Льготы на транспортный налог — 2022. Кто и почему может не платить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы на транспортный налог — 2022. Кто и почему может не платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До 2010 года в России работал закон, по которому освобождёнными от налогов были все без исключения автомашины, выпущенные с заводского конвейера, более четверти века назад и имевшие не более 100 лошадиных сил под капотом. Может быть, до сих пор автолюбители спрашивают: «Сколько лошадиных сил не облагается налогом? Автомобили до 100 лошадиных сил список моделей, не подлежащих налогообложению?» Лишь некоторые регионы, на местном уровне, делают скидки старым автомобилям, при этом чётко оговаривается год выпуска ТС и лимит мощности двигателя, не выделяя определённые модели и марки машин.

Для того чтобы правильно платить взносы необходимо ориентироваться в вопросах начисления платы за пользование автострадами.

На размер платежа влияют следующие коэффициенты:

  1. Ставка налога – устанавливается каждым регионом самостоятельно, поэтому может значительно отличаться в разных областях и населённых пунктах.
  2. Объём двигателя, который соответственно влияет на мощность автомобиля (чем меньше объём двигателя, тем меньше платёж).
  3. Размер лошадиных сил – также определяют мощность транспортного средства.
  4. Категория авто – чем больше автомобиль, тем больше за него придётся платить (например, грузовые транспортные средства наиболее дорого обходятся по этому коэффициенту).
  5. Возраст автомобильного агрегата – чем старше ТС, тем оно менее оборудовано для безопасной эксплуатации.

Начислением транспортной платы занимаются местные налоговые органы, которые извещают о сумме платёжки физических лиц путём отправки заказного письма. Рассчитывать и выплачивать плату за свои авто предприятия обязаны самостоятельно и делать это раз в квартал.

Как происходит предоставление налоговой льготы пенсионерам в Санкт — Петербурге?

Пока пенсионер не обратится в налоговые органы для оформления льготы, он не сможет начать пользоваться ей.

Для получения налогового послабления на транспорт в 2021 году, пенсионер должен предоставить в ИФНС заявление, в котором указывается:

  • Основание для предоставления налоговой льготы (статус пенсионера);
  • Марка транспортного средства, находящегося у него в собственности;
  • Госномер транспортного средства;
  • К заявлению прикладываются копии пенсионного удостоверения и бумаг, подтверждающих владение транспортным средством на праве собственности.

Заявление на предоставление налоговой льготы не имеет чётко утверждённой формы составления. Важно, чтобы в нём были отражены все сведения, которые послужат основанием для предоставления налоговых послаблений. Заявление составляется либо самим пенсионером, либо его законным представителем.

Существуют два способа подачи пенсионером заявления, для предоставления налоговой льготы:

  1. Лично, после совершения визита в налоговые органы с пакетом необходимых документов;
  2. Через Портал Госуслуг в интернете. В таком случае к электронному заявлению необходимо приложить копии требуемых документов. Заверять нотариально копии не требуется.

Растаможка на льготных условиях возможна по программе переселения. Тогда вообще не имеет значения, на какой машине переселенец, въезжает на территорию России.

Срок растаможки составляет 6 месяцев. Если гражданин лично не может ввезти машину как переселенец, то он может воспользоваться услугами посредника.

Стоимость растаможки составляет около 10 тыс. евро. Она может быть больше при существенном объеме двигателя машины. Например, затраты на легализацию автомобиля Cadillac Eldorado 1972 г. выпуска с объемом двигателя 8.2 л. могут доходить до 20 тыс. евро.

Можно предварительно приобрести автомобиль для документов в качестве донора. Некоторые специалисты перевозят ретро автомобили в Россию в разобранном виде. Можно отдельно растаможить кузов – ввести его в качестве запчасти, а потом получить новый ПТС уже в процессе сбора машины. ПТС придется приобретать отдельно.

