Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводятся проверки Пенсионным фондом РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд. Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2010 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки. В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.
Организация выездных проверов ПФР.
Обратите внимание: хотя Методические рекомендации были утверждены в 2011 году, данный документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 года.
Процедура прохождения выездной проверки
Ревизоры ПФР осуществляют проверку совместно с ФСС по отдельным решениям, требованиям, актам и другим документам, обязательным при документальном оформлении материалов проверки.
Для проведения проверки ревизоры выезжают в место ведения деятельности предприятия. При отсутствии офиса или иной территории для контроля документов местом проведения определяется ТО ПФР. Организация или ИП должна беспрепятственно предоставить документы в оригинале или заверенных копиях при их выносе из бухгалтерии компании.
Процедура осуществляется в несколько этапов:
- Принятие руководителем Фонда решения о проверке.
- Вручение руководителю предприятия решения, требования о предоставлении документов.
- Изучение документов предприятия.
- Оформление акта по проверке.
- Опротестование предприятием данных при несогласии с выводами или указанными нарушениями.
- Принятие начальником ТО ПФР решения по акту и предъявление требования при наличии нарушений.
Процедура выездных проверок фондов предоставляет контролерам меньше полномочий по сравнению с инспекцией, проводимой ФНС. Ревизоры не имеют права осматривать территорию предприятия, склады, производить принудительную выемку документов, проводить опросы работников.
Проверке подлежит период, не превышающий 3 года, предшествующих календарному году проведения контроля выездного типа.
Какие документы могут проверить?
В рамках проводимой выездной проверки сотрудники ПФР могут затребовать предоставления определенных документов. При этом в законе определено, что они должны соответствовать вопросам проводимой проверки. Для удобства все документы, которые могут быть затребованы, сведены в таблицу.
Проверяемые направления | Формы документов | Анализируемые данные |
Учредительные документы | Устав, свидетельство о применении специальных режимов в учете, выписка из реестра и прочие | Подтверждение сведений, указанных в лицевом счете и учетном деле плательщика взносов |
Учетная политика | Приложение к приказу, действующее в проверяемом периоде | Выявляется отсутствие схем уклонения от уплаты взносов |
Формы общего характера о работниках | Штатное расписание, журнал учета договоров,
расчет списочной численности |
Выявление лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, сотрудников, работающих по договорам ГПХ |
Формы, подтверждающие наем работников не по трудовым договорам | Договоры гражданско-правового характера | Определение факта произведения отчислений в ПФР с вознаграждений работников |
Документы о приеме на работу физических лиц | Трудовые договоры и книжки, дополнительные соглашения, приказы | Срок действия трудового договора |
Приказы о предоставлении отпуска | Приказ о предоставления отпуска без сохранения заработной платы | Период, не включаемый в страховой стаж |
Внутренние акты о выплатах работникам основного и дополнительного характера | Положение об оплате труда, премировании, коллективный договор | Перечень выплат в составе заработной платы |
Формы, подтверждающие выплаты заработной платы | Расчетно-платежные ведомости, документы кассы и банка, карточки лицевых счетов, авансовые отчеты | Проверка факта выдачи заработной платы, периода начислений |
Регистры учета | Оборотно-сальдовые ведомости, налоговые регистры, для ведущих УСН и ИП на ОСН – книга учета доходов и расходов | Данные, отраженные на счетах учета для сравнения с показателями, указанными в отчетности |
Рассмотрим пример определения инспектором ПФР данных по сотруднику, отчисления которого не были учтены в отчетном периоде. При проверке предприятия ООО «Импульс» был выявлен договор с физическим лицом М., отчисления взносов которого не внесены в отчетность РСВ-1. Сумма взносов составила 2500 рублей и была разнесена между другими сотрудниками. В ходе проверки ПФР не было обнаружено занижение отчислений. По результатам проверки было принято решение о необходимости представления уточненной РСВ-1с исправлениями данных по работникам. Если бы сумма отчислений была не распределена, а занижена, предприятию полагалось бы доплатить взнос, пени и штраф.
Выездные проверки ПФР при ликвидации
При принятии решения о проведении ликвидации возникает обязанность уведомить об этом Пенсионный фонд в течение трех дней. После того, как все сотрудники будут уволены, следует отчитаться перед ПФР и заплатить задолженность. Если этого не сделать, налоговые органы могут отказать в ликвидации.
Важно понимать, что выездная проверка контролирующих органов не является обязательным этапом процедуры ликвидации. Тем не менее, шанс на ее проведения после уведомления Пенсионного фонда о принятии такого решения значительно возрастает. При этом дата предыдущей проверки не принимается во внимание. При ликвидации Пенсионный фонд имеет право проверить организацию даже если с момента предыдущего выезда прошло менее трех лет.
Таким образом, при прекращении деятельности ООО или ИП осуществляется внеплановая проверка ее деятельности контролирующими органами. При этом она осуществляется не для всех организаций, а выборочно.
Камеральные и выездные проверки ПФР
С 2017 года законодательство о страховых взносах подверглось кардинальным изменениям. Подобно тому, как это было до 2010 года, администрирование страховых взносов ныне передано в руки налоговой инспекции.
Закон «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, регулировавший отношения в сфере взимания взносов, более не действует. Зато введена глава 34 НК РФ. Она-то и регулирует теперь указанные выше отношения, но в гораздо более узком виде, чем это делал 212-ФЗ. Так, например, в ней нет норм о контроле за уплатой страховых взносов (проверках).
Это означает, что проверки за расчетами и уплатой всех страховых взносов теперь регулируются нормами о налоговом контроле и проводятся налоговой инспекцией. Указанные нормы еще предстоит привести в соответствие с главой 34 НК РФ.
Несмотря на все изменения, как камеральные, так и выездные проверки ПФР в 2017-2018 годах все еще может проводить — за периоды, истекшие до 01.01.2017. При проведении проверок специалисты фонда по-прежнему руководствуются Методическими рекомендациями, утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р (далее — Методические рекомендации).
Период и сроки проведения выездной проверки Проведение плановой выездной проверки
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Как указано в Методических рекомендациях, период, за который проводится проверка, рекомендуется рассчитывать исходя из целого числа расчетных периодов. При этом выездную проверку рекомендуется назначать не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период.
Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.
Что касается вопроса приостановления проведения выездной проверки, здесь проверяющие должны руководствоваться нормами ч. 15 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ.
Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего указанную проверку (формы 10 и 11).
К сведению. В соответствии с ч. 18 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев.
Проведение выездной проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица
При указании периода проверки ликвидируемых (реорганизуемых) организаций органам контроля предписано учитывать, что, если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Согласно ч. 20 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом также проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
На основании положений ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ, а также п. 6 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ, если организация ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее будет период с 1 января этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ).
Следовательно, в связи с тем, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен на ПФР и его территориальные органы только с 01.01.2010, территориальные органы ПФР вправе осуществлять выездные проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС ликвидируемых или реорганизуемых плательщиков за период с 01.01.2010 до момента ликвидации (реорганизации).
Выездная проверка ликвидируемого плательщика страховых взносов организуется с учетом положений ст. ст. 63 и 64 ГК РФ таким образом, чтобы до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации и порядке и сроке заявления требований его кредиторами (то есть до утверждения промежуточного ликвидационного баланса) плательщику страховых взносов были вручены копия решения территориального органа ПФР по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а также требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.
В ходе выездной проверки проверяется факт представления юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации или реорганизации, сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае их отсутствия принимаются меры по их истребованию.
Основные аспекты проверки и описания в акте выездной проверки.
Это включает:
- категория проверенного плательщика страховой премии;
- своевременность и полнота представления плательщиком платежей по расчетам и индивидуальной информации органам местного самоуправления, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов;
- проверка правильности определения плательщиком взносов объекта налогообложения страховыми взносами и основы их исчисления;
- правильность определения сумм, не облагаемых страховыми взносами, налогоплательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
- проверка правильности расчета и уплаты (перечисления) страховых взносов.
Как составляется план-график проверок?
Пункт 3 ст. 33 Федерального закона n. 212-ФЗ предусматривает, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании годовых планов таких проверок, разрабатываемых такими органами. Согласно методическим рекомендациям, годовой календарь проверок формируется на основе критериев отбора плательщиков страховых взносов на четвертый квартал года, предшествующего тому, в котором запланированы проверки.
В ходе выездных проверок территориальные органы ПФР контролируют соблюдение плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательству пенсионного обеспечения страхование, уплачиваемое в Пенсионный фонд, и страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в фонды обязательного медицинского страхования.
Примечание: В соответствии с соглашением о взаимодействии между ФС РФ и ФСС РФ по вопросам реализации совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, заключенным 28 октября 2009 г. АД-30-35 / 10сог, н. 02-43 / 07-2205П календарь утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год.
Что если обнаружены ошибки и несоответствия?
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ при обнаружении в представленных страхователем данных ошибок и (или) несоответствий сведениям, имеющимся у ПФР, специалисты фонда направляют уведомление об устранении их в течение пяти рабочих дней.
Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день с даты отправления заказного письма.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа ПФР составляется акт, который подписывается им и лицом, совершившим правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт в нем делается соответствующая запись.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма.
Виды выездных проверок пфр
Помимо камеральных проверок Пенсионный фонд проводит и выездные проверки работодателей (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Методические рекомендации, утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда от 03.02.2021 № 345р).
Цель таких проверок — проконтролировать, правильно и рассчитаны и уплачены пенсионные взносы и взносы на обязательное медицинское страхование.
Выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся по утвержденному графику совместно с территориальным отделением ФСС.
Внеплановые проверки ПФР проводят только в определенных случаях, например, при ликвидации компании (письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2021 №19-5/10/2-1748). Такие проверки могут проходить и без участия ФСС России (ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР (Приложение N 18 к Приказу N 957н). В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка составляется в двух экземплярах, один из которых вручается организации.
В случае уклонения страхователя от получения справки она направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР (Приложение N 26 к Приказу N 957н). Требования к составлению акта выездной проверки изложены в Приложении N 28 к Приказу Минздравсоцразвития России N 957н.
В акте выездной проверки не должна отражаться неуплата текущих платежей. По таким платежам составляется справка о выявлении недоимки у организации по форме 3-ПФР (Приложение 5 к Приказу N 957н).
Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов. В описательной части отражается информация по основным вопросам, подлежащим проверке, в том числе сведения о выявленных:
— занижении базы для начисления страховых взносов;
— сумме страховых взносов, не уплаченных в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
— неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
— непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, —
а также о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах.
В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.
В случае если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.
Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:
— выводы о взыскании со страхователя суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату);
— предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения по устранению выявленных нарушений;
— предложения о привлечении организации к ответственности с изложением оснований и состава правонарушений;
— указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки.
Кроме того, в акте отражаются результаты проверки своевременности и полноты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
В течение пяти дней с даты подписания акт проверки должен быть вручен страхователю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При уклонении от получения акта проверки этот факт отражается в акте проверки. Акт в таком случае направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
При несогласии с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих страхователь в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить пенсионщикам письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). При этом к письменным возражениям им могут быть приложены (или в согласованный срок переданы) документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений (п. 9.2 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия нарушений на это указывается в акте выездной проверки и в служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР, выносившего решение о проведении этой проверки. При этом решение по результатам выездной проверки не принимается (п. 9.3 Методических рекомендаций).
Выясните, что будет проверять Пенсионный фонд Российской Федерации
Проверки ПФР бывают двух видов – камеральные и выездные. Первые предполагают проверку документов, которые были предоставлены работодателем в пенсионный фонд. Они осуществляются в территориальном отделении ПФР, причем его специалисты могут не извещать предприятие о предстоящей проверке. Если же они выявят ошибки в расчете страховых взносов, то оперативно передадут информацию компании. Выездные проверки проводятся только совместно с ФСС России, а значит, можно отследить их график на портале регионального отделения ФСС России. В рамках процедуры определяют, своевременно ли были начислены и уплачены страховые взносы в пользу лиц, которые работают по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Кроме того, специалисты могут проверить правильность заполнения данных о заработной плате сотрудников и страховом стаже.
Порядок назначения проверки
Согласно п. 5 Методических рекомендаций документальные (выездные) проверки достоверности представленных предпринимателями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе работников проводятся на основании решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ, которое оформляется в установленном порядке.
При вручении предпринимателю решения (постановления) о проведении документальной проверки проверяющим рекомендуется приложить перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц. Примерный перечень таких документов представлен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям.