Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое «Двойной обгон»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский написал в своем телеграм-канале, что его однопартийцы внесут в ближайшее время в Госдуму законопроект о конфискации автомобилей у виновников ДТП, которые являются злостными нарушителями ПДД. Так он отреагировал на крупную аварию, которая произошла в центре Москвы 1 апреля.
ДТП при совершении маневра на регулируемом перекрестке
Кажется, что там, где есть светофор, проблем возникать не должно. Но аварии случаются, когда автомобиль сворачивает налево при желтом сигнале, а другое ТС едет через перекресток прямо. Здесь виновным назовут водителя первой машины. Даже при начале маневра на зеленый сигнал он должен уступать тому, кто движется через перекресток. Таковы требования пункта 13.4 ПДД:
При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо.
Но и при таких обстоятельствах вина автомобилиста, который поворачивал, не всегда бесспорна. Ведь иногда для остановки на желтый сигнал ради того, чтобы пропустить оппонента, нужно применять экстренное торможение. А это создает угрозу для машин, едущих позади поворачивающей. Поэтому водитель последней мог завершить свой маневр и не быть при этом наказанным за аварию со встречным ТС.
Забирать у лихачей машину?
ЛДПР много раз предлагала у пьяных водителей или жестких нарушителей правил конфисковывать автомобиль и высылать за пределы родного города. Иначе они будут бесконечно совершать новые и новые ДТП и издеваться над добропорядочными гражданами. Владимир Жириновский
лидер партии ЛДПР
Жириновский уточнил, что отбирать машину у лихачей предлагается за 100 штрафов в год, при 200 штрафах – высылка на несколько лет за пределы города, где живет автомобилист. В случае если водитель за год совершил 300 нарушений ПДД – лишение свободы.
Крупное ДТП произошло на Садовом кольце: столкнулись сразу пять автомобилей. Причиной происшествия стал выезд Audi на встречную полосу. За рулем автомобиля находился известный блогер Эдвард Бил.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
По Правилам дорожного движения транспортное средство считается движущимся впереди, если оно движется впереди по той же полосе.
2.7. Водителю запрещается:
… несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства …
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения …
9.11. … должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полос …
Транспортное средство на соседней полосе считается находящимся слева или справа.
8.4. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Снова вернёмся к пункту 11.2 Правил.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
Теперь рассмотрим две дорожные ситуации:
1. Водитель движется по полосе попутного направления. Транспортное средство впереди не производит обгон. Значит водителю не запрещено его обгонять.
2. Водитель движется по полосе встречного движения (выполняет обгон). Транспортное средство впереди также производит обгон. Значит водителю запрещено его обгонять.
Как видите, всё довольно просто. Во второй дорожной ситуации как раз описан двойной обгон, который запрещён.
Двойной обгон в свете правил ДД
Согласно ПДД двойной обгон не всегда считается нарушением. Для наглядности перечислим все вариации данного маневра. Далее обсудим каждый из них в отдельности.
- Автолюбитель решил обогнать машину, обгоняющую другое авто.
- Водитель обгоняет 2 и более ТС, не возвращаясь в исходное положение.
- Вереницу машин объезжают «паровозиком» несколько транспортных средств.
Теперь поэтапно рассмотрим неправильные действия автовладельцев. В согласии с требованиями ПДД п. 11.2 запрещается обгонять в случае, когда обгоняемое ТС уже совершает обгонные действия. Порой желающих лихачей собирается много, и они уже составляют шлейф из двух и более машин. Езда «гуськом» по встречной полосе, даже когда она свободна, является грубым правонарушением нескольких водителей. Отметим, что подавляющее большинство случаев обгонных действий происходит непосредственно на встречной полосе.
Выезд навстречку при отсутствии автотранспорта, с пересечением прерывистой линии сам по себе безопасен. Согласно действующим правилам, если шофер не создает помех другим водителям, его действия не запрещены. Соответственно езда первой обгоняющей машины легальна, так как нет риска в ДТП. Следующие за первым ТС водители, движущиеся в одном направлении, не могут адекватно оценивать обстановку. Обзор дорожного полотна загроможден и создается огромный риск аварии. Подобные горе-водители нарушают правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье водителей и пассажиров.
Непосредственного наказания за двойной обгон правилами ДД не предусмотрено. Однако обгонные маневры по отношению к соседним авто запрещены в следующих случаях:
- Машина, движущаяся впереди, производит обгон или совершает объезд преграды.
- Транспортное средство, которое следует впереди, сигнализирует левым поворотником и идет на опережение.
- Следующее позади авто совершает обгонные или опережающие действия.
Любое неправильное завершение обгона свидетельствует о его ошибочном применении и штрафуется в следующих случаях:
- Автолюбитель не уверен, не убедился в успешном исходе маневра, поэтому не успевает занять ранее занимаемую полосу дорожного полотна.
- Водитель полностью не удостоверился в отсутствии встречного транспорта либо завершил маневрирование на сплошной разметке, не уступил дорогу на пешеходном переходе.
Чем двойной обгон отличается от обычного
Обычный обгон можно считать совокупностью трех последовательных этапов: автомобиль перестраивается на встречную полосу для объезда впереди идущей машины, совершает обгон и встает на прежнюю полосу движения. Однако автомобилисты часто путают такие понятия как обгон и опережение. Во избежание недомолвок с сотрудниками ГИБДД, помните, что второй термин – это когда машины двигаются по своим полосам, но одно авто вырывается вперед, не совершая выезда на чужую полосу.
Двойной обгон квалифицируется как участие трех и более машин, и бывает трех видов:
- одно авто совершает обгон нескольких машин;
- несколько решаются на обгон и двигаются «паровозом»;
- вереница машин обгоняет другую такую же.
В таких ситуациях сложно правильно оценить обстановку на трассе, и поэтому часто возникают аварийные случаи.
Картинки двойного обгона в учебнике по вождению покажут любому водителю, как правильно совершать движения по манёвру. Зная пункт 11 ПДД, перед началом обгона обязательно нужно быть предельно уверенным, что на встречной полосе нет транспорта. Правила не включают в себя такого понятия, как двойной обгон.
Но в них прописано, что подобный вид маневрирования не проводят в случае, если:
- впереди идущий автомобиль не включил левый поворотный сигнал и начал выезжать для обгона машины, находящейся перед ним;
- движущееся за ним авто приступило к обгону;
- будет невозможно завершить перестановку без помех для обгоняемого авто.
Нужно следить, чтобы своими манёврами не создать препятствий остальным участникам дорожного движения.
Как наказывают нарушителей
Фактически водители наказываются не за двойной обгон, а за нахождение в зоне риска – на встречной полосе. Двойной обгон не определяется в Правилах отдельно. В создавшихся ситуациях анализируется соответствие действий водителя или водителей предписанному ПДД алгоритму поведения на встречной полосе.
Несмотря на то, что в правилах не предусмотрены штрафные санкции за маневр обгона, нарушители не остаются безнаказанными. К ним применяются административные меры наказания за неправильный выезд на встречную полосу (12.15.4 КоАП):
- за первое нарушение – 5000 или лишение прав на срок до полугода (12.15.5)
- второе такое нарушение – 5000 или лишение прав на год (для назначения штрафа достаточно записи камеры видеонаблюдения, лишение прав состоится, если водителя заметил и остановил инспектор)
- за выезд на встречную при объезде препятствия – 1000-1500 (12.15.3).
В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:
Признак | Обгон | Опережение |
Порядок выполнения | — выезд на встречную полосу; — возврат в свою полосу | — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении; — необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке |
Скоростной режим | Увеличивается для выполнения маневра | В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения |
Ограничения | Несколько. Устанавливаются правилами движения | Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов |
Может совершаться | Исключительно с левой стороны | Как с левой, так и с правой стороны |
Наличие штрафов | Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил | Отсутствуют |
Опасность маневра | Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения | Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении |
Места с запрещенным обгоном
ПДД в главе 11 информируют водителей о том, как нельзя обгонять и где именно. Единое правило — обгонять недопустимо если не видно встречную полосу или есть препятствия безопасному разъезду. На всех дорогах обгон запрещен:
- Под запрещающий знак, сплошную разметку;
- На подъеме;
- На участках, где видимость в обе стороны закрывают какие-либо предметы, конструкции;
- На ж/д переездах и ближе 100 м до них;
- На изгибах дороги, в зоне опасных поворотов;
- В тоннелях;
- Под эстакадами, мостами, путепроводами и на них;
- На пешеходных переходах;
- На перекрестке со светофором, а также на нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге.
Когда обгон запрещен правилами?
В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС
Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке»
Обгон запрещен в далее указанных случаях:
- машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
- автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
- обгон начала машина, следующая за вашим авто.
Как общаться с патрульными
Если объезд препятствия осуществлялся слева и привел к вынужденному пересечению сплошной разметочной линии, то инспектор ГИБДД вправе оштрафовать водителя. Как себя вести в таком случае «нарушителю»:
- Потребовать от сотрудника ГИБДД служебное удостоверение. Зафиксировать данные из него.
- Сразу заявить, что был совершен объезд препятствия. Можно поинтересоваться о том, почему бездействуют работники ГИБДД – они должны выставить регулировщика или знаки для правильного объезда.
- Сообщить инспектору, что все его действия будут обжалованы в прокуратуре, потому что по их вине он совершил нарушение при объезде.
Конечно, уверенно чувствовать себя можно только в том случае, если маневр совершался по всем правилам. Крайне желательно, чтобы в машине находился регистратор, тогда обжаловать штраф в суде будет гораздо проще.
Общие правила проезда перекрёстков
Очередность движения через перекресток зависит от того, к какому виду он относится. Однако есть и общие правила, которые действуют на любых перекрестках.
Вот эти правила:
- Поворачивая на перекрестке направо или налево, водитель обязан пропустить пешеходов, идущих через ту дорогу, на которую он поворачивает, а также велосипедистов, продолжающих движение в прямом направлении по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. Исключение составляют случаи, когда движение пешеходов регулируется отдельным светофором. Если во время поворота транспортного средства пешеходам горит запрещающий сигнал, то уступать им дорогу не следует.
- Запрещается въезжать на перекресток, если на нем или за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пересечении проезжих частей, создав препятствие для движения других транспортных средств в поперечном направлении. В таком случае въехать на перекресток можно только для того, чтобы тут же выехать с него в свободном направлении (например, выполнив поворот или разворот). Если же вам необходимо двигаться именно в том направлении, в котором образовался затор, то нужно остановиться перед въездом на пересечение проезжих частей и возобновить движение только после того как за перекрестком появится свободное место для вашего транспортного средства.
- На любых перекрестках ТС с включенными проблесковыми маячками синего (синего и красного) цвета и специальным звуковым сигналом (сиреной) имеют преимущество независимо от имеющихся на перекрестке дорожных знаков, разметки, а также сигналов светофора. Остальные водители обязаны уступить дорогу специальному транспортному средству и тем, кого оно сопровождает.
Как правильно разъехаться на перекрестке ПДД
В правилах дорожного движения стран СНГ и Евросоюза есть точные формулировки о возможностях разъезда правым или левым бортом. К сожалению, ПДД в России такое требование не содержат и допускают применения обоих вариантов.
Несколько десятилетий назад отечественные правила предписывали разъезжаться только левыми бортами, это было обусловлено наличием хорошего обзора у обоих водителей и небольшим количеством машин на перекрестке. Современные реалии диктуют новые негласные требования – разъезд левым бортом возможен лишь в редких случаях, в большинстве ситуаций он приводит к образованию затора на перекрестке.
Водители должны принять решение о повороте, исходя из соображений безопасности для себя и других участников движения, а также, учитывая «исторические» стереотипы, принятые в регионе или населенном пункте.
Обгон крупного транспорта
Допустим ли правилами дорожного движения обгон справа крупного транспорта, например: автобусов, грузовиков? Такой маневр опасен для участников движения, поэтому запрещен.
Даже при выполнении обгона слева и опережения крупного транспорта, необходимо быть предельно внимательным. Не подъезжать слишком близко, иначе обзор встречной полосы будет ограничен. Вполне возможно, что перед таким транспортом едет медленно еще одна машина, а вы ее просто не видите. Кроме того, крупный транспорт может идти «конвоем», в этом случае маневр будет осуществить не просто. Перед началом совершения обгона необходимо правильно оценить ситуацию, скоростные возможности всех участников движения. Не рисковать лишний раз.