Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Москве отметили праздник Преображения Господня». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Крещение состоит из чинопоследования с дальнейшим миропомазанием. Пройти таинство может человек любой возрастной группы — и взрослый, и ребенок. Чаще обряд осуществляется в младенческом возрасте, в один из первых месяцев жизни. Восприемник при таинстве — мужчина, являющийся армянином, уже прошедший обряд крещения, и знающий основные черты вероисповедания.
Перед таинством необходимо приобрести нательный крест и веревочку для него. Она должна быть сделана из переплетения красной и белой нити. Веревочка именуется “нарот”, а нити этих цветов являются символами крови, истекшей из ребра Христова, и воды. Для процедуры необходимо взять полотенце и рубашку — белоснежные крестильные одежды.
Католическое Крещение взрослых
Таинство Крещения у католиков в основном схоже с православным, однако имеет ряд принципиальных особенностей. Обряд проводит диакон, священник или епископ. Интересно, что католики позволяют крестить людей женщинам, обычным гражданам (мирянинам) и даже некрещеным.
Креститься в Католической церкви взрослый по традициям раннего христианства может только после подготовки к Таинству (катехизации) в виде огласительных бесед. Кандидатам, именуемым «катехуменами», рассказывают об истинности веры, строении жизни верующего, объясняют роль церкви. Катехизация может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Крестят оглашенных по давней традиции на богослужении Навечерия Пасхи, которую еще называют Литургией Крещения. Но может быть назначен и другой день.
Перед Таинством священник задает оглашенным вопрос о добровольном желании принять веру. После утвердительного ответа чертит на лбу крещяемого крест, тем самым благословляя его. В начале обряда читается молитва отречения от дьявола для очищения души от первородного греха и всех прошлых грехов. Поскольку душа полностью «омывается», катехуменам не нужно приходить на исповедь перед Таинством. Обряд продолжается чтением литании всем Святым. Затем священник трижды погружает крещальную свечу пасхала, благословляя воду для Крещения.
В западном обряде крестят троекратным поливанием водой головы. В восточном – полным погружением. Священник произносит тайносовершительную фразу: «(Имя), я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Новокрещенному передается зажженная свеча, а после он облачается в одежду белого цвета, символизирующую рождение души для новой жизни.
Далее в латинском обряде следует помазание елеем для укрепления духа в борьбе против нечистых сил, которое не является Таинством Миропомазания. После проводится первое причастие. Если взрослого человека крестил епископ или священник с правом совершать Миропомазание, то священнодействие совершается в тот же день, иначе –переносится на другую дату. В Восточных католических церквях сразу за Крещением следует Миропомазание и первое причастие.
Крещение ребенка в православной церкви в Европе и Америке
В православной церкви в Европе или США ребенка принято крестить на 40-ой день после рождения. В этот же день над мамой малыша читается очистительная молитва, и она также может участвовать в Таинстве. Примечательно, что огласительные беседы для родителей и крестных не проводятся. Воспримеников у ребенка по традиции двое. Крестный покупает крестик и оплачивает Таинство. Крестная готовит крестильный набор и полотенце для принятия от купели.
Особенность православного Крещения в Европе еще в том, что после окунания в купель ребенка отдают восприемнику противоположного пола. Кроме того, разрешено нарекать малыша именем по святцам или в честь иностранного святого, также допускаются двойные имена. В 2019 году РПЦ официально одобрила наречение крещаемых именами иностанных святых.
Покрестить ребенка желательно до 7 лет.
Интересные факты про Крещение:
- «Крещение» – слово славянского происхождения и означает «погружение». Символизирует умирание для прошлой жизни. Поэтому во время Таинства человека трижды погружают с головой в воду – в ту среду, где он не может жить самостоятельно: во имя Отца он умирает (погружение в воду) с тем, чтобы ожить во имя Отца (выход из воды), умирает во имя Сына и оживает во имя Сына, точно также умирает во имя Духа Святого с тем, чтобы теперь жить в Духе Святом.
- Крестильный наряд для новорожденного представителя царской семьи на Руси доверяли шить только самым известным мастерицам и с тканей наивысшего качества, чаще всего, шелка. Для украшения выбирали изысканные брюссельские кружева. Кроме крестильной рубашки, в набор для Крещения входило полотенце с богатой вышивкой, косынка для девочки либо чепчик для мальчика. Крестильные принадлежности царственных детей бережно хранились как величайшая ценность. До наших дней сохранился крестильный наряд цесаревича Алексея, сына последнего русского царя Николая II.
- До XII столетия Крещение совершалось исключительно посредством погружения. Но представители католической церкви упростили обряд, сделав его более комфортным, – начали крестить путем поливания головы.
В некоторых церквях даже практиковалось Крещение не водой, а лепестками роз. - Последование Таинства Крещения мальчика и девочки не имеет различия, кроме финального «аккорда», когда мальчика вносят в алтарь, а девочку оставляют за его пределами.
- В Грузинских храмах процесс Крещения проходит так же, как и в РПЦ, однако требования к деталям немного другие. Например, крест должен быть деревянным, а вышитый крест на рубашке должен располагаться на спине. В обряде также нет никаких отличий, кроме того, что крестных может быть любое количество. Считается, что в таком случае ребенок лучше защищен. В рубашках предпочитают виноградную тематику и особый вид креста: Георгиевский, симметричный, четырехконечный, его еще называют болнисский.
Как православные крестятся в храме и домашних условиях
Давайте запомним главные правила крещения православного:
- смыкаем 3 пальца (большой, указательный и средний), остальные пальцы согнуты. Троеперстие значит триединство Господа.
- подносим руку ко лбу со словами: “Во имя Отца”
- дотрагиваясь до живота: “И Сына”
- дотрагиваясь до правого, затем левого плеча: “И Святого Духа”
- кланяемся, произнося: “Аминь”
Посещая Божий Дом
- православный 3 раза крестится, находясь перед входом после каждого крещения низко кланяется. Этим самым христианин утверждает любовь к Богу
- покидая церковь, повторяет ритуал.
- находясь в Божьем доме, необходимо поцеловать храмовую икону. Чтобы правильно это сделать, кланяемся дважды, перекрещивая себя, целуем Образ, ещё раз кланяемся, крестясь
- накладываем крестное знамение в течении службы и при подходе к каждой из святынь
Крещение состоит из чинопоследования с дальнейшим миропомазанием. Пройти таинство может человек любой возрастной группы — и взрослый, и ребенок. Чаще обряд осуществляется в младенческом возрасте, в один из первых месяцев жизни. Восприемник при таинстве — мужчина, являющийся армянином, уже прошедший обряд крещения, и знающий основные черты вероисповедания.
Перед таинством необходимо приобрести нательный крест и веревочку для него. Она должна быть сделана из переплетения красной и белой нити. Веревочка именуется “нарот”, а нити этих цветов являются символами крови, истекшей из ребра Христова, и воды. Для процедуры необходимо взять полотенце и рубашку — белоснежные крестильные одежды.
Армянские праздники – это целый калейдоскоп, где старинные обычаи смешались с современностью, а языческие обряды с традиционными верованиями. На мой взгляд дин из самых необычных и колоритных праздников Армении – Вардавар. Отмечают его летом, в разгар жары и засухи.
В праздничный день армяне обожают обливать друг друга водой, ведь Вардавар посвящён именно этой стихии. Корни праздника уходят в древние времена. Тогда девушки за несколько недель до Вардавара клали в воду зёрна пшеницы. Когда те прорастали, молодёжь обливала друг друга священной водой, что считалась символом долголетия и жизни.
А вот в конце зимы армяне празднуют Трндез. Мне он напомнил смесь русских Масленицы и дня Ивана Купалы. Почему? Во-первых, Трндез символизирует приход весны и отступление зимних холодов.
Во-вторых, его обязательным атрибутом является костёр, что разводят в церковном дворе. Пары влюблённых и молодожёнов должны прыгнуть через пламя, чтобы обрести счастье и укрепить свои чувства. Армяне верят, что прыжок через костёр очищает человека от всего плохого, всех грехов, что он мог совершить.
Праздник, посвящённый добрым делам, любви к Богу и помощи бедным людям, – Матах. В этот день совершаются церковные жертвоприношения. Люди молятся о прощении грехов, просят милости и подносят свои дары Богу. В Матах армяне размышляют о прошлом и будущем, чтут память умерших родственников, почитают предков и основателей рода.
Вопросы священникам армянской церкви
только сегодня как раз разговаривала по телефону с отцом Александром на эту тему.
произошла акая ситуация. чо когда я обратилась в храм в нашем районе с просьбой дать возможность покрестить ребенка моего очень близкого человека, моей подруги, мне отказали в этой возможности, т.к., как мне объяснил батюшка, что у нас неправильная вера, что мы искозили историю, но мог помочь дать возможность перейти к нашим рядам.. перекреститься в правосланой церкви.. ужос.
решила узнать действительно ли у наших церквей есть столько спорных вопросов, из-за которых, при всех наших хороших взаимоотношениях (православной церкви и нашей), невозможно проводить таинства..
нашла в интернете телефон.. позвонила.. связалась с отцом Александром.
дейтвительно у нас есть спорные вопросы.
например в нашей церкви святой Лев является еритиком, а в православной — святым.
мдяяя. как же так? у нас же вроде такие замечательные отношения ( у арм. и рус. церквей)?
ты знаешь, это все относительно, но каждый на месте считет себя «самым крутым» и «правильным», и мало кто читает что-то и руководствуется какими-либо писаниями.
а все эти встречи по ящику про дружелюбие или еще что-то у меня кроме улыбки ничего не вызывают. 😮
YfНа шем сайте можете прочитать статью!
Во время крещения священник трижды спрашивает у крёстного отца: «Что просит младенец?». Крёстный отец трижды отвечает: «Веры, надежды, любви и крещения». «Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».
Маштоц, Чин Святого Крещения
Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство — приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако, гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем крещением (арм. мкртутюн, кнунк).
Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от Адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни — своего блаженного состояния — стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание. Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и плотью, лишившую человеческую природу благодати.
Первым крестился Сам Господь Иисус Христос подав нам таким образом пример. Крещение — божественное повеление, обязывающее подходить к святому таинству с благоговейным трепетом. Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду, и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдёт в Царствие Божие (Ин.3:5). В начале веков Бог наказал человечество устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную.
Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз Адама, Бог протянул Свою руку — посредством воплощения Сына Своего Иисуса Христа. Христос Своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого таинства крещения, освободил человека от Адамова греха. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает крещение. Достигшим совершеннолетия, подходя к таинству необходимо иметь веру согласно символу веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью.
Крещением человек усыновляется Богу и становится членом Церкви Христовой. Очистившись от первородного греха и получив духовное рождение, человек наследует Царствие Небесное, обретая тот самый божественный облик, который имел в Раю до грехопадения. Крещением умирает ветхий человек и рождается новый. По этой причине крещеный человек должен удаляться от пути неверующих и ступать дорогой божественной справедливости и истины.
Что необходимо для крещения?
Для крещения, прежде всего, необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься нужно пройти определенный подготовительный период. И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал Своим апостолам:
«дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек — драгоценное творение Божие, поэтому Он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богу, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более, что в прежние времена детская смертность была высокой. Церковь установила ближайший день — восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения мы проходим жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря божественному промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровию Господа.
Обращение к священникам. Призыв к единообразию между Приходами епархии в принятии армян.
Недопустимо, чтобы один Приход принимал армян (или коптов) на одних условиях, а другой на иных.
Если приходит армянин, крещенный в армянской церкви (или копт, крещенный в коптской церкви) то мы для него проводим специальный Чин Присоединения к Православной Церкви (с разъяснением). И только затем (крещенного в армянской церкви и присоединенного к Православию) допускаем его до Чаши Причастия и др. таинств, например, Венчания. [Нажмите, чтобы прочитать]
(Т.е. нельзя совершать и таинство венчания над армянами без осознанного Присоединения к Православной Церкви).
Если приходит армянин (или копт) некрещенный, то проводим специальное оглашение. (Независимо от того – осознанный он монофизит или не осознанный).
В процессе оглашения на каждом Приходе архиважно до армян (или коптов) донести следующее:
1. Если крестится взрослый.
— в чем состоит искажение Символа Веры в армянской (или коптской) Церкви (монофизитство).
— что принимая Крещение, армянин, оставаясь по национальности армянином, становится Православным христианином по вероисповеданию. Становится членом Единой Вселенской Православной Церкви, к Которой не принадлежат коптская церковь и армянская церковь.
— принципиально важный момент, который мы должны донести: у нас нет Евхаристического общения между Церквями. Т.е. недопустимо – приступать ко Причастию и здесь и там.
(Православный христианин, будучи по национальности армянином или русским, или татарином, или китайцем (Национальность не имеет значения), не может приступать ко Причастию в Армянской Церкви или в католической церкви, и т.п.
И наоборот. Армянин, крещенный в армянской (т.е. в монофизитской церкви) не может приступать ко Причастию в Православном храме (если не пройдет специальный Чин Присоединения к Православной Церкви)).
Смена веры – это достаточно серьезный вопрос, который имеет огромное значение для любого верующего человека. Многие церкви считают его непросто процессом, а своего рода грехом, то есть предательством родной Церкви, к которой принадлежит человек. В то же время такая возможность не исключается. Но прежде чем пойти на такой радикальный шаг, следует все тщательно обдумать и ни в коем случае не принимать решение «на горячую голову». Нужно помнить, что католикам не запрещается посещать Православные храмы и молится в них. Но они не могут принимать участия в Таинствах, например, крестить в такой церкви ребенка.
Если вы все же намерены сменить веру, то об этом можно поговорить со священником в церкви, которую вы обычно посещаете. Он сможет обсудить с вами этот вопрос и выяснить, почему именно вы собираетесь сделать такой шаг. Если какие-то моменты в вашей вере кажутся вам неприемлемыми или неправильными, то он мог бы их с вами обсудить.
Кто не может быть крестным
Чтобы понять, почему восприемником может быть только православный христианин, надо вспомнить о сути таинства. Во время Крещения происходит второе (духовное) рождение человека. Его душа получает доступ к благодати Божьей, защиту от воздействия грешного мира.
Крещеного ребенка можно причащать, молиться за его здоровье, при несчастье – похоронить по христианскому обычаю, чтобы его душа попала в Царствие Небесное. Детей крестят чаще всего с 8 по 40 день после рождения, чтобы иметь возможность молиться об их здоровье. Во время Крещения духовный родитель дает за крестника обещание соблюдать нормы, установленные в Священном Писании и в православной традиции.
С завершением таинства в его обязанности входит постоянное общение с ребенком. Если же по какой-то причине (ссоре с его родителями, отъездом в другую местность) он не сможет регулярно или вообще видеться с крестником, то обязан постоянно молиться за него Господу, испрашивая здоровья, укрепления в вере, выборе правильного жизненного пути.
Зная об условиях и последствиях крещения, определяются лица, которых нельзя приглашать стать попечителем ребенка. Родители должны знать, что поменять крестного в будущем невозможно.
Православная церковь не допускает этого, потому как для этого надо пройти обряд крещения заново. Но таинство возможно лишь раз в жизни. Если крестный родитель ведет безнравственный образ жизни, то с благословения батюшки можно найти себе другого духовного наставника, но крестным он не будет.
История Армянской Апостольской церкви
Исторически ААЦ образована в 301 году трудами святителя Григория Просветителя (335 г.), сын и преемник которого, Аристакес, был участником Первого Вселенского Собора. В своей догматике основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается христологии святителя Кирилла Александрийского .
В 301 году царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, отмежевавшись в религиозном отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению. В 303 году в Вагаршапате (Эчмиадзин ) был построен Главный собор, ставший религиозным центром всех армян и резиденцией (Святой престол) Верховного патриарха и Католикоса Всех армян, однако исторические события стали причиной тому, что резиденция неоднократно была перенесена. Так, после Вагаршапата религиозный центр был основан в Двине (484-927 гг.), затем в Ахтамаре (927-947 гг.), Аргине (947-1001), Ани (1001-1051), Себастии (1051-1062) и т.д. В 1441 года Святой престол был возвращен в Вагаршапат и пребывает там по сегодняшний день.
В 4 в. ААЦ превратилась в сильную экономическую и идеологическую организацию, владевшую крупными земельными угодьями. На Двинском церковном соборе (506 г.), отражая стремления господствующих классов Армении противостоять агрессии Византии, она окончательно отделилась от византийской церкви и стала автокефальной.
В период с 491 по 536 гг. ААЦ окончательно отделилась от Православной Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время насчитывает 5 епархий в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.
В IV Вселенском Соборе ААЦ не участвовала, и постановлений его (искажённых переводом) не признала. Таким образом, как утверждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским, по имени первого Католикоса Григория Просветителя. Армянский собор в Двине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвергающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы. Попытки восстановить церковное единство совершались неоднократно, например при католикосе армянском Нерсесе IV (ок. 1098—1173) и византийском патриархе Михаиле III (1169-1177), но успеха не имели. В 1198 г. союз между крестоносцами и армянским царём Киликии привёл к заключению унии между Римско-католической и армянской церквами. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской церкви, в результате чего в 1198 возникла Армянская католическая церковь. В 4—11 вв. в Армении получили распространение различные «ереси»: борборитов и мессалиан (4—5 вв.), павликианцев (6—9 вв.), тондракийцев (9—середина 11 вв.), и др., в которых под религиозной оболочкой отражался протест народных масс против феодального и церковного гнёта. Официальная церковь при поддержке государственной власти жестоко подавляла эти движения. Начиная с 13 в. пыталась распространить своё влияние в Армении Католическая церковь, но безуспешно. После утраты Арменией своей государственности (14 в.) ААЦ оставалась централизованной национальной организацией. В 17—18 вв. усилилось тяготение армян к России, от которой они стремились получить помощь в борьбе против господства турецких и иранских завоевателей. Отражая эти настроения, армянские католикосы пытались установить сношения с Россией. Видную роль в развитии русско-армянских связей во 2-й половине 18 в. сыграл архиепископ Иосиф Аргутинский.
В условиях иноземного порабощения Армении ААЦ являлась центром науки и культуры в Армении. В школах при монастырях наряду с религиозными предметами преподавалась риторика, грамматика, философия, математика, живопись. В монастырях переписывались книги и рукописи. После присоединения Армении к России (1828 г.) царское правительство подтвердило основные привилегии ААЦ. Развивающаяся армянская буржуазия заставила церковь служить своим целям, бороться против революционного движения масс .
С утверждением советской власти в Закавказье в 1920 году Армянская церковь заняла лояльную позицию по отношению к советскому государству. Тем не менее на неё, как и на все другие церкви в СССР, обрушились репрессии, что привело к резкому сокращению сферы её деятельности. С 1928 года в Армении развернулась активная антирелигиозная пропаганда, внутри Армянской церкви в 1920-е — 1930-е гг. шли сложные и противоречивые процессы, связанные с попытками проведения церковных реформ. В 1939 году богатейшее собрание библиотеки Эчмиадзина (более 10 тыс. рукописей на армянском и др. языках) было перевезено в Ереван (с 1959 — Институт рукописей Матенадаран).
После обретения Арменией независимости, ААЦ приняла активное участие в деле становления республики. Важное значение для ААЦ имело принятие в июне 1991 года закона “О свободе совести и религиозных организациях в РА”. Закон давал церкви возможность восстановить свои приходы и епархии и способствовать духовному образованию. Были восстановлены запрещенные в советские годы церковные союзы и организации, хоры. Восстанавливаются полуразрушенные церкви, строятся новые.
В 1994 году скончался взошедший на Престол в 1955 году Католикос Всех армян Вазген Первый. В апреле 1995 года в св. Эчмиадзине состоялось представляющее все армянство Церковно-Национальный Собор. Католикосом Всех армян был избран патриарх Киликийский Гарегин Первый. За недолгий срок его деятельности развилось церковное строительство, были созданы новые духовно-церковные структуры, укрепились межцерковные связи.
После смерти Гарегина Первого, с 26 по 28 октября 1999 года в св. Эчмиадзине, Церковно-Национальный Собор избрал Католикосом Всех армян предстоятеля Араратской епархии архиепископа Гарегина Нерсисяна. 132-й Католикос Всех армян взошел на Престол в исключительно тяжелых условиях, когда 27 октября, в результате осуществленного в парламенте теракта были убиты председатель парламента, премьер-министр, другие государственные и политические деятели.
Подобрать красивое армянское имя для девочки не составит труда
. Большинство из них благозвучны и олицетворяют в своем значении нежную женскую природу:
- Гехецик – красивая;
- Чнашхарик – дивная;
- Аннман – бесподобная;
- Кнкуш – ласковая;
- Назели – нежная;
- Амест – скромная;
- Назанд – покорная, послушная;
- Хонар – смиренная.
Подобные имена всегда давались с умыслом: в надежде, что девочка будет обладать такими внутренними качествами, которые заложены в ее имени. Среди армянских имен вообще часто можно встретить такие, которые определяют характер
:
- Гаяне – «земная»;
- Карине – «щедрая»;
- Лиана – «блистательная»;
- Элен – «светлая».
Самыми популярными армянскими именами в последние годы считаются
:
Следующие по популярности
:
- Мириам – «возлюбленная»;
- Элен – «ясная»;
- Анаит – «мать».
Можно еще предложить взять на заметку красивые и не слишком распространенные имена для девочек
:
- Ануш – «бессмертная»;
- Лиана – «тонкая»;
- Армине – «судьба».
Отличия православных традиций ААЦ и РПЦ
Для сравнения с русскими православными традициями опишем обряд крещения, принятый в армянской церкви. Отличий не так уж и много, но все же они есть.
Многих русских православных, впервые попавших в армянский храм, удивляет то, что свечки здесь ставят не на специальные постаменты в маленькие подсвечники, а в обычный ящик с песком. При этом они не продаются, а просто лежат рядом. Однако многие армяне, взяв свечку, оставляют деньги за нее по собственному желанию. Сами же верующие убирают и огарки.
В некоторых армянских церквях в купель детей при крещении не погружают. Просто берут воду из большой чаши и умывают. Крещение в армянской церкви имеет и еще одну интересную особенность. Священник, произнося молитву, говорит нараспев. Из-за хорошей акустики армянских храмов звучит она впечатляюще. Отличаются от русских и крестильные крестики. Обычно они очень красиво декорированы виноградной лозой. Подвешивается крестики на нарот (сплетенные вместе красную и белую нити). Крестятся армяне — в отличии от русских — слева направо. В остальном обряд приобщения младенца к вере схож с русским православным.