Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии и льготы по оплате услуг ЖКХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.
Кто получает государственную пенсию
В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.
На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на нее право по достижении определенного возраста, но и инвалиды вне зависимости от возрастной категории.
Лица, имеющие такой статус с детства, получают пособие независимо от степени инвалидности. Пособие предназначено для следующих категорий граждан, а также лиц без гражданства, проживающих на территории РФ более 15 лет:
- Несовершеннолетние и студенты, учащиеся на очном отделении, потерявшие обоих или одного из родителей, а также опекунов.
- Семьи военнослужащих при условии гибели последних при нахождении на службе или в течение 3 месяцев после увольнения. Пособие выплачивается детям умершего, его супруге, также на него могут рассчитывать братья и сестры.
- Участники ВОВ, официально зарегистрированные жители блокадного Ленинграда.
Виды пособий от государства
Классификация по видам и критериям собрана в таблице социальных выплат в 2022 году:
Критерий |
Виды социальных выплат в России 2022 |
---|---|
По уровню нормативного регулирования |
|
По категориям получателей |
|
По периодичности выплат |
|
По уровню бюджета, за счет которого финансируется выплата |
|
По основанию для получения |
|
Перечень документов на выплаты
Одного заявления на выплату соцпособий недостаточно. Гражданам необходимо подтвердить права на получение государственных денег. Для каждой ситуации потребуется особый пакет документов. Обозначим ключевой перечень:
- заявление установленного образца. Бланк выдадут по месту обращения за соцпособием;
- паспорт или иной формуляр, подтверждающий личность заявителя;
- ИНН и СНИЛС;
- реквизиты расчетного счета, куда следует зачислять госпособия.
Дополнительные бумаги и справки на детские пособия:
- свидетельство о рождении ребенка;
- справка о рождении;
- справка с места работы супруга о том, что аналогичные выплаты не назначались;
- справка о постановке на учет на ранних сроках беременности;
- больничный лист по беременности и родам;
- свидетельство о заключении брака;
- справка о составе семьи;
- справка о том, что ребенок проживает с родителями;
- постановление об опекунстве, попечительстве или усыновлении.
Малообеспеченным и безработным:
- справка с последнего места работы;
- справка о заработной плате;
- справка о заработной плате супруга и всех трудоспособных членов семьи для установления среднего дохода на каждого члена семьи;
- справка о составе семьи;
- платежки по коммунальным услугам;
- договоры с компаниями, поставляющими энергоресурсы;
- справки с места учебы несовершеннолетних детей.
Дополнительно понадобятся:
- справка о смерти и свидетельство о смерти — для назначения выплат на погребение;
- справка об инвалидности — для пенсии по инвалидности, в том числе на ребенка-инвалида;
- удостоверения пенсионера, ветерана, героя и т. д. — для социальных выплат по категориям.
За счет индексации на 11,9% с 1 февраля 2023 года увеличится и денежный эквивалент набора социальных услуг. Стоимость НСУ теперь будет составлять 1469,74 руб.
Если человек пользуется гарантированным ему соцпакетом, стоимость НСУ вычтут из суммы ЕДВ. Такой же порядок применяется и при частичном отказе от соцуслуг, когда какие-то из предусмотренных льгот предоставляются в натуральной форме, а взамен остальных перечисляется денежная компенсация. В этом случае из полной суммы ЕДВ вычтут только денежный эквивалент фактически предоставляемых услуг:
- 1132,03 руб. — за лекарственные средства;
- 175,12 руб. — за путевки на санаторно-курортное лечение;
- 162,59 руб. — за бесплатный проезд на ж/д транспорте.
С 1 февраля более 40 выплат, пособий и компенсаций планируется проиндексировать на 11,9%
С 1 февраля пройдет ежегодная индексация выплат, пособий и компенсаций. Ряд выплат планируется проиндексировать на 11,9%. Соответствующий проект постановления представлен на общественное обсуждение.
«В общей сложности планируется проиндексировать свыше 40 различных выплат, пособий и компенсаций.
Так, на 11,9 % будет увеличен размер целого ряда выплат: единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, материнского капитала, ежемесячной денежной выплаты ветеранам, ежемесячной страховой выплаты и других мер социальной поддержки», — подчеркнул министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков.
Так, например, размер материнского капитала на первого ребенка увеличится почти до 587 тысяч рублей. Это на 62,5 тысячи больше, чем в прошлом году. Маткапитал на второго ребенка составит почти 775,6 тысяч, что на 82,5 тысячи рублей больше, чем в 2022 году.
Ежегодно с 1 февраля текущего года устанавливается коэффициент индексации выплат, пособий и компенсаций исходя из фактического индекса потребительских цен за предыдущий год.
В 2023 году коэффициент индексации составит 1,119. По данным Росстата, индекс потребительских цен составляет 111,94 % (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года). Таким образом, ряд выплат, пособий и компенсаций в 2023 году будет индексироваться на 11,9 %.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.
К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:
1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.
При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;
– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.
Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.
Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Граждане, у которых отсутствует страховой стаж, имеют право получить социальную пенсию по возрасту.
Оформить выплаты можно после достижения мужчины возраста 70 лет, женщины – 65 лет. Возраст получения социальной пенсии по старости отличается от возраста выхода на трудовую пенсию.
Социальная пенсия по старости оформляется всего один раз в жизни, право на ее предоставление не пересматривается, а срок выплаты обрывается только после смерти пенсионера.
Получить социальную пенсию смогут и иностранные граждане, имеющие вид на жительство, достигшие пенсионного возраста и прожившие в РФ не менее 15 лет. Для них выплаты будут осуществляться с учетом срока действия документа. Как только он будет аннулирован или прекращен, пенсия отменяется.
Перечень документов для оформления социальной пенсии по старости:
- Паспорт гражданина РФ.
- Вид на жительство (для иностранных граждан).
- Заявление.
Решение о назначении выплат принимается не позднее 10 дня с момента приема документов. Первая пенсия будет выплачена в течении трех месяцев.
Что такое государственная пенсия и кто ее получает
С понятием «государственная пенсия» могут столкнуться разнообразные категории граждан, подходящие под определенные условия для получения денежной выплате. При этом сумма выплаты зависит от конкретного случая и регламентируется ФЗ-166. Вопрос актуален и достаточно сложен для самостоятельного изучения.
В данном материале мы рассмотрим:
- подробное описание пенсии по государственному обеспечению;
- ситуации, в которых можно рассчитывать на такой вид компенсации;
- правила оформления, произведение расчета и итоговая сумма материальной компенсации;
- куда обратиться, способы подачи и получение одобрения по заявке.
Социальные пенсии являются сравнительно новым институтом российского пенсионного законодательства. Его история насчитывает чуть более 25 лет. Некоторые авторы отмечают, что впервые названные пенсии были введены Законом N 340-1. Так, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева свидетельствуют, что указанный Закон установил совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий. По словам М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, новеллой Закона N 340-1 стало введение в России социальной пенсии . Такая позиция несколько не соответствует фактам, отражающим историю отечественного пенсионного права. Действительно, законодательное закрепление института социальных пенсий произошло в нашей стране именно в год принятия Закона N 340-1. Однако осуществилось данное, без преувеличения, эпохальное событие несколько раньше и в связи с изданием другого нормативного правового акта — Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» . Социальные пенсии вводились данным Законом для граждан, которые в силу сложившихся жизненных обстоятельств не приобрели права на получение трудовой пенсии и должны были обеспечить социально гарантированный прожиточный минимум .
См.: Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М., 2000. С. 92; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С. 32.
Далее — Закон от 15 мая 1990 года.
Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. М., 2003. С. 189.
Согласно статье 5 Закона от 15 мая 1990 г. право на социальную пенсию имели все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых законом. Статья 119 устанавливала, что социальные пенсии назначались и выплачивались неработающим гражданам (кроме инвалидов с детства) при отсутствии права на трудовую пенсию, а именно: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; лицам, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; детям — в случае потери кормильца; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.
Условия назначения и размер пенсий федеральным государственным служащим
Законодательство, регулирующее пенсии федеральным государственным служащим, предусматривает следующие законы:
- • Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- • Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включается в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденный указом Президента РФ от 17 декабря 2002 г. № 1413 и др.
Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим назначается при наличии одновременно всех нижеуказанных условий.
- 1. При стаже государственной службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1—3, 6— 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2— 4 части 1 и пунктами 2—4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- 2. Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1,2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
- 3. Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)» — 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подп, «а» пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2—4 части 1 и пунктами 2, 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
- 4. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее семи лет (пункт 1.1 введен Федеральным законом от 03.05.2011 № 94-ФЗ).
- 5. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.
- 6. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсий за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанием службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
- 7. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
С учётом индексаций, произведённых в предшествующие годы, величина выплат в текущем году составила:
Получатели | Первоначальный размер пенсии по закону, руб. | Величина действующей пенсии, с учётом прошедших индексация, руб. |
|
5 034,25 | 5 304,57 |
инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам | 12 082,06 | 12 730,82 |
|
10 068,53 | 10 609,17 |
инвалидам III группы | 4 279,14 | 4 508,91 |