Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если не хватило денег на ремонт по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.
Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего
Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.
Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.
Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.
Компания специально занижает сумму
Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:
- Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
- Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
- Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
- Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
- Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).
Страховая выплатила мало, а ремонт обойдётся дороже – что делать?
Такие ситуации встречаются повсеместно. Получив направление на ремонт и пригнав машину в автомастерскую, потерпевшему в ДТП вдруг заявляют в сервисе, что насчитанных страховой денег не хватает на восстановление автомобиля.
С чем это связано? Об этом мы рассказали в самом начале статьи. При ремонте не учитывается износ машины, поэтому сервисы используют только новые детали. Но рыночные цены на новые запчасти и технологии сильно отличаются от тех, что прописаны в справочниках РСА – а страховые считают как раз по методикам. Из-за этого недостаточно денег на ремонт.
Один из вариантов доплатить, а затем взыскать указанную сумму с виновника аварии. О том, как это правильно сделать, мы рассказывали выше. Вначале досудебный этап, а если последует отказ – то в судебном порядке.
Если сумма страхового возмещения не покрывает ваши расходы на ремонт в результате занижения страховой компанией суммы возмещения, рекомендуем вам придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Получите у страховщика копию акта о страховом случае
При рассмотрении заявления потерпевшего о страховом возмещении страховщик обязан составить акт о страховом случае. В нем описывается страховой случай (ДТП), указываются его последствия, размер ущерба и страхового возмещения, а также дается расчет страхового возмещения (п. 4.22 правил ОСАГО, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).
Страховщик обязан выдать акт по вашему письменному требованию в течение трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения этого требования — при получении требования после составления акта о страховом случае или с даты составления акта о страховом случае — при получении требования до составления акта о страховом случае (п. 4.23 Правил ОСАГО).
Шаг 2. Проверьте правильность расчета страховщика
Правильность расчета можно оценить приблизительно с помощью справочников на сайте Российского союза автостраховщиков. Если цены занижены, значит и расчет суммы страхового возмещения неверный (ст. 12.1 закона N 40-ФЗ; п. 39 постановления пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).
Такая проверка является предварительной и не заменит экспертного исследования. Но на ее основе можно сформировать первоначальное представление о перспективе спора со страховщиком, не неся при этом дополнительных расходов.
Обратите внимание!
Если ДТП было оформлено без участия сотрудников полиции, страховщик возместит ущерб только в пределах 100 000 руб.
В случае ДТП на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области, а также отсутствия разногласий у участников об обстоятельствах ДТП и (или) характере и перечне видимых повреждений транспортных средств возмещение ограничено 400 000 руб. При этом данные о ДТП должны быть зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих получение в некорректируемом виде на основе сигнала ГЛОНАСС информации о ДТП, или с использованием программного обеспечения, соответствующего установленным требованиям, и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (п. п. 4, 5, 8 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ).
Если расчеты страховщика оказались ошибочны или вы не хотите проверять правильность расчетов страховщика, переходите к следующему шагу.
Шаг 3. Получите документальное подтверждение размера ущерба
В случае судебного разбирательства со страховщиком доказательством размера ущерба и стоимости восстановления транспортного средства будет только заключение, полученное по итогам независимой технической экспертизы. Такую экспертизу проводит эксперт-техник, внесенный Минюстом России в государственный реестр экспертов-техников, в соответствии с Единой методикой и с использованием утверждаемых РСА электронных баз данных стоимостной информации (справочников) (ст. 12.1 закона N 40-ФЗ; п. 7.4 Единой методики).
Чтобы получить этот документ, необходимо обратиться к эксперту-технику или в организацию, имеющую в штате экспертов-техников, и заключить договор на проведение независимой технической экспертизы.
Реестр экспертов-техников размещен на официальном сайте Минюста России. Стоимость экспертизы обычно зависит от ее сложности и стоимости поврежденного имущества.
Шаг 4. Обратитесь к страховщику с письменной претензией
В рассматриваемой ситуации необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора и обратиться к страховщику с претензией. Если этого не сделать, суд вернет исковое заявление (ст. 16.1 закона N 40-ФЗ; ст. 135 ГПК РФ).
По результатам рассмотрения претензии страховщик произведет вам выплату либо направит отказ в удовлетворении вашей претензии (п. 5.2 Правил ОСАГО).
В случае отказа или неполучения ответа от страховщика в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, вы можете обратиться в суд (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 закона N 40-ФЗ).
Примечание. Указанный десятидневный срок рассмотрения страховщиком претензии потерпевшего подлежит применению к отношениям между страховщиком и потерпевшим, возникшим в связи с ДТП, имевшими место после 04.07.2016 (п. 4 ст. 3 закона от 23.06.2016 N 214-ФЗ).
Шаг 5. Подготовьте исковое заявление и предъявите его в суд
В исковом заявлении вы можете заявить требования о взыскании (п. 21 ст. 12, п. 6 ст. 16.1 закона N 40-ФЗ):
1) разницы между размером ущерба (по заключению независимой экспертизы) и размером полученного страхового возмещения;
2) неустойки за нарушение срока выплаты указанной разницы — 1% от разницы в выплате за каждый день просрочки, но не более максимального лимита страховой суммы, и/или финансовой санкции за нарушение срока направления мотивированного отказа в страховом возмещении — 0,05% от максимального лимита страхового возмещения за каждый день просрочки, если страховщик нарушил срок направления вам письменного отказа.
Как правило, минимальным набором документов, прилагаемых к исковому заявлению, являются:
1) копии документов, подтверждающих направление страховщику претензии;
2) копии документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство;
3) копии документов о ДТП, выданные ГИБДД;
4) копия акта о страховом случае;
5) копия заключения независимой технической экспертизы;
6) копия искового заявления и прилагаемых к нему документов для страховщика.
Вы можете подать исковое заявление и приложенные к нему документы по месту нахождения страховщика (его филиала или представительства), либо по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора страхования (п. 2 ст. 16.1 закона N 40-ФЗ; п. 2 ст. 17 закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Если цена иска не больше 1 млн руб., вы освобождаетесь от уплаты госпошлины (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ; п. 2 ст. 16.1 закона N 40-ФЗ).
Если заявлены требования имущественного характера и цена иска не превышает 50 000 руб., то иск подается мировому судье (ст. 23 ГПК РФ).
Если цена иска превышает 50 000 руб. или если вы предъявляете также требования неимущественного характера (например, об установлении степени вины в ДТП), то иск следует подавать в районный суд (ст. 24 ГПК РФ).
При удовлетворении судом требований истца, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от разницы между суммой страховой выплаты, определенной судом ко взысканию, и суммой страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке (п. 3 ст. 16.1 закона N 40-ФЗ).
Доплаты, если не хватило ОСАГО, возможны. Но придётся постараться
Споры, связанные с взысканием ущерба в результате ДТП, достаточно сложны. Вот почему так важно двигаться по определённому алгоритму и знать нюансы. Во-первых, ущерб, причинённый машине, возмещается страховой компанией с учётом износа. При этом разницу между фактическими расходами и выплатой можно взыскать с виновника аварии.
Во-вторых, сумма убытков в первую очередь взыскивается со страховщика. Пока не выбран лимит в 400 тысяч рублей либо не произведено восстановление машины (нет заключения эксперта), предъявлять претензии виновнику ДТП бесполезно. Оптимальный вариант для взыскания расходов – проведение ремонта на легальной СТО, где будет полное отражение всех затрат. Но в этом случае нужно сначала оплатить ремонт, а потом – взыскивать расходы.
Возможен и другой вариант, при котором убытки в сумме, превышающей лимит ОСАГО, возмещаются на основании заключения эксперта. Однако предъявить можно лишь сумму фактических расходов (то есть без НДС и прочего). Если вы оказались в такой ситуации, советуем обратиться за правовой помощью – самостоятельно решить вопрос едва ли получится.
Отметим, что на данный момент чаще всего компенсация осуществляется в натуральной форме (то есть страховщик сам ремонтирует авто, которое попало в ДТП). Сейчас это распространенная практика, так как лимитов по выплатам зачастую не хватает.
Как возместить ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?
Если вашему автомобилю причинен вред, а у виновника отсутствует полис ОСАГО, обязанность по возмещению ущерба несет он. Можно попробовать договориться с ним на месте ДТП, в обязательном порядке закрепив устные договоренности подписанием с ним соглашения, в котором будет прописана не только сумма, но и порядок выплат.
В том случае, если виновник оспаривает предъявляемые к нему материальные требования, вам также необходимо будет обратиться в экспертную организацию для оценки суммы нанесенного ущерба, а после получения экспертного заключения обратиться в суд, подав исковое заявление. Помимо отчета об оценке стоимости восстановительного ремонта, необходимо предоставить следующие документы: постановление ГИБДД о произошедшем ДТП; документы, подтверждающие, что поврежденное имущество является собственностью потерпевшего. Вы также можете требовать возмещения расходов на экспертизу, затрат на представителя в суде, компенсацию морального ущерба.
В случае нанесения вреда здоровью потерпевшего российское законодательство возлагает обязанность возмещения ущерба на Российский союз автостраховщиков. Лицу, обладающему правом на получение компенсационной выплаты, либо его наследникам, необходимо направить в РСА заявление со всеми подтверждающими документами.
Практическая сторона законопроекта
Благие намерения правил ОСАГО не встретили положительный отклик со стороны автостраховщиков. Сложность заключается в том, что стоимость поврежденного имущества покрывается из расчета справочников. Цены на автодетали постоянно меняются, а данные справочника обновляются гораздо реже. В результате происходит несоответствие цен по реальному ремонту и начисленной сумме компенсации. По этой причине в большинстве случаев рассчитанной суммы не хватает на ремонт машины, и станция ТО запрашивает доплату.
Не секрет, что автотсраховщики, дабы удержаться на плаву страхового рынка, не желают восполнять урон полностью. То, что средств по ОСАГО недостаточно для возмещения, было и раньше. Автолюбители с этим фактом как-то свыклись, но цель поправок в законе заключается в снижении аварийности. Замена б/у деталей новыми вообще не подразумевает доплачивать автосервису деньги. В свете данной проблемы обсудим уловки страховых компаний с целью ухода от ответственности за неполноценное ремонтирование.
Как понять, было ли занижение выплаты
Какой бы надежной не казалась страховая компания, но если речь идет о причитающихся к выплате деньгах, необходимо перепроверять все ее расчеты. Это касается и возмещения по ОСАГО.
Перед тем как воспользоваться услугой ремонта от СК, нужно самостоятельно рассчитать размер причиненного ущерба и предполагаемую сумму возмещения. Такая возможность доступна в форме калькуляторов расчета ущерба на многих сайтах, в том числе и сайте Российского союза автомобилистов (РСА). Кроме этого, можно воспользоваться услугами независимых экспертов по оценке ущерба. Необходимо сравнить данные самостоятельной экспертизы со сведениями в предоставленных СК документах.
Если обещанная страховой компанией сумма выплаты меньше той, которая получилась на других ресурсах, скорее всего, ее занизили.
Если разница в значениях суммы возмещения полученной самостоятельно и рассчитанной СК не превышает 10%, такое расхождение считается допустимой погрешностью. Суд не будет считать это недоплатой.
Что делать, если сумма страховой выплаты по ОСАГО не покрывает расходы на ремонт автомобиля
Федеральный Закон № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (пп. «б» ст. 7) ограничивает максимальную сумму, в пределах которой страховщик вправе осуществлять страховое возмещение вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего суммой в 400 тыс. руб. Выше этой суммы при всем желании подняться невозможно, не нарушая закон. Но что делать, если сумма страховой выплаты по ОСАГО не покрывает расходы на ремонт автомобиля или когда сумма возмещения, полученная от страховщика, занижена? Ответы на эти вопросы Вы сможете узнать в этой статье.
В случае, когда оба участника ДТП нарушили правила дорожного движения и в связи с этим невозможно точно определить, кто из участников ДТП несет за него вину, то ущерб пострадавшим будет возмещен страховщиком в равных долях или, в соответствии с п. 22 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, в иных долях, установленных судом в зависимости от степени вины участников ДТП.
Недостатки нового закона об ОСАГО
На законодательном уровне ежегодно вносятся изменения в ФЗ «Об ОСАГО». Теперь страховые компании обязаны выдавать пострадавшему автолюбителю направление на аккредитованную станцию, которая быстро устранит ущерб.
Система ремонта по задумке должна была работать следующим образом:
- Автолюбитель попал в ДТП и обратился к страховщику за выплатой
- После предъявления документов получил направление на станцию
- Предоставил машину на станцию и после проведения ремонтных работ забрал
Цель нововведения:
- сократить уровень мошенничества, поскольку многие делают подставные ДТП и специально получают деньги с помощью авто юристов
- помочь клиенту быстро восстановить автомобиль, избегая финансовых вопросов с оплатой
Однако на практике нововведения оказались очередной проблемой для пострадавшего. Все дело в том, что страховщики делают выплату пострадавшему с учетом износа, что не запрещено правилами. Что касается ремонта, то СТО принимая клиента, устраняют ущерб без учета износа. Возникает вопрос: кто будет компенсировать разницу? На практике страховщики отказываются перечислять сумму износа, поскольку заинтересованы в получение прибыли. Выход у станции один – требовать доплаты у пострадавшего автолюбителя.
Конечно, есть станции, которые могут поставить б/у детали, не проинформировав об этом клиента. Однако в итоге страхователь получает не такой качественный ремонт. Если спустя время клиент понимает, что получил некачественный ремонт, то может сделать независимую экспертизу и получить компенсацию у страховой компании.
Законные причины занижения выплат по ОСАГО
Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.
В основном это делается по следующим причинам:
- Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения — в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
- Износ деталей, подлежащих замене — данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
- Занижение стоимости деталей при расчете суммы выплаты — поскольку стоимость запчастей берется из утвержденного справочника РСА, отсюда разница в цене.
- Так называемая экспертная погрешность — на ее основании страховщик может занижать возмещение на 10%.
- Расчет возмещений без учета УТС — утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.
- Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
- Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
- Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
- Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.
Получение документального подтверждения размера ущерба
Чтобы иметь на руках неопровержимое доказательство неверности полученной суммы страхового возмещения, мы можем обратиться к помощи независимых экспертов, для чего нужно провести независимую экспертизу. Экспертизу может провести лицензированная организация, имеющая в своем штате как минимум одного эксперта-техника, или эксперт-техник, имеющий сертификат и внесенный Минюстом РФ в единый государственный реестр экспертов-техников. Независимая экспертиза проводится в соответствии с Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденным Банком России 19 сентября 2014 г. № 432-П. При проведении экспертизы должны использоваться данные электронных баз данных стоимостной информации (справочников), утвержденных РСА. Данный порядок определен в ст. 12.1 Закона № 40-ФЗ, в п. 32 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 29 января 2015 г. и в п. 7.4 Единой методики. Выбрать эксперта-техника для заключения договора можно на сайте Минюста России.
Сервис может принять машину в ремонт без доплаты
Если вы приехали в автосервис, и у вас спокойно принимают машину в ремонт, то это серьезный звоночек о том, что что-то может быть не так.
Если вы уже получили направление заранее, внимательно его прочитайте. Там не должно быть никаких дополнительных согласий и соглашений со стороны потерпевшего. Например, на увеличение сроков ремонта, согласие на использование б/у запчастей, согласие на ремонтные работы не по технологии производителя.
Данные фразы могут быть указаны не только в направлении на ремонт, но и в других документах, которые будут давать на подпись в СТОА. Внимательно читайте всё, что подписываете, и требуйте копии для себя. Подписанные документы можно и нужно фотографировать.
Выплата или ремонт по ОСАГО в 2021 — что положено по закону
Вопрос выбора варианта компенсации по ОСАГО – деньги или ремонт – актуален для любого автовладельца, попавшего в ДТП в качестве пострадавшей стороны.
Действующее законодательство, в частности, базовый закон по этой теме №40-ФЗ, предоставляет право определить подходящую схему взаимодействия со страхователем автостраховщику.
Такое положение сложно назвать справедливым по отношению к водителям, но оно остается неизменным в течение последних нескольких лет.
- Последние изменения в законодательстве
- В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?
- Можно ли выбрать СТО самостоятельно?
- Если машина на гарантии
- Сроки и гарантия на ремонт
- Действия в случае некачественного ремонта
- Как добиться получения денежной выплаты?
- Ответы на вопросы
- Кто выбирает форму страховой компенсации?
- В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?
- Какая Неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?
- Подведем итоги