Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы и виды социального обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.
Пенсия является денежной выплатой, которую получают граждане, имеющие на это право. Реализация данного права в натуральной форме невозможна.
Денежная выплата производится на регулярной основе, с периодичностью 1 раз в месяц. Финансовое обеспечение на выплату пенсий производится за счет межбюджетных переводов из федерального бюджета бюджету ПФР. Выплата пенсий носит государственно-правовой характер. Получатели социальных пенсий определяются федеральным законодательством. Пенсия – конституционная гарантия права каждого на данный вид социального обеспечения.
Общими признаками социальной пенсии являются: ее выплата в денежной форме, периодичность выплат, для выплаты задействованы средства из федерального бюджета, выплаты данного вида социального обеспечения носят правовой характер и контролируются государством.
Исчисление и перерасчет пенсий. Назначение и выплата пенсий
Исчисление пенсии – элемент процедурной деятельности пенсионного органа при ее назначении или перерасчете, направленной на определение персонального размера пенсии в связи с возникновением, изменением или прекращением обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Перерасчет пенсии – способ изменения ранее исчисленного размера пенсии. Основанием для перерасчета служит изменение фактических обстоятельств, с которыми закон связывает право на пенсию и которые влияют на ее величину.
Перерасчет следует отличать от индексации пенсии. Индексация – это увеличение денежных доходов граждан в связи с ростом потребительских цен, целью которого является поддержание покупательной способности денежных доходов граждан.
Пенсия за выслугу лет
Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), например, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и т. д., при наличии следующих условий:
— если они имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы 20 лет и более;
— если они были уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Федеральные гражданские служащие также имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством. Гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным гражданским служащим пенсия за выслугу лет выплачивается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия назначения пенсии за выслугу лет
Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
При определении права на пенсию за выслугу лет учитываются, в частности, следующие периоды (п. «а» ст. 1 Закона № 4468-1):
– военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военная служба по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ;
— военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР.
При определении права на пенсию за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста в общий трудовой стаж включаются (ст. 13 Закона № 4468-1):
— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом «О трудовых пенсиях» до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях»;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом «О страховых пенсиях».
Для исчисления выслуги лет также стоит пользоваться и подзаконными нормативными правовыми актами ведомственного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» определены особенности исчисления пенсии работникам органов прокуратуры, а постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» регулируются вопросы исчисления пенсии сотрудникам таможенных органов и т. д.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
В РФ общественное обеспечение состоит из многоуровневой системы, куда входят меры для достижения результата:
- экономические;
- правовые;
- организационные;
- медико-социальные;
- педагогические;
- психологические.
Все эти функции направлены защищать права и свободы граждан, гарантировать им хотя бы выживание в предоставленном уровне жизни. Соцзащитой предоставляется помощь нуждающимся людям, которые принадлежат к незащищенным слоям населения, это:
- одинокие матери и старики;
- с ограниченными возможностями;
- граждане, которых сократили на работе или предприятие ликвидировалось, потерявшие официальную занятость и, не имеющие других доходов.
Причин много, когда человек остается без средств к существованию, но только в социальном государстве он защищен пособиями по безработице, на которое можно прожить.
Социальные пенсии являются сравнительно новым институтом российского пенсионного законодательства. Его история насчитывает чуть более 25 лет. Некоторые авторы отмечают, что впервые названные пенсии были введены Законом N 340-1. Так, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева свидетельствуют, что указанный Закон установил совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий. По словам М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, новеллой Закона N 340-1 стало введение в России социальной пенсии . Такая позиция несколько не соответствует фактам, отражающим историю отечественного пенсионного права. Действительно, законодательное закрепление института социальных пенсий произошло в нашей стране именно в год принятия Закона N 340-1. Однако осуществилось данное, без преувеличения, эпохальное событие несколько раньше и в связи с изданием другого нормативного правового акта — Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» . Социальные пенсии вводились данным Законом для граждан, которые в силу сложившихся жизненных обстоятельств не приобрели права на получение трудовой пенсии и должны были обеспечить социально гарантированный прожиточный минимум .
См.: Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М., 2000. С. 92; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С. 32.
Далее — Закон от 15 мая 1990 года.
Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. М., 2003. С. 189.
Согласно статье 5 Закона от 15 мая 1990 г. право на социальную пенсию имели все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых законом. Статья 119 устанавливала, что социальные пенсии назначались и выплачивались неработающим гражданам (кроме инвалидов с детства) при отсутствии права на трудовую пенсию, а именно: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; лицам, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; детям — в случае потери кормильца; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.
Круг таких лиц не слишком широк. Статья 11 вышеприведенного закона устанавливает социальные пенсии кражданам, принадлежащим к одной из следующих категорий:
- Инвалиды, не получающие трудовую пенсию, с ограничением способности к труду I, II и III степени.
- Дети-инвалиды.
- Дети до 18 лет, которые потеряли родителей или одного из них, и дети умершей матери-одиночки.
- Представители малочисленных народов Севера, не получающие по закону трудовую пенсию (мужчины — старше 55 лет, женщины — старше 50).
- Все прочие граждане (мужчины и женщины соответственно от 65 и 60 лет ), которые также не имеют законного права на трудовую пенсию.
При этом пенсия социальная — это такая помощь, которая не выплачивается гражданам в периоды оплачиваемой работы.
Федеральный закон О государственном пенсионном обеспечении ФЗ 166
Вне зависимости от вида, денежные довольствия назначаются в соответствии с ФЗ 166 «О государственном пенсионном обеспечении».
Статья 11 определяет круг граждан, которые могут рассчитывать на выплату социальной пенсии в 2021 году:
- Мужчины, достигшие 67 лет.
- Женщины, достигшие 63 лет.
- Мужчины, достигшие 57 лет, постоянно проживающие на Крайнем Севере и относящиеся в малочисленным народам севера.
- Женщины с Крайнего Севера, достигшие 52 лет.
- Лица в этом возрасте, не имеющие российского гражданства, но официально проживающие в РФ 15 и более лет.
- Инвалиды, достигшие совершеннолетия.
- Дети-инвалиды.
- Студенты, обучающиеся на очной форме, в возрасте до 23 лет, если подтверждено отсутствие одного или обоих обеспечителей (опекунов, родителей).
- Малолетние иждивенцы, потерявшие своих обеспечителей.
Общим требованием для назначения социального пособия любого вида является постоянное место жительства на территории страны и пакет требуемых для получения выплат документов.
По старости
- наличие нетрудоспособности и незанятости трудовой деятельностью;
- отсутствие других выплат материальной соц. помощи;
- достижение требуемой возрастной границы.
По инвалидности
- наличие документально подтвержденного специальной комиссией статуса «инвалид».
По случаю потери кормильца
- смерть кормильца с соответствующим документальным подтверждением;
- решение суда об объявлении умершим в случае безвестной пропажи кормильца.
Еще один вид страхового пенсионного обеспечения, это выплаты по утере единственного или обоих кормильцев. Государство не может оставить своих граждан в трудной ситуации на произвол судьбы. Потому если человек, что обеспечивал неработоспособному лицу достойную жизнь, умирает, то все эти заботы берет на себя держава. Получить подобные выплаты могут дети, внуки, братья и сестры до восемнадцати лет или же, при условии очного обучения на стационаре, до 23 лет.
- Несовершеннолетние дети, братья и сестры.
- Родственники, достигшие 18 лет, но проходящие обучение на стационаре до 23 лет.
- Супруги, родители, бабушки и дедушки, что на момент смерти кормильца достигли пенсионного возраста.
- Дети умершей матери-одиночки.
С учётом индексаций, произведённых в предшествующие годы, величина выплат в текущем году составила:
Получатели | Первоначальный размер пенсии по закону, руб. | Величина действующей пенсии, с учётом прошедших индексация, руб. |
|
5 034,25 | 5 304,57 |
инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам | 12 082,06 | 12 730,82 |
|
10 068,53 | 10 609,17 |
инвалидам III группы | 4 279,14 | 4 508,91 |
После обретения права на получение выплат по социальному пенсионному обеспечению, граждане вправе обращаться с заявлением об установлении им соответствующих выплат в любое время. Заявление установленного образца подается гражданином в территориальное отделение ПФР по месту своего жительства, фактического пребывания либо проживания.
Кроме того, с заявлением о назначении социальных пенсионных выплат можно обратиться в МФЦ (многофункциональный центр по оказанию услуг населению) или же отправить по почте.
Гражданин может обратится с заявлением о назначении ему выплат социального пенсионного обеспечения как лично, так и через своего законного представителя либо работодателя.
Еще одним способом обратиться с заявлением о назначении выплат по социальному пенсионному обеспечению является его направление посредством «Единого портала государственных услуг» либо сайта ПФР, через «Личный кабинет гражданина».
День, когда обращение принято в отделение ПФР или МФЦ, либо день отправки заявления с официального сайта в электронной форме, или дата, проставленная на печати почтового отделения, из которого отправлено письмо, считается днем обращения за назначением пенсии.
Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и люди без гражданства, постоянно проживающие на территории России. Если человек по закону подпадает под разряд имеющих право на два вида пенсий, то он сам выбирает, какую помощь получать.
Но есть граждане, которые могут получать и два вида сразу: например, инвалидам, ставшим таковыми в результате военных действий, положена социальная пенсия по инвалидности и страховая по старости. Или участникам войны — тоже по инвалидности и социальная по старости. Весь перечень таких граждан содержится в статье 3 №166-ФЗ.
Одна из основных мер по защите уязвимых групп населения — социальная — относится к пенсиям по государственному виду обеспечения. Кроме нее, в группу входят выплаты за выслугу лет, по старости, по инвалидности. Соцпенсия — это ежемесячные выплаты из бюджета людям, которые сами не могут заработать по независящим от них причинам (например, из-за серьезной болезни).
Такие социальные выплаты получают:
- инвалиды 1, 2, 3 групп;
- инвалиды с детства;
- дети в возрасте до 18 лет, не имеющие одного или обоих родителей, или родители которых неизвестны;
- граждане страны от 18 до 23 лет, которые обучаются очно в образовательных заведениях и о родителях которых ничего неизвестно.
Согласно закону №166-ФЗ, социальные пенсии по старости получают женщины, достигшие 60 лет, и мужчины — 65. Для жителей северных регионов РФ возраст уменьшен до 50 и 55 лет соответственно. Причины этому — малая численность таких народов (алеуты, ненцы), их кочевой образ жизни и ведение хозяйственной или ремесленнической деятельности.
Соцпенсии по инвалидности получают граждане, у которых есть серьезные заболевания или увечья. Но если у этих людей есть даже минимальный трудовой стаж, то им государство будет доплачивать еще какую-то надбавку.
Социальные пенсии положены несовершеннолетним, оставшимся без родителей. Например, в семье, где погиб основной кормилец, ребенку будут идти социальные выплаты. Размер соцпенсии, согласно закону ФЗ № 178-ФЗ, должен быть не менее суммы прожиточного минимума, иначе человеку положены доплаты.
Наиболее распространенной в нашей стране, согласно данным статистики, является страховая (трудовая) пенсия по возрасту. Разобраться несложно, так как, проработав всю жизнь, человек, по достижении определенного возрастного рубежа, имеет право отправиться на заслуженный отдых. Для получения выплат нужно подать полный пакет документации в ПФ РФ, где он будет рассмотрен специалистами и проанализирован. Только после этого будет назначен размер ежемесячных поступлений на личный счет, карточку или же путем почтового перевода.
Это интересно: До скольки можно производить ремонтные работы в квартире по закону рф 2020 в томске
Главное отличие страховой пенсии от социальной, это наличие у человека определенного стажа. Для оформления такого обеспечения он необходим. Существует всего три основных вида страхового обеспечения по возрасту, которые напрямую будут влиять и на размер выплат, что сегодня волнует практически каждого россиянина.