Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика контроля заказчиков, работающих по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Осознав нужду, агент по закупкам приступает к определению общих характеристик необходимого товара и его потребного количества. В отношении обычных стандартных товаров агент может принять решение самостоятельно. Для сложных товаров решение прорабатывается совместно с другими членами закупочного центра — инженерами, непосредственными пользователями, и т. д. Им нужно будет провести ранжирование значимости показателей надежности, долговечности, стоимости и прочих желательных свойств искомого товара.
На этом этапе продавец товаров промышленного назначения может оказать фирме-покупателю большое содействие. Ведь зачастую агент по закупкам не осведомлен о ценностной значимости различных характеристик товара, и предусмотрительный продавец в состоянии помочь снабженцу точнее определить нужды своей фирмы.
Чтобы осуществить закупку, заказчик должен не только определить товар (работы, услуги), который ему необходимо приобрести, но и способ закупки, предусмотренный Положением о закупке.
Напомним, что к конкурентным способам закупки относятся: конкурсы (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукционы (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросы котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запросы предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), а также иные способы конкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.
Все конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме, если заказчик в Положении о закупке не сделает оговорку о проведении закупки в бумажной форме (ч. 2, ст. 3, 223-ФЗ).
Конкурентные закупки, в которых участниками могут быть только субъекты МСП, осуществляется исключительно в электронной форме.
К неконкурентным способам относятся: закупка у единственного поставщика и иные способы неконкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.
В Положении о закупке указываются условия, когда заказчик вправе выбрать тот или иной способ, порядок проведения закупочной процедуры и определения победителя, сроки подписания договора по итогам проведения закупки, (например, аукцион заказчик проводит тогда, когда заказчик точно определился какой именно товар необходим, какого качества, какими свойствами он должен обладать, в какие сроки он будет закупаться. Закупить необходимый товар (работы или услуги) по наиболее низкой цене – такова цель конкурентного способа аукциона).
Для своевременного удовлетворения потребностей в товарах работах или услугах с необходимыми показателями цены, надежности, качества, при этом рационально используя денежные средства, заказчик сам определяет в каждом отдельном случае подходящий способ закупки в зависимости от закупаемых товаров, работ или услуг и деятельности своего предприятия.
Способы закупки, которые не предусмотрены Положением о закупке, заказчик использовать не вправе.
В случае если Положением о закупке предусмотрено размещение в ЕИС информации об отказе заказчика от проведения закупки и заказчиком принято решение об отказе от проведения закупки, то документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки, размещается в ЕИС.
По результатам закупки товаров, работ, услуг между заказчиком и победителем заключается договор, который формируется путем включения условий, предложенных в заявке победителя, с которым заключается договор, в проект договора, являющийся неотъемлемой частью закупочной документации. Порядок заключения договора указывается в Положении о закупке и закупочной документации.
Например, может быть установлено, что срок передачи договора от заказчика участнику, с которым заключается договор, не должен превышать 7 рабочих дней со дня размещения в ЕИС соответствующего протокола; срок подписания договора победителем не должен превышать 10 рабочих дней. Конкретные сроки не установлены законодательно и определяются заказчиками самостоятельно. В случае непредставления подписанного договора победителем, иным участником, с которым заключается договор, в сроки, указанные в документации о закупке, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.
Частью 2 ст. 5 № 223-ФЗ предусмотрены последствия уклонения победителя от заключения договора, а именно – включение сведений об участнике закупки, который уклонился от подписания договора, об участнике, с которым договор был расторгнут в связи с существенными нарушениями им договора, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Ведение РНП возложено на ФАС. Большинство заказчиков на основании ч. 2, ст. 11, 223-ФЗ включают в закупочную документацию требование об отсутствии участников закупки в РНП. Таким образом, внесение сведений в РНП практически означает для организации запрет на участие в закупках товаров, работ, услуг на 2 года. Информация о