Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получить полис можно легко даже без карты диагностики. Но при этом неизвестно выплатят ли страховку. В случае ДТП застрахованное лицо лишает себя шансов доказать, что его авто было технически исправным. Поэтому рискует, что его признают виновником аварии.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Будет ли выплата, если нет техосмотра или он просрочен
Страховая компания получает возможность не платить компенсацию, аргументируя это тем, что полис ОСАГО оформлен не по правилам.
Собственник авто имеет шансы добиться выплаты компенсации через суд. Но радость может оказаться недолгой. Ведь страховщик может предъявить регрессные к автовладельцу, если будет установлена вина последнего в дорожно-транспортном происшествии.
Суд может решить вопрос, не в пользу владельца авто. Договор автострахования признается ничтожным, и водитель в этом случае несет ответственность за ДТП. Поэтому ситуация, если нет техосмотра, но при этом есть страховка, может оказаться неприятной для водителя.
Некоторые водители решают вопрос, могу ли я ездить без техосмотра, своеобразным способом – покупают фальшивый полис ОСАГО.
Для справки! Покупая бумажку «за копейки», человек наживает себе проблемы. Использование поддельных документов является преступлением.
Действует ли ОСАГО без диагностической карты
Хотя автомобиль должен периодически проходить технический осмотр, водитель не должен иметь при себе диагностическую карту. При её наличии ОСАГО действует. Использовать страховку можно и в случае утери диагностической карты. При поведении разбирательства все данные проверяются и даже, если карта утеряна, оператор представит сведения о прохождении технического осмотра.
Несколько иначе ситуация складывается в случае истечения срока действия диагностической карты. В такой ситуации необходимо выяснить, когда это произошло. Если на момент происшествия документ действовал, то человек может получить страховку, если нет – он утрачивает такое право.
Что нужно знать о техосмотре машины и диагностической карте
Техосмотр представляет собой набор действий, который производится в установленном порядке для освидетельствования техсостояния машины на его соответствие требованиям действующего законодательства. Данная процедура является обязательной, она осуществляется для допуска автотранспорта к участию в перемещении на дорогах. Требования к автотранспорту регулируются Правилами проведения техосмотра и Приложением №1.
В действующем законодательстве понятие «Талон техосмотра» не используется. Вместо него автомобилисты получают диагностическую карту (ДК). Её размер должен составлять формату А4. Она может быть выдана только аккредитованными центрами после техосмотра машины.
Диагностическая карта выполняется в качестве таблицы и составляется в 2-х экземплярах. В ней указываются сведения о техсостоянии машины. На базе этого составляется заключение: можно ли эксплуатировать автотранспорт либо нет. Документ также выдаётся в электронном виде, ему присваивается специальный идентификационный номер.
Один оригинал диагностической карты необходимо предоставить собственнику автомобиля, другой должен три года хранить выдавший его специалист. Электронный экземпляр необходимо направить в единую информационную автоматизированную систему, там его должны сберегать не меньше 5 лет. При порче либо потере документа следует обратиться в данную службу к техоператору, дубликат должен быть выдан в тот же день. Для получения оригинала либо дубликата карты не обязательно повторно оплачивать государственную пошлину.
Помните, техосмотр для получения ОСАГО проходить нужно. Но делать это следует исключительно в лицензированных организациях.
Осаго без техосмотра: оформление и способы приобретения полиса
Получение обязательного полиса страхования «автограждански» в обход установленных законодательством правил всегда интересовало автовладельцев. Но существуют ли способы легального получения полиса ОСАГО без техосмотра?
Каждый автовладелец с 1 июля 2003 года обязан иметь полис ОСАГО. Данная норма предусмотрена законом об ОСАГО. До этого времени оформление страхования автогражданской ответственности являлось добровольным.
Однако с ростом числа автомобилей и серьёзных ДТП, данная страховка стала обязательной, причем оформить её можно только при предъявлении талона ТО. А можно ли оформить ОСАГО без техосмотра?
Согласно законодательству об ОСАГО, полис автогражданки обязательных для всех владельцев автотранспортных средств, за исключением:
- транспортных средств, у которых максимальная конструктивная скорость не превышает 20 км/ч;
- транспортных средств, в силу технических характеристик которых не распространяются требования законодательства о допуске ТС к участию в движении;
- транспортных средств ВС России;
- транспортных средств, поставленных на учёте в других государствах при условии, если их владельцы застраховали гражданскую ответственность в рамках международной системы обязательного страхования;
- прицепов к легковому автомобилю.
Чем чревато отсутствие ТО?
- Во-первых, эти новшества не отменяют того, что уже с 1.03.2022 г. за отсутствие диагностической карты будут штрафовать. Размер штрафа – 2000 рублей. Они будут приходить в автоматическом режиме, но не чаще 1 раза в сутки. То есть за неделю вождения на ТС без техосмотра автовладелец заплатит государству 14 тысяч рублей. Следить за наличием действующей диагностической карты после 1 марта 2022 года должны будут камеры и сотрудники ДПС. Раньше стимулом к прохождению техосмотра были страховщики, которые не продавали полисы ОСАГО, то с 22.08.2021 по 01.03.2022 года за этим вообще никто не будет следить. И никаких санкций нет. В этот период проходить техосмотр скорее всего будут только автобусы и те, кто привык делать все по правилам. Это приведет к тому, что те операторы ТО, кто вложился в модернизацию своего бизнеса, останутся без клиентов, и рискуют вообще не дожить до 1 марта 2022 года. Такие непоследовательные действия наших законодателей в отношении реформирования системы техосмотра ведут к транспортному коллапсу. Который пока удается “отодвинуть”.
- Кроме штрафов, автовладельцев ждет еще один “сюрприз” от страховщиков. Уже вступили в силу поправки к действующему “Закону об ОСАГО”, которые позволяют страховым компаниям предъявлять регрессные требования к виновнику ДТП, если он управлял автомобилем без действующей диагностической карты. То есть продавать полисы ОСАГО без ТО можно, а вот выплачивать деньги в случае аварии не обязательно.
Все вопросы, связанные со страхованием и техосмотром автомобиля, регулируются положениями ФЗ №170. Каждый владелец машины должен знать, по каким правилам проводится ТО. К основным правилам данного процесса относится:
- выбирать для прохождения техосмотра необходимо только специальные СТО, оснащенные необходимым оборудованием и обладающие разрешением на этот вид деятельности;
- выдается по результатам данного процесса диагностическая карта, представленная документом в формате А4;
- в карту включается специальная таблица, содержащая сведения о машине;
- в конце имеется техническое заключение, на основании которого понятно, можно ли далее пользоваться автомобилем по назначению;
- заверяется карта подписью эксперта, занимавшегося осмотром;
- формируется документация в двух экземплярах, а также обязательно делается электронная версия, обладающая индивидуальным номером.
Если гражданин имеет новую машину, которой еще нет трех лет, то ему не требуется проходить ТО. Через три года придется выполнять данный процесс раз в два года.
Техосмотр считается достаточно простым процессом, выполняемым разными СТО, обладающими нужным оборудованием и разрешением. Процедура реализуется экспертом, имеющим необходимые сведения о разных автомобилях. Некоторые крупные страховые компании предлагают собственные услуги по проведению ТО. Многие автовладельцы предпочитают делать страховку с техосмотром в Росгосстрахе.
Во время проведения ТО учитываются следующие правила:
- во время данного процесса проверяются основные узлы автомобиля, к которым относится тормозная система, рулевое управление и другие элементы;
- если выявляются какие-либо проблемы, то их придется устранить, так как при наличии неисправностей не выдается диагностическая карта;
- стоимость ТО может немного отличаться в разных компаниях, но стандартно находится в пределах 1 тыс. руб.;
- если устранить неисправности в течение 20 дней, а также вернуться в первоначальное СТО для повторного прохождения техосмотра, то оплачивается исключительно изучение тех элементов, в которых ранее были выявлены проблемы.
Вся информация, полученная экспертом по результатам осмотра, вносится в диагностическую карту. Только после этого можно обращаться в страховую компанию для покупки полиса ОСАГО. Многие крупные фирмы предлагают страховку авто и техосмотр, поэтому все необходимые действия можно выполнить в одной организации. Это приводит к значительной экономии времени и средств.
Регресс при отсутствии техосмотра у транспортного средства
Регрессом принято называть явление, при котором страховая компания платит компенсации потерпевшему, а после требует данные денежные средства от виновной стороны.
Существуют некоторые причины, представляющие собой основание для регресса:
- водитель, виновный в ДТП, находился в алкогольном опьянении;
- виновник не имел прав на транспортное средство;
- инициатор аварии скрылся после дорожного транспортного происшествия;
- не был оформлен полис ОСАГО;
- авария случилась в не предусматривающий эксплуатацию ТС период;
- у автомобиля, который используется как такси, или у автобуса или грузовика нет техосмотра;
- в ДТП виноват водитель на частном авто, а столкновение с другим транспортным средством произошло по причине неисправности автомобиля виновника. Диагностическая карта на машину отсутствует;
- при оформлении страхового полиса собственник авто указал неверные данные, для того, чтобы цена на ОСАГО была ниже;
- виноват в аварии водитель на автомобиле с прицепом, которого нет в страховке (прицепы для легкового транспорта не принимаются во внимание);
- умышленное причинение вреда здоровью.
Куда обратиться если страховая отказывает в выплате, ссылаясь на отсутствие ТО?
Представьте ситуацию: произошло ДТП, причиной которого стало несоблюдение очередности проезда. В результате аварии не было пострадавших, однако, требуется ремонт двух ТС. У участников есть полис ОСАГО, но у одного из них, просрочена диагностическая карта. Страховая компания отказывается выплачивать страховку при действующем полисе ОСАГО, ссылаясь на просроченный ТО. В таком случае водитель может защитить свои права и обратиться с жалобой в следующие инстанции:
- РСА (жалоба подается в свободной письменной форме).