Отдельно можно перевезти двигатель и другие агрегаты. На всё необходимо оформить сопроводительную документацию – декларацию, сертификат, а также справку о соответствии ТС экологическим стандартам, принятым в РФ.

Если на машине заменено больше одного узла, то потребуется экспертиза, которая оплачивается импортером.

Предварительно следует заявить таможенную стоимость, которая не должна быть меньше цены наименования, обозначенной в каталоге. Специалисты не рекомендуют ввозить раритетную машину по запчастям, так как легализовать ее уже в России будет сложнее.

Растаможка машины проводится на МАПП – многостороннем автомобильном пропускном пункте. При отсутствии депозита автомобиль помещается на временное хранение. Машина должна пройти внутренний транзит.

Специалисты таможенной службы проверяют узлы автомобиля, сверяют номера на агрегатах, в том числе VIN. На старых автомобилях он может отсутствовать либо со временем исчезнуть из-за ржавчины. Тогда потребуется дополнительная экспертиза.

При наличии сомнений в допустимости завоза автомобиля в Россию можно сделать фото ВИН, номера ДВС, взять копию техпаспорта транспортного средства и предварительно получить бесплатную консультацию на таможне.

Авто старше 30 лет не облагаются налогом – правда?

Не совсем. Дело в том, что налогообложение автомобилей регулируют 2 вида нормативных актов:

НК РФ приоритетнее региональных документов, и потому при наличии противоречия нужно руководствоваться первым. И именно он не устанавливает никаких льгот для автомобилей старше 30 лет. «Пруф» находится в статье 358 кодекса – в нём перечислены транспортные средства, владельцы которых освобождены от уплаты транспортного налога.

Читайте также:  Как снять с машины арест, наложенный судебным приставом

Но всё это значит лишь то, что льготы для старых авто не регулирует федеральное законодательство. А вот региональные кодексы устанавливают возможность освобождения от обложения налогом старых машин, но только при определённых условиях. И речь идёт о возрасте вовсе не 30 лет, а в зависимости от конкретного региона – до определённого года выпуска автомобиля.

Растаможка автомобиля старше 30 лет — получение разрешения на ввоз автомобиля старше указанного срока. Проводится на таможенном посту.

Автомобиль может быть помещен на склад временного хранения, если импортер – физическое или юридическое лицо, не смог заблаговременно оформить депозит.

Растаможка может потребовать экспертизы, если есть основания полагать, что нарушена целостность автомобиля или были модифицированы его технически значимые агрегаты.

Если автомобиль претендует на то, чтобы быть культурной ценностью, то может быть проведена проверка со стороны Росохранкультуры, либо со стороны надзорного ведомства страны вывоза машины.

Процедура оформления машины возмездная и требует размещения депозита в размере не меньше таможенной стоимости машины. Если залог больше, то остаток суммы возвращается на счет гражданина, который занимается оформлением машины.

Транспортный налог-2020: кому можно не платить

Транспортный налог должны выплачивать все физические и юридические лица, на которые зарегистрирован автомобиль. Размер налога зависит от мощности транспортного средства.

Транспортный налог начисляется один раз за календарный год. При этом автовладелец платит только за тот период времени, когда машина была в его собственности. Поэтому если решили продавать машину , не откладывайте, чтобы не пришлось переплачивать. В CarPrice мы выкупим вашу машину за один день.

Транспортный налог платится на в федеральную казну, а региональную. То есть на него действуют разные коэффициенты и льготы. Разобрались с экспертами CarPrice , кто может вообще не платить транспортный налог в 2021 году.

Какое количество автомобилей может затронуть нововведение?

Экологический класс Евро-3 был введен в России с января 2008 года. Он запрещает изготовление и ввоз техники, не удовлетворяющей установленным экологическим требованиям. С тех пор был прекращен выпуск карбюраторных бензиновых двигателей и дизелей для грузовиков и легковых машин, и на конвейер встали новые конструкции силовых агрегатов на основе технологий электронного впрыска. Однако ограничений на эксплуатацию старых машин тогда не вводилось. Сейчас по истечении 12 лет эта техника уже серьезно изношена и, как утверждается, представляет угрозу не только экологии, но и для других участников движения.

По данным ГИБДД на данный момент в России зарегистрировано порядка 6,5 млн единиц коммерческой техники и крупнотоннажных грузовиков. К классу Евро-0 относят 397,2 тыс., к Евро-1 ― 89 тыс., к Евро-2 ― 576,8 тыс. А неучтенных никакими стандартами грузовиков по дорогам России ездит порядка 2,5 млн штук. К классу Евро-3 приписано около 1 млн машин. Тем самым инициатива Минтранса может затронуть более 2/3 всего коммерческого парка страны.

На данный момент неизвестно, насколько повысится базовая ставка для таких категорий коммерческих автомобилей. Все цифры будут оглашены после консультаций с Минтрансом и перед представлением законопроекта в правительство.

  • Если использовать старый автомобиль стоимостью от 10 млн. руб. для передвижения на дорогах, то этот факт увеличит размер транспортного налога в три раза.
  • Если с машиной выполнены мероприятия по переоборудования или доработке, впоследствии чего она стала наносить меньше вреда экологической системе, то об этом нужно своевременно рассказать в ГИБДД, в котором изначально ТС регистрировалось.
  • В не зависимости от года, в который было выпущено авто, автовладелец физическое лицо обязано вносить платежи согласно полученной квитанции, которую сформировал фискальный орган. А если оплата не была произведено из-за его отсутствия или вовсе не предоставления, то ФНС это веской причиной не посчитает.

Налог с продажи старых машин

Законодательство нашей страны не освобождает от оплаты налога на машину старше 10 лет владельцев, которые решили их продать. Даже если они были в собственности несколько лет, внести обязательный сбор в казну все равно придется. Для этого налоговому органу необходимо предоставить информацию о первоначальной стоимости и цене при продаже. Потребуется внести 13% от полученного дохода. Узнать больше о процедуре можно на официальном сайте фискального органа.

Исключением из правила считается момент, когда авто продается дешевле, чем было приобретено. Иными словами, покупатель не должен получить со сделки никакого дохода. В этой ситуации платить налог не требуется. Но не стоит таким образом снижать ставку, так как указание ложной информации в официальном документе и предоставление этих данных в госорганы, влекут за собой серьезные неприятности.

Сегодня владельцы старых автомобилей оплачивают такие же налоги за продажу, как и собственники нового транспорта. Но разрабатывается законопроект, который может вовсе запретить реализацию подержанных авто из рук в руки. Дело в том, что таким образом многие продавцы уклоняются от оплаты налога. Нововведение же позволит вывести из тени рынок, урегулировать его. Опыт будет перениматься у Японии, где существуют специальные площадки-аукционы, предназначенные для такого транспорта. Прямая продажа там запрещена, только через официальных дилеров. Побеждает тот покупатель, который предложит лучшую цену, а так как она будет известна фискальному органу, то избежать оплаты налога не получится.

Порядок исчисления транспортного налога

Владение автомобилем обязывает собственника уплачивать в региональную казну сбор, именуемый транспортным налогом. Под указанное правило попадают как юридические, так и физические лица.

Читайте также:  Как отказаться от алиментов на ребенка должнику или взыскателю

При исчислении величины транспортной пошлины применяют специальные тарифные ставки, которые варьируются в зависимости от следующих показателей:

  1. Мощность двигателя;
  2. Длительность эксплуатации в отчетном периоде;
  3. Региональные повышающие/понижающие коэффициенты (если принят локальный нормативный акт).

Действующие на территории РФ нормы экологического права провоцируют налоговое законодательство предусматривать повышающие коэффициенты для собственников транспортных средств, чей автомобиль находится в эксплуатации более 10 лет.

На стадии рассмотрения находится законопроект, по которому планируется увеличить налог на авто старше 10 лет. Однако первые шаги по описываемому направлению уже совершены и транспортное бремя увеличилось для собственников дорогостоящих автомобилей, цена которых не менее 3 млн. рублей. Расчет сбора в рамках нового правового поля происходит на основе следующих показателей:

  • Возраст агрегата;
  • Уровень экологичности.

Нужно ли платить с продажи старого авто

Хозяин, который надумает продать свой старый автомобиль, должен будет заплатить определённую сумму «оброка». В этом случае действует схема оплаты подоходного налога, который для движимого имущества составляет 13%.

Но есть и исключения, которые подходят для тех, кто владеет «автохламом». В Налоговом кодексе сказано, что любое имущество, как движимое, так и недвижимое, находящееся во владении юридического или физического лица более 3 лет не подлежит налогообложению подоходным налогом.

Это значит, что владельцам старых машин не стоит беспокоится об уплачивании дополнительных средств. А если транспорт продаётся по цене ниже той, за которую приобретался, то подоходный налог тем более отсутствует.

Но стоит отметить, что в данной ситуации хозяин старого автомобиля должен составить декларацию, в которой указать начальную стоимость авто и его стоимость на время продажи.

Из всего вышесказанного понятно, что на сегодняшний день транспортный налог на старые авто практически ничем не отличается от установленного для обычных автомобилей.

Но проект закона находится на стадии рассмотрения, поэтому не исключено, что очень скоро владельцы машин старше 10 лет будут платить сумму в 3 раза больше, чем раньше.

Платят ли ветераны боевых действий транспортный налог, узнайте со статьи: льготы на транспортный налог для ветеранов боевых действий. Заплатить транспортный налог онлайн по налоговому уведомлению поможет полезная информация.

О том, как получить льготу по транспортному налогу пенсионерам, читайте здесь.

Раритетные машины были и раньше, но этого понятия не было в законах. Никто не разбирался, по каким признакам автомобиль можно признать таковым. Ретромашиной или раритетом можно было назвать любой старый автомобиль.

В нормативных документах не было термина «классический автомобиль». Условно классическим считали любой старый автомобиль в хорошем состоянии. Критериев для определения степени сохранности не было. Это создавало трудности для коллекционеров и реставраторов. Было сложно определить историческую ценность такого автомобиля.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» устанавливает единые технические требования ко всем колесным транспортным средствам, которые эксплуатируются на территории Таможенного союза. Например, требования к ремням безопасности, к сиденьям и даже к рулю: если на нем есть болты, они не должны выступать над поверхностью.

Но не все автомобили подходят под требования технического регламента — поэтому старые машины и вывели из-под его действия. На руках у автовладельцев много машин, которые не соответствуют требованиям. Закон не заставляет их переделывать. Например, если у такого автомобиля конструкцией не предусмотрены ремни безопасности, их можно не ставить. Пункты 2.1.2 и 5.1 ПДД обязывают водителя и пассажиров пристегиваться — но только если автомобиль оборудован ремнями. Так было и раньше — и гост ничего не меняет.

Старые автомобили было сложно поставить на учет из-за проблем с таможенным оформлением. Гост позволяет избежать обязательной сертификации, если эксперты признают машину классической. В техническом регламенте была такая возможность, но не было критериев для проведения экспертиз.

Ставки налога для физических лиц

Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.

Регион / Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Республика Адыгея 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Республика Алтай 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Республика Башкирия 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Республика Бурятия 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Республика Дагестан 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Республика Ингушетия 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Республика Кабардино-Балкария 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Республика Калмыкия 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Республика Карачаево-Черкесия 7 14 25 35 95
Республика Карелия 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Республика Коми 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Республика Крым 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Республика Марий Эл 25 35 50 90
Город Москва 12 35 50 75 150
Республика Мордовия 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Республика Северная Осетия 7 15 20 45 90
Город Севастополь 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Республика Татарстан 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Республика Тыва 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Республика Удмуртия 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Республика Хакасия 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Республика Чечня 7 11 24 48 91
Республика Чувашия 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Республика Якутия 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145
Читайте также:  Срок исчисления лишения водительских прав

Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.

Формула расчета транспортного налога

Физлицам не нужно считать налог самостоятельно — это делает налоговая. Но может быть полезно проверить расчеты и при необходимости оспорить налог. Можно сделать это с помощью налогового калькулятора или самостоятельно по формуле:

Налог = Кол-во лошадиных сил × Ставка по региону × Коэффициент пользования × Повышающий коэффициент.

Количество лошадиных сил указано в паспорте транспортного средства.

Коэффициент пользования налоговая считает самостоятельно. Формула расчета: количество месяцев текущего года, когда автомобиль был в собственности, поделенные на 12.

Повышающий коэффициент используется для дорогих автомобилей:

  • 1,1 — легковые автомобили стоимостью от 3 до 5 млн рублей включительно, не старше 3 лет;
  • 2 — легковые автомобили стоимостью от 5 до 10 млн рублей включительно, не старше 5 лет;
  • 3 — легковые автомобили стоимостью от 10 до 15 млн рублей включительно, не старше 10 лет;
  • 3 — легковые автомобили стоимостью от 15 млн рублей, не старше 20 лет.

Список дорогих автомобилей можно найти на сайте Минпромторга.

Кто относится к категории льготников?

В список людей, имеющих льготы в отношении налоговых платежей, можно включить:

  • Родителей с 3 и более детьми.
  • Ветеранов ВОВ.
  • Участников БД.
  • Людей с 1 и 2 категорией инвалидности.
  • Жен военных, погибших при выполнении долга.
  • Опекунов или родителей несовершеннолетних, являющихся с детства инвалидами.
  • Героев СССР.
  • Пострадавших при ликвидации последствий на ЧАЭС.
  • Пенсионеров (по инвалидности или старости).
  • Граждан, работающих в специальных службах.

Начисление налога не осуществляется на такие виды транспорта:

  1. Автомобили, переданные для транспортировки инвалидов, в том числе машины с мощностью мотора до 100 «лошадей».
  2. Угнанные или находящиеся в розыске авто.
  3. С/х техника, в том числе применяемая для перевозки грузов.

Что касается льготников, уменьшение или снятие налога зависит от ряда факторов — государства, где произведено авто, мощности мотора, года выпуска и цены ТС.

Налогообложение относится ко всем гражданам, в том числе лицам при должности, выполняющим свои обязанности в госучреждениях. Если человек докажет наличие оснований на льготу, он может быть освобожден от налога — частично или полностью.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога

Некоторые граждане имеют особые льготы, которые позволяют им не вносить налоговые платежи. От обязательного взноса освобождены следующие лица:

  • Ветераны боевых действий;
  • автовладелец, чья семья официально признана многодетной на региональном уровне;
  • граждане, которые являлись узниками фашистских лагерей;
  • лица, находившиеся на территории поражения при аварии на Чернобыльской АС (при наличии документального подтверждения);
  • пенсионеры при наличии удостоверения;
  • автовладельцы ,чьи транспортные средства были угнаны (при наличии документального подтверждения — справки из полиции);
  • лица с особыми заслугами перед страной (герои РФ, обладатели орденов и прочие);
  • опекуны детей-инвалидов;
  • лица с инвалидностью первой или второй группы;
  • собственники ТС, чьи автомобили имеют мощность менее 70 лошадиных сил;
  • работники предприятий оборонной промышленности, которые исполняли обязанности в период испытания ядерного оружия.

Если же автомобилист не относится ни к одной из перечисленных категорий и не уплачивает транспортный налог, он нарушает закон.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *