От АФК до ФБК: кого преследуют за «отмывание» денег

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «От АФК до ФБК: кого преследуют за «отмывание» денег». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для рассмотрения вопроса легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, необходимо коснуться истории возникновения данного явления и познакомится с теми определениями, которые даны законодателем в рассматриваемой области.

В работе А.В. Шашковой затрагивается вопрос возникновения термина «легализация», который традиционно увязывается с принятием «сухого закона» в США. Понятие «легализация» («отмывание») преступных доходов появилось в США в 20-х годах 20 века и было связано с деятельностью Альфонсо Капоне. В 1920 г. в США вступила в силу 18-я поправка к Конституции США, так называемый «сухой закон», принятая конгрессом еще в 1917 г.

Принятый закон после вступления в действие повлёк за собой значительный рост подпольного производства алкогольной продукции и их контрабанду, приносящие большие прибыли. Данная прибыль находилась в сфере теневой экономики и требовала своей легализации, т.е. возвращения в законный оборот. По основной версии, полученные преступным путём денежные средства смешивались с законно получаемой выручкой от сети прачечных самообслуживания, принадлежавшей Альфонсо Капоне. Таким способом осуществлялась легализация преступных доходов.

В отечественной истории на примерах памятников русского права, несмотря на отсутствие современного термина «легализация» («отмывание»), можно обнаружить нормы, затрагивающие легализацию как социальное явление. Так, Псковская судная грамота 1467 года разграничивает законное и незаконное получение имущества. Покупатель совершая на торгу сделку купли-продажи должен был дать присягу, что новое имущество приобретено правомерным путём. Подтверждение законности получения имущества в Псковской судной грамоте касалось лишь новых вещей.

Судебник 1497 года в ст. 46 требует доказательств законности сделки на основании свидетельских показаний, данных очевидцами совершённой сделки купли-продажи. При отсутствии очевидцев допускалась присяга.

Судебник 1550 года распространяет требование доказывания правомерности приобретения имущества как на новое, так и на старое («что поношено у носящего или с лавки»). Условием законности сделки купли-продажи является наличие поручительства за продавца, в качестве которого выступает рядовая порука со стороны постоянных продавцов рыночного ряда. При отсутствии таковой купивший теряет право на иск.

В Соборном уложении 1649 года также предусмотрена ответственность за куплю-продажу вещей, совершённую без поруки. Здесь понятие правомерности владения распространяется и до использования данной вещи. Кроме того, предусматривается ответственность не только за укрывательство преступников, но и за приём, хранение или продажу похищенного имущества. Тем самым был юридически предусмотрен запрет на легализацию имущества, добытого преступным путём.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года предусматривает наказание к лицу, совершившему сбыт преступного имущества, украденного или через насилие полученное другим лицом, а также ответственность за скупку недвижимого имущества у неправомерного лица, т.е. незаконно им владеющего. Данные положения достаточно близко лежат с современным пониманием легализации.

В первые термин «отмывание» был использован в 20 веке при освещении в британской газете The Guardian так называемого Уотергейского скандала, событий, связанных с проведение предвыборной кампании президентом Соединённых Штатов Америки Р. Никсоном. По данному событию приведены сведения, что используемые в предвыборной кампании денежные средства в размере 200 тысяч долларов ранее были направлены в Мексику под видом пожертвований.

В настоящее время в международном праве, в частности в ст. 6 принятой 08 ноября 1990 года в г. Страсбурге Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», под легализацией (отмыванием) преступных доходов понимается осуществление с данным имуществом таких действий, которые нацелены на сокрытие преступного источника их происхождения.

В российском законодательстве также приводятся понятия, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов. В ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ N 115 «О противодействии легализации») даны следующие понятия:

«доходы, полученные преступным путём, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления»1.

Как видим, явление легализации преступных доходов, вопросы «чистоты» полученного имущества, находились в поле зрения и в прошлые времена, но в современном мире данная проблема становится особенно остро в связи с развитием электронных средств перевода, со становлением в России рыночной экономики, с появлением транснациональной преступности, усложнением схем легализации преступных доходов и запутывания следов преступной деятельности.

Зарождение понятия «легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем

В настоящей статье рассмотрены вопросы зарождения
и развития понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, как в США и Европе, так и в России, начиная
с XV и до XX века.

Традиционно считается, что понятие «легализация» (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, возникло в США в 20-е годы XX века
и связывается с деятельностью известного чикагского гангстера
Альфонса Капоне. В 1920 году в США вступила в силу 18-я поправка
к Конституции США, принятая конгрессом еще в 1917 году,
ратифицированная 16 января 1919 г. и представлявшая собой:

«Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут
запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях,
подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка
опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз
таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные
их юрисдикции, равно как и вывоз таковых.

Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью
путем принятия соответствующего законодательства.

Раздел 3. Настоящая статья не вступит в силу, если она
не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции
законодательными собраниями отдельных штатов — как это предусмотрено
в Конституции — в течение семи лет со дня представления
ее Конгрессом на одобрение штатов». Это был так называемый «сухой
закон».

Реализация данного закона вызвала негативное отношение со стороны среднего
класса, что повлекло за собой неизбежное возникновение
и распространение тайного производства алкогольных напитков,
их контрабанду. На черном рынке бойко шла торговля алкоголем
по баснословно высоким ценам. «В первые же годы действия акта
Войстеда, принятого в 1919 году в целях практического осуществления
18-й поправки к Конституции, широчайшее распространение в стране
получили нелегальное производство, контрабанда и транспортировка спиртных
напитков. Этим были заняты многочисленные подпольные организации бутлегеров,
прибыли которых исчислялись миллионами долларов. Результатом их операции
стал невиданный разгул коррупции, взяточничества и гангстеризма».

Получаемые сверхприбыли требовали введения данных незаконных доходов
в законный оборот, то есть «очищения» и «отмывания» данных
денежных средств.

Согласно распространенной версии, денежные средства,
полученные от бутлегерства, смешивались с выручкой (как правило,
металлической монетой) принадлежавшей Альфонсу Капоне сети прачечных
самообслуживания (landromat).

Таким образом осуществлялась легализация
(money-laundering) незаконно добытых денежных средств.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике «Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте

Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.

По экспертным данным МВД России, 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15% расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)).

Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.

Какая предусмотрена ответственность за отмывание денег

В КоАП Российской Федерации, в статье 15.27 обозначена информация об административной ответственности за незаконные деяния, касательно легализации, которые связаны с незаконными оборотами средств. В качестве субъекта такого злодеяния выступают высокопоставленные или юридические лица.

Что касается физических лиц, если вина будет доказана, им грозит уголовное наказание, для юридических лиц – штраф. В Уголовном Кодексе России можно найти 2 статьи, которые посвящены отмыванию денег или теневых схем по поводу другого имущества. В 174 статье указана информация о легализации добытых третьими лицами денежных средств нечестным путем, а в той же статье, но части 1, говорится об отмывании денег, полученных с помощью преступных действий того же лица, которое и занимается теневыми схемами.

Читайте также:  Берут ли в армию с недовесом в 2022 году?

Ответственность за отмывание денег по ст. 174 УК РФ

В Уголовном кодексе четко прописана ответственность за совершение любых незаконных сделок с деньгами или другим имуществом, которое было приобретено другими лицами с целью придания имуществу правомерного вида владения:

  • штраф от 120 тыс. руб.;
  • штраф в размере зарплаты за период до 12 месяцев.

Если те же действия были совершены в крупном размере (свыше 1,5 млн. руб.), тогда виновным может грозить одно из следующих видов наказаний:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • штраф в размере зарплаты или другого дохода за период 1-2 года;
  • принудительные работы сроком до 24 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 24 месяцев со штрафом (до 50 тыс. руб.) или без него.

Если отмывание денег совершалось группой лиц по предварительному сговору либо одним лицом, который использовал свое служебное положение для незаконного оборота, обналичивания денежных средств, тогда предусмотрено такое наказание (суд назначает один вид наказания из списка):

  • принудительные работы сроком до 3 лет;
  • ограничение свободы сроком до 2 лет с лишением права занимать прежнюю должность;
  • лишение свободы сроком до 5 лет со штрафом (до 500 тыс. руб.) или без него.

Почему новые правила США касаются держателей криптовалюты?

В разделе 13 излагаются правила регулирования биткоина и альткоинов, когда дело касается перемещения денег внутри страны и за ее пределами. Если говорить проще, S.1241 добавляет цифровую валюту к финансовым институтам и включает ее вместе с цифровыми биржами и обменниками в перечень финансовых инструментов. Это поднимает вопрос о том, что определяется под «цифровой валютой». Логика говорит, что правительство рассмотрит биткоин и другие криптовалюты как «цифровую валюту». Если это так, то от владельцев монет могут потенциально потребовать соответствия правилам отчетности. А они таковы (для США):

Регулируется это BSA, Законом о регистрации валютных и иностранных операций, финучреждения должны сотрудничать с правительством США в случаях подозрения на отмывание денег и мошенничество. Значит, что для любого движения «цифровой валюты» более 10 000 может потребоваться отчет.

Еще это означает, что каждый раз, когда вы переезжаете границу с большой суммой в криптовалюте, вам, возможно, придется сообщить об этом, идти через красный коридор и декларировать. Скрывать это в таком случае преступление.

В Америке уже отдано распоряжение усилить пограничный контроль и разработать инфраструктуру для обнаружения держателей.

Вопрос резонный: криптовалюту я не вожу с собой, это адреса на блокчейне. Как я могу перевозить их через границу? Даже сид на бумаге не является суммой моих монет!

Не знаю, насколько логика будет работать на таможне, но некоторые трейдеры удаляют с телефонов и ноутбуков кошельки и другие программы, связанные с криптовалютами, когда пересекают границы.

Примерный ответ уже есть: многие из сегодняшних финансовых инструментов работают таким образом. Если у вас есть доступ к онлайн-банку на телефоне или возможность снимать деньги с кредитных карт, и это превышает 10 000 долларов, то вы тоже перевозите цифровую доступную валюту через границу.

Также усиливается контроль за биржами и обменниками.

Что такое легализация денежных средств?

Понятие «незаконная легализация денежных средств» – это попытка придания правомерности денежным ресурсам или другим материальным ценностям, полученным незаконным путем. Проще говоря, деньги переводятся из криминальной, теневой экономики в легальную, официальную, чтобы лицо, владеющее ими, могло спокойно распоряжаться данными активами.

Формы отмывания денежных средств могут быть различными: перевод из наличной формы в безналичную и обратно, обмен денег на материальные ценности (золото, недвижимость, ценные бумаги) и т.д. Главное условие – изначально имущество получено преступным путем: это могут быть взятки, мошенничество, кражи, ограбления, торговля наркотиками и оружием, другие имущественные преступления.

Основные признаки легализации денежных средств

Несмотря на то, что существуют сотни схем по отмыванию денег, и ежедневно появляются новые и совершенствуются старые, существует ряд признаков, которые позволяют прямо или косвенно определить, что имеет место легализация средств.

Вот некоторые из них:

  • операции совершаются фирмами-однодневками, с минимальной историей деятельности на рынке или вообще без таковой. Если компания недавно зарегистрирована, не вела хозяйственной деятельности, а затем резко начала активность с крупными суммами денег, с большой вероятностью речь может идти о легализации средств, полученных незаконным путем;
  • фальсификация первичных документов. Поступления средств нужно как-то объяснить, и преступники подделывают первичную документацию (приходные накладные, договора, бухгалтерскую отчетность и т.д.). Если обнаружены факты подделки таких документов, это может указывать на попытки отмывания денег;
  • использование компаний, конечными бенефициарами которых являются собственники незаконного имущества или их родственники/близкие люди. Поскольку легализовать средства удобнее и безопаснее через «своих», фирмы открываются на брата, жену или других родственников подозреваемого. Сам факт операций через такие фирмы не является отмыванием средств, однако вкупе с другими аргументами может быть признаком таких действий;
  • деятельность ведется в офшорных зонах. Существуют страны, которые благодаря низкому налогообложению и минимальным вопросам к происхождению капиталов успешно используются преступниками для легализации незаконно полученного имущества. Деньги переводятся на счета фирмы в офшорном государстве, пропускаются через несколько подставных компаний, и возвращаются владельцу уже условно чистыми – во всяком случае, отследить операции в юрисдикции офшоров достаточно сложно. К слову, страны-офшоры не всегда используются преступниками – их вполне легально используют компании для оптимизации налогообложения и упрощения ведения хозяйственной деятельности.

Необходимо добавить, что ответственность за отмывание денег возможна только в том случае, если доказано, что данные средства получены незаконным путем. При этом наказание предусмотрено как для тех лиц, кто предпринимал попытки легализации собственного имущества, так и для тех, кто участвовал в отмывании собственности третьих лиц.

Нормы о противодействии отмыванию преступных капиталов в уголовном праве Германии

Начиная исследование уголовно-правовых норм о противодействии отмыванию «грязных» денег стран континентального права в целом и Германии в частности, стоит сказать, что сам состав преступления, названного отмыванием преступных доходов, появился в законодательстве этих стран в первую очередь иод воздействием принятия ряда международно-правовых актов, обязавших государства-участников к принятию подобных норм.

Среди этих международно-правовых актов в первую очередь стоит назвать Конвенцию ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года, которую принято называть Венской Конвенцией. Далее, еще одним обязывающим для Германии международно-правовым актом стала Конвенция Совета Европы от 08.11.1990 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».

Надо отметить, что на момент появления указанной Конвенции Совета Европы в юридическом мире Германии уже остро ощущали необходимость принятия подобного рода норм. Более того, в немецком законодательстве существовали нормы, которые, не называясь нормами об «отмывании», были близки этим нормам по своему смыслу. Деяние, позднее определенное как отмывание, считалось видом укрывательства преступления. Подобная форма деяния предусматривалась, например, статьями 258а, 259, 260, 260а УК ФРГ59. Однако только после подписания Германией Конвенции Совета Европы 1990 года появление в Уголовном кодексе Германии отдельной статьи, посвященной составу отмывания, стало реальностью.

Подобное кажущееся «отставание» Германии в области борьбы с легализацией преступных доходов от тех же Соединенных Штатов, где соответствующие законы появились еще в 70-ых годах XX века, на самом деле вполне типично для Европы. Поскольку европейские страны не были подвержены данному вид преступления в той степени, в какой это было актуально для США, поскольку в Европе не имел такого размаха наркобизнес и другие виды преступной деятельности, приносящие крупные прибыли преступникам, а значит и не стоял так остро вопрос о вывозе преступных — капиталов в третьи страны, а имеющаяся система континентального уголовного права позволяла пресекать деятельность отмывателей и без издания специальных норм, то немецкие законодатели, так же как и их коллега из других развитых европейских государств, не торопились с принятием специальных мер по борьбе с отмыванием денег.

И только с развитием Общего рынка на территории Европейского Экономического Сообщества, а также в связи с созданием Европейского Союза, в соответствии с принятыми Маастрихтскими соглашениями, то есть с отменой таможенных и пограничных барьеров на пути преступных капиталов внутри Западной Европы, а также в связи с глобализацией международного финансового рынка в целом, на котором Германия занимает более чем достойное место, и осознания величины степени общественной опасности, которой обладает отмывание преступных капиталов для стабильного развития этого рынка, в Германии, так же как и в других ведущих странах Европы, только в первой половине 1990-х годов XX века принимаются законы, предусматривающие ответственность за данный вид преступлений. Стоит сказать, что отмывание денег, полученных от торговли наркотиками, было уголовно-наказуемым в Великобритании и Италии с 1982 года, а с 1987 года во Франции60. Однако, помимо того, что перечень преступных деяний, доходы от которых могут быть предметом отмывания, был ограничен составами преступлений, связанных с торговлей наркотиками, сами формулировки статей и суть описываемого явления значительно отличались от последующих представлений европейских юристов об отмывании.

В появлении в уголовном праве ФРГ мер о противодействии отмыванию капиталов заметную роль сыграло создание такого государственного образования, как Европейский Союз. Еще до вступления в силу в Германии внутренних норм о борьбе с отмыванием, 10.06.1991, Европейский Совет, верховный орган Евросоюза, принял директиву «О воспрепятствовании использования финансовой системы в целях легализации доходов от преступной деятельности».

Одним из принципов права Европейского Союза является его примат над национальными нормами стран-участниц. Но по правилам, сложившимся в ЕС, само Сообщество лишено репрессивного аппарата, позволяющего привлекать к ответственности физических лиц, совершающих деяния, запрещенные Директивой. Это должно быть сделано на уровне государств-членов. Таким образом, после появления указанной выше Директивы Германия не могла не включить в свой уголовный закон те положения, которые позволили бы привлекать к ответственности лиц, совершивших деяния, описанные в Директиве. То есть Германия, как и другие страны западной Европы, были буквально вынуждены имплементировать нормы международных соглашений, а также положения Директивы Евросоюза в свои национальные уголовные законы.

Читайте также:  Как заказчику взыскать с подрядчика убытки по договору подряда

Итак, мы приходим к выводу, что для Германии, так же как и для некоторых других западноевропейских стран, источником уголовно-правовых норм о противодействии отмыванию преступных капиталов стало законодательство Совета Европы, установившее общие рамки и понятия в этой области для всех стран-участниц, а непосредственным толчком к принятию соответствующих норм стало законодательство Европейского Союза, сделавшее наличие подобных норм в уголовном законе стран-членов обязательным.

Еще до ратификации Германией Венской Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотичесюїх средств и психотропных веществ» Бундестаг принял закон «О борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами организованной преступности» от 15.07.1992. Этим законом в немецкий уголовный кодекс был включен параграф 261, который говорит о том, что следует считать преступным отмыванием капиталов. Но указанный параграф 261, предусматривающий ответственность за отмывание денег, полученных в результате преступления, рассматривает в качестве «первичного» преступления довольно широкий круг деяний, не ограниченный преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков. Сразу стоит отметить, что преступления, доходы от которых могут быть предметом отмывания, относятся как к категории тяжких, так и средней тяжести.

Значение и механизмы международной борьбы с отмыванием преступных капиталов

В настоящее время практически все ведущие исследователи проблемы отмывания преступных доходов приходят к выводу о неэффективности противодействия этому виду преступлений в рамках отдельно взятых национальных правовых систем. Процесс отмывания «грязных» денег в подавляющем большинстве случаев связан с перемещением этих денег через национальные границы. К тому же большая часть отмываемых сегодня преступных капиталов — это деньги так называемых транснациональных преступных групп, чья деятельность изначально направлена на получение доходов в самых разных государствах, а значит, и борьба с отмыванием их доходов не может ограничиваться мерами, принимаемыми какой-либо одной страной.

К сожалению, международное сотрудничество в области уголовного права значительно отстает от темпов глобализации преступности. Во многом это можно объяснить нежеланием отдельных государств каким-либо образом ущемлять свой суверенитет, ведь именно монополия конкретного государства на уголовное преследование является одним из первейших атрибутов суверенности государственной власти. С другой стороны, не все государсгва, как ни странно это- звучит, » заинтересованы в успешной борьбе с транснациональной преступностью, и тем более с прибылями, которые она приносит. Если мы посмотрим на все те меры, которые предпринимались самыми разными государствами в целях борьбы с организованной преступностью в течение XX века, мы отметим как масштабность этих мер, так и огромные ресурсы, которые привлекаются для их реализации. Ежегодно на борьбу только с транснациональной организованной преступностью ведущие страны мира тратят огромные суммы. Созданы и продолжают создаваться десятки международных организаций и комитетов при уже существующих организациях, наделенных довольно широким кругом полномочий. Однако статистика неумолимо говорит о том, что транснациональная преступность продолжает расти высокими темпами.

Традиционная стратегия борьбы с организованной преступностью основывается на использовании конкретного уголовного законодательства. Соответственно, мерилом эффективности этой стратегии является количество лиц, осужденных за участие в организованной преступной деятельности. Но весь феномен современной преступности состоит в том, что привлечение членов и даже лидеров преступных группировок к ответственности, изоляция их от общества, не приводят к исчезновению самих группировок или, тем более, того віща преступной деятельности, на котором «специализировалась» та или иная преступная группа. Как говорится в народной пословице: «свято место пусто не бывает». На место даже полностью уничтоженной преступной группы очень быстро приходят новые, зачастую еще более неконтролируемые и обладающие большей степенью общественной опасности группы.

Таким образом, можно прийти к выводу, что преступность фактически неистребима, если все меры по противодействию ей сводятся к мерам применения норм уголовного закона и профилактическим мерам, направленным на конкретных преступников. То есть необходимо сконцентрировать усилия не столько на борьбе с лицами, совершающими преступления, сколько на создание условий, в которых совершение преступлений становится менее выгодным. Перефразируя ту же народную пословицу, бороться надо не за пустоту «святого» места, а за то, чтобы место перестало быть «святым».

Согласно официальной доктрине, именно на это направлены меры по противодействию отмыванию преступных капиталов. Согласно документам ООН: «Расследование обстоятельств отмывания денег и конфискация доходов от преступной деятельности подрывают способность преступной организации осуществлять свою главную задачу — обогащение» .

Итак, официальная концепция международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием незаконных капиталов выглядит следующим образом. Необходимость отмывания доходов объясняется стремлением преступников скрыть истинное происхождение денег, полученных преступным путем, и, в то же время, иметь возможность беспрепятственного использования этих денег, как если бы они были законными доходами. Процесс отмывания «грязных» денег заключается в проведении с указанными средствами различных операций с использованием, как правило, легальных финансовых организаций, таким образом, чтобы источник получения этих доходов выглядел как легальный. Скрывать истинное происхождение доходов преступников вынуждает страх конфискации этих доходов, как имущества, полученного в результате преступления, а также строгай контроль налоговых органов, для которых необходимо предоставлять сведения об источнике любых крупных прибылей. «Таким образом, отмывание денег выступает в качестве важнейшего элемента всех видов преступной деятельности, в основе которой лежат финансовые интересы»155. Наличие же норм о противодействии отмыванию является как раз тем барьером, который должен помешать процедуре отмывания, запретив, под страхом уголовного наказания, любые финансовые операции с доходами, полученными в результате совершения преступления. «Суть этих положений заключается в том, что повышение сложностей и риск отмывания доходов организованных преступных групп уменьшает выгодность таких операций и, в конечном итоге, их масштабы»156.

А поскольку на сегодняшний день необходимым условием успешного отмывания денег является как можно большая масштабность проводимых операций, такая деятельность неизбежно связана с перемещением средств через государственные границы. Вот почему особую актуальность приобретают международные механизмы, направленные на противодействие отмыванию, в частности, предложенная ООН концеция взаимной юридической помощи в выявлении источников, наложении ареста, замораживании, и, в конечном итоге, конфискации доходов от преступной деятельности.

Эта доктрина была столь широко распространена во всех международных институтах, закреплена в столь большом количестве международных актов, что сегодня уже мало кто обращает внимание на нелогичность самой этой концепции. Сразу же стоит задаться несколькими простыми вопросами.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК)

Статьи 174 и 174¹ УК предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на легализацию (отмывание) преступно нажитых средств или имущества путем введения их в хозяйственный оборот.

Данная проблема напрямую связана с организованной преступностью и является актуальной для многих стран.

Огромные средства, получаемые от подпольной торговли оружием и наркотиками, игорного бизнеса, торговли людьми, контрабанды и других преступлений, внедряются в экономические и финансовые структуры государства и затем приобретают вид законных средств.

Поэтому борьба с отмыванием «грязных» денег признается практически всеми странами в качестве одного из важных средств противостояния организованной преступности. Успех этой борьбы в значительной мере зависит от международного сотрудничества и координации действий между разными государствами.

В декабре 1988 г. была принята Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в которой впервые была затронута проблема отмывания незаконно нажитых средств.

На европейском уровне координация усилий в борьбе с отмыванием незаконных средств нашла отражение в принятой Советом Европы в ноябре 1991 г. Конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем. С августа 1996 г.

Российская Федерация стала членом Совета Европы, и в УК была включена новая норма — ст. 174.

Преступления, связанные с легализацией (отмыванием) преступных средств, существенно нарушают установленный законами порядок предпринимательской и иной экономической деятельности, ставя хозяйствующих субъектов и иных участников экономической деятельности в неравное положение, в результате чего нарушается принцип честной конкуренции между участниками экономических отношений.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установил правовой механизм противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, в соответствии с которым была изменена редакция ст.

174 УК и введена новая ст. 174¹.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны осуществлять внутренний контроль (идентифицировать личность, документально фиксировать всю информацию, полученную от клиента) и передать эту информацию уполномоченному органу исполнительной власти — Федеральной службе по финансовому мониторингу (ФСФМ) для обязательного контроля, если сумма операции с денежными средствами или иным имуществом равна или превышает 600 тыс. руб. или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. или превышает ее.

Обязанность идентифицировать личность, документально фиксировать и представлять в ФСФМ информацию о клиенте и об операции с денежными средствами распространяется на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если есть основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Результаты двойного контроля могут быть основанием для возбуждения уголовных дел по признакам ст. 174 и 174¹ УК.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 174 УК, являются общественные отношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности. В литературе встречаются и другие определения непосредственного объекта.

Предмет анализируемого преступления — деньги и иное имущество, приобретенные заведомо преступным путем. Денежные средства (наличные и безналичные) могут быть выражены в любой валюте.

Имущество включает ценные бумаги, вещи, движимое и недвижимое имущество: земельные участки, транспортные средства, здания и сооружения и другие объекты имущественных прав граждан.

Читайте также:  Штраф за езду в нетрезвом виде в 2023 году

Перечисленные объекты могут быть предметом преступления только в том случае, если они были получены в виде дохода, залога или вклада от заведомо преступной деятельности. Незаконность выражается в том, что они (предметы) приобретены в результате совершения различных преступлений.

Закон ограничивает круг преступлений, которые являются источником перечисленных предметов, исключив преступления, предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199¹, 199² УК.

Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, характеризующих понятие легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, т.е.

придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными иными лицами преступным путем.

Закон указывает способ, при помощи которого это можно сделать — совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Совершение финансовых операций является наиболее распространенным и трудно раскрываемым способом легализации средств нажитых преступным путем.

Чтобы пустить незаконно нажитые средства в экономический оборот без риска быть разоблаченным, требуется легальное прикрытие, которое достигается путем вложения этих средств в виде вкладов в банки.

Манипулируя различными видами вкладов в разных банках, клиент запутывает следы, в результате чего теряется первоначальный источник вклада. Например, сначала деньги вносятся на номерной счет в одном банке, затем он переводится на депозит в другой банк.

После этого в третьем банке предъявляется выписка из депозитного счета, находящегося во втором банке, и запрашивается кредит, который позднее погашается за счет «грязных» денег, находящихся на вкладе во втором банке.

Другие сделки с денежными средствами или имуществом включают все виды гражданско-правовых сделок, предусмотренных в ГК РФ: купля-продажа, мена, дарение, аренда, заем, кредит, подряд и т.д.

Например, покупка акций и облигаций, приобретение квартир, загородных домов, земельных участков, ресторанов, казино и другого движимого и недвижимого имущества и перепродажа их.

Состав преступления по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения указанных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает финансовые операции и другие сделки с доходами, полученными преступным путем другими лицами, и желает совершить эти действия. Цель — придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.

Мотив — чаще всего корыстный, но может быть и иная личная заинтересованность. В этом случае, если виновному достоверно известно, что деньги или имущество получены иным лицом в результате совершения особо тяжкого преступления, то возможна уголовная ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 174 и 316 УК (укрывательство преступления).

Субъект преступления может быть специальным: руководитель или иное лицо коммерческой организации, уполномоченное осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, а также частное лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 174 УК включает квалифицирующее обстоятельство: совершение преступления в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 174 УК финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, признаются совершенными в крупном размере, если их сумма превышает 1 млн руб.

Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и ст. 1741 УК)

Обобщенно говоря, под легализацией денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, следует понимать различные действия (финансовые операции, другие сделки), осуществляемые с целью скрыть наличие и (или) происхождение имущества, полученного таким способом, с тем, чтобы затем извлекать из него доходы.

В Федеральном Законе сама легализация (отмывание) определена (ст.

3) как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 1991, 199-2 Уголовного кодекса РФ. Доходы, полученные преступным путем, разъяснялись как денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Предметом преступления в той и другой статье названы денежные средства и иное имущество, приобретенные преступным путем.

Денежные средства и иное имущество как предметы легализации (отмывания) могли быть приобретены в России или за рубежом, но способ их приобретения, согласно действующей редакции ст.174 и 1741 УК, обязательно должен быть преступным.

Источником их приобретения может быть совершение таких преступлений как хищение чужого имущества, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, оружия, ядерных материалов или радиоактивных веществ, незаконные предпринимательство и банковская деятельность, организация занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, торговля людьми, организация незаконной миграции, получение взятки и другие.

Одним из наиболее проблемных вопросов, возникающих при применении уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов, является вопрос о необходимости судебного установленного факта преступного происхождения легализуемого имущества. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» сформулировано следующие положение (п. 21): «При постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 1741 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем, либо в результате совершения преступления».

Объективная сторона легализации (отмывание) преступных доходов описана как совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным преступным путем (ст. 174 УК), а в ст. 1741 УК дополнительно к этим действиям указывается еще использование данных средств и имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пленум разъяснил понятие финансовых операций что « под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в статьях 174 и 1741 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование».

Пленум подчеркнул, что «по смыслу закона ответственность по статье 174 УК РФ или по статье 1741 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом» (п. 19).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо установить и доказать осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность (ст. 1741 УК) осуществляются с денежными средствами или другими имуществом, приобретенными преступным путем, и желание совершить такие действия.

В действующей редакции ст.

174 УК совершенно определенно сказано, что для состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, необходимо, чтобы финансовые операции и другие сделки с этим имуществом совершались «в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом». Уже одно это обстоятельство позволяет утверждать, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Субъект преступления специальный, им может быть не любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только тот, кто не участвовал в совершении первичного (предикатного) преступления, в результате которого было приобретено имущество, подлежащее легализации (отмыванию).

Субъектом-исполнителем деяния, предусмотренного ст. 1741 УК, может быть только то лицо (с 16 лет, гражданин России, иностранец или лицо без гражданства), которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного (исходного) преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации (отмыванию).

Обе статьи (174 и 1741) предусматривают единую систему квалифицирующих признаков.

В ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 1741УК установлена ответственность за совершение соответствующих деяний в крупном размере, каковыми являются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую один миллион рублей.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 1741УК (группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием служебного положения) и ч. 4 ст. 174, ч. 4 ст. 1741УК (организованной группой), относятся только к случаям совершения легализации (отмывания) преступных доходов в крупном размере.

Участниками группы, действующей по предварительному сговору, применительно к данным преступлениям, будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, либо использовали эти средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 1741УК ).

Под лицами, использующими свое служебное положение (п. «б» ч. 3 ст. 174 и п. «б» ч. 3 ст. 1741 УК), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Особо квалифицированными видами легализации преступно полученных доходов в крупном размере является совершение этих действий организованной группой.

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *