Япония наращивает госдолг из-за рекордно высоких оборонных расходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Япония наращивает госдолг из-за рекордно высоких оборонных расходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

Данные по госдолгу Японии

Показатель Значение Период
Государственный долг к ВВП 262 % 2021
Международная инвестиционная позиция 607328 JPY млрд. / 4748.473 млрд. USD 3 кв./22

Размер внешнего долга и государственного долга Японии

Данные Период Дата

266 2020 20.04.2021
237 2019 28.07.2020
238 2018 29.10.2019
253 2017 20.03.2018
250.4 2016 11.08.2017
248 2015 31.12.2015
249.1 2014 31.12.2014
244.5 2013 31.12.2013

Сумма мирового долга растет: каким странам угрожает дефолт в 2021 году

Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
  2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
  3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
  4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
  5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2021 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2021 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

  • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2021 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2021 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2021 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2021 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.

Примечательно, что совокупный долг России также заметно вырос с начала 2020 года — до 143,8% ВВП. Впрочем, как следует из доклада IIF, показатель по-прежнему остаётся значительно ниже, чем в большинстве государств. Более того, задолженность российского правительства составляет лишь 18% ВВП.

Как отметил Иван Капустянский, до пандемии госдолг России оставался стабильным за счёт профицита бюджета. Так, доходы казны превышали расходы, а часть прибыли от продажи нефти власти направляли в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.

Корпоративный долг – долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.

Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.

В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.

Интересно: Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому госуд��рству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

  • Обновлен рейтинг стран по уровню коррупции 27 января, 2021
  • Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
  • Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
  • Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
  • Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020

Эксперты считают, что позиция Сингапура в рейтинге будет улучшаться, так как экономика страны демонстрирует рост. Пока же на одного гражданина Сингапура приходится около $50 тысяч долларов госдолга – по этому показателю город-государство сравнялось с США. Кстати, 91% государственного долга страны покрывается международными резервами.

Банковский сектор страны пребывает в явном кризисе, что в совокупности с общеевропейскими проблемами негативно сказывается на объеме заимствований. До 2008 года долг Ирландии не превышал 30% от ВВП, эксперты же прогнозируют увеличение показателя до 120% в ближайшие год-два. По размеру госдолга в расчете на одного жителя страны Ирландия уступает только Японии.

Уровень государственного долга в стране составляет 123% от ВВП. На каждого итальянца сегодня приходится примерно $43 тысячи госзаимствований. Правда экономика Италии демонстрирует рост в объеме около 7% в год, поэтому значительного увеличения доли госдолга к ВВП не ожидается. Аналитики прогнозируют рост показателя на 1-1,5% к концу этого года.

Для обеспечения своевременного и полного погашения государственного долга при Казначействе Министерства финансов был создан Гарантийный фонд по обслуживанию государственного долга.

Направления использования средств Гарантийного фонда:

  • обслуживание государственного долга в случае несвоевременных и неполных платежей организаций-должников;
  • предотвращение курсовых рисков. Положительная разница между процентными выплатами по кредитам, привлеченным в иностранной валюте и выданным в национальной и иностранной валюте, накапливается в гарантийном фонде, а разница, вызванная колебаниями обменного курса, покрывается за счет этих средств;
  • покупка и продажа иностранной валюты.

Средства Гарантийного фонда направляются на погашение задолженности в случае несвоевременного и неполного погашения кредитов заемщиками (должниками) или рефинансирующими банками по проектам и программам, финансируемым за счет госдолга. При недостаточности средств фонда задолженность погашается за счет средств госбюджета с последующим их возмещением.

Фонд также возмещает задолженность, начисленные штрафы и пени организациями-должниками или рефинансирующими банками.

На покрытие дефицита консолидированного бюджета — 37,5 трлн сумов и погашение основного долга в размере 7,8 трлн сумов будут использованы следующие источники:

  • внешние — кредиты международных финансовых институтов (11 трлн сум), еврооблигации — 7,7 трлн сум, займы на реализацию государственных целевых программ — 12,1 трлн сумов;
  • внутренние — выпуск государственных казначейских облигаций (5 трлн сумов);
  • остаток средств на начало года Фонда реконструкции и развития (8,1 трлн сумов), государственного бюджета и государственных целевых фондов (1,5 трлн сумов).

Ранее заместитель министра финансов Одилбек Исаков сообщил, что в 2021 году Узбекистан планирует выпустить государственные казначейские облигации на 5 трлн сумов, а также международные еврооблигации на 700 млн долларов. Он также поделился географией инвесторов последних евробондов и рассказал, куда пойдут средства от размещения.

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Читайте также:  Дизайн, простор и функционал: как изменились подъезды в жилых домах

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Национальный банк Республики Казахстан является центральным банком первого уровня в стране.

Все государственные активы республики сконцентрированы в госхолдинге Самрук-Казына, который инвестирует крупные проекты, направленные на развитие Казахстана.

Технологичные производства совместно с западными компаниями. В Казахстане производят свои товары такие гиганты, как Chevrolet, LG, Samsung, Bosch, 3M, Panasonic.

Государственным долгом страны (public dept) называют финансовые займы правительства страны для погашения дефицита бюджета.

Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП этой страны (т.е. % от размера экономики — Таблица 1). Государственный долг не следует путать с внешним долгом.

Государственные долги сегодня в основном существуют в виде облигаций на внутреннем и внешнем рынках, а частные — в виде банковских кредитов (коммерческих, ипотечных, потребительских и т.д.).

Внешний долг — определяется как сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами (Таблица 1).

Европа — Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Литва, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Турция;

СНГ — Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан;

Азия — Бангладеш, Бутан, Бруней, Камбоджа, Китай, Фиджи, Индия, Индонезия, Кирибати, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Маршалловы острова, Микронезия, Монголия, Мьянма, Непал, Палау, Папуа-новая Гвинея, Филиппины, Самоа, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Таиланд, Восточный Тимор, Тонга, Тувалу, Вануату, Вьетнам;

Латинская Америка и страны Карибского бассейна — Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Венесуэла;

Средний Восток, Северная Африка — Афганистан, Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Тунис, ОАЭ, Йемен;

Тропическая Африка — Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центрально-африканская республика, Чад, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, ЮАР, Южный Судан, Свазиленд, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве.

В 2017 году внешний до��г всех стран составлял 106.554.860.470.418 долларов. На страны с развитой экономикой приходилось 68.221.197.600.000 долларов или 64 % от совокупного долга.

Рыночная экономика с её заповедями должна быть признана неэффективной и не отвечающей современным вызовам времени. На её место должна прийти экономика инновационного развития. Нам необходимо понять, что мир вокруг нас не изменится, если мы не изменимся сами. И прежде всего, в собственных взглядах на окружающий нас мир.

Рассмотрим, как раскиданы займы США для пополнения казны с привлечением заимствований:

  • около 30% приходится на госкомпании (к примеру, ФСС США);
  • примерно 37% приходится на физлиц, банковские и инвестиционные компании и так далее;
  • около 33% приходится на иностранные заимствования из других государств.

Среди зарубежных государств крупнейшими держателями штатовских гособлигаций по состоянию на 2019 год являются Япония и Китай (их доли примерно равны). Россия сократила вложения в госдолг США до 14 млрд., что примерно равно займам, которые были в 2007 году.

По многочисленным социальных опросам граждане Соединенных Штатов Америки очень недовольны положением таких дел (счетчик госдолга США увеличивается с огромной скоростью), так как каждый из них является должником по обязательствам, которые взяло на себя их правительство. Многие из них имеют кредиты на учебу, машину, дом и их не радует тот факт, что на них в экстренной ситуации этот долг тоже могут переложить в одним прекрасный момент путем увеличения налогов, пошлин, повышением тарифов, сокращением заработной платы и так далее. Кроме этого, необходимость государства отдавать этот займ уже приводит к уменьшению выделения средств на разного рода социальные гарантии (сокращение финансирования образования, медицины и других социально значимых сфер жизни граждан).

Некоторые американцы считают, что отдавать долги не придется, так как их государство является гегемоном на планете Земля с самой большой армией и самым передовым вооружением. Если какие-то страны (особенно стратегические партнеры, страны-вассалитеты) попробую пригрозить немедленно вернуть средства, то может быть спровоцировано военное противостояние.

Внешний долг Японии за прошлый год вырос почти на $1 трлн — минфин

1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989
% 47,8 52,9 57,8 63,6 65,6 68,3 74,0 75,7 71,8 65,5
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
% 63,0 62,2 66,6 72,7 84,4 92,5 98,1 105,0 116,0 129,5
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
% 135,6 145,1 154,1 160,0 169,5 174,3 174,0 172,8 180,7 198,7
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
% 205,7 219,1 226,1 229,6 233,5 228,4 232,5 231,4 232,5 234,9
2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029
% 256,2

Изменение размера государственного долга Японии за 10 лет – 50,5 п. п.

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

Понятие внешнего долга

Внешний государственный долг – это средства заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев.

Внешнее заимствование происходит путем продажи государственных ценных бумаг за пределами страны или получением денежных средств прямым способом. Величина внешнего долга складывается из обязательств перед организациями развития, органами власти других стран, банковских ссуд, кредитов поставщиков.

Получение внешних займов способствует укреплению финансовых ресурсов,
увеличению спроса на товары и услуги собственного производства, если деньги использовать на эти цели. Также внешние поступления могут направляться на погашение предыдущих займов и процентов по ним, оплату импорта, финансирование расходных статей бюджета и социальные выплаты.

Однако, долговые выплаты и погашение процентов по обслуживанию кредитов приводит к сокращению размеров ВВП в той части, которая могла быть направлена на экономическое развитие страны.

Основные кредиторы в мире

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Основные статьи расхода государственного бюджета в США

Повышение обязательств и дефицита бюджета Америки осуществляется из-за решения Белого дома предоставить 2,2 трлн. долларов на поддержку граждан и организаций.

Некоторая сумма уходит на прямые выплаты населению. Американцы с заработком меньше 75 000 долларов получат 1,2 тыс. Кстати, семьям с детьми выделят по 500 долларов на каждого ребенка.

Часть денег выдадут гражданам, оставшимся без работы. Кроме того, в статьи включаются меры по поддержанию предприятий и разных экономических отраслей.

Кстати, на канале НТВ выходила передача «Центральное телевидение» со скриншотом долга США. На фоне американского флага изображается величина внешних обязательств. Картинку в течение долгого времени применяли политические критики. Летом 2020 г. изображение стало мемом.

Читайте также:  В какую налоговую подавать заявление о закрытии обособленного подразделения

Почти сразу картинка попала в соцсети, она стала наглядным аргументом в шутках и спорах по поводу запада. В сентябре ввиду популярности мема создали сообщество «Мемы про внешний долг Америки».

Государственный долг США онлайн доступен на просторах интернета. Там можно проследить изменение обязательств в режиме реального времени. Кроме того, просмотреть график, узнать, почему меняется величина, от чего она зависит. Сейчас величина вырастает примерно на 20-30 000 долларов каждую секунду.

Как Япония решает проблему госдолга

Есть страны, которые откладывают сверхдоходы на черный день. Например, Норвегия: ее Государственный пенсионный фонд (который на самом деле никакой не пенсионный – граждане Норвегии не перечислили в него ни кроны) накопил $893 млрд. В пересчете на население Норвегии получается примерно $178 тысяч на душу. Будущие поколения могут спать спокойно: их родители отложили им на черный день внушительную сумму.

А есть страны, которые накапливают сверхрасходы, чтобы будущим поколениям было чем себя занять. Спасибо деду за победу, вот счет.

Государственный долг недаром называют отложенным налогообложением: красиво жить хочется всегда, особенно сейчас, а заплатим мы за это как-нибудь потом. Вернее, даже не мы, а племя младое, незнакомое. Дед берет кредитную карту внука и идет в магазин. И так сорок лет подряд.

В Японии, с ее культом старшинства, есть целый государственный праздник – День уважения к пожилым. Я бы его заменил на День благодарности молодым, на которых пожилые, не спросив разрешения, повесили квадриллион иен долга. По подсчетам экономистов, к 2050 году каждый работающий японец будет отдавать до 70% своего дохода в государственный бюджет. Располагаемый доход (общий доход минус налоги и страховые взносы) следующего поколения японцев будет вполовину меньше нынешнего. В абсолютных цифрах это означает дополнительную потерю примерно 50 млн иен ($420 тысячи) дохода за годы жизни. Маленькие японцы рождаются с ипотекой на шее. Материнский капитал наоборот.

Все это было бы не так страшно, если бы экономика устойчиво росла, а маленьких японцев было много. Но экономика не растет уже 20 лет, а маленький японец сейчас в среднем один на семью. Ему-то и расплачиваться с долгами двух родителей и четырех бабушек и дедушек, платить им пенсию и обеспечивать их доступным здравоохранением (а живут они долго). Хорошо еще, если у него будет работать жена (не факт); если нет, то к предыдущему списку можно смело добавлять всех ее родственников.

В пересчете на душу населения японский госдолг составляет на данный момент порядка 7,9 млн иен (примерно $66 тысяч). Если вас все еще удивляет высокий процент самоубийств в Японии, вспомните, что тут даже груднички задолжали государству увесистую сумму.

ВВП: 1, 586 трлн долларов

Во второй половине XX века в Южной Корее свершилось экономическое чудо — полунищая страна, пережившая разделение на две части, преобразилась в одну из топовых экономик мира.

Секрет успеха заключался в планомерном применении стратегии роста за счет экспорта и доминировании крупных бизнес-корпораций. В последние несколько десятилетий Южная Корея заключила множество торговых соглашений с более чем 50 странами, на которые приходится более трех четвертей мирового ВВП.

Сейчас Южная Корея является крупным производителем и экспортером электронных товаров, телекоммуникационного оборудования и автомобилей. Однако есть у роста и оборотная сторона. Нынешняя Корея сталкивается с теми же проблемами, что и другие страны с развитой экономикой: замедление роста и стареющее население.

Пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на мировую экономику. Падение цен на энергоносители, практически коллапс туристической индустрии, снижение объемов торговли и повсеместное закрытие магазинов и заведений общественного питания из-за карантинов привело к повальному снижению ВВП по всему миру. И хотя многие страны к третьему кварталу 2020 года начали восстанавливаться после удара, однако большинство их них по результатам года не достигнет до-ковидного уровня ВВП. Пострадала и Южная Корея – с 1, 647 трлн долларов в 2019 году страна спустилась до 1, 586 трлн.

ВВП: 1, 600 трлн долларов

Канада тоже понесла потери из-за пандемии – ее ВВП упал до с 1, 736 до 1,6 трлн долларов.

В стране отлично развита добывающая промышленность, считается, что именно на канадской территории залегают третьи по величине запасы нефти.

Также в стране кленовых листьев превосходно развиты производственные мощности и сектор услуг, причем последний особенно активен в густонаселенных городских районах недалеко от границы с США. А исторические и географические тесные связи с США привели к тому, что примерно три четверти производимых канадцами товаров и услуг отправляются на американские рынки.

ВВП: 2, 551 трлн долларов

Туризм был (и, вероятно, еще будет) одной из самых важных отраслей французской экономики. В позапрошлом году Франция была безусловным лидером по числу посетителей во всем мире.

В стране багетов и беретов экономика смешанная – это значит, что наряду со множеством частных и полугосударственных предприятий в самых разных отраслях существует еще и государственное регулирование. Правительство принимает активное участие в некоторых ключевых секторах экономики, таких как оборонная промышленность и производство электроэнергии.

Что будет, если Китай продаст госдолг США


Если Китай наводнит рынок американскими трежерис, то, в зависимости от их количества, произойдет кризис того или иного масштаба, который в первую очередь затронет курс доллара и финансовый рынок. Это, безусловно, будет неприятно для американской экономики, особенно в период коронакризиса, когда Минфин США осуществляет часть финансирования за счет выпуска новых займов в рамках Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act.

Однако вряд ли это станет заметной проблемой на фоне нарождающегося всестороннего кризиса американской модели общества, катализатором которой стала пандемия. А учитывая рассмотренную выше долю КНР в структуре американского государственного долга, эти волнения будет более чем реально погасить за счет воздействия на внутренние долговые обязательства или эмиссии новых ценных бумаг и валюты.

Американская экономика на грани коллапса из-за двадцати лет «долговой лихорадки»

Два десятка лет накрученного с помощью займов роста, нетривиальные методы учёта экономических показателей и военные расходы довели экономику страны до самого края пропасти. Исходя из этого, весьма маловероятным кажется, что помимо этого США по силам дальнейшие попытки расширить уровень своего мирового влияния, справиться с обострившимся противостоянием и гонкой вооружений с Россией и Китаем, а также с намечающейся торговой войной с Китаем. Скорее всего, это просто невозможно.

Из без того огромное долговое бремя США продолжает увеличиваться, пока правительство занимает триллионы долларов для поддержания финансового пузыря и имитации роста экономики. Федеральный бюджет на 2018 и 2019 годы, а также спрогнозированные бюджеты последующих 10 лет, оставят после себя огромный дефицит и еще бо́льший долг по триллиону долларов за каждый год, вплоть до 2023, согласно официальной статистике. Наши исследования показали, что размер реальных займов может даже превысить данный прогноз, раздув долговой пузырь еще как минимум на $10 трлн всего за 5 лет (что к 2024 году составит 140% от ВВП).

