Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимо отметить, что в соответствии с данными выше определениями имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.
Что делать природопользователям, если объект НВОС уже поставлен на учет?
Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.
1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.
2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.
Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.
2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:
-
замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС
-
реорганизация ЮЛ в форме присоединения
-
изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП
-
смена адреса объекта НВОС
-
изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Смена владельца объекта НВОС (пошаговая инструкция).
Давайте пошагово разберем, что необходимо предпринять в случае смены юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность на объекте НВОС.
Важно знать, что заявка на актуализацию сведений о постановке на учет объекта НВОС осуществляется в учетной записи собственника (владельца), который передает объект НВОС в пользование другого владельца.
- Для начала необходимо создать учетную запись на портале Госуслуг. Заявление на актуализацию невозможно сделать без авторизации через Госуслуги.
- В личном кабинете природопользователя формируется заявка на актуализацию сведений о постановке на учет объекта НВОС.
- К заявке обязательно прикладываются все необходимые документы, доказывающие смену владельца объекта НВОС, например, договор купли-продажи и т.д.
Неплохо было бы приложить к пакету документов сопроводительное письмо в свободной форме о направлении заявки, которое будет подписано двумя сторонами (передающей объект НВОС и принимающей). Это будет как еще один документ, подтверждающий обоюдное согласие на подачу заявки на актуализацию сведений о постановке объекта НВОС. - Вы получаете свидетельство об актуализации сведений о постановке на учет объекта НВОС.
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон № 7-ФЗ);
ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 219-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 “Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду” (далее – Правила);
постановлениемПравительства РФ от 31.12.2020 N 2398 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”;
постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 “Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору”;
приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 “Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью”;
приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 “Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам”.
Ведомственные акты Росприроднадзора:
приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 755 “Об определении лиц, ответственных за включение сведений в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору”;
приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 “Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572” (вместе с методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2016 № 554. С использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов);
распоряжение Росприроднадзора от 07.12.2016 № 28-р “О постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к режимным и особо важным объектам”.
О постановке строящихся объектов на государственный учет как объектов НВОС
В соответствии с действующим законодательством объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.
Минприроды России обращает внимание, что при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий (письмо Минприроды России от 28.10.2016 N 12-50/8692-ОГ, размещено в системе Консультант Плюс).
По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 “О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду”, размещено в системе Консультант Плюс).
Новыми критериями уже предусмотрено….
По вопросу представления сведений о размещении отходов собственных и сторонних организаций или только собственных.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закон № 7-ФЗ:
“1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией”.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.
В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II “Сведения о воздействии объекта на окружающую среду”, п. 4 “Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)”, раздел III “Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды”, “Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)”).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” под размещением отходов понимается “хранение и захоронение отходов” (далее – Закон № 89-ФЗ).
При этом “хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения”, а “захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду”. К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся – “специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов”; к объектам захоронения отходов – “предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I – V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах”.
Одновременно данной статьей Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: “Деятельность по размещению отходов не осуществляется”).
Как поставить на учёт объект НВОС
Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:
- в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
- на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
Изменения в процедуре регистрации автомобиля в ГИБДД
Регистрация автомобиля в ГИБДД в 2022 году подразумевает процедуру, которая состоит из нескольких шагов. Сначала ваш автомобиль проверяет инспектор ГИБДД. Дальше нужно получить свидетельство о регистрации СТС. После этого уже проставляются все нужные отметки в ПТС и выдаются регистрационные знаки.
Процедура в общих чертах понятна, но в 2022 году человек не сможет зарегистрировать автомобиль на несовершеннолетнего ребенка (ребенку должно быть больше 16 лет). Но при этом несовершеннолетний может оставаться лицом, которому принадлежит машина, но на него не может быть оформлен СТС. Хотя зарегистрировать авто можно только на собственника или на одного из них, если машина находится в общей собственности.
Постановка на учет может быть выполнена только, если среди документов есть паспорт владельца автомобиля. То есть, если кто-то снимает или ставить авто на учет по доверенности, ему нужно будет показать не только доверенность и свой паспорт, но и паспорт человека, который рассматриваемую доверенность ему выдал. Кстати, доверенность должна быть заверена у нотариуса.
Список документации для регистрации самодельных автомобилей в ГИБДД в 2023 году
Ранее отечественными законодательными актами не предусматривалась возможность регистрации автомобиля, созданного самостоятельно. Это стало возможным, после принятия приказа Ростехрегулирования от 10.12.2007г. №3453, которым вносились изменения в правила сертификации ТС. Предварительно владелец должен доказать, что его творение отвечает государственным стандартам, пройдя сертификацию и по ее результатам получив соответствующий документ.
Процедура сопряжена со значительными трудностями, но реально выполнима. Непосредственно регистрация самодельной машины в ГИБДД в 2023 году производится в таком же порядке, как и серийный автотранспорт, после предоставления следующей документации:
- заявления на регистрацию;
- заключения, подтверждающего, что автомобиль отвечает необходимым нормам безопасности;
- документальные подтверждения легального приобретения запасных частей и комплектующих, из которых собрана машина;
- если применялись запчасти других авто, подлежащих нумерации, – бумаг о снятии их с регистрации;
- технического описания самоделки и ее фотографией;
- правоустанавливающей документации на автомашину.
Перед тем, как приступить к данной процедуре, автомобилю присваивается идентификационный номер, после предоставления соответствующего заявления в бюро судэкспертизы от владельца и постановления, принимаемого МРЭО, указывающего на его отсутствие ранее.
Постановка на учет объекта НВОС
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков
Т.е. получается что каждая отдельная промплощадка предприятия — это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).
Отнесение по категориям ОНВОС представлено здесь.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 №1029.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке
на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Постановка на учет объектов оказывающих НВОС — комментарии
Выше довольно подробно написано, кто должен вставать на учет, в какие сроки должны вставать на учет… А теперь о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) — своими словами:
- если ваше предприятие осуществляет выброс вредных ЗВ в атмосферу, сброс сточных вод в водные объекты, то оно однозначно является ОНВОС;
- если у вашего предприятия образуются только отходы, отсутствуют выбросы и сбросы ЗВ (загрязняющих веществ), или суммарное количество выбросов не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности — смело декларируйте 4 категорию ОНВОС — самая удобная категория для предприятий;
- если в выбросах вашего предприятия присутствуют ЗВ 1, 2 класса опасности, то вы должны декларировать 3 категорию ОНВОС;
- если суммарное количество выбросов превышает 10,0 тонн в год, то вы также должны декларировать 3 категорию ОНВОС.
Перечень сведений, включаемых в заявку
При заполнении заявки необходимо следовать рекомендациям и правилам, установленным в Приказе Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015 г. Заявка должна содержать сведения следующего плана:
- сведения о рассматриваемом объекте (то, что указано в регистрационных документах);
- сведения о заявителе (в данном случае ЮЛ или ИП, который использует, арендует объект и осуществляет свою деятельность на территории объекта);
- сведения о степени воздействии объекта на окружающую среду (полученные в ходе замеров, исследований и др.);
- сведения о принимаемых заявителем мерах, предпринимаемых с целью минимизации негативного воздействия и направленных на охрану природы;
- некоторые разрешительные документы (один из ключевых – документ о проведении процедур в области охраны окружающей среды);
- сведения о результатах государственного экологического надзора в отношении рассматриваемого объекта, который ставится государственный учет;
- данные об экологических платежах.
Особенности приложения
Лицам, занимающимся определенными видами бизнеса, для формирования отчетности в Росприроднадзор иногда необходимо скачать программу, которая называется «Модуль природопользователя». Приложение позволяет внести все необходимые данные, благодаря чему удается в автоматическом режиме создать отчет по определенной форме и отправить его в Федеральную службу по надзору в сфере природопользователя.
Подача отчетности, согласно действующему законодательству России, должна осуществляться лицами, чья трудовая деятельность отвечает таким критериям:
- Их предпринимательская деятельность наносит вред экологии (выброс опасных отходов в водоемы и атмосферу).
- Использование в своей деятельности ресурсов природы.
- Предприниматели, уплачивающие экологический сбор.
- Люди, ведущие малый и средний бизнес.
В локальной базе программы можно сформировать определенный набор сведений. Это такая информация, как данные о субъекте хозяйства, от лица которого должен быть предоставлен отчет. Сведения о сторонах договора, вступивших в гражданско-правовые отношения. Это касается утилизации или обезвреживания отходов. Информацию о документах, дающих право юридическому лицу заниматься определенной деятельностью. Кроме этого, модуль может содержать данные о нормативах в области хранения отходов, а также сроках их утилизации.
Расчет НВОС в модуле природопользователя – основные правила при заполнении
Одним из главных достоинств модуля природопользователя при расчете размера платы за НВОС является простота применения. После установки программы достаточно правильно и грамотно заполнить все представленные пользователю вкладки. Для удобства они выделяются при помощи голубого подсвечивания.
Сначала в поле «Реестр» следует внести всю запрашиваемую информацию о самом плательщике, а именно: наименование (полное и краткое), ИНН и домашний или юридический адрес (в зависимости от правовой формы природопользователя – ИП или юридическое лицо), коды ОКВЭД. В случае если речь идет о размещении отходов на полигоне, свалке или передачи их на переработку, необходимо добавление еще одного плательщика, то есть предприятия, принимающего отходы. По нему также требуется указание всех перечисленных выше реквизитов.
Затем заполняется вкладка о загрязняющих веществах. В ней модулем природопользователя для расчета размера платы за НВОС запрашивается информация:
- перечень загрязняющих веществ (с указанием кода ФККО при его наличии);
- информация о загрязняющих веществах, имеющаяся в разрешительных документах (разрешения на сброс и выброс, а также лимиты, предусмотренные для размещения отходов).
При наличии нескольких веществ программа позволяет легко добавить необходимое количество строк в таблицу, использовав для этого стандартные инструменты ведения таблиц.
Далее заполняются данные, касающиеся производственной площадки, конкретного водовыпуска или полигона, где размещаются отходы. При их отсутствии необходимо перейти сразу к следующей вкладке. При наличии требуется указать запрашиваемую информацию, включая ОКАТО.
Расширение состава сведений ЕГРН
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.
Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».
Нужен ли техосмотр в 2023 году для постановки на учет автомобиля в ГИБДД?
Каждое транспортное средство, выезжая на дороги страны, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения. Это, в первую очередь, исправность, что поможет избежать аварийных ситуаций.
Соответствие допуску и безопасности подтверждается прохождением технического осмотра. Результатом является диагностическая карта. Но она не требуется при постановке на учет транспортного средства.
Перечень необходимых документов для проведения регистрационных действий в ГИБДД перечислен в ч. 1,2 ст. 15 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ:
- заявление автовладельца, на основании которого будет производиться постановка на учет автомобиля;
- паспорт собственника машины;
- ПТС, если выдан в бумажном виде;
- свидетельство о регистрации ТС (при наличии);
- документ о праве собственности на авто (договор купли-продажи или иной);
- полис ОСАГО и платежный документ об уплате госпошлины (по желанию).