Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать привлечение к административной ответственности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сроки, в которые физическое или юридическое лицо обязано оплатить штраф за административное правонарушение регламентируются статьей 32.2 КоАП РФ. В подавляющем большинстве случаев этот срок составляет 60 дней. При этом стоит отметить, что 60-дневный срок начинает своё течение со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (не со дня его вынесения). В большинстве случаев постановление вступает в законную силу через 10 суток после того, как лицо, привлеченное к административной ответственности, получило нарочно вышеназванное постановление если оно не было обжаловано в суде/вышестоящему руководству. В случае если постановление все же было обжаловано, то в законную силу оно вступает только после рассмотрения жалобы по существу и 60 дней отсчитываются от этой даты.
Отмена штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.25 КоАП РФ в большинстве случаев рассматривают мировые суды. Поэтому возможности избежать наказание есть две – доказать невиновность в суде первой инстанции и получить прекращение дела на этой стадии, либо если в первой инстанции добиться успеха не получилось – обжаловать постановление суда в апелляционной инстанции.
Часто встречающимся основанием для прекращения/отмены постановления по ст. 20. 25 КоАП РФ являются неправильно подсчитанные сроки уплаты штрафа по правонарушению. Уполномоченный орган исчисляет 60-дневный срок с даты вынесения постановления, без учета того, что штраф на почте привлекаемое лицо могло получить не сразу, а например на 5-ые сутки после поступления документов в отделение почты.
Однако куда чаще встречается другая ситуация. Лицо, привлеченное к административной ответственности, успело в положенный 10-дневный срок обжаловать постановление о привлечении его к административной ответственности в суд. Жалоба принята судом к производству, однако из высокой загруженности судов рассматриваться жалоба может и 2, и 3, и даже больше месяцев. При этом обжалуемое постановление не вступило в законную силу, а значит течение срока на оплату штрафа не началось, но различные органы государственной власти, уполномоченные привлекать по ст. 20.25 КоАП РФ, таких мелочей зачастую предпочитают не замечать – составляют протокол по неоплате штрафа и направляют его для рассмотрения в мировой суд.
В этих случаях дела по ст. 20.25 КоАП РФ безусловно подлежат прекращению. Единственное, что требуется от привлекаемого лица – это доказать, что первоначальное постановление о его привлечении к ответственности действительно было обжаловано в 10-дневный срок и дело еще находится в стадии рассмотрения, решение не принято. Делается это обычно путем получения в суде, в котором рассматривается дело – справки.
Списание административных штрафов через обжалование
Штраф налагается путем вынесения постановления или составления протокола.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке, именно – в вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу.
По результатам рассмотрения жалобы на штраф выносится решение. Сама процедура называется пересмотром.
Для обжалования штрафа необходимо:
Соблюсти порядок ее подачи, а именно – подать жалобу строго в орган, должностному лицу, которые уполномочены пересмотреть дело по штрафу. В случае ошибки, по подведомственности на пересмотр жалобы отправляет только суд. Если совершить ошибку в иных случаях, то велик риск пропустить срок на обжалование.
Восстановить пропущенный срок на обжалование. В случае, если срок пропущен и заявитель не просит о его восстановлении, в пересмотре будет отказано.
Срок на обжалование – 10 дней со дня вручения.
Такая жалобы рассматривается в течение 10 дней и по итогам обжалования можно получить такие результаты, как:
- Оставление без изменений.
- Изменение постановления с учетом недопустимости ухудшить положение лица, в отношении которого ведется дело
- Отмена постановления постановления и прекращению дела или направлении его на новое рассмотрение
Решение по жалобе на штраф так же может быть обжаловано.
Гражданская ответственность
Автомобиль, согласно Гражданскому кодексу, относится к источникам повышенной опасности. Когда автоводитель наносит вред вследствие управления транспортом, наступает гражданская ответственность по статье 1079 ГК РФ. Избежать ответственности при ДТП по данной статье может водитель, который докажет свою невиновность.
Например, если автомобиль угнали или машиной управлял человек по доверенности, владельцу авто придется доказать, что на момент происшествия за рулем был не он. Или причиной ДТП послужили непреодолимые обстоятельства: пешеход выбежал на дорогу на красный свет или на город обрушилось цунами. Согласитесь, избежать ДТП при таком раскладе непросто даже опытному водителю.
Собственнику автотранспорта, который не докажет свою невиновность при ДТП, избежать ответственности будет затруднительно. Согласно статье 15 ГК РФ, виновник несет ответственность и должен возместить вред, нанесенный при ДТП. Сюда входит и оплата лечения, и компенсация заработка пострадавшему за его время, проведенное на больничном, и ремонт (оплата) имущества, которое пострадало при аварии. Избежать материальных затрат при ДТП в случае наступления гражданской ответственности, поможет страховка ОСАГО.
Если штраф оплачен – могут наказать?
Да. Фактически, факт того, что вы уже оплатили задолженность, никак не влияет на возможность привлечения по ст. 20.25 КоАП РФ, если образовался состав нарушения.
То есть если вы хотя бы на один день просрочили оплату, заплатив на 61-й день сумму штрафа ГИБДД с даты вступления в силу постановления, то привлечение по 20.25 законно и справедливо.
Но на практике вас ждёт 2 важных послабления:
- инспектор на дороге, пробивая просроченные штрафы у вас, вряд ли будет составлять протокол по части 1 статьи 20.25, если задолженность уже погашена (поэтому важно возить с собой квитанцию об оплате, так как деньги могут зачислиться не сразу),
- если всё же сотрудник ГАИ составит протокол и направит дело в суд, то при наличии такого смягчающего обстоятельства судья с большой долей вероятности назначит двойной штраф, нежели арест, согласно сложившейся судебной практике 2023 года (о ней немного ниже).
Уплатить штраф в рассрочку
Как это работает. Штраф можно уплатить еще и в рассрочку — по частям и с продлением общего срока максимум на 3 месяца. Попросить о рассрочке можно в связи с материальным положением: например, если доход небольшой, а в семье несколько детей, которых надо кормить, одевать и возить на занятия.
Обычно при рассрочке штраф делят на несколько частей, которые надо выплатить поочередно. Например, постановление о нарушении было вынесено 1 апреля. Суд может рассрочить платеж на 3 месяца. Каждую часть нужно внести в течение 60 дней. Еще есть 10 дней на вступление постановления в силу. Получается примерно такой график:
Это очень примерный расчет. Точные даты выплат обычно пишут в постановлении. Если непонятно, когда же последний день уплаты штрафа, можно попросить того, кто вынес постановление, разъяснить этот порядок.
Рассрочку по одному штрафу предоставляют только один раз. Нельзя получить ее, а когда подойдет срок для финальной выплаты — попросить еще об одной. Но можно сразу подать заявление и об отсрочке, и о рассрочке уплаты штрафа. Тогда штраф можно будет начать платить на месяц позже и выплачивать частями в течение следующих трех месяцев. Тогда штраф можно будет начать платить еще на месяц позже.
Чтобы получить рассрочку, нужно отправить заявление в суд или орган, который назначил штраф. Используйте шаблон для обращения.
Способы защиты от субсидиарной ответственности
Для того, чтобы защититься от субсидиарной ответственности при ООО или АО (ПАО), не стоит занимать пассивно-выжидательную позицию. Противостоять обвинениям кредиторов или арбитражного управляющего нужно. В противном случае суд примет сторону истца.
Стратегии защиты:
-
Провести анализ перспективности или ее отсутствия по делу о субсидиарной ответственности. Можно сделать это самостоятельно, изучив нормативные акты и судебную практику. Однако лицам, плохо разбирающимся в законе, будет сложно проанализировать ситуацию в сжатые сроки. Ряд компаний составляет так называемую карту рисков за сравнительно небольшое вознаграждение. В ней прослеживается несколько сценариев развития событий при использовании различных инструментов защиты.
-
Обязательно оставить отзыв на заявителя. Ст. 61.15 закона «О несостоятельности» обязывает ответчика раскрывать свою точку зрения на предъявленные претензии. Рекомендуется перечислить все доводы, по которым привлечение к субсидиарной ответственности директора или учредителя неправомерно и не имеет смысла.
-
Постараться восстановить финансовую документацию организации и ни в коем случае не скрывать ее от арбитражного управляющего. Даже попытка таких действий может стать причиной лояльности суда. Для восстановления финансовой документации следует обратиться к прежнему руководству, ФНС РФ, банкам, деловым партнерам. В случае, если контроль за документами был невозможен из-за болезни или другой уважительной причины (затопления, пожара), нужно также найти подтверждающие эти обстоятельства документы.
-
Первым объявить о организации. Не стоит ждать, когда о неплатежеспособности фирмы сообщит кредитор. Лучше взять инициативу в свои руки и держать дело под контролем. Тогда у контролирующего лица будет больше времени, чтобы поправить дела предприятия. Кредиторы нередко пытаются ускорить процедуру банкротства для собственной выгоды. В итоге директор, акционер или учредитель даже не успевают выстроить линию защиты.
-
Расторгнуть сомнительные договоры или объяснить истцу и суду, почему компания их заключила. не наступит, если контролирующее лицо докажет, что удорожание или снижение цены сделки произошло из-за рыночных изменений, сезонного спроса и других обстоятельств.
Главное – не бояться общаться с обвинителями. Тогда взыскание задолженности с руководителя обойдет его стороной.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Взыскание производится на основании решения, принятого районной администрацией по месту прописки и проживания виновного лица. Данное решение принимается комиссионно, в комиссию входят уполномоченные должностные лица, перечень которых утверждается главой местного муниципалитета.
Рассмотрение вопроса о взыскании с правонарушителя происходит на плановом заседании административной комиссии.
Секретарь заседания зачитывает представленные к слушанию материалы о совершённом правонарушении.
Перед членами комиссии стоит задача – определить правомерность вменения взыскания на основании фактов, установленных представленной доказательной базой.
Материал по правонарушению может быть представлен уполномоченной комиссии со стороны:
- пострадавшего от побоев лица;
- отделением полиции;
- районным судом.
В первом случае жертва собирает доказательства совершения правонарушения самостоятельно, во втором случае полицейские собирают материал и передают в административную комиссию при условии, что прецедент по критериям не подходит под нормы уголовного законодательства.
Административное правонарушение: определение и признаки
Административное правонарушение – противоправный поступок, который совершен физическим или юридическим лицом, и нарушает определенные нормы, зафиксированные в законодательстве. Ответственность за подобные деяния регулируется нормативными актами об административных нарушениях РФ или законами, действующими на территории субъектов Российской Федерации. Факт его совершения признается в следующих случаях:
- гражданин осознавал противозаконный характер собственных действий и их результат, но не придавал им значения, желал или сознательно допускал наступление неприятных последствий, то есть совершил проступок умышленно;
- нарушитель не предвидел, что его действия могут привести к неприятным последствиям или рассчитывал на их отсутствие, несмотря на то, обстоятельства свидетельствовали об обратном – в подобном случае принято говорить о неумышленном правонарушении.
Однако понятие искусственной множественности выходит за пределы нормативного регулирования. В связи с этим необходимо рассмотреть понятия единичного правонарушения и множественности административных правонарушений более детально. В теории права единичное административное правонарушение — это правонарушение, в котором несколько противоправных действий предусмотрено правовой нормой в качестве одного (единого) состава правонарушения.
Единичные правонарушения могут быть простыми и сложными. Простое единичное правонарушение представляет собой посягательство на один объект правовой охраны, имеет одну объективную сторону (деяние), одну форму вины и, в случае если состав правонарушения является формальным, одно последствие.
К сложным единичным правонарушениям относят составы с усложненным объектом, усложненной объективной либо субъективной стороной. Кроме того, к сложным правонарушениям относятся продолжаемые и длящиеся правонарушения.
Продолжаемые правонарушения складываются из ряда составляющих единое целое юридически тождественных противоправных действий, каждое из которых образует оконченное самостоятельное правонарушение. Особенность такого рода правонарушений состоит в том, что каждое из составляющих их действий является звеном в общей цепи правонарушения, охватывается единым умыслом. Отдельные эпизоды продолжаемого правонарушения совершаются в течение определенного промежутка времени, из-за чего их квалифицируют как совокупность правонарушений (по аналогии с уголовным правом). Охват всех совершенных действий единством умысла, возникшим до выполнения первого из задуманных действий, причинение вреда одному объекту, совершение правонарушений в одной и той же обстановке за определенный промежуток времени — основные признаки продолжаемого единого правонарушения.
Вместе с тем, если в ходе производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что, несмотря на то что тождественные действия виновное лицо совершало одним и тем же способом, но по вновь возникающему каждый раз умыслу, в данном случае образуется ряд правонарушений, требующих отдельной квалификации каждого отдельного деяния.
Понятие длящегося правонарушения также не определено законодателем, вместе с тем оно сформировано судебной практикой. Например, оно раскрыто в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно этому документу длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Множественность правонарушений представляет собой наличие в действиях одного лица нескольких самостоятельных правонарушений. Общим признаком, характерным для множественности правонарушений, является субъект правонарушения. Правонарушения, образующие множественность, могут квалифицироваться как по одной статье Особенной части КоАП РФ, так и по нескольким.
Множественность образуют тождественные, однородные либо разнородные правонарушения. Тождественными считают противоправные деяния, которые в рамках основного (простого) состава совпадают по всем элементам: объекту, объективной стороне, субъекту, субъективной стороне. Каждое из них является самостоятельным оконченным либо неоконченным правонарушением и подпадает под самостоятельную санкцию статьи Особенной части КоАП РФ. Отличие от продолжаемого правонарушения заключается в том, что противоправное деяние совершается каждый раз по вновь возникающему умыслу. Каждое из нескольких тождественных правонарушений подлежит самостоятельной квалификации.
Часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ содержит фундаментальное для административно-деликтного права положение: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем порядок его реализации в КоАП РФ не доведен до логического конца, вследствие чего в административной практике встречаются случаи такой множественности правонарушений, которую можно назвать искусственной.
Что понимается под малозначительностью?
Благодаря Кодексу РФ об административных правонарушениях у суда, должностного лица и органа, составляющих постановление о привлечении к административной ответственности, появляется право при ряде некоторых признаков признать деяние, совершённое гражданином, малозначительным.
В большинстве случаев для должностных лиц является авторитетным решение Верховного суда. Под малозначительным правонарушением понимается такое деяние, тяжесть, размер вреда и характер которого не представляют сильной угрозы для нормального общественного функционирования. При этом не берутся в расчёт имущественное положение и личностные мотивы лица. Суд, выступающий при в этом в качестве конечной инстанции, имеет право изменить решение другого органа, отменив постановление или признав его незаконным. Таким образом, на законодательном уровне малозначительность точно не определяется, и это помогает уполномоченному органу быть демократичнее, но в то же время даёт возможность для появления злоупотреблений, из-за которых даже при недопустимых факторах осуществляется освобождение от административной ответственности.
Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).
Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством… (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).
Административная ответственность (в юридической литературе) — комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.