Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специализированные школы для детей с ОВЗ, разделены по группам заболеваний и изначально рассчитаны под особые потребности детей с данным отклонением. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательных функций – отсутствие порогов во всех классах, широкая расстановка парт, меньшее количество одноклассников, пандусы по всему зданию и т.д. Поэтому если у ребенка серьезные отклонения в здоровье следует не бояться специализированных учреждений, а ориентироваться именно на них, так как учителя и персонал смогут оказать ему помощь лучше, чем в обычной школе.
Гарантии инвалидам в сфере образования
В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.
1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
- основного общего;
- среднего (полного) общего
- начального профессионального;
- среднего профессионального;
- высшего профессионального.
3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:
Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
- приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
- адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:
В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
5. Обеспечение:
- инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
- инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.
6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:
- на уровне Российской Федерации;
- в отдельных субъектах РФ.
Преимущества заочного обучения
Кроме безопасности человека, которого родители или опекуны не хотят отпускать одних в чужой город, есть еще масса преимуществ:
- стоимость заочно-дистанционного обучения в 2 раза ниже, чем очное;
- студенту не нужно лишний раз тратиться на проезд к месту учебы, так как все предметы сдаются через интернет;
- вузы помогают в трудоустройстве своим выпускникам, так как сейчас на рынке много предложений удаленной работы;
- преподаватели в рабочее время находятся возле компьютера и помогают заочникам разобраться с темами, принимают зачеты;
- у инвалидов-заочников больше возможностей сдать предмет.
А главное – программы заочно-дистанционной формы, очно-заочного образования, очного и классического заочного обучения полностью совпадают. Это означает, что при желании студент может получить такой же объем знаний, что слушатель очного факультета.
Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе
В любом университете или институте России обеспечивается доступная среда для людей с инвалидностью и ОВЗ. Это значит, что во всех кампусах вузов обязательно есть:
- пандусы;
- подъемники;
- поручни;
- лифты;
- широкие двери.
То же самое должно быть обеспечено и в общежитиях.
Для студентов с нарушениями зрения вся информация должна транслироваться на Брайле (или у вуза есть принтеры Брайля, или они предоставляют студентам переносные дисплеи). Студентам с нарушениями слуха обеспечивается сурдо- и тифлосопровождение.
Вступительные испытания для людей с инвалидностью и ОВЗ проводятся в особом порядке:
- обычно экзамен проводится отдельно от других абитуриентов;
- на письменном экзамене должно быть не больше 12 абитуриентов, на устном — не больше 6;
- если в вуз поступает большое количество людей, люди с инвалидностью и ОВЗ могут писать экзамен вместе со всеми — при условии, что это не доставляет им неудобств;
- во время экзамена у людей с инвалидностью и ОВЗ может быть ассистент (помогает прочесть задание или переместиться по аудитории, например);
- время выполнения заданий может быть увеличено, но не больше, чем на 1,5 часа.
Инклюзия в образовании
Инклюзивное образование – это система образования, дающая возможности обучения всем гражданам, независимо от наличия у них тех или иных отклонений в психическом либо физическом развитии.
Такое образование направлено на создание единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями и нормальными детьми. Дети обучаются в одном классе, но по разным программам.
Инклюзия – это внедрение ребенка с ограниченными возможностями в специально созданную образовательную среду, которая поможет ему адаптироваться к социальной среде и получить образование и воспитание, отвечающее его индивидуальным потребностям и возможностям.
Инклюзия в образовании открывает возможности получения всеми детьми обучения, устраняя у них чувство обделенности и ненужности.
Ребенок с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии чувствует себя нужным обществу и желает развиваться и действовать в его среде. Находясь рядом с обычными детьми, ребенок с отклонениями в развитии, стремиться достичь того же, что и нормальный ребенок. Это позволяет в большей степени развить его потенциал.
Инклюзию в образовании можно представить, как совокупность следующих аспектов:
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.
В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:
Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:
Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения
Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.
Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Три аспекта развития инклюзии:
расположенных по месту жительства.
Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.
В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.
Вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ
Статус ребёнка | Наименование программы | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
ОВЗ | АОП или АООП | «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
Ребёнок-инвалид | ООП | Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.
Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.» |
Ребёнок-инвалид и ОВЗ | АОП или АООП | «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.» (ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
Управление дополнительного профессионального образования
В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.
1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
- основного общего;
- среднего (полного) общего
- начального профессионального;
- среднего профессионального;
- высшего профессионального.
3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:
Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
- приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
- адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:
В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
5. Обеспечение:
- инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
- инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.
6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:
- на уровне Российской Федерации;
- в отдельных субъектах РФ.
7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:
«Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Сегодня каждый гражданин РФ, в том числе и инвалид, имеет право на получение первого высшего образования. Инвалиды зачисляются в ВУЗы вне конкурса и без экзаменов.
В Государственную Думу внесли законопроект, который допускал бы возможность получения инвалидами второго образования при соблюдении нескольких условий:
- инвалид получил первое высшее образование до присвоения группы;
- инвалидность присвоена во время обучения в ВУЗе;
- гражданин получал первое образование за собственные деньги;
- ограничения здоровья гражданина препятствуют работе по специальности.
Таким образом, предлагается повысить качество жизни инвалидов. Ведь, имея достойное образование, гражданин с ОВЗ может найти хорошую, высокооплачиваемую работу.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:
Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.
К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:
- глухие;
- слабослышащие;
- слепые;
- слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
«Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья» (пп. 21-21.1).
«Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях» (п. 29).
Для поступления в Национальный технологический университет по дополнительным профессиональным программам свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на обучение прямо на этом сайте. Кроме того, Вы можете посетить НТУ лично и убедиться в уровне профессионализма преподавателей, а также лично пообщаться со своим персональным менеджером.
Выбирая нас, Вы приобретаете:
- профессиональные компетенции в соответствии с квалификационными требованиями сопровождающего;
- доступные цены за качественный материал;
- отлаженный механизм работы, значительно сокращающий продолжительность обучения;
- профессорско-преподавательский состав высокого уровня;
- индивидуальный подход и гибкий график обучения;
- персонального менеджера и безупречное качество обслуживания.
28 октября 2021 года состоялся вебинар на тему «Инклюзивное образование: вопросы нормативно-методического обеспечения образовательного процесса».
Вебинар был организован с целью консалтинга образовательных вузов-партнеров по вопросам реализации высшего инклюзивного образования….
Пн, 2 Ноя 2021 Подробнее
Чт, 15 Окт 2021 Подробнее
Общероссийский народный фронт (ОНФ) проводит мониторинг проблем, с которыми столкнулись люди с инвалидностью в период пандемии и вынужденной самоизоляции.
Доклад с результатами мониторинга будет представлен Президенту РФ….
Вс, 31 мая 2021 Подробнее
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Одно из направлений, реализуемых государством, заключается в обучении детей-инвалидов. Им предоставляется возможность получить знания в общеобразовательной школе, причём с начальных классов особенные дети могут рассчитывать также на поддержку. Важная роль отводится формированию учащихся с инвалидностью как полноценных личностей несмотря на ограничения по здоровью.
Благодаря школьной базе ребёнок-инвалид способен реализовывать свой потенциал и дальше — в колледже и ВУЗе, в профессии. Отметим, что в случае абитуриентов с ОВЗ в силу вступают некоторые преференции и льготы. Воспользовавшись ими, инвалид сможет получить диплом как все без ощущения собственной неполноценности.
После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.
Перечень документов, необходимых для подачи:
- паспорт;
- аттестат о получении основного общего образования;
- фотографии;
- справку об инвалидности;
- программу реабилитации/абилитации, если в ней содержатся специальные условия организации учебного процесса.
Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:
- ФИО;
- даты рождения;
- паспортных данных;
- нуждаемости в предоставлении общежития;
- выбранной специальности;
- необходимости специальных условий для обучения в связи с наличие инвалидности.
Как правило, образец заявления имеется в учебной части.
Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.
С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).
№ | Нормативный акт | Для слепых | Для слабовидящих | Для глухих и слабослышащих |
1. | Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 | задания выполняются с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля или в виде электронного документа с использование специальных технических средств/программного обеспечения; письменные задания могут быть надиктованы ассистенту; предоставление всех необходимых технических принадлежностей учебным заведением для выполнения задания |
равномерное освещение не менее 300 люкс; предоставление увеличивающего устройства; задания для выполнения печатаются увеличенным шрифтом |
предоставляется звукоусиливающая аппаратура коллективного или индивидуального пользования |
Для лиц с ОВЗ по программам профессионального обучения
Для лиц с ОВЗ по программам профессионального обучения ГБПОУ ТК № 21 предлагает:
Нозология лиц с ограниченными возможностями
Профессиональное обучение
— для обучающихся с расстройством аутистического спектра – выпускников общеобразовательных школ по профессии:
1. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» на базе основного общего образования
— для обучающихся с расстройством аутистического спектра с выраженными интеллектуальными нарушениями (в том числе без образования) по профессиям
1. Изготовитель художественных изделий из керамики
7. Исполнитель художественно-оформительских работ
8. Обувщик по ремонту обуви
Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями
— для обучающихся с расстройством аутистического спектра с выраженными интеллектуальными нарушениями (в том числе без образования) по профессиям:
Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями
ул. Реутовская, д. 22Б
— для выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждении по профессии:
1. Слесарь по ремонту автомобилей
ул. Вербная, д. 4 стр. 1
ПРАВИЛА ПРИЕМА
На обучение в ЦСА и ПП по адаптированным основным программам профессионального обучения могут быть приняты молодые люди с расстройствами аутистического спектра (РАС), с ментальными нарушениями разной степени выраженности, в том числе с сохранным интеллектом, имеющие инвалидность. При поступлении на обучение абитуриентом должны быть предоставлены копии паспорта с регистрацией, копия полиса медицинского страхования, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копия справки об инвалидности, копия Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА). На обучение принимаются лица, не имеющие основного общего и среднего общего образования.
Условия реализации образовательного процесса обучающихся ЦСА и ПП:
— специально оборудованные мастерские: керамическая, столярная, художественно-полиграфическая, швейно-ткацкая; компьютерные классы;
— обеспечение квалифицированного психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
— уделение большого внимания социальной адаптации обучающихся: учебный план состоит из двух блоков – профессионального цикла и адаптивного цикла, включающего социальную адаптацию, этику и психологию общения, эстетическое воспитание и адаптивную физическую культуру
— возможность обучения по индивидуальному плану в зависимости от особенностей психофизического развития обучающегося;
— психологическая поддержка родителей обучающихся;
— наличие лифта и других приспособлений для лиц с опорно-двигательными нарушениями в помещении ЦСА и ПП;
— активная внеурочная деятельность для обучающихся (посещение музеев и выставок, прогулки на природе, походы в театр, экскурсии по достопримечательностям Москвы и Московской области).
Разработаны адаптированные образовательные программы профессионального обучения по профессиям «Швея», «Ткач», «Столяр», «Брошюровщик», «Изготовитель художественных изделий из керамики», «Садовник» в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» разработана для лиц с РАС без выраженных интеллектуальных нарушений.
Выбор школы должен учитывать все нужды школьника
Особенные дети с ОВЗ, нуждаются во множестве отдельных удобств, которые должна обеспечить администрация. Существует ряд вопросов, которые должен задать родитель, выбирая то или иное заведение, независимо от того это интернат или обычная школа:
- есть ли специальное оборудование, позволяющее комфортно учиться (для слепых и глухих – адекватные указатели, для колясочников пандусы и т.д.);
- готов ли персонал уделять школьнику достаточно внимания (выделение дополнительного педагога, сопровождающего осведомленность медицинского персонала и т.д.)
- будет ли школьная столовая учитывать особое питание ребенка с ОВЗ;
- есть ли возможность организовать адекватные занятия по физкультуре, или ребенок будет сидеть на скамейке в стороне, пока другие занимаются.
И главное – будет ли он комфортно чувствовать себя в этом месте. Если школьник с ОВЗ будет находиться в недостаточной для его гармоничного развития среде, то такое обучение не только не улучшит его развитие, но и усугубляет психическое состояние. Поэтому выбор школы имеет настолько высокое значение для любого школьника.
Прием инвалидов в вузы
Государство не только обеспечивает право инвалидов на образование, но и выделяет им льготы. За счёт федерального бюджета в вузах проводится набор лиц с ОВЗ по специальной квоте. Человек с инвалидностью имеет право один раз в жизни поступить в вуз по этой квоте. Если квота будет превышена, зачислены будут лица, получившие лучшую оценку за вступительные испытания.
До 2018 года можно было подать документы только в один вуз и только по одной специальности. Теперь правила идентичны для всех. Инвалиды могут подавать документы в пять вузов одновременно.
Абитуриент может специально отказаться от использования особого права. В таком случае он может поступить на одну специальность по особой квоте, а на другие в рамках обычного конкурса абитуриентов.
В случае использования права на поступление по квоте нужно предоставить справку о наличии инвалидности или индивидуальных особенностей здоровья.
Абитуриенты-инвалиды имеют право поступить в вуз, сдав внутренние экзамены. Для этого нужно подать в интересующее учебное заведение заявление. Вступительные испытания адаптируются вузами в соответствии с возможностями абитуриентов. Например, для слепых задания зачитываются вслух, либо отпечатываются на шрифте Брайля.
Открыта ли дорога в ВУЗ лицам с инвалидностью и ОВЗ?
Независимо от финансового, физического и иного состояния, каждый гражданин России имеет право получить образование бесплатно. Единственным ограничением здесь является то, что обучение за счет федерального бюджета производится лишь единожды на каждой ступени образования. То есть отучиться на бакалавриате или магистратуре бесплатно можно только 1 раз, второй «заход» — придется платить из своего кармана.
Люди, имеющие за плечами инвалидность, могут воспользоваться льготами при поступлении. Единственным требованием, чтобы воспользоваться ею, нужно документально подтвердить наличие определенной группы инвалидности. Для этого придется пройти медицинскую комиссию и предоставить соответствующую справку из лечащего заведения.
Особенности обучения студентов с ОВЗ в вузах
Поступление в вуз с инвалидностью начинается с написания вступительных испытаний. Во время сдачи экзаменов абитуриент имеет особые права:
- на продление времени до 1,5 часов к обычному,
- на написание экзамена в малой группе до 12 человек,
- на проведение устного экзамена в малой группе до 6 человек,
- на сопровождение при передвижении и помощь при прочтении заданий.
Для комфортной учебы студентов с ОВЗ у вуза должно быть техничсекое оснащение:
- пандусы и поручни,
- лифты и подъемники,
- широкие двери,
- дублирование надписей шрифтом Брайля.
Также студентам с плохим слухом и зрением должны выдать специальное оборудование, например, дисплеи для трансляции шрифта Брайля, или предоставить ассистента, например, сурдопереводчика.