Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуальные правила перевозки детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.
Какое автокресло использовать?
Для перевозки детей в автомобиле по ПДД 2023 года может использоваться ряд специализированных устройств, предполагающих усиленную фиксацию тела в правильном положении.
Это может быть стандартное автомобильное кресло или же автолюлька. Конструкции крепятся внутри салона при помощи ремешков или скоб. Крепежи всегда должны размещаться перпендикулярно направлению перемещения авто.
Крепежи выбираются по росту, возрасту и весу пассажира. Автолюльки традиционно принято использовать до 6 месяцев. Люльки гарантируют комфорт и безопасность младенца, надежно поддерживая голову и при этом не деформируя позвоночник. Крепится устройство при помощи прочных ремешков к сидению на заднем ряду. В качестве основного недостатка автолюлек принято выделять габаритность решения.
В возрасте от 6 месяцев до 7 лет обязательным элементом будет традиционное детское автомобильное кресло. С 7 до 11 лет безопасность обеспечивается тем же автокреслом или специализированной фиксирующей системой.
Автокресло может устанавливаться на заднем или на переднем ряду кресел. Во втором случае обязательно стоит позаботиться об отключении соответствующих подушек безопасности, так как в случае их срабатывания высок риск ударить малыша. На пассажиров старше 12 лет ростом более 150 см это правило не распространяется. Для них активированная подушка безопасности при перемещении на переднем сидении является одним из условий.
Можно ли пристегивать ребенка треугольником
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Постой пример, если автомобиль ударяется о препятствие со скоростью 50 км/ч, то вес ребенка возрастает в 30 раз, т.е. ребенок весом в 10 килограмм, в момент удара будет весить все 300 килограмм. Такой вес не возможно удержать на весу в руках. Ребенок может ударится о переднее сиденье или полетит в сторону лобового стекла. В случаях, когда скорость при аварии невелика, родитель может придавить ребенка своим собственным весом.
Документация, необходимая для осуществления поездки
- Договор фрахтования, если транспортировки осуществляют в соответствии с этим документом.
- Копия об уведомлении ГИБДД о планируемой поездке. Такая бумага должна подаваться в инспекцию не позднее, чем за 48 часов до начала межгородской поездки и не позднее 24 часов до начала городского или пригородного сообщения, если будут задействованы 1 или 2 автобуса (образец уведомления). Если машин будет больше, то уведомление подается за 10 дней. Если в колоне количество ТС превышает две единицы, то ее сопровождают автомобили ГИБДД. Двигаться вместе с колонной они могут с 6.00 до 23.00. В этом случае необходима копия решения инспекции о назначении сопровождающих автомобилей. Уведомление может подаваться в электронном варианте на соответствующем сервисе.
- Водительское удостоверение и необходимые данные о шофере (шоферах), указываемые в отдельно составленном документе.
- Списки несовершеннолетних пассажиров и контакты их родителей, опекунов или законных представителей.
- Списки сопровождающих лиц, медперсонала, представителей туроператора. Работники турфирмы должны иметь документы о наличии трудовых отношений с туроператором.
- Подробная программа поездки, в которой должны быть указаны – общее время в пути, количество остановок, пункты и их планируемая длительность.
- При организации экскурсий должны быть сведения о фирме-туроператоре, местах, которые планируется посетить в рамках утвержденной программы.
- Если поездка осуществляется не по договору фрахтования, то составляют схему рассадки пассажиров.
- Если путь занимает более трех часов, необходимо, чтобы в транспорте имелся запас воды и продуктов, перечень которых составляется заранее.
После 2020 года новые правила перевозки детей в автобусах требуют помимо даты указывать в уведомлении ГИБДД время начала и окончания перевозки, а также информацию о лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами. Не следует забывать, что с октября 2020 года руководителем подразделения ГИБДД будет проверяться действительность лицензии.
Ещё одно важное требование к любому ДУУ
Помните, выше мы перечисляли в числе нужных нам нормативных актов Техрегламент? Именно он содержит главное условие для возможности перевозки детей в любом удерживающем устройстве, без соблюдения которого ДУУ равносильно отсутствию.
Итак, согласно регламенту детская система должна быть сертифицирована по ГОСТу или Правилам ЕЭК ООН. Это значит, что на этикетке кресла или бустера должно быть одно (любое) из обязательных обозначений:
- ЕЭК ООН №44-04 либо ГОСТ Р 41.44-2005 – для отечественных автокресел и бустеров,
- ECE R44/04 – европейский стандарт для импортных ДУУ.
С какого возраста можно перевозить ребенка без дополнительных устройств?
Однозначный ответ только один — с 12 лет. С этого возраста ребенка можно сажать и на заднее, и на переднее кресло автомобиля, пристегивая только штатным ремнем безопасности. Однако следует учесть индивидуальные данные несовершеннолетнего пассажира.
Если его рост меньше 150 см, лучше использовать бустер. Дело в том, что ремни безопасности в автомобилях рассчитаны на пассажиров и водителей ростом от полутора метров, и, если пристегивать ребенка, при ДТП ремень может навредить.
На заднем сиденье ребенка без кресла можно перевозить уже с 7 лет, пристегивая только ремнем. Однако для безопасности маленького пассажира лучше использовать как минимум адаптер.
Если ребенку меньше 12 лет, но его рост выше 150 см, его можно сажать и на переднее сиденье автомобиля без детского автокресла. Автомобиль имеет ремни безопасности, которых будет достаточно. Бояться штрафа не стоит: сотрудники ГИБДД всегда оценивают внешний вид и рост ребенка перед тем, как спрашивать о возрасте.
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Для чего необходимо детское автомобильное кресло?
Согласно закону, каждый водитель обязан позаботиться об установке детского кресла в случае перевозки маленьких детей. Такая необходимость обусловлена некоторыми конструктивными особенностями транспортного средства. Система безопасности, которая обеспечивается штатными ремнями в любом автомобиле, является эффективной только для пассажиров ростом от 150-ти см. Если использовать такие крепежные элементы для людей ниже ростом, то ремни банально будут давить ему на шею.
Категорически запрещено перевозить ребенка на руках. В случае столкновения даже на небольшой скорости вес малыша увеличивается в десятки раз. При таких обстоятельствах удержать очень проблематично, вследствие чего маленький пассажир подвержен чрезвычайной опасности.
Двенадцатилетний возраст, который указывается во всех требованиях к перевозке маленьких детей, выбран потому, что чаще всего именно к этому времени ребенок вырастает до 150-ти см. После этого уже возможно использовать стандартные ремни безопасности транспортного средства.
Как правильно перевозить детей в автомобиле
Несовершеннолетние пассажиры могут ехать исключительно в салоне легковой машины или же в кабине грузовика. В кузове или в прицепе транспортировать малолетних нельзя.Перевозить детей на руках категорически запрещено, поскольку вес ребенка в момент столкновения увеличивается во много раз и удержать юного пассажира практически невозможно. В связи с этим для безопасности ребенка придуманы специальные автокресла и подобные удерживающие устройства.Как сказано в ПДД РФ, перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузовика, оборудованном ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX (это встроенные в кресло металлические направляющие с замочками на конце), должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно — с использованием детских удерживающих устройств или же ремней безопасности. Однако если ребенок едет на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен детским удерживающим устройством.
Принципы организации дорожного движения на территории Европы
В Европе установлены некоторые общие нормы и понятия, которые в последние годы стараются внедрять и в РФ. Они очевидны, но при этом, к сожалению, у нас довольно немного водителей стараются их соблюдать:
- Необходимо быть осторожным и проявлять заботу об остальных участниках дорожного движения.
- Уважительно относиться к находящимся на дороге и живущим рядом с ней людям.
- Оказывать особое внимание инвалидам, школьникам, маленьким детям и пожилым гражданам.
- Обеспечивать со своей стороны отсутствие помех для остальных участников движения.
- Следовать принципу, что дорога — это зона общих обязанностей, а не ваших прав.
Малыши в возрасте до года должны ездить в автомобильной люльке или в кресле для грудничков. Размещают малыша спиной по ходу движения. Правила не запрещают перевозить детей на передних креслах в удерживающих устройствах, но для этого необходимо внимательно прочитать рекомендации по работе подушек безопасности. Например, некоторые производители кресел для малышей настоятельно рекомендуют отключать подушку для пассажирского кресла, если на нём едет ребёнок. В случае ДТП она может нанести травмы малышу. Использование люлек от колясок, переносок, конвертов и пр. на переднем кресле недопустимо.
Действующие правила обязывают детей до 7 лет перевозить в специальных удерживающих устройствах — автокреслах и бустерах. Подбирать их нужно по возрасту, опираясь на рост и вес. Размещают таких пассажиров лицом по ходу движения, сидеть спереди на пассажирском кресле разрешается.
Детей в возрасте от 7 до 11 лет перевозить можно на заднем сиденье без удерживающих устройств, однако они обязательно должны быть пристёгнуты. Опрос Авто Mail показал, что 57% респондентов не знают, что после 7 лет уже можно не использовать дополнительные устройства. Если по росту ребёнку в этом возрасте безопаснее ездить на бустере — правила это тоже допускают. Родители самостоятельно принимают решение, как будет лучше.
С 12 лет ребёнка уже можно сажать на переднее пассажирское кресло, не используя при этом дополнительных устройств.
Какие бустеры можно использовать, а какие нет
Установка ДУУ и размещение в них детей осуществляется согласно руководству по эксплуатации этих устройств. ДУУ должны соответствовать следующим стандартам:
- ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44) для защитных приспособлений российского производства;
- ECE R44/04 — для импортных удерживающих систем.
Обязательные критерии детских защитных средств прописаны в ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), согласно им, удерживающие системы считаются безопасными при наличии соответствующего сертификата, сопровождающегося специальной маркировкой с обязательным отражением следующих данных:
- Стандарт безопасности — после 2009 года ЕСЕ R 44/04.
- Тип детского защитного устройства.
- Допустимый вес ребёнка для конкретной модели.
- Уникальный номер, присвоенный при тестировании, информация об изготовителе и проводимых тестах на безопасность — код страны и индикатор соответствия.
Плюсы и минусы установки детских автолюлек и автокресел на переднем сидении
У размещения самых младших пассажиров спереди есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Из плюсов можно отметить следующие:
- малышам нравится смотреть в переднее стекло, они отвлекаются, разглядывая мир вокруг, и обычно ведут себя на переднем сиденье спокойнее;
- если в машине нет других взрослых, то водителю проще наблюдать за малышом и реагировать на его действия, когда тот находится рядом;
- когда кресло крепят спереди, ребёнка обычно меньше укачивает;
- не во всех машинах можно расположить на задних сиденьях 3 автокресла, поэтому при перевозке сразу трёх детей одного, скорее всего, придётся посадить спереди.
Минусы у такого решения тоже имеются:
- самый главный минус — переднее сиденье рядом с водителем является самым опасным местом во всём автомобиле, именно оно чаще всего страдает во время аварий;
- непоседливый малыш может дотянуться до органов управления машиной, открыть окно или дверь, что, в свою очередь, может привести к аварии;
- иногда детское автокресло может перекрывать водителю обзор в зеркало заднего вида;
- при активном взаимодействии с ребёнком водитель может отвлечься от ситуации на дороге, а это чревато дорожно-транспортным происшествием;
- в некоторых случаях необходимо выключать и включать работу подушки безопасности — не во всех машинах это можно сделать самостоятельно.
Зачем нужно детское кресло
Свод правил определяет принципы перевозки детей. Современное автомобильное кресло позволит избежать штрафных санкций, защитит юных пассажиров в ДТП. Это доказано многочисленными специальными тестами, направленными на оценку эффективности определенного автокресла.
Производство и тестирование ДУУ – это задача опытных и квалифицированных инженеров, сотрудников испытательных лабораторий. При экстренном торможении автомобиля и ДТП малыш подвергается серьезной перегрузке, причем его мышцы, кости еще не успели окрепнуть. При правильном выборе кресла снижаются нагрузки на тело маленького пассажира. Для этого тщательно просчитывают профиль кресла и дополнительных вставок для амортизации.
Официальная статистика доказывает, что ужесточение требований способствует снижению детской смертности в автомобильных авариях. В связи с этим, водители обязаны соблюдать действующие правила не только для предотвращения штрафов, но и рисков для пассажира.
Закон о правилах перевозки детей: постановление 1177
Перевозка детей группами регулируются нормами, утвержденными Постановлением Правительства от 23.09.2020 года № 1527. Здесь перечислены требования к:
- условиям перевозки детских коллективов;
- транспорту, допускаемому к таким перевозкам;
- водителю, имеющему право управлять автотранспортом для групповых детских перемещений;
- сотруднику, сопровождающему группу детей.
Дети, не достигшие 18-летнего возраста, должны перемещаться на транспорте в составе коллектива только в сопровождении взрослого человека. Если группа достаточно большая, взрослых должно быть в необходимом количестве.
Чаще всего такие поездки осуществляются в целях экскурсии или переезда к необходимому месту, например, на спортивные соревнования. Обычно это происходит на автобусах. При этом к транспорту предъявляются строгие требования, в том числе к его исправности. Проверка и устранение проблем должны производиться заранее, чтобы не допустить аварийных ситуаций во время передвижения.
Особое внимание уделяется здоровью водителя, который обязан пройти предрейсовый осмотр медицинским работником. Не допускается водитель к перевозке групп детей, если при проверке обнаружится:
- повышение артериального давления;
- признаки недосыпания;
- состояние опьянения.
Организованная транспортировка детей должна осуществляться автобусом, на крыше которого установлен и включен маячок желтого или оранжевого цвета. Если количество автобусов в составе колонны составляет не менее трех, то она должна сопровождаться автотранспортом ГИБДД. Предварительно необходимо подать заявку на сопровождение не позднее, чем за 10 дней до предполагаемой поездки. Перевозка на одном или двух автобусах требует извещения инспекции за два дня до даты перемещения.