Однако новая экономическая обстановка в мире немного пошатнула планы США по дальнейшему финансированию дефицита бюджета за счет заниженных процентных ставок. Следуя прогнозам роста задолженности и повышения процентных ставок, даже правительство при расчете бюджета учло увеличение годовых расходов на выплату процентов на 150% к 2028 году: до $760 млрд. Мы же, соглашаясь с другими аналитиками, ожидаем, что ежегодные расходы на выплату процентов на деле вырастут вдвое и к 2028 году составят $1,5 трлн. Это совершенно неподъемная сумма, даже вдвое превышающая «неприкосновенный» военный бюджет на 2028 (согласно правительственному плану на ближайшие 10 лет). Подобные расходы Штаты себе просто позволить не смогут. Но из-за стремительно растущих первоочередных расходов на соцобеспечение и оборону бюджет теряет гибкость даже при условии, что все прочие приоритеты отбрасываются.

Тем самым становится ясно, что экономика США в своём текущем состоянии протянет не больше 5-10 лет. Её спасут только кардинальные изменения экономической модели, которые либо будут введены в качестве спланированных государством мер (что навряд ли произойдет), либо возникнут в результате масштабного финансового кризиса. В конечном итоге это приведет к постоянному понижению уровня жизни, так как экономике США придется приспособиться к ВВП в $14,5 трлн, который предшествовал появлению долгового финансового пузыря (что означает падение ВВП на 30% от текущего уровня). Учитывая подобные катастрофические перемены, США лишаться текущего экономического превосходства и военной мощи. В итоге ВВП на душу населения составит $30 тыс., что практически наравне с нынешними $28 тыс. в России.

Устойчивый уровень ВВП США составляет $10-14 трлн

Изученные нами данные приводят к неизбежному выводу о том, что рано или поздно (тут скорее всего рано) США уже не сможет брать в долг такими объёмами, и экономический пузырь в конце концов лопнет и опустит ВВП до устойчивого уровня. Мы не можем точно сказать, сколько именно составит ВВП в данном случае, но, если предположить, скорее всего, это будет цифра, близкая к показателям периода, который предшествовал американской «долговой лихорадке». В таком случае ВВП составит немного больше $14 трлн (уровень 2007 года). На самом деле, можно даже допустить, что ВВП опуститься до уровня 2000 года и слегка превысит $10 трлн. При наиболее оптимистичном сценарии развития событий ВВП США просто будет оставаться на одном и том же уровне, как это происходит в Японии и Италии, где никакого роста ВВП не происходит, в то время как другие страны подтягиваются до их уровня экономического развития и даже обходят их. Такой расклад событий тоже неидеален: проблемы-то так и останутся, и никаких мер для изменения ситуации в лучшую сторону принято не будет. А для такой сверхдержавы как США – это просто не допустимо.

В любом случае, продуктивная способность американской экономики в рамках ВВП составит, по нашей оценке, не более $14 трлн. А это значит, что ВВП на душу населения лишь слегка превысит $30 тыс. на человека, что не так далеко от российского показателя в $28 тыс.

Внешний долг стран мира на 2021 год: таблица

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2021).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2021 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней
Макао
Республика Палау
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Список стран по размеру внешнего долга

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Громадные кризисы не прошли бесследно, происходящее в 1929 годах нанесло должный удар по фондовому рынку. А также народу, который катился в нищенское существование. Но по злому року выйти из полного краха Америке помогли войны. Сначала Первая, а потом Вторая мировая.

Во Второй Мировой войне сильно пострадали экономики европейских стран, тогда как на территории Штатов боевые действия не разворачивались. Но все же, являясь обладателем огромного долга, накопившегося с 1930-х годов, Америка стала учредителем Всемирного банка. А также Международного валютного фонда (МВФ).

Заведения были рады предоставлять кредиты другим государством, что положительно сказалось на политическом положении США.

Рос авторитет доллара, который стал главной валютой в мире, и падение которого на сегодня приведет к краху мировой экономики. Укреплению положения Америки способствовало не только правильное использование послевоенных последствий, но и активное развитие бизнеса в 1970-х г.

Годы Размер госдолга Штатов, в долларах
1977 629 трлн.
1981 909 трлн.
1989 2601,1 трлн.
1993 4001,8 трлн.
2001 5628.7 трлн.
2009 9986,1 трлн.
2017 20 трлн.
2018 21, 055 трлн.
Июнь 2020 26 трлн.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *