Госзакупки недвижимости по 44-ФЗ: как это работает?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки недвижимости по 44-ФЗ: как это работает?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Если вы далеки от темы госзакупок, то для начала вам стоит разобраться в том, что такое госзакупки в целом. Если сильно не вдаваться в подробности, то государственные закупки — это приобретение различных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд с помощью закупочных процедур по заранее определенным правилам.

Минусы участия в закупке для собственника квартиры (самостоятельно):

1. Оформление ЭЦП (5900 руб) и ее установка на компьютер (в этом нужно уметь разобраться, но опытному пользователю компьютера труда не составит)

2. Необходимость аккредитации на соответствующей электронной площадке. Так как торги проводятся электронно. Таких площадок несколько и нужна аккредитация на каждой из них.

3. Большой минус – вы не можете продать свою квартиру тогда, когда вы это захотите. Нужно, чтобы администрация вашего района разместила на торговой площадке соответствующую заявку на закупку квартиры по необходимым вам параметрам и требованиям. К требованиям относится местоположение квартиры, ее площадь, техническое состояние и т.д. Т.е. вы должны мониторить размещаемые вашей администрацией заявки.

4. В случае успешного участия в закупке получение денежных средств может растянутся на два месяца. Рассмотрение самой заявки происходит в течение нескольких дней. Обычно в течение 5 дней вы получаете извещение, что администрация готова заключить с вами контракт на покупку квартиры. Но, затем идет процедура приемки квартиры комиссией (10 дней). Если нет замечаний по ремонту и техническому состоянию – заключается контракт. Далее происходит сбор необходимых документов и их подача в регистрирующий орган (10 дней). После регистрации (7 дней) в течение 10 дней покупатель обязуется произвести оплату за купленную квартиру. Процесс оплаты может растянутся до месяца. Но, в любом случае оплата будет произведена. Иначе, государственные деньги не будут израсходованы и бюджет администрации на следующий год будет урезан.

Это основные минусы для собственника при участии в госзакупке самостоятельно. Конечно их можно нивелировать, наняв соответствующего специалиста по госзакупкам. Причем, ему не нужно будет платить собственные деньги. Он просто возьмет разницу между ценой, за которую вы хотите продать квартиру и ценой контракта, которая обычно устанавливается чуть выше.

Госзакупки недвижимости: как это работает?

То есть госзаказчик не может просто так найти производителя или дистрибьютора и купить то, что ему нужно. По закону он должен провести закупочную процедуру и выбрать среди участников того, кто предложит наилучшие условия.

Номенклатура закупаемых государством товаров, работ и услуг огромна. И одним из таких направлений является закупка недвижимости (первичный или вторичный рынок, долевое строительство). Причем не важно что именно приобретает государство, квартиру или парты для школы. Все приобретается по одним правилам, которые указаны в Федеральном законе № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ). Конечно, в каждой сфере есть свои нюансы, но общие правила проведения закупок одни и те же.

Могут ли снять с учета после 23-х лет?

Если вы были поставлены на учет до 23-х летнего возраста, то снять вас с него могут только после предоставления жилья.

Кроме того, с учета нуждающихся могут снять, если до обеспечения жильем вы станете собственником жилого помещения, либо нанимателем/членом семьи нанимателя муниципального жилья.

Также снять с учета могут, если есть жилье, в отношении которого установлен факт невозможности возвращения и отпали обстоятельства, послужившие причиной установления такого факта. Например, если изменится количество зарегистрированных граждан в сторону уменьшения или в жилье перестанет проживать лицо с заболеванием из перечня и т.п.

В остальных случаях снятие с учета незаконно и его надо обжаловать в суде или прокуратуре.

Какие сроки ожидания, как проверить свой номер в очереди?

Закон не определяет точные сроки получения жилья, определяет только сроки постановки на учет в возрасте от 14 до 23 лет. Жилплощадь предоставляют муниципалитеты, которые закупают недвижимость на средства местного бюджета. Поэтому объемы закупаемых помещений могут быть недостаточны для обеспечения жилыми помещениями всех нуждающихся. Срок ожидания в очереди варьируется в пределах от 5 до 10 лет, в некоторых регионах и больше.

Первоочередным правом на получение жилья обладают инвалиды, граждане, вступившие в брак, имеющие детей.

Узнать персональный номер в очереди на квартиру можно несколькими способами:

  • через порталы «Госуслуги»;
  • заполнив заявку на сайте территориального ;
  • отправив заказное письмо в местную администрацию или нанеся личный визит;
  • через порталы Министерств социальной политики, для заполнения заявки указав ФИО и дату рождения претендента.

Если очередь на получение жилплощади подошла, но муниципалитет не предоставляет ее по необоснованным причинам, можно обратиться с иском в судебные органы. Для этого требуются следующие документы:

  • квитанция об оплате госпошлины в 300 рублей;
  • копия и оригинал паспорта;
  • справка с места жительства;
  • документ о постановке в очередь на получение жилья;
  • копия заявления в местную администрацию на получение жилья;
  • копия письма из муниципалитета в ответ на требование о предоставлении жилплощади.

Исковое заявление должно содержать следующую информацию:

  1. наименование судебного органа;
  2. полные данные истца;
  3. полные данные ответчика;
  4. текст заявления с просьбой о рассмотрении дела;
  5. ссылки на законодательные акты;
  6. перечень прилагаемых документов;
  7. дата написания, подпись истца.

Найти закупку жилой недвижимости.

Ищем собственника подходящей квартиры.

Оформляем агентский договор и доверенность.

Грамотно оформляем доверенность (Подробности внизу страницы)

Участвуем в закупках под своей подписью, но от имени собственника.

После победы оформляем дополнительное соглашение, где включаем собственника как участника правоотношений.

Получаем комиссию за проведенную сделку.

Наличие приборов учета.

Требования к участникам

Узнать о предъявляемых к требованиях можно в ст.31 44-ФЗ. Этот перечень является стандартным для всех участников.

П.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ говорит о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Что касается нашей темы, почти всегда речь идет о предоставлении Выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которую участник прикладывает в составе заявки.

Но иногда заказчики вместо Выписки из ЕГРН прописывают возможность предоставления:

  • свидетельства о государственной регистрации права собственности;
  • правоустанавливающих документов (в случае, если право зарегистрировано до 1998 г.: договор приватизации/ договор купли-продажи/ договор дарения/ договор мены/ договор ренты/ договор долевого строительства/ свидетельство о праве на наследство по закону/ свидетельство о праве на наследство по завещанию/ или иной документ, предусмотренный ст.14 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Но является ли требование Выписки ЕГРН законным, если участником торгов может быть не только сам собственник, но и его представитель по доверенности? (ч.3 ст.27 44-ФЗ). Однозначного ответа на этот вопрос мы не найдем. Вот несколько точек зрения:

  1. В Письме ФАС России от 07.08.2019 г. № АК/68293/19 говорится, что участвовать может как собственник, так и его представитель (по доверенности), аккредитованный на электронной торговой площадке согласно законодательству, а также подписывать от имени собственника контракт.
  2. В решениях ФАС по делу № 012/06/106-266/2019 от 13.06.2019 г. и делу № 054/06/66-710/2019 от 22.04.2019 г. ФАС говорит о том, что принимать участие торгах имеют право только собственники помещений.
  3. В Постановлении № Ф03-5066/2018 от 10.12.2018 г. Арбитражного суда Дальневосточного округа говорится, что государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в отдельных случаях не является обязательной. Предметом закупки может быть товар, находящийся в гражданском обороте, в отношении которого действующим законодательством предусмотрено лишь наличие права собственности.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество может быть реализована одновременно с государственной регистрацией перехода таких прав либо одновременно с государственной регистрацией сделки с объектом недвижимости.

Момент сложный, поэтому подойдите серьезно к изучению требований документации и, если необходимо, направляйте запрос на разъяснение положений закупочной документации с помощью функционала электронной площадки.

Откуда берутся квартиры на этих торгах и кто их продает?

– Квартиры (в ЖК «Некрасовка», Жилой квартал на Базовской улице, Жилой квартал Солнцево) выставляются на продажу Казенным предприятием «Управление гражданского строительства». Само КП «УГС» продажей (консультациями покупателей, сопровождением сделки, заключением договоров купли-продажи) занимается через государственного агента по реализации недвижимости – ОАО «Мосреалстрой». В свою очередь «Мосреалстрой» заключил субагентский договор с ООО «БЕСТ-Новострой» на реализацию 35% от всего объема квартир. Желающих участвовать в торгах все больше, поэтому, чтобы удовлетворить спрос, помочь всем покупателям подготовить документы для участия в торгах, пройти сами аукционы, было привлечено два этих агентства.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Сама продажа происходит на площадке «Росэлторг». Там покупатель может увидеть перечень квартир (лотов), выставленных на ближайший аукцион, оформить электронную цифровую подпись (ключ), необходимую для участия в аукционе, узнать, какие нужны документы и так далее. Но, поскольку процедура новая и требует особенного внимания, многие прибегают к помощи агентов «Мосреалстрой» и «БЕСТ-Новострой»: так, по доверенности клиента, агент может сам собрать все документы, помочь с получением электронного ключа, а также консультировать и оказывать техническую поддержку на протяжении всего аукциона.

Как Продать Квартиру Администрации Для Детей Сирот

  • когда в доме, где находится единственное жилье гражданина, находящееся у него на основе договора социального найма, осуществляется капитальный ремонт или его реконструкция. Несмотря на отсутствие указания на то, аналогичным правом на предоставления временного жилья пользуются собственники единственных для них жилых помещений в домах, где проводится капремонт.
  • 18-26 сентября – проверка жилья комиссией. Выдача заключения, получение контракта на одобрение. Вы знакомитесь с контрактом где обязательно будут указаны ваши реквизиты получателя и, если Вас все устраивает, мы вносим обеспечение исполнения контракта (5% от стоимости жилья).
  • 27 сентября – подписание контракта в электронном виде с помощью электронно-цифровой подписи.

Как сирота получила квартиру быстрее ее продавть

Он мне кажется человеком вменяемым и квалифицированным — я думаю в совете не откажет. Тин личное сообщение UN 693 21-07-2012 16:16 Цитата выделенного Ответить bbrat2, спасибо Меня зовут Валентин, если что, ник — производное от имени для краткости) На самом деле, чтобы разобраться с ситуацией Александра, нужно общаться лично и выяснять, где он проживал и чем фактически занимался в указанные годы, и в зависимости от обстоятельств уже пытаться каким-то образом «доказывать» факты этого проживания.

Исследовав все факторы, представители органов опеки и другие ответственные лица принимают решение о выдаче выпускнику детдома квартиры на условиях социального найма. Может ли сирота продать квартиру, полученную от государства После того, как выпускнику детского дома исполнится 18 лет, с ним заключается специализированный договор.

Тендеры на продажу и покупку недвижимости, долевое участие в строительстве

После того, как Заказчик определил цену, он готовит техническое задание, описывает объект закупки и устанавливает требования к участникам. При описании объекта закупки Заказчик должен руководствоваться требованиями ст.33 44-ФЗ.

Что указывается в описании объекта недвижимости?

Как правило, в описании объекта закупки Заказчики указывают:

  • Общую площадь;
  • Количество комнат;
  • Этажность дома;
  • Год постройки;
  • Место расположения;
  • Отделку;
  • Наличие приборов учета.

Ниже для наглядности я разместил несколько скриншотов из технического задания.

Требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии со ст.31 44-ФЗ. Это стандартный перечень требований, которым должен соответствовать участник.

Особое внимание хочу обратить на п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ. Это соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В данном случае речь, чаще всего, идет о Выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая должна быть приложена участником в составе заявки.

Однако, в закупочной документации можно встретить и такую формулировку:

“В составе заявки участник должен приложить выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, или свидетельство о государственной регистрации права собственности, или правоустанавливающие документы (в случае, если право зарегистрировано до 1998 года: договор приватизации, или договор купли-продажи, или договор дарения, или договор мены, или договор ренты, или договор долевого строительства, или свидетельство о праве на наследство по закону, или свидетельство о праве на наследство по завещанию, или иной документ, предусмотренный статьей 14 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»)”.

И здесь возникает резонный вопрос: “А законно ли требовать от участника закупки выписку из ЕГРН?”. Ведь в закупке может принимать участие не только сам собственник, но и его представитель по доверенности (ч.3 ст.27 44-ФЗ).

Как и следовало ожидать, однозначного ответа на этот вопрос нет. Так, например, в Письме ФАС России от 07.08.2019 г. № АК/68293/19 сказано о том, что физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично, либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.

А в решениях ФАС по делу № 012/06/106-266/2019 от 13.06.2019 г. и делу № 054/06/66-710/2019 от 22.04.2019 г. ФАС говорит о том, что участвовать в госзакупках недвижимости могут только собственники жилья.

При этом в Постановлении № Ф03-5066/2018 от 10.12.2018 г. Арбитражного суда Дальневосточного округа сказано о том, что государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в отдельных случаях не является обязательной. В качестве объекта закупки может выступать товар, находящийся в гражданском обороте, в отношении которого действующим законодательством предусмотрено лишь наличие права собственности.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией перехода таких прав либо одновременно с государственной регистрацией сделки с объектом недвижимости.

Поэтому мой вам совет — внимательно читайте требования Заказчика и, в случае необходимости, направляйте запрос на разъяснение положений закупочной документации.