- Роспотребнадзор. В данной ситуации страхователь является потребителем услуг страховой компании, соответственно, роспотребнадзор может помочь в решении данного вопроса (жалоба подается в свободной письменной форме).
- Прокуратура.
- Исковое заявление в суд (составить жалобу лучше с помощью профессиональных юристов).
Действующая страховка, даже при наличии просроченного техосмотра при ДТП — это основание для выплат от страховой компании.
Зачем нужен технический осмотр автомобиля?
Помимо новой формы, поменялась и основная цель прохождения техосмотра. Ранее изначально выдавался страховой полис, а потом, имея на руках данный документ, можно было получить талон техосмотра. Сейчас же все в точности до наоборот. Теперь карта ТО необходима для оформления ОСАГО. Страховые компании прекратили выдачу полисов без наличия действующего документа. Они хотят быть уверенными, что эксплуатируемый автомобиль полностью исправен.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для обычных водителей прохождение технического осмотра в основном необходимо для оформления страхового полиса. В иных случаях отсутствие действующей диагностической карты ни на что не влияет.
Согласно федеральному закону, для новых автомобилей в течение первых трех лет не требуется прохождение техосмотра. Данное постановление относится к следующим транспортным средствам:
- Легковые и грузовые автомобили, прицепы, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны.
- Мототранспортные средства.
При приобретении нового автомобиля предыдущего года вы получаете (хоть и формально) подержанный автомобиль, у которого начался второй год эксплуатации. Поэтому необходимо помнить, что первый техосмотр надлежит пройти не через три года, а через два.
Техосмотр автомобиля – требование международной конвенции. Поэтому при поездке за территорию России следует иметь в виду, что диагностическая карта может понадобиться даже на новую машину. Не все страны при пересечении границы контролируют наличие документов, подтверждающих соответствующую проверку, но при возникновении подозрений, что автомобиль неисправен, могут сами проверить его техническое состояние. В случае обнаружения неполадок придется развернуться и поехать обратно в Россию.
Пошаговая инструкция: как получить
Для заключения договора автогражданской ответственности по всем правилам вам потребуется карточка диагностического осмотра авто (если ваша машина старше 3 лет). Для прохождения ТО для ОСАГО вам понадобится следующий перечень документов:
- Паспорт или другой документ удостоверяющий вашу личность.
- Если вы не собственник авто, то вам понадобится доверенность.
- Свидетельство подтверждающее регистрацию вашего ТС или паспорт ТС.
После прохождения ТО, вам на руки выдадут карту диагностического осмотра.
Справка. Для заключения договора автогражданской ответственности вы можете либо отправиться в офис СК, либо оформить данный договор онлайн на сайте СК.
Не зависимо от того каким образом вы будете заключать договор ОСАГО, вам понадобится следующий перечень документов:
- Паспорт или же заменяющий его документ.
- Свидетельство о прохождении регистрации ТС.
- Водительские удостоверения всех лиц, которые в последующем будут управлять ТС.
- И карточка диагностического осмотра.
После оформления бланка ОСАГО и оплаты вами страхового взноса, вам на руки выдадут полис. Если же вы оформляете договор автогражданки он-лайн, то получите данный документ в электронном формате.
Какие нужны документы
Машину на проверку технического состояния автотранспортного средства могут ставить только владельцы или их представители, а не водители, которые просто имеют право эксплуатации машины, а не право распоряжаться ею.
Если водитель является представителем владельца, то на него должна быть оформлена доверенность (с нотариальным заверением доверенности уже ушли в прошлое).
Техосмотр вы сможете пройти с предоставлением следующих документов оператору ТО:
- паспорт владельца авто, удостоверяющий его личность;
- доверенность, оформленная на представителя владельца, если последний не может сам присутствовать на техосмотре;
- удостоверение права на вождение данного транспорта;
- свидетельство, подтверждающие регистрацию машины или паспорт транспортного средства;
- квитанции оплат проведение техосмотра.
Для проведения ТО операторы не требуют предъявлять медицинскую книжку, техталон или любые другие документы, которые вне списка, утвержденного законодательством РФ.
Доверенность можно в некоторых случаях предъявлять, написанную от руки, но чаще всего на сегодня используют стандартную простую форму доверенности, распечатанную через принтер.
Можно ли ездить без техосмотра
Отменять подобную процедуру пока никто не планирует, поэтому автомобили старше 3 лет обязаны проходить ТО. Но что делать, если у владельца кончился срок ТО? Сколько можно ездить без ТО? На данный момент действует правило, согласно которому сотрудник ДПС не имеет права запрашивать у хозяина машины свидетельство о прохождении ТО.
То есть узнать, пройдена ли автомобилем техническая проверка, непросто. Поэтому не стоит бояться, что сотрудники ДПС наложат штраф за несвоевременное прохождение ТО.
С другой стороны, технический осмотр — необходимая процедура для получения страхового полиса. Если нет свидетельства о прохождении ТО, полис просто не дадут. Владелец машины сам решает как ему поступать. Никакого наказания за отсутствие свидетельства нет. Но отсутствие страхового полиса уже карается штрафом.