Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация фирмы: виды, способы, нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
Формы реорганизации юридического лица
Кодекс регламентирует некоторые формы реорганизации юридического лица:
- Слияние. Под таковым подразумевают объединение 2-х или больше юридических лиц в одно. Компании, к которым было применено слияние, завершают существование. Реорганизацию в данной форме считают оконченной после внесения отметки об аннулировании компании в ЕГРЮЛ.
- Присоединение. Суть указанной формы реорганизации заключается в том, что совершается “вливание” одной или более фирм в уже действующее юридическое лицо. Та фирма, которая присоединяется, останавливает работу, все ее права и имеющиеся обязательства переводятся к компании, к которой совершается присоединение.
- Разделение. Под разделением понимается учреждение 2-х или более юридических лиц на базе аннулированных. Ранее действовавшая организация останавливает работу, ее права и обязательства в силу правопреемства переводятся к только что созданной (созданным).
- Выделение. Представленная форма предполагает основание новых юридических лиц, при этом то, которое реорганизуется, не останавливает свою работу. Частичные полномочия реорганизуемого переходят к только что основанным юридическим лицам.
- Преобразование. Суть этой разновидности заключается в остановке деятельности юридического лица и становлении на его базе нового.
Трудовые отношения при реорганизации
Трудовые отношения при реорганизации регулируются статьей 75. ТК РФ.
Новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. В этом случае, новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).
Реорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
В то же время работники могут отказаться от продолжения работы в связи реорганизацией. В этом случае, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ), а также денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ). Выходные пособия при этом не выплачиваются (если в трудовом или коллективном договоре не предусмотрено иное).
В каких случаях проводится реорганизация?
Реорганизация может проводиться либо добровольно, либо принудительно.
Добровольная реорганизация – это когда члены компании сами приняли решение о необходимости процесса. Это могут быть самые разные случаи.
Приведём пример. Существует организация «Котики», которая занимается продажей корма для животных и заработала себе достаточно громкое имя в этой сфере. У них много клиентов, нужно расширять бизнес, производить больше продукта, чтобы реализовывать его в разных сетевых точках, но для этого у компании нет оборудования и недостаточно средств. С другой стороны есть компания «Пёсики», которая занимается тем же самым. У них есть оборудование, необходимое сырьё и всё, что нужно для производства, но они никому не известны. Они не так давно появились на рынке и преимуществ перед компанией «Котики» у них нет. Компании решают объединиться под известным брендовым названием, чтобы использовать общие ресурсы и добиться максимальной прибыли.
Подобных случаев бывает много. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда компания соглашается на реорганизацию, чтобы потерять как можно меньше. Но в большинстве случаев добровольная реорганизация приносит выгоду обеим сторонам.
Принудительная реорганизация – это когда компанию принуждает к этому государство. Все случаи прописаны в законодательстве – это статьи 27, 34, 38 ФЗ. В основном они касаются антимонопольной политики. Например, если организация по суду признана монополией, её обяжут провести реорганизацию, разделиться на несколько более маленьких фирм, которые не будут мешать остальным производителям существовать на рынке на равных правах.
Стандартный порядок
- Принятие решения;
- Уведомление государственных служб о решении в течение 3 рабочих дней;
- Создание комиссии по реорганизации;
- Публикация в СМИ, информирование кредиторов;
- Составление передаточного акта;
- Предоставление всех необходимых бумаг в государственные организации в установленный срок.
Это стандартный порядок. Однако существуют нюансы, которые зависят от вида реорганизации.
Что такое реорганизация
Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.
Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.
Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.
Реорганизация в форме слияния
Слияние – это объединение двух и более компаний с последующей их ликвидацией и возникновением одной новой. Такая реорганизация проводится с целью легального укрупнения бизнеса. В ходе этой процедуры два или более юридических лица объединяют свое имущество и создают новую организацию. При этом сами компании по отдельности прекращают свое существование. В основном такой подход применяется для консолидации усилий в конкурентной борьбе путем увеличения своего присутствия на рынке.
Созданное общество (это может быть ООО или другая организационно-правовая форма) подлежит обязательной государственной регистрации в установленном законом порядке. В результате права и обязанности всех обществ, участвовавших в слиянии, переходят к новому обществу в соответствии с передаточными актами.
В ряде случаев для реорганизации в форме слияния требуется согласие ФАС (Федеральной антимонопольной службы). Предварительно оно понадобится, если активы каждого реорганизуемого юридического лица превышают 100 тысяч МРОТ, согласно их последним балансам.
В случае когда активы превышают 50 тысяч МРОТ, антимонопольный орган требуется просто уведомить о проведенной реорганизации в форме слияния. Это делается в 15-дневный срок с момента внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Реорганизация в форме присоединения
Присоединение – включение одной или нескольких фирм в единое новое общество с последующей ликвидацией присоединенных организаций. Цель – укрупнение бизнеса или присоединение дочерних компаний, перевод активов к присоединяемой компании. Реорганизация в форме присоединения влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу – к последнему при этом переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Реорганизация фирмы в форме присоединения может ошибочно считаться одним из способов ликвидации предприятия. Однако при ликвидации компания прекращает свою деятельность, никому не передавая свои права и обязанности. А при реорганизации в форме присоединения правопреемство переходит к другому юридическому лицу на основании передаточного акта.
Реорганизация в форме преобразования
Преобразование – изменение организационно-правовой формы компании, при этом прежняя организация прекращает свое существование и регистрируется новая, к которой переходят все права и обязанности предыдущей фирмы.
Преобразование является самой распространенной формой реорганизации. Востребована у компаний, участвующих в программах государственных закупок и контрактов, где форма акционерного общества дает преимущество на победу в тендерах. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного предприятия не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Важно: при реорганизации существует универсальное правопреемство одного лица от другого, заключающееся в переходе всего комплекса обязанностей и прав к правопреемнику в неизменном виде, безусловно и безвозмездно. К примеру, в случае когда реорганизуемая компания имеет право на осуществление долгосрочной аренды коммерческой недвижимости, это право будет сохранено и перейдет на основании принципа универсального правопреемства к правопреемнику.
Важно: при реорганизации акционерных обществ дополнительно необходимо зарегистрировать выпуск акций в Управлении Центрального банка Российской Федерации либо уведомить об их погашении.
Получить предложение
Основания для реорганизации
Решение о проведении реорганизации принимается учредителями или акционерами юридического лица. Так же реорганизация может быть осуществлена на основании решения суда или антимонопольного ведомства за ряд нарушений в законодательстве о защите конкуренции.
В качестве оснований для реорганизации компании можно выделить два основных направления:
- Добровольная реорганизация. Проводится по решению учредителей компании или же на основании решения органа компании (например, совета директоров), если такие полномочия предоставлены ему Уставом или иным учредительным документом. Основанием в каждом из случаев будет являться решение учредителей или соответствующего органа.
- Принудительная реорганизация. Проводится на основании уполномоченного государственного органа или же по судебному решению ввиду нарушения каких-либо требований закона. Аналогично, основанием будет являться решение органа или вступившее в силу решение суда.
Документы о реорганизации
В зависимости от выбранной формы реорганизации юридического лица, перечень документов может отличаться.
Ниже приводим общий перечень документов, а также некоторые отдельные документы для конкретных случаев.
- Заявление о регистрации нового юрлица, образованного вследствие реорганизации (форма Р12001).
- Учредительные документы всех, участвующих в реорганизации компаний.
- Сведения об уведомлении кредиторов о реорганизации, подтверждение публикации в Вестнике.
- Акт приема-передачи документов, активов в «конечное» юридическое лицо.
- Договора о присоединении, слиянии (в зависимости от выбранной формы реорганизации).
- Заявление о прекращении регистрации компании, прекратившей свою деятельность (форма 16003).
- Квитанция об оплате государственной пошлины (не платится при направлении документов в электронном виде).
При указании на то в законе стороны оформляют договор, в котором должно быть установлено, например, следующее:
- Согласно ст. 52 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ:
- порядок, условия объединения;
- порядок распределения долей обществ в уставном капитале нового лица.
- Согласно ст. 16 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон № 208-ФЗ):
- наименование, реквизиты участников реорганизации, а также создаваемого общества;
- порядок и условия слияния;
- порядок конвертации акций и их соотношение;
- количество членов совета директоров (если это отражено в уставе);
- информация о ревизоре или списке членов ревизионной комиссии;
- список членов коллегиального исполнительного органа (если его образование относится к полномочиям собрания акционеров и он предусмотрен уставом);
- данные об исполнительном органе;
- наименование, реквизиты регистратора.
Договор может содержать также иную информацию (п. 3.1 ст. 16 закона № 208-ФЗ).
Реорганизация юридических лиц
К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ вы можете приложить решение уполномоченного органа по желанию. Закон не требует его предоставления. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).
Обратите внимание на то, что заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ и заявление о регистрации новой редакции устава нужно подать в регистрирующий орган, а не в свою налоговую по месту учета, если они отличаются (например, в Москве регистрирующий орган — Межрайонная ИФНС № 46). Регистрирующим органом для большинства некоммерческих организаций является Минюст.
При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Способы подачи документов на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ могут быть разными. Выберите один из вариантов:
- путем непосредственного обращения в регистрирующий орган
- через МФЦ — о возможности обращения следует узнать в конкретном МФЦ
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
- через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России — при подаче документов в электронной форме. В этом случае документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
- через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату
При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения документов по итогам регистрации. Ход регистрации можно отслеживать также на сайте ФНС.
Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ через налоговый орган — 5 рабочих дней. Срок регистрации изменений в Минюсте — 30 дней.
По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.
Своего рода альтернативой прекращения существования компаний является их реорганизация в трех формах. Итогом таких структурных преобразований является внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности. Именно с этого момента компания перестает существовать.
Но для того, чтобы прийти к завершающей стадии, необходимо сделать ряд последовательных шагов и собрать необходимые документы.
Этапы, которые должна пройти компания, в целом очень схожи. Однако иногда компании требуется соблюсти дополнительные требования. Например, некоторые действия компании осуществляются с получением согласия антимонопольной службы.
Так, слияние или присоединение нужно согласовывать с антимонопольным органом, исходя из финансовых критериев отчетности компаний. Согласование обязательно, если валюта баланса или стоимость активов по бухгалтерскому балансу, составленному на последнюю отчетную дату, превышает семь миллиардов рублей либо суммарная выручка компаний от реализации товаров превышает десять миллиардов рублей.
Основные шаги, которые будут проходить реорганизуемые компании, в целом выглядят так.
Первый шаг. Независимо от выбранной формы реорганизации сначала принимается решение или протокол о реорганизации.
Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.
Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.
Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.
На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.
Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:
- субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
- организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
- предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
- ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
- ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
- структуры, которые работают за пределами РФ.
Этот перечень правительство вправе дополнять.
Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.
Как оценить приобретаемый бизнес
Всякий покупатель стремится узнать справедливую стоимость планируемого приобретения. Если речь идёт о покупке другой организации, приобретатель должен, прежде всего, оценить наличие денежных средств и других активов. Кроме того, интерес покупателя вызовет состояние расчётов фирмы с дебиторами и кредиторами.
Всё это обуславливает необходимость проведения изучения финансового состояния интересуемой организации. Комплексная проверка приобретаемого бизнеса должна включать анализ его налоговых обязательств.
Необходимо выяснить, когда проводилась выездная налоговая проверка, каковы её итоги. Следует оценить порядок представления налоговых деклараций и результаты их камеральных проверок. Надо просмотреть результаты аудиторских проверок, и наличие первичных документов, которые подтверждают право на учёт расходов.
Основные факторы и регистрация процедуры
Успех или неудача реорганизации предприятия обусловлены объективными и субъективными факторами. Объективными факторами являются материальные, кадровые, финансовые, информационные и прочие ресурсы, придающие организации способность преодолевать инерцию и приспосабливаться к изменениям внешних и внутренних условий.
Основным субъективным фактором считается уровень подготовленности, организационной политики и способности руководства предприятия, который позволяет:
- Определить объект для реорганизации;
- Выбрать направление бизнес процессов и темпы преобразования;
- Создать систему стимулов для всех участников процедуры.
Решение о реорганизации предприятия могут принимать собственник имущества, группа учредителей (участников) юридического лица, уполномоченные органы (в соответствии с учредительными документами) и по решению судебных органов. Существует два основных метода реорганизовать предприятие:
- Добровольный.
- Принудительный.
Реорганизация предприятия регистрируется согласно законодательству в соответствующих Государственных органах. Основанием для отказа в регистрации могут стать несоответствия в документах, которые предоставлены в Налоговую инспекцию:
- Отсутствуют положения о правопреемстве юридического лица;
- В документации нет разделительного баланса или передаточного акта (зависит от способа реорганизации).
Отказ оформляется официальным письмом, обосновывается, мотивируется нормативно-правовыми актами и может быть обжалован реорганизатором в суде. Реорганизация юридического лица считается состоявшейся с момента регистрации новых компаний, кроме присоединения. В этом случае процедура признана с момента регистрации в ЕГРЮЛ записи об окончании деятельности реорганизованного юридического лица.
Процесс реорганизации проходит в несколько этапов:
Этап | Действия |
---|---|
Уведомление Налоговой инспекции | Необходимо в 3-х дневный срок сообщить в налоговые органы о решении реорганизовать компанию. Территориальным подразделением этой службы в реестр вносится соответствующая запись |
Информирование кредиторов и СМИ | В пятидневный срок с момента уведомления налоговых органов должны установить и проинформировать всех кредиторов. Два раза в течение месяца информация публикуется в средствах массовой информации |
Инвентаризация имущества | Составляется отчётный документ об оценке имущества юридического лица. Инвентаризация осуществляется как в отношении имущества организации, так и в отношении имущества, находящегося на хранении или являющегося предметом аренды |
Создание документов | Создаётся передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении) |
Снятие с учёта | Необходимо сняться с контроля в налоговой инспекции и в различных фондах |
Закрытие счетов | Закрываются все счета и ликвидируются печати организации |
Регистрация новой организации | При создании нового юридического лица оно должно пройти процедуру регистрации. Компания считается реорганизованной с момента, когда зарегистрировано новое юридическое лицо |
Оформление новой документации | Изготавливается или заменяется печать нового юридического лица, переоформляются счета в банках, учётные данные в государственных органах, кадровые документы и пр. |
Понятие и формы реорганизации юридических лиц
Реорганизация — специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве. То есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.
Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст.57 ГК РФ1). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.
Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.
1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает2.
Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.
Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).
Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества — с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.
2. Выделение.Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.
При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.
В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего3, аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью4.
В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:
а) создается одно или несколько новых обществ;
б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;
в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.
Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.
Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона5.
Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.
Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:
а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;
в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.