На что еще необходимо обратить внимание при изучении тендерной документации?

  • Сроки оплаты (указаны в проекте контракта);
  • При наличии средств в бюджете (это стоп слово, которое должно вас насторожить);
  • Порядок передачи прав собственности (если 5 дней — это мало, а если 10-15 дней, то это хорошо);
  • требования заказчика (новостройка или вторичка, ремонт).

Вариант 1 — Участие от лица собственника

Это не самый распространенный вариант, т.к. не все собственники об этом знают или соглашаются участвовать в госзакупках. А вот те собственники, которые на это соглашаются, продают свое жилье при помощи посредников (представителей). Посредник помогает собственнику получить электронную подпись, пройти регистрацию в ЕИС, открыть спецсчет, внести на него обеспечение заявки, принять участие в торгах и заключить договор с Заказчиком. То есть участие в торгах ведется от лица собственника, но под чутким руководством посредника.

Важный момент! В том случае, если Заказчик прописал требование о том, что в закупке могут принимать участие только собственники жилья, то данный вариант является единственно возможным.

Вариант 2 — Участие от лица посредника (представителя)

Этот вариант отлично подойдет для риэлторов и специалистов по тендерным продажам. Ваша задача найти тендер, подобрать под него подходящую квартиру, договориться с собственником (Примечание: самым сложным на данном этапе является объяснить всю схему взаимодействия собственнику), заключить с ним агентский договор и получить доверенность на предоставление интересов собственника (заверяется нотариально). В данном варианте вы выступаете в роли представителя. После победы в тендере оформляется дополнительное соглашение, где собственник указывается в качестве участника правоотношений. После того, как собственник получит деньги, он переводит вам вашу комиссию.

Важный момент! О комиссии, которую вы планируете получить от реализации квартиры собственника лучше рассказать сразу, чтобы на этапе получения денег не возникло проблем с собственником.

Представьте себе такую ситуацию. Начальная (максимальная) цена контракта — 2 000 000 рублей. Стоимость квартиры собственника — 1 500 000 рублей. Вы подаете заявку и оказываетесь единственным участником. То есть контракт будет заключен по начальной цене. Собственник получает по контракту 2 000 000 рублей и должен вам перечислить вашу комиссию в размере 500 000 рублей. Если вы заранее не предупредите собственника и не зафиксируете все обязательства в договоре, то можете столкнуться с тем, что собственник не захочет отдавать вам всю сумму.

Поэтому прописывайте в агентском договоре все необходимые условия: стоимость собственника, комиссия агента и т.д.

Вариант 3 — Выкуп квартиры под выигранную закупку

Этот вариант очень похож на вариант №2, описанный выше. Единственное отличие заключается в том, что после победы в закупке квартира у собственника выкупается, договор купли-продажи регистрируется в Росреестре, а затем квартира перепродается Заказчику. Этот вариант подойдет для тех, у кого есть достаточное количество свободных средств для выкупа жилья у собственника.

Есть в этом варианте и свои минусы. Если Заказчик не примет квартиру, то вы останетесь с этой квартирой и затем уже вам нужно будет искать для нее покупателей. Хорошо, если вам удастся быстро ее продать, а если нет, то заморозите свои деньги на неопределенный срок.

Читайте также:  Как продать дачу быстро и выгодно: пошаговая инструкция

Важный момент! Прежде чем выкупать квартиру, предварительно согласуйте её с Заказчиком. Также лучше иметь на примете не одну квартиру, а две или три.

Как и в любом деле в госзакупках недвижимости есть свои плюсы и минусы. Давайте сначала рассмотрим плюсы.

Плюсы:

  1. Высокий средний чек с одной сделки;
  2. Нет территориальной привязки, т.к. закупки проходят в электронной форме;
  3. Отсутствие сезонности (спрос на жилье есть всегда);
  4. Гарантия оплаты (государство самый надежный и платежеспособный покупатель);
  5. Простой и понятный порядок действий.

Минусы:

  1. Ниша не для всех;
  2. Нужны знания и навыки участия в торгах по 44-ФЗ, навыки операций с недвижимостью и умение вести переговоры;
  3. Для работы нужен стартовый капитал;
  4. Высокие риски.

Гражданин может передать квартиру на баланс муниципалитета двумя способами:

  • На безвозмездной основе через процесс деприватизации.
  • На возмездной основе через подписание договора купли-продажи.

Покупка жилых помещений у граждан производится в соответствии с требованиями ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. Согласно его нормам приобретение недвижимости должно производиться через электронные торги.

Госзакупки недвижимости по 44-ФЗ: как это работает?

Российское законодательство строго регламентирует порядок аукциона по покупке квартир. И его организация полностью зависит от предполагаемой начальной стоимости недвижимости.

Все операции разделяются по двум критериям:

  1. Сделки на сумму менее 3 000 000 рублей.
  2. Сделки на сумму более 3 000 000 рублей.

Вся информация размещается на электронных ресурсах, где заказчик (государственное учреждение) выставляет перечень необходимых требований к жилплощади, которую он желает приобрести.

Если бюджет менее 3 млн. руб., то эти требования должны быть размещены на ресурс не позднее, чем за семь дней до предполагаемой даты аукциона. Если – более 3 млн. руб., то за пятнадцать дней.

Заказчик (представитель государства) может вносить коррективы в заявленные требования. Но поправки он имеет право вносить не менее, чем за два дня до официальной даты проведения аукциона.

Возможен также полный отказ от проведения сделки, но это должно быть сделано не позднее, чем за пять дней до аукциона.

В ходе проведения самого аукциона потенциальные продавцы предлагают свои варианты, полностью предоставляя информацию о своей жилплощади.

Жилищный кодекс РФ и другие тематические законодательные акты не запрещают приобретение государством объектов недвижимости у частных лиц. Такие операции выполняют муниципалитеты для выполнения утвержденных социальных программ. Для приобретения применяют стандартную схему закупок с применением открытых электронных торгов (аукционов).

Чтобы продать квартиру государству правильно, продавцу надо изучить:

  • типовые требования к объектам недвижимости;
  • механизм ценообразования;
  • особенности налогообложения;
  • пошаговый алгоритм действий;
  • сопроводительную документацию.

Наиболее востребованными являются однокомнатные квартиры в готовности для немедленного переезда.

Продать государству точно не получится следующее жилье:

  • с неузаконенной перепланировкой;
  • оформленное в залог, обремененное или арестованное, с иными ограничениями для продажи;
  • в плохом техническом (эстетическом, санитарном) состоянии;
  • с отсутствием современных инженерных сетей.

А рассмотренный выше пример с ветхим жильем является исключением. Подобную схему получится применить, если объект недвижимости пока не включен в список для планового сноса. Ответственные работники муниципалитета уточняют размещение здания в зонах с правом на отселение.

Продать квартиру государству можно в рамках целевой программы для детей сирот. Требования к недвижимости в данном случае не отличаются от рассмотренных выше правил.

Для всех льготных категорий граждан устанавливают на региональном уровне нормативы жилой площади. Стандарт – 18 м кв. на человека. Его корректируют местные законодательные органы власти. В столице, например для семьи из двух человек установлен норматив 44 м кв.

Продать квартиру государству можно только через аукцион, поэтому процесс торгов определен стандартной процедурой. Побеждает самое дешевое предложение, соответствующее по характеристикам опубликованной заявке.

Это специфическое определение оценки внедрено для решения следующих задач:

  • расчета налогов на недвижимость и полученный доход;
  • оформления прав наследства, дарения;
  • выполнения обменных операций.

Вычисления делают профильные подразделения «Росреестра». В типовой методике кроме общих технических параметров и года постройки применяют поправочные коэффициенты для учета экономических особенностей конкретного региона. Расчет выполняют не чаще одного раза каждые 2-3 года.

Если продать квартиру государству по действующей кадастровой стоимости или выше, придется заплатить налог от разницы с ценой покупки. Максимальная скидка от этого уровня допустима не более 30%. По состоянию на март 2019 г. действует вычет 1 млн. руб. На эту сумму разрешено уменьшить базу налогообложения.

В этом варианте существенное влияние на цену оказывают следующие параметры:

  • площадь;
  • количество комнат;
  • расположение с учетом ближайшей инфраструктуры;
  • год постройки;
  • архитектурные особенности здания (кирпич, монолит и др.);
  • действительное состояние.

С учетом целевого назначения квартиры достаточно сделать «косметический» ремонт, либо обеспечить подготовку для финишной отделки.

Актуальную рыночную стоимость квартиры можно определить по уровню сопоставимых предложений. Для оперативной проверки пользуются информацией агентств и сводными специализированными сайтами. Альтернатива – обратиться к профессиональному оценщику для составления отчета.

Для уточнения актуальных запросов можно обратиться в местную администрацию с письменным заявлением. Соответствующую информацию публикуют на официальном сайте муниципального образования, а также на специализированной площадке электронных торгов. Жилье приобретают:

  • для сирот, ветеранов, малоимущих, других льготных категорий;
  • при переселении из аварийного жилья;
  • в рамках программ реконструкции.

Закупка недвижимости: пошаговая инструкция

Автор: Задорожнева Александра 21 февраля 2022 Закупка недвижимости — это поэтапная процедура приобретения объектов недвижимости по нормам 44-ФЗ.

Разбираемся с особенностями госзакупки недвижимости в 2022 году. При приобретении организация-заказчик может выбрать либо любой конкурентный способ проведения закупки (), либо закупить жилье у (ст. 93 44-ФЗ). При этом действия заказчика при выборе способа определения поставщика не должны вести к ограничению конкуренции (ч.

5 ст. 24 44-ФЗ). В том случае, если объект госзакупки — недвижимость, а именно нежилое помещение, которое приобретается для обеспечения потребностей субъектов РФ, федеральных или муниципальных образований на основании решения о реализации бюджетных инвестиций, предоставления субсидирования на приобретение капитальных вложений (объектов недвижимости) в государственную или муниципальную собственность, то такой контракт можно заключить с единственным поставщиком независимо от цены контракта ().

Анна Кузнецова: для решения проблем детей-сирот необходима комплексная программа

В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы и сенаторы,
представители Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства
финансов России, Минстроя и Минпросвещения, региональных органов исполнительной
власти, оператора «ДОМ.РФ», общественных организаций и благотворительных
фондов.

Открывая
обсуждение, заместитель Председателя ГД Анна Кузнецова отметила, что подходы к защите прав детей-сирот начали меняться после того, как в Конституцию вошел
тезис о роли государства, которое принимает на себя обязанности родителей в отношении этой категории детей.

По словам Анны Кузнецовой, за последние два месяца работы Государственной
Думой восьмого созыва рассмотрено несколько законопроектов, направленных на защиту интересов сирот, некоторые из них уже приняты в окончательном чтении.

Вместе
с тем она отметила, что предстоит большая работа.

Текущее положение

По данным на 1 августа 2021 года, которые привела Анна Кузнецова, в списках на получение жилья находились 289,8 тыс. детей-сирот, при этом 199,7 тыс. из них не могут
реализовать свое право, несмотря на то что им уже исполнилось 18 лет.

По оценке Счетной
палаты РФ, даже если очередь не будет увеличиваться, то потребуется примерно девять лет, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся. Однако численность
детей-сирот, ожидающих получения жилья, растет: за 2020 год она
возросла на 8,5 тыс.

человек, за семь месяцев 2021 года — еще на 6,6 тыс.

Объем
средств, которые требуются для исполнения накопившихся обязательств
государства, Счетная палата оценивает в 321 млрд рублей, а к 2024 году
эта сумма, по прогнозам ведомства, может составить уже 490 млрд.

«Очевидно:
если не изменить подходы к исполнению жилищных обязательств государства перед
сиротами, задолженность продолжит расти не просто активными, а критическими
темпами», — подчеркнула заместитель Председателя ГД.

Она указала, что финансирование
расходов на эти цели из федерального бюджета в последние годы практически не меняется. Так, по ее словам, на жилье для сирот в 2020 и 2021 годах выделялись субсидии по 10 млрд
рублей и в бюджете на ближайшие три года эти параметры не изменились.

«По данным Счетной палаты, в 2021 году из бюджетов всех уровней на жилье для сирот
должно быть выделено 44,1 млрд рублей. Это больше, чем в 2020 году. Вместе с тем в 26 регионах отмечается сокращение расходов местных бюджетов на обеспечение жильем сирот, в трех регионах — более чем на 50 %», — сообщила Анна Кузнецова.

  • Что препятствует решению проблемы
  • Заместитель
    Председателя Государственной Думы отметила три основные проблемы, которые
    препятствуют своевременному решению вопроса.
  • «Это
    отсутствие единого ведомства, ответственного за обеспечение жильем детей-сирот, отсутствие единых подходов и излишняя регламентация, недостаточное
    финансирование исполнения обязательств государства на фоне постоянного роста
    цен на жилье, дефицита необходимого жилого фонда, расхождение нормативов
    стоимости квадратного метра с фактической стоимостью», — перечислила Анна
    Кузнецова.
Читайте также:  Санаторно-курортное лечение для пенсионеров в 2023 году

Аудитор
Счетной палаты Светлана Орлова в своем выступлении отметила необходимость
обеспечения сохранности жилья, имеющегося у детей-сирот. По ее словам, СП уже изучает
ситуацию в этой сфере.

Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан

Более 953 миллионов рублей выделили в Башкирии в 2021 году на приобретение жилья детям-сиротам из федерального и регионального бюджетов. Только вот ждут положенных им квадратных метров более 4,5 тысячи сирот, которым уже исполнилось 18 лет, и еще более трех тысяч несовершеннолетних ребят. Средств же хватит на покупку 650 квартир.

Но и выделенные деньги муниципалитеты нередко не тратят, а возвращают в бюджет. Прокуратура Башкирии объявила по этому поводу предостережение исполняющему обязанности министра строительства и архитектуры РБ Егору Родину.

Чтобы расставить все точки над «и» и узнать, как планируется решать проблему, «Российская газета» пригласила Егора Родина на деловой завтрак.

Егор Владимирович, хотелось бы понять: деньги на жилье для сирот выделяются регулярно, но ситуация не меняется — льготники годами ждут, пока им купят квартиры.

Егор Родин: Начнем с того, что существуют две проблемы. Первая нормативная цена квадратного метра, по которой рассчитывается общая стоимость жилого помещения для сирот. Уточню: Минстрой России ежеквартально устанавливает нормативы для всех субъектов страны.

С учетом выделяемого финансирования мы уже на уровне региона определяем предельную стоимость квадратного метра, по которой можно приобрести дома и квартиры в каждом муниципалитете. В Уфе она максимальная: в прошлом году составляла 45 тысяч рублей за «квадрат».

В остальных муниципалитетах — от 30 до 36 тысяч рублей. То есть на квартиру площадью 33 квадратных метра в столице республики приходится 1,48 миллиона рублей. Найти подходящее по критериям жилье за эти деньги на рынке практически невозможно, тем более в новостройке.

В сельских районах, соответственно, цена еще ниже, поэтому там проблема стоит особенно остро.

Во втором квартале 2021 году Минстрой РФ повысил нормативы. Для Башкирии была установлена цена в размере 51 тысяча рублей за квадратный метр. И мы, соответственно, пересмотрели подходы к определению стоимости квартир в разных муниципалитетах, приблизив их к рыночным.

Теперь администрации городов могут приобрести жилье по 51 тысяче рублей за «квадрат», а районы — за 43,4 тысячи рублей. То есть максимальная цена однокомнатной квартиры составляет 1,68 миллиона рублей и 1,3 миллиона, соответственно.

Благодаря этому во второй половине года аукционы муниципалитетов прошли успешнее.

Но самое главное, по просьбе регионов Минстрой РФ перешел на новую методику расчета стоимости жилья. Теперь для субъектов она определяется как среднее арифметическое между ценами на первичном и вторичном рынках. Эти нормативы начнут действовать с 1 января 2022 года. Для нашей республики это 72,5 тысячи рублей за квадрат, за такие деньги можно будет приобрести сиротам приличную квартиру.

Но если объем финансирования не изменится, то, соответственно, купят меньше квартир?

Егор Родин: Да, это обратная сторона медали. При сохранении прежнего финансирования количество сирот, получающих жилье в течение года, снизится в полтора раза.

Но в республике и на уровне правительства РФ обсуждают возможность увеличения объема выделяемых средств.

Если этого не сделать, мы не успеем решить вопрос с обеспечением жилья сирот до 2024 года, как поручено в 2019 году премьер-министром правительства РФ. Ведь ежегодно число льготников пополняется на 300-400 человек.

Итак, можно сказать, что первая проблема со стоимостью квадратного метра практически сошла на нет…

Егор Родин: Да. Но остается вторая. В некоторых районах (в основном в отдаленных) не ведется строительство новых домов, а имеющиеся на вторичном рынке — ветхие. К примеру, такая проблема есть в Белокатайском, Зилаирском, Альшеевском, Бурзянском районах.

Чиновники вынуждены выбирать: приобрести дешевое и некачественное жилье на вторичном рынке либо получить штрафные санкции за неосвоение выделенных федеральных и региональных средств.

Мы неоднократно объясняли сотрудникам райадминистраций: лучше отказаться от подписания контракта и вернуть деньги в бюджет, чем стать фигурантом уголовного дела за предоставление некачественного жилья льготникам. По крайней мере, это безболезненнее.

Получается, не дорабатывают в муниципалитетах?

Егор Родин: Многое зависит от главы муниципалитета. Есть руководители, которые, несмотря на удаленность от Уфы, находят выход.

К примеру, глава Федоровского района сумел решить проблему с застройщиком, договорившись о сотрудничестве с Фондом развития жилищного строительства РБ. В муниципалитете будут возводить новые дома.

Отмечу также опыт взаимодействия с застройщиками в Караидельском районе.

Важно, чтобы глава муниципалитета планировал строительство и покупку жилья для льготников на несколько лет вперед, тогда и освоение будет на высоком уровне.

По итогам прошлого года только девять муниципалитетов потратили все выделенные средства.

Помимо Федоровского и Караидельского в этом списке Аургазинский, Бижбулякский, Бирский, Зилаирский, Гафурийский, а также Благоварский и Татышлинский районы. Обратная ситуация в Белокатайском и Учалинском районах.

Прокуратура вынесла вам предостережение по той же причине в этом году. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.

Егор Родин: На момент вынесения предостережения так называемое «кассовое освоение» составляло 30 процентов — это доля бюджетных средств, которые уже перечислили продавцу.

Тогда как документы на оплату были готовы на сумму, составляющую 70 процентов. Сейчас же оплатили более 80 процентов, но год еще не закончился, аукционы продолжаются. Обычно итоговый показатель по региону — 95-97 процентов.

100-процентного освоения не может быть, так как во время аукциона предполагается экономия средств.

Экономия экономией, но не страдает ли качество жилья?

Егор Родин: Пару лет назад многие муниципалитеты жаловались на несовершенство техзадания, которое не позволяло им при госзакупках отобрать лучший вариант жилья, приходилось соглашаться на самый дешевый.

Все требования укладывались в две строчки и сводились к тому, чтобы дом не был признан аварийным и соответствовал санитарным нормам.

Правительством республики разработан вариант техзадания, в котором подробно прописываются все нюансы: материал стен, наличие сантехники, год постройки и так далее.

Кроме того, теперь перед покупкой помещение проверяет межведомственная комиссия, в которую входят сотрудники Роспотребнадзора и Госстройнадзора. Некоторые районы начали приглашать в комиссию сирот, для которых приобретается жилье. Такой подход позволил сократить количество жалоб.

Однако сегодня около трети квартир, выданных детям-сиротам, пустуют. В основном — в селах, где нет для молодежи ни работы, ни перспектив. Может, пора ввести жилищные сертификаты, чтобы сироты сами выбирали, где купить жилье?

Егор Родин: Прокуратура Башкирии подготовила законодательную инициативу по введению жилищных сертификатов для этой категории льготников. Специалисты минстроя РБ принимали участие в создании документа.

Уточню: речь идет о выдаче сертификатов только тем, у кого уже есть семья и работа, кто крепко стоит на ногах.

Они могли бы соединить средства материнского капитала с жилищным сертификатом, оформить ипотеку и приобрести хорошую квартиру там, где они пожелают.

Ведь сегодня жилье детям-сиротам выдают по договору спецнайма, предполагающему запрет приватизации. И только через пять лет комиссия может принять решение о переводе квартиры в статус социального и, соответственно, появится возможность оформить в собственность.

Пока это только закинициатива. Мы считаем: чтобы квартиры не пустовали, необходимо дать каждому сироте право выбора, где ему купить жилье. Если молодой человек планирует жить и работать в Уфе, зачем ему дом в глухой деревне?

Как получить жилье после детского дома?

  • Если по каким-то причинам сирота достигает совершеннолетия и вдруг оказывается, что он не стоит на очереди на квартиру, то ему может помочь только обращение в суд.
  • Конечно же, без юридической помощи осуществить это достаточно сложно, поэтому, опять-таки, стоит обратиться за консультациями в соответствующие благотворительные организации.
  • Как показывает практика, в России суды обычно подтверждают право сироты получить жилье после детского дома и выдают необходимые предписания. После этого детдомовец снова оказывается в жилищной очереди – «послесудебной», которая существует параллельно с обычной.
  • И здесь уже как повезет, бывает, что такие ребята справляют новоселье раньше своих собратьев, которые годами ждут вожделенные метры в обычной жилищной очереди.

На что могут рассчитывать после детдома?

После публикации протокола о подведении итогов закупки заказчик готовит и отправляет проект контракта поставщику в течение 5 дней. Исполнитель рассматривает проект и если есть доработки направляет протокол разногласий в течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Заказчик согласовывает документацию, правит, корректирует и публикует подписанный проект в течение 3 дней. Продавец подписывает доработанный документ. После чего покупатель в течение 3 дней визирует его со своей стороны.

В аукционе и конкурсе контракт заключается не ранее чем через 10 дней после публикации протокола о подведении результатов закупки. При проведении запроса котировок или запроса предложений в электронной форме этот срок составляет 7 дней. Это зафиксировано в ч. 9 ст. 83.2, ч. 1 ст. 24.1 44-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *