Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле,». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первая редакция ПДД касательно перевозки детей вышла в 2008 году, но в ней было довольно много спорных моментов. В частности, понятие «Специальное средство для перевозки» было опущено. Доходило до того, что водитель просто усаживал ребенка на подушку. При остановке инспектором ГИБДД он доказывал, что это и есть специальное средство, а последний не мог выписать штраф из-за странной формулировки в законе. Были и некоторые другие спорные моменты. Все это привело к необходимости внести поправки.
Риски: перевозка детей в автомобиле
Правила перевозки детей в автомобиле или другим транспортным средством еще не так давно не привлекали пристального внимания со стороны работников дорожно-патрульной службы. Исключение составляли организованные перевозки автобусом (экскурсионным или школьным), когда к водителю предъявлялись особые требования по уровню его профессионального мастерства и техническому оснащению транспортного средства. Создавалось впечатление, что только автобусные поездки сопряжены с высокой степенью риска для маленьких пассажиров.
Однако, статистика свидетельствует о том, что больше половины травм, полученных детьми в результате дорожно-транспортных происшествий, — это следствие отсутствия специальных средств транспортировки в легковых автомобилях. Всем привычная практика перевозить детей, удерживая их на руках у взрослого пассажира, оказалась наиболее небезопасной для ребенка.
Во время экстренного торможения или другого автомобильного маневра, сидящий на коленях ребенок практически выполняет функцию «подушки безопасности» и принимает на себя всю массу движущегося по инерции тела взрослого. Пожалуй, не стоит детально описывать, к каким последствиям это приводит, поскольку печальный результат вполне очевиден.
Нужно ли автокресло ребенку?
Действительно, в Правилах сказано о применении приспособления, благодаря которому ребенок находится на такой высоте, чтобы его можно было максимально безопасно пристегнуть ремнем. Без этого приспособления ремень безопасности, который рассчитан на взрослого человека, попадает внизу не на подреберную часть, а на живот, и при аварийной ситуации может травмировать внутренние органы ребенка. Верхняя же часть ремня проходит не в районе ключицы, как это необходимо по требованиям безопасности, а в районе шеи.
Во всем Евросоюзе наличие автокресла обязательно. Варьируется лишь сумма штрафов и требования к провозу детей. В одних странах автокресло необходимо для детей до 12 лет, в других – для детей ростом до 150 см. В Германии, к примеру, нельзя забрать ребенка из роддома, если в машине нет специальной люльки для перевозки младенцев. В Швеции по закону детское автокресло должно быть повернуто так, чтобы ребенок сидел спиной вперед, это требование действует для детей до 4 лет. В России жесткие требования к применению автокресел. Водителя, провозящего ребенка без автокресла, задерживают, выписывают штраф и запрещают дальнейшее перемещение: только на транспорте, оборудованном автокреслом, либо на общественном транспорте.
Из-за того, что за границей есть жесткие требования касательно детских автокресел, часто люди обращаются за покупкой кресла, только когда едут за границу. Естественно, в этом случае выбирается самое дешевое, для отвода глаз. При этом в нашей стране дороги хуже, чем за границей, и автокресло необходимо и для безопасности детей, и для комфорта, ведь ребенок своим поведением задает атмосферу в автомобиле. С автокреслом можно быть уверенным, что ребенок не будет крутиться, лезть в окно, не откроет дверь, не будет нарушать вашего комфорта при вождении.
Перевозка детей в автомобиле по ПДД
Пункт ПДД 22.9.
Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Штраф за оставление ребенка в автомобиле
Ребенка опасно оставлять в закрытом автомобиле даже на очень короткий промежуток времени, так что мы советуем не оставлять детей без присмотра в автомобиле, а штраф может быть наложен по части 1 или части 5 статьи 12.19 КоАП:
1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. … 5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Из этого следует, что штраф за оставление ребенка а машине без присмотра влечет штраф в 500 рублей (2500 рублей в Москве и Санкт-Петербурге).
Почему стоит всех детей до 12 лет перевозить в кресле
Несмотря на изменения, внесенные в правила дорожного движения, которые разрешают перевозку детей 7-12 лет без автокресла, всё же лучше им пользоваться.
На это есть ряд причин:
- Непристегнутый ребенок будет отвлекать водителя от дороги. Это особенно опасно, если в автомобиле нет других взрослых, поскольку сложно одновременно следить за дорогой и за малышом. Резкое торможение или манёвр может травмировать ребенка.
- Автокресла проектируют для максимальной защиты детей. Разработчики ежегодно совершенствуют модели автокресел, учитывая данные о ДТП и испытывая новые модели краш-тестами. Именно поэтому родители могут быть уверены в безопасности ребенка, находящегося в автокресле.
- Штатный ремень предназначен для взрослых. Правильно пристегнуть малыша с его помощью невозможно, поскольку он рассчитан на пассажиров с ростом выше 140 см. У ребенка с меньшим ростом расположение ремня будет неправильным. В случае ДТП это может привести к серьезным травмам, вплоть до летального исхода.
- Все детские автокресла спроектированы с учетом веса, роста и телосложения детей. Именно поэтому детям гораздо комфортнее сидеть в них, чем на обычном сиденьи. К тому же наличие наклонного положения дает ребенку возможность комфортно отдохнуть во время поездки.
Каждый родитель вправе решать, пользоваться автокреслом или нет. Необходимо помнить, что в случае ДТП оно способно сохранить жизнь маленького пассажира и уберечь его от серьезных травм.
Согласно пункту 178 Правил дорожного движения перевозить детей в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, следует с использованием детских удерживающих устройств или иных устройств, соответствующих весу, росту и возрасту. Такое устройство нужно детям до 12 лет. Перевозить без кресла ребенка младше 12 лет можно, если его рост превышает 150 см, а также в такси.
Некоторые родители вообще не используют автокресла, оправдывая это экономией средств и тем, что «мы в детстве без автокресел ездили, и все было хорошо». К сожалению, такой подход может привести к печальному исходу. Однако нередки случаи, когда удерживающие устройства используются, но неправильно. По статистке, почти каждый второй ребёнок неправильно зафиксирован в автомобиле.
Какие общие требования по ПДД?
В общем, выше в таблице изменений мы привели основные принципы требований Правил к перевозке детей в 2021 году. Давайте в закрепление темы приведём официальную трактовку действующего пункта 22.9 ПДД:
22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств».
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
Нарушения, за которые положены штрафные санкции
Ситуации, при которых наказывают штрафом за неправильную перевозку детей:
- Со скольки лет можно ездить без кресла спереди в легковом авто? По закону — с 12 лет. Если ребенок, которому не исполнилось двенадцати лет, едет на переднем сиденье без удерживающего устройства, водитель будет оштрафован.
- Малыш до семилетнего возраста на заднем сиденье без кресла в легковом авто.
- Ребенок до семи лет без кресла в кабине грузового автомобиля.
- Маленький пассажир сидит в автокресле, но ремнями не пристегнут.
- Дитя находится в удерживающем устройстве, но оно не крепится ремнем автомобиля или креплением ISOFIX.
- Автокресло не подходит чаду по одному из параметров: рост, вес, возраст.
Правила установки детского кресла и специфика использования автомобильных ремней
Некоторые водители не соблюдают правила перевозки детей, а выписанные по этой причине штрафы считают необоснованными. Но установка автокресла в салоне автомобиля – это не только отсутствие штрафов, но и безопасность детей. Многочисленные краш-тесты, проводимые с использованием манекенов, доказывают утилитарную ценность устройств данного типа.
ДУУ создаются и тестируются многочисленными инженерами-специалистами, сотрудниками испытательных лабораторий. При возникновении ДТП или простом экстренном торможении, детские кости и мышцы не выдерживают перегрузок, если тело не зафиксировано. Благодаря креслу, нагрузки, которые испытывает неокрепший организм маленького пассажира, заметно снижаются. По статистике, ужесточение требований к транспортировке детей способствует снижению детской смертности в случае ДТП.
Куда в машине установить детское кресло
В автомобильном салоне важно правильно установить детское кресло. Это определяет, насколько безопасным будет провоз детей.
Правильная установка кресла определяет его функционал в критических ситуациях и безопасность. Если правильно выбрать модель, но зафиксировать без учета правил, будет серьезный риск для многих пассажиров, в том числе для детей. В связи с этим, учитывают правила дорожного движения, чтобы понять, как должна осуществляться перевозка детей в автомобиле.
Автокресло устанавливают с учетом следующих требований:
- Автокресло нужно надежно фиксировать на автомобильном сиденье. Важно исключить риск продольных и поперечных помещений.
- Кресла разных групп устанавливаются по-разному, спереди и сзади. Малыш должен находиться лицом против хода езды транспортного средства, чтобы исключить риск травмы шеи у младенца.
- При передней установке детских кресел обязательно отключают фронтальную пассажирскую подушку безопасности. Ее срабатывание при аварии грозит травмами и летальным исходом для маленьких пассажиров. Кресло рекомендуется отодвинуть назад.
- При задней установке кресла его желательно отодвинуть назад. Это снизит риски для детей. Лучший вариант – установка кресла посередине, чтобы малыш был не вблизи автомобильной двери.
Правила использования детских кресел и ремней безопасности
Обновленные правила перевозки детей в легковом автомобиле предписывают, что ТС, в котором будет ехать ребенок до 12-ти лет, ростом ниже 150 см, должно быть оснащено ремнем безопасности и ДУУ, отвечающим стандарту ECE R44/04 или ECE R129, в техрегламенте также часто обозначают – «Постановление No44 ЕЭК» или «Правила ЕЭК ООН No 44-04».
Данный стандарт подразделяет ДУУ на 5 групп (зависит от веса):
- Группа 0. Автолюльки предназначены для грудных детей и до достижения ими веса 10 кг. Дети в них могут находиться спиной или боком относительно направления движения, с пристегнутым ремнем безопасности.
- Группа 0+. Автолюльки для детей массой до 13 кг, в которых дети располагаются лицом назад.
- Группа 1. Автокресла для перевозки детей весом 9-18 кг. Возможны два варианта расположения спиной вперед и спиной назад.
- Группа 2. ДУУ для пассажиров, вес которых 15-25 кг. Способ расположения — лицом вперед.
- Группа 3. В таких ДУУ можно перевозить детей весом 22-36 кг лицом вперед.
Конструкция ДУУ рассчитана на размещение в них несовершеннолетних детей ростом до 150 см, весом до 36 кг с пристегнутым ремнем безопасности. Если ребенок крупный, но ему еще нет 12 лет, то он может ездить без использования автокресла, но пристегнутым ремнем, на заднем сидении.
Под автокреслом подразумевается специализированное устройство, основная цель которого заключается в перевозке малолетних детей.
При этом к основной задачей принято обеспечение безопасности ребенка, когда случается различное дорожно-транспортное происшествие, в частности при использовании экстренного торможения.
Наличие специального устройства считается ключевым требованием российского законодательства. В соответствии с Федеральным законом № 767 от декабря 2005 года, дети до достижения 12-летнего возраста могут находиться в транспортном средстве только при наличии удерживающего устройства с дополнительными крепления ремнями безопасности.
Устройство в обязательном порядке должно подходить под конкретный рост ребенка. В случае достижения предельных лимитов допускается возможность использовать только штатные ремни безопасности.
Применение удерживающего устройства для детей в автомобиле обусловлено главным образом мерами безопасности. Дело в том, что неокрепший организм малыша подвержен повышенной опасности при резких движениях, а также воздействии высоких скоростей автомобиля. Хотя все машины оборудуются штатными ремнями безопасности, они не предназначены для использования их детьми. Конструктивно, ремни безопасности предназначаются для людей, чей рост выше полутора метров.
Недопустимо использовать штатные ремни безопасности лицам, рост которых меньше 150 сантиметров. Нарушение данного требования неизбежно приведёт к человеческим травмам.
Инженеры по безопасности отрасли автомобилестроения при устройстве соответствующей системы в автомобилях, руководствуются определённым принципом, при котором фиксация человека ремнём безопасности происходит в трёх точках:
- поясничный отдел;
- грудной отдел;
- плечевой отдел.