУ, которые он собирается поставлять заказчику.

Заявка участника должна полностью отвечать требованиям, которые заявлены заказчиком в извещении о проведении заявки. В то же время заказчик не вправе требовать от участников сведений и документов, которые не перечислены в положениях 44-ФЗ. Если извещение заказчика содержит такие нерегламентированные требования, участник вправе их не удовлетворять. Отклонение заявки по тому основанию, что не выполнены не регламентированные законом требования заказчика, является поводом для жалобы на заказчика в УФАС.

ОТЛИЧИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК ОТ ДРУГИХ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

В соответствии с порядком, установленным 72 статьей 44 ФЗ, объем закупок с помощью запроса котировок не должен превышать десять процентов от совокупного объёма закупок за год. Сумма всех контрактов, заключенных с помощью запроса котировок не может превышать сто миллионов рублей.

Особенности процедуры запроса котировок:

Основной критерия определения победителя – предложенная цена контракта. Эта цена указывается участником закупки в заявке и не подлежит изменению, то есть торги не проводятся.

С участников закупки запрещено взимать плату за участие в закупке.

Решение об отмене процедуры или внесение корректировок в извещение заказчик имеет право не позднее, чем за 2-а дня до окончания срока подачи заявок.

Предложения от участников закупки должны приниматься до момента вскрытия конвертов. (актуально до конца 2021 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

Часть 2-я статьи 78 44 ФЗ запрещает заказчику препятствовать присутствию на процедуре вскрытия конвертов, участников закупки, а при вскрытии конвертов заказчик обязан вести аудио и видеосъёмку в соответствии с частью 5 той же статьи. (актуально до конца 2018 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

КОТИРОВОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Для проведения запроса котировок заказчик обязан подготовить и разместить следующую документацию:

-Извещение о проведении запроса котировок.

-Описание закупаемого товара, работы, услуги.

— Обоснование начальной максимальной цены контракта.

-Форма котировочной заявки.

-Проект контракта.

Извещение о проведении запроса котировок составляется в соответствии с требованиями 73 статьи 44 ФЗ.

В извещении должна присутствовать следующая информация:

— Информация о заказчике.

-Информация о контрактной службе.

-Информация о контрактном управляющем.

— Идентификационный код закупки.

-Требования к участнику закупочной процедуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *