Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 252 НК РФ. Группировка расходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аналогично доходам расходы фирмы также делятся на затраты, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В статье 252 Налогового кодекса РФ сформулированы принципы признания расходов: они должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Комментарии к ст. 252 НК РФ
В отношении налогового учета любых расходов налогоплательщик должен придерживаться следующих правил.
Прежде всего, обращаемся к положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ, который устанавливает, что для признания для целей налогообложения прибыли расходы должны соответствовать следующим критериям:
1) они должны быть обоснованными;
2) документально подтвержденными;
3) связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Несоблюдение какого-либо из указанных критериев означает невозможность принятия той или иной категории затрат в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Далее обращаемся к положениям статей 254 — 265 НК РФ, а также статьи 270 НК РФ и определяем, к какой группе расходов относятся те или иные затраты. С учетом изложенных в данных статьях правил осуществляется учет или неучет соответствующих затрат в целях налогообложения прибыли.
Методическими рекомендациями по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, было установлено, что под экономически оправданными затратами понимались затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
Минфин России в письме от 09.11.2007 N 03-03-06/2/208 разъяснил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
КС РФ в Определении N 366-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Институт управления» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 252 НК РФ» подчеркнул, что в пункте 9 Постановления N 53 речь идет именно о намерениях и целях (направленности) реальной деятельности налогоплательщика, а не об ее результате. При этом суд указал, что налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Аналогичные выводы содержит Определение КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 НК РФ», согласно которому нормы, содержащиеся в абзацах 2 и 3 пункта 1 статьи 252 НК РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Такие же выводы изложены и в письмах Минфина России от 09.11.2007 N 03-03-06/1/792 и от 30.10.2007 N 03-03-06/2/199.
Из этого же исходит и Пленум ВАС РФ, указавший в Постановлении от 12.10.2006 года N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды, как отмечается в том же Постановлении, не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала.
Формируемая ВАС РФ судебная практика основывается на презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и понесенных по этим операциям затрат. Как указано в пункте 1 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными.
Пунктом 10 Постановления N 53 разъяснено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
В Постановлении КС РФ N 6-П от 21.04.2003 впервые упоминаются такие качества участника экономических правоотношений, как добрая воля, разумная осмотрительность и осторожность.
По мнению КС РФ, конституционные принципы свободы экономической деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств предполагают наличие надлежащих гарантий стабильности, предсказуемости и надежности гражданского оборота, которые не противоречили бы индивидуальным, коллективным и публичным правам и законным интересам его участников. Поэтому, осуществляя в соответствии со статьями 71 (пункты «в» и «о») и 76 Конституции регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, федеральный законодатель должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота.
Исходя из положений вышеизложенных норм, должная осмотрительность и осторожность налогоплательщика как участника экономических отношений гарантирует осуществление в отношении его правовой защиты. Таким образом, данные положения еще раз подчеркивают принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.
Понять критерии «должной осмотрительности и осторожности» помогает судебная практика. Так, ВАС РФ в Определении от 21.12.2007 N 17389/07 признал правомерными выводы судов нижестоящих инстанций о соблюдении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности в процессе осуществления им деятельности.
Нелишним будет рассмотреть конкретные обстоятельства, которые привели ВАС РФ к такому выводу:
— налогоплательщик при заключении сделок проявил надлежащую осмотрительность: потребовал от поставщиков представления информации о постановке на налоговый учет, систематичности уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет с доходов, полученных от реализации товаров (в данном случае пиломатериалов);
— налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у общества умысла на создание благоприятных налоговых последствий и каких-либо взаимоотношений налогоплательщика с поставщиками или субпоставщиками, направленных на создание цепочки предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов;
— налогоплательщик совершал операции с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, приобретенными на внутреннем рынке и вывезенными на экспорт за пределы Российской Федерации. При этом поставщики первого звена представили налоговому органу документы, подтверждающие поступление от общества выручки за поставленные товары и уплату налога на добавленную стоимость в бюджет.
С 01.01.2009 в пункт 2.1 статьи 252 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми изложенный в нем порядок распространен и на неимущественные права.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
II. Основные проблемы учета, группировки и классификации расходов в целях налогообложения
Можно без сомнения утверждать, что, как бы ни были хорошо сформулированы нормы главы 25 НК РФ, проблемы с ее практическим применением все равно бы возникали. Это связано и с неограниченным многообразием видов деятельности и хозяйственных операций, и с особенностями русского языка, допускающего различный смысловой оттенок и даже смысл одних и тех же слов.
Но все это, конечно, не должно давать законодателю повода не стремиться к максимальной точности и ясности законодательства, что не раз подчеркивал и Конституционный суд РФ в своих решениях. К сожалению, глава 25 НК РФ представляет собой очередной пример недостаточно тщательной проработки. В данном разделе мы, конечно, не станем давать рекомендации законодателю, а займемся теми проблемами, которые вызваны несогласованностью норм главы 25 НК РФ и отказом от устоявшихся ранее правил. Несмотря на то, что глава 25 НК РФ далека от идеала, она действует, и на основе ее текста приходится принимать конкретные решения, от которых во многом зависят налоговые обязательства организаций.
Наибольшее количество проблем, связанных с налогом на прибыль, по вполне понятным соображениям всегда вызывает учет расходов. За время действия главы 25 НК РФ в отношении учета расходов сформировалось несколько принципиальных, общих вопросов, на которые законодательство не дает конкретного ответа. Можно сказать, что это фундаментальные, системообразующие проблемы, решения которых требует большинство конкретных ситуаций с расходами налогоплательщиков. Безусловно, ответы на них должны быть четко сформулированы в Кодексе, но до тех пор, пока этого не произойдет, нам, налоговым консультантам, бухгалтерам и аудиторам, придется решать эти проблемы самостоятельно, фактически читая Кодекс между строк.
Следует подчеркнуть, что по объективным причинам все изложенное в этом разделе является личной позицией автора. Она может совпадать или не совпадать с позицией МНС РФ и независимых специалистов, но остается, в то же время, лишь личной позицией. Данные проблемы специалистами, как правило, в системном плане не анализировались, и ответы на эти вопросы не определены законодательно. Будем надеяться, что в дальнейшем эти недостатки главы 25 НК РФ будут устранены.
Итак, выделим три основные проблемы по учету, группировке и классификации расходов.
В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:
- Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
- Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.
В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:
- Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
- Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»
Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.
Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).
Проводки по налогу на прибыль
Продемонстрируем основные записи, которыми оперирует бухгалтер при учете налога на прибыль:
Операции |
Дт |
Кт |
Начисление налога на прибыль или аванса по нему |
99 |
68 |
Перечисление суммы налога |
68 |
51 |
Если допущен убыток, то проводка начисления аванса корректируется методом СТОРНО |
99 |
68 |
Вид доходов / расходов |
Момент признания доходов / расходов |
Дата получения доходов |
1. День поступления средств на счета в |
Дата признания |
Расходами налогоплательщиков признаются |
Материальные расходы, |
Учитываются в составе расходов в момент |
Проценты за |
Учитываются в составе расходов в момент |
Амортизация |
Учитывается в составе расходов в суммах |
Расходы на уплату |
Учитываются в составе расходов в размере |
Уменьшение материальных расходов
Сумму материальных расходов уменьшите:
- на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в нем на конец месяца;
- на стоимость возвратных отходов.
Это требования пунктов 5 и 6 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
Определить стоимость остатков материалов, переданных в производство, но не использованных в нем на конец месяца, можно на основании самостоятельно разработанного расчета. Унифицированного бланка для него не предусмотрено. Оценка остатков должна соответствовать их оценке при списании (п. 5 ст. 254 НК РФ).
Возвратные отходы учтите в момент их сдачи на склад (составления требования-накладной ф. М-11). Способ оценки возвратных отходов зависит от того, кто ими будет распоряжаться впоследствии. Организация может:
- сама использовать их (например, в основном или вспомогательном производстве);
- продать.
В первом случае такие отходы оцените по пониженной цене исходного материала (по цене возможного использования) (подп. 1 п. 6 ст. 254 НК РФ). Конкретную методику расчета стоимости разработайте самостоятельно исходя из специфики производства. Она должна быть утверждена как приложение к учетной политике для целей налогообложения.
Как документально подтвердить расходы?
Ст. 252 НК РФ устанавливает еще одно из условий признания расходов налоговыми инспекциями — это их документальное обоснование.
Каждую расходную операцию следует документально подтверждать. При этом оформление документов не должно противоречить требованиям законодательных актов РФ. Если предприятие разрабатывает формы бланков самостоятельно, то документы должны составляться согласно положениям его учетной политики.
В качестве документального обоснования затрат обычно применяются первичные учетные документы:
- товарные накладные;
- акты приема выполненных работ;
- акты приемки-передачи ТМЦ;
- расчетные ведомости по начислению зарплаты сотрудникам;
- платежные поручения;
- договоры и др.
Конкретного перечня документов не установлено. Однако они должны подтверждать произведенные расходы и соответствовать требованиям законодательства нашей страны.
О том, как учитывать затраты на оказанные услуги в особых ситуациях, см. в материале «Когда учесть расходы, если услуги оказаны в одном периоде, а документы на них датированы следующим?».
Внесены масштабные изменения в НК РФ
Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ внес изменения в НК РФ. Основные новшества изложены в таблице.
ТАБЛИЦА: «Масштабные изменения в НК РФ»
Сфера влияния | Было | Стало | Статья закона | Статья НК РФ | Вступает в силу |
Льготы | В отсутствие заявления налогоплательщика о предоставлении льготы или об отказе от нее инспекция назначает льготу на основании имеющихся у нее сведений | Уточняется, что льгота предоставляется с того налогового периода, когда возникло право на нее, а не с момента, когда об этом узнала инспекция | П. 43 ст. 1 | Ст. 361.1 НК РФ | 23.11.2020 |
Отказ в приеме отчетности | Перечень оснований для отказа в приеме отчетности в НК РФ не закреплен | В НК РФ пропишут закрытый перечень оснований для отказа в приеме отчетности. Среди них ситуация, когда декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям или РСВ содержит ошибки. При обнаружении хотя бы одного из оснований налогоплательщику в течение 5 дней направят уведомление. «Камералку» прекратят в день направления уведомления | П. 16 ст. 1 | Ст. 80, 88 НК РФ | В отношении отчетов, представленных после 01.07.2021 |
Взыскание долгов и направление требований об уплате пени | Инспекторы могут обращаться в суд для взыскания с налоговых долгов от 3 тыс. рублей | В течение года со дня уплаты недоимки или с момента, когда сумма пеней превысила 3 тыс. рублей, инспекторы направляют требование об уплате долга по пеням. Пороговая сумма для взыскания недоимки составит 10 тыс. рублей | П. 9,12 ст. 1 | Ст. 48, 70 НК РФ | 23.12.2020 |
НДФЛ | Возмещение расходов на оплату жилья не поименовано в освобожденных от НДФЛ операциях | Возмещение расходов на оплату жилья освобождается от НДФЛ | П. 14 ст. 2 | Ст. 217 НК РФ | 01.01.2021 |
Страховые взносы | Компенсации расходов исполнителям по ГПД не поименованы в освобожденных от взносов операциях | Компенсации расходов исполнителю и возмещение расходов на оплату жилья освобождаются от страховых взносов | П. 57 ст. 2 | Ст. 422 НК РФ | 01.01.2021 |
Проценты | Проценты за несвоевременный возврат средств уплачиваются налогоплательщику в заявительном порядке | Заявление на перечисление процентов за несвоевременный возврат, которые фискалы начислили на дату вынесения решения о возврате переплаты, представлять не нужно будет. В иных случаях заявление потребуется | П. 14 ст. 1 | П. 10 ст. 78 НК РФ | 23.12.2020 |
Транспорт | Порядок взаимодействия налогоплательщика с инспекцией в случае гибели или уничтожения транспортного средства не установлен | В случае гибели автомобиля транспортный налог прекратят начислять с момента гибели. Заявление подает собственник, подтверждение сведений инспекторы могут получить самостоятельно | Пп. Б п. 4 ст. 2 | Ст. 362 НК РФ | 01.01.2021 |
Вновь образованная недвижимость | Особенности налогообложения вновь образованных объектов недвижимости не установлены | Для вновь образованных объектов недвижимости появится понижающий коэффициент 0,6 | П. 56 ст. 2 | Ст. 408 | Распространено на правоотношения, по налогу на имущество физлиц за налоговый период
2020 года |
Доверенность на представление отчетности | Формат и форма доверенности на подписание отчета не установлены | Налоговики утвердят новую форму и формат доверенности на представление отчетности в ИФНС. Кроме того, в кодексе пропишут правила ее направления в инспекцию | П. 16 ст. 1 | Ст. 80 НК РФ | 23.11.2020 |
Налог на прибыль, дочернее предприятие | В доходах компании не учитывается имущество, полученное безвозмездно от организации или физлица с долей более 50 процентов | Организация не будет учитывать в доходах не только имущество, но и аналогичные имущественные права. Причем размер доли теперь должен быть «не менее 50 процентов» | Пп. «а» п. 20 ст. 2 | Ст. 251 НК РФ | Распространено на правоотношения с 01.01.2020 |
Порядок признания расходов на УСН
Чтобы вычесть из доходов какой-либо расход, фирма или ИП на УСН 15% должны соблюсти три правила.
Расходы, принимаемые к учету, должны быть:
- поименованы в перечне из статьи 346.16 НК РФ;
- экономически обоснованы, то есть связаны с извлечением прибыли. Если налоговики при проверке усомнятся в нужности расхода для бизнеса, а предприниматель не сможет обосновать, этот расход снимут, а налог доначислят.
Пример: Транспортная компания может смело включать в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы, покупку грузовика, а вот затраты на спальный гарнитур обосновать вряд ли получится. - документально подтверждены. Если нет документа, подтверждающего расход, упрощенец не имеет право учитывать его для налогообложения.
Порядок признания расходов прописан в статье 346.17 НК РФ. Учитывать их можно, когда будут выполнены два условия:
- вы перевели деньги за товары или услуги;
- товары вам отгрузили, а услуги оказали.
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Разделение расходов на прямые и косвенные
Выше приведена одна из классификаций расходов – по включению (невключению) их в расчет налога на прибыль. Но важно помнить, что расходы надо еще разделить на прямые и косвенные.
Что такое прямые расходы? Это все, что идет непосредственно на создание продукта. Для простоты покажем это в виде формулы:
Прямые расходы = материальные затраты + заработная плата производственного персонала + амортизация производственных основных средств
На этом все! Все остальные расходы, связанные с производством и реализацией являются косвенными.
Важно! Список прямых расходов следует установить в учетной политике, так как он тоже может варьироваться в зависимости от особенностей деятельности.
Зачем их делить?
Чтобы правильно учесть, когда будете считать налог: у прямых и косвенных расходов разный период признания.
- Прямые расходы формируют расходы текущего периода по мере продажи продукции (работ / услуг), в себестоимость которых они включены. То есть, затраты на производство продукции вы понесли в 1 квартале, а продали ее только во 2 квартале: значит, эти затраты вы учитываете для расчета налога по итогам полугодия, а не в 1 квартале.
- Косвенные расходы полностью признаются в текущем периоде. Аналогично с внереализационными расходами. Когда эти расходы были – в этом периоде их учитывайте.
Если вы неправильно классифицируете расходы, то это приведет к неправильному их разнесению по периодам. В результате, опять же, вам светит пересчет налога, пени и штраф. Чтобы этот риск минимизировать, классификации расходов, их подтверждению и обоснованию следует уделить пристальное внимание.