Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.
В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.
Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.
При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.
Выгода от получения аудита
Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:
- существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
- изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.
Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
- в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.
С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.
Как извлечь максимальную пользу от обязательного аудита
Благодаря проведению обязательного аудита можно извлечь и пользу для успешного развития компании:
- Погашение задолженностей от контрагентов;
- Анализ рисков.
Пояснение по первому пункту. Проводя аудиторские мероприятия, аудитор отправляет письменные уведомления контрагентам проверяемой компании. Обычно это происходит, когда у проверяющего вызывают подозрения в предоставленном отчёте суммы по дебиторской задолженности и они не были погашены в указанный период. Контрагент, получив письменное уведомление о проведении обязательной аудиторской проверки, приступает к скорейшему погашению задолженности. Если проверяющий не получит подтверждающие сведения о том, что долг начал погашаться, он имеет законные основания передать эту информацию в РО. ФНС, видя, что имеется крупный объём непогашенной задолженности, приступает к полному анализу фактов хозяйственной деятельности. Такое внимание уделяется потому, что возникает подозрение на сокрытие действий, проводимых с целью не уплачивать дополнительные налоговые издержки.
Что касается второго пункта. Аудитор проводит анализ рисков:
- Фискальных;
- Управленческих;
- Коммерческих.
Не стоит забывать, что одна, даже незначительная, упущенная деталь в управлении может повлечь за собой достаточно крупные неприятные последствия для всей организации и сотрудников в целом. Бывают ситуации, когда бухгалтер (в обязанности которого входит сразу несколько рабочих функций: работа с кадрами и проведение юридических мероприятий), может упустить из виду незначительные, но очевидные ошибки. Проверяющий это заметит и поможет предотвратить возникновение неприятных последствий в виде крупных штрафных санкций, влекущих за собой финансовые потери для организации.
Отсутствие закрытого списка организаций, которые подлежат обязательному аудиту
Как уже упоминалось, в связи с принятием нового ФЗ №476 с целым рядом правок статья 5 ФЗ №307 более не содержит закрытого перечня случаев, соответствие которым организаций является поводом для проведения обязательных аудиторских проверок. Это значит, что другие критерии могут быть прописаны в других федеральных законах. Так:
- Для АО он регулируется статьёй 3 ФЗ №88 «Об акционерных обществах»;
- Для финансовых организаций (банки, группы, холдинги) – статьёй 42 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
- Для страховых организаций – статьёй 29 ФЗ №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Новые правки добавляют в ранее предусмотренный список:
- Организации, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства;
- Юридические лица в виде специальных фондов, созданных организациями, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства.
Новые правила для АО
Непубличные акционерные общества освободят от обязанности проводить ежегодный аудит отчетности. С 2023 г. начнет действовать правило о том, что непубличные акционерные общества вправе, но не обязаны привлекать аудиторскую организацию или аудитора для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом обращаться за аудитом в аудиторскую организацию должны будут:
-
публичные акционерные общества;
-
непубличные акционерные общества, для которых законом установлена такая обязанность (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ в новой редакции, п. 2 ст. 86, п. 3.1 ст. 88 Закона № 208-ФЗ в новой редакции).
Аудит и обязательный аудит
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.
Так, например:
1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г. по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.
2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.
Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».
Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.
Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.
Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.
В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, прошедшие аудит, передают в налоговую службу две вещи:
- бухгалтерскую отчетность, в отношении которой проводилась проверка;
- заключение аудитора по ней.
Далее ФНС разместит вышеуказанные документы в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИБ РО). Передает заключение в ФНС руководство организации, а не аудитор.
Сроки сдачи заключения и отчетности могут отличаться:
- если заключение аудитора было готово ко сроку сдачи бухгалтерской отчетности, никаких дополнительных мер не требуется. В таком случае срок сдачи ограничивается 31 марта года, следующим за отчетным;
- в противном случае, если заключение не готово к сроку сдачи отчетности, разрешается более поздний срок. У руководителя есть 10 рабочих дней с момента подписания аудитором заключения. Помните, что нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Что такое обязательный аудит
Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.
Общие правила проведения аудитов в России:
- аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
- организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
- любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
- заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.
Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.
Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ.
Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется.
Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.
Кто обязан проводить аудиторскую проверку в 2022 году
Где констатирует что – дескать, ДА, все, что показано в годовом отчете верно, отражено правильно, корректно, соответствует закону и т.д. Обзор — в понимании настоящего закона – это дающая чувство уверенности аудиторская услуга, которая выполняется в соответствии с Международными стандартами обзорных проверок (ISRE). Цель обзорной проверки – дать присяжному аудитору возможность сообщить, отметил ли он что-либо такое в процессе обзорной проверки, что заставило бы его усомниться в том, что бухгалтерский годовой отчет эстонского предприятия составлен во всех существенных частях согласно принципам бухгалтерского учета.
Обязательный аудит проводится, в соответствии с ч. 1 ст. 5 закона об аудите. в случаях, перечисленных в п.п. 1-5 этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 5 закона об аудите ). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.