Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации

Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.

По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:

  1. Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
  2. Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
  3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
  4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.

Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.

При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.

Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.

Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:

  • 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
  • 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
  • 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.

Последовательность действий при списании техники

Прежде чем списать технику, которую невозможно или нецелесообразно использовать, необходимо провести ряд мероприятий.

1. Подготовить решение (заключение) ликвидационной комиссии о списании техники.

2. Согласовать указанное решение с вышестоящим органом (учредителем) в установленных законодательством случаях.

3. Отразить в учете списание техники.

4. Провести разборку (демонтаж) и (или) утилизацию техники.

5. Оприходовать после разборки запчасти, пригодные для дальнейшего использования, детали и узлы, содержащие драгметаллы, металлолом.

6. Передать детали и узлы, содержащие драгметаллы, аффинажной организации, металлолом – специализированной организации.

7. Отразить в учете доходы, полученные от реализации драгметаллов, металлолома.

Остановимся на этих мероприятиях более подробно.

Оформление списания основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 для списания объектов основных средств, которые перестали соответствовать критериям для признания актива, применяются следующие документы: Списание инвентарного объекта, Списание хоз. инвентаря, Списание библиотечного фонда с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172).

Для отражения объектов на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
в документе следует установить флаг Принять на хранение (02.1). Подробнее об оформлении списания объектов основных средств на забалансовый счет 02 можно прочитать в разделе методической поддержки редакции 1 программы на ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ, в статье «Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность».

Читайте также:  Тема № 18. Первая помощь при ДТП

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяются документы:

  • Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта) с типовой операцией Списание пришедших
    в негодность объектов ОС, НМА, НПА (401.10.172);
  • Списание транспорта с типовой операцией Списание пришедших в негодность транспортных средств (401.10.172);
  • Списание мягкого и хоз. инвентаря (ОС) с типовой операцией Списание хоз. Инвентаря;
  • Списание библиотечного фонда с типовой операцией Списание пришедшего в негодность библиотечного фонда.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Постановка имущества на учет

При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:

  • Передвижные мастерские, АТС, кухни.
  • Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
  • Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.

Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.

Как Списать Особо Ценное Движимое Имущество Бюджетного Учреждения В 2022 Году

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА БАЛАНСЕ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

5. Для определения непригодности имущества к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации), а также для оформления необходимой документации на списание в учреждении, приказом руководителя создается на постоянной основе комиссия по поступлению и выбытию активов.
6. Техническое заключение о непригодности имущества к дальнейшему использованию выдает независимый эксперт или организация, имеющая документы, подтверждающие ее полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации.
При списании основных средств (кроме особо ценного движимого имущества), фактический срок эксплуатации которых превышает срок полезного использования, определенный амортизационной группой классификации основных средств, заключение независимой экспертизы не требуется.
7. По результатам работы комиссии по поступлению и выбытию активов оформляются акты о списании имущества в двух экземплярах в соответствии с , утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2022 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
В акте о списании в обязательном порядке должна содержаться информация о состоянии имущества (о непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности и неэффективности их восстановления). Акты о списании должны быть заверены печатью учреждения, которым они оформлены, с указанием даты составления акта и даты утверждения его руководителем учреждения. Акты о списании, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью учреждения.
Информация по каждому объекту основных средств о наименовании, инвентарном номере, дате выпуска, балансовой, амортизационной, остаточной стоимости и иная информация, указанная в перечне имущества, должны строго соответствовать информации в актах о списании.
Акт о списании основных средств соответствующей формы утверждается руководителем учреждения, заверяется печатью и предоставляется в двух экземплярах (оригиналы);
6) заверенные учреждением копии документов технического учета, паспорт изделия (при списании транспортного средства — технический паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации автотранспортного средства, документ о прохождении последнего техосмотра);
7) техническое заключение независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации;
8) фотографии объектов, подлежащих списанию.
9. Министерство рассматривает документы в течение 30 дней с момента регистрации поступивших документов.
10. По результатам рассмотрения представленных документов министерство принимает решение о списании имущества либо отказывает в принятии такого решения с указанием причины.
11. При отсутствии одного или нескольких документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, либо в случае их несоответствия требованиям оформления, установленным главой 3 настоящего Порядка, министерство в течение 15 дней возвращает представленные документы без рассмотрения.
За представление неполной или недостоверной информации руководитель учреждения несет персональную ответственность.

Читайте также:  Как стать почётным донором России

Оформление перевода иного движимого имущества в особо ценное в бюджетном учреждении

В бюджетных учреждениях часто возникает ситуация, когда необходимо отразить операцию в учете, для которой в Инструкции 174н нет корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждением. В таком случаем в п. 4 Инструкции указано, что учреждение может отразить необходимую операцию, если она не противоречит инструкции, то есть нет прямого указания, что такую операцию отразить нельзя.

На рисунке 1 приведен пример. Основное средство стояло на учете на счете 101.34, амортизация начислялась по счету 104.34. теперь необходимо перенести стоимость ОС и сумму начисленной амортизации на счета 101.24 и 104.24 соответственно. Для этого добавляем две строки в табличную часть документа. Стоимость ОС и сумму амортизации проверяем по оборотно-сальдовой ведомости на текущую дату.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Какова причина списания принтера? Чаще всего устройства этого вида списываются по нескольким причинам:

  • Неполадки в устройстве подачи бумаги. Их может вызывать неподходящая или низкокачественная бумага либо загрязнение тракта. Также неисправность может быть вызвана износом деталей, если устройством пользовались регулярно и в больших объемах.
  • Поломка головки принтера. Причина списания — низкокачественный тонер. Также имеют место очистка или заправка картриджа, произведенные некорректно.
  • Ошибки в автоматической чистке головки — еще одна причина списания принтера. Слишком частая чистка, смена картриджей и печать документов в большом количестве, нередко провоцируют появление скопления высохших чернил на печатающей головке, что приводит к данной неисправности.
Читайте также:  Нужно ли разрешение для открытия

Обобщая, можно сделать вывод, что самые распространенные причины выхода печатающей техники из строя связаны с сильным загрязнением узлов и недостаточным или некомпетентным обслуживанием.

Схема Списания Иного Движимого Имущества В Бюджетных Учреждениях 2022

для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

Схема Списания Иного Движимого Имущества В Бюджетных Учреждениях 2022

Иным движимым имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением:
— передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
— крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях (п. 51 Инструкции № 157н):
— принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения — хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
— по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;
— передачи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;
— в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— возврата объекта, являющегося предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю;
— включения объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации или национального библиотечного фонда.

Имущество бюджетного учреждения

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Например, приказом Минфина России от 28.02.2022 № 25н утверждены перечни особо ценного имущества в отношении учреждений, находящихся в ведении Минфина России.

  • 1) они не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ);
  • 2) не могут самостоятельно распорядиться особо цепным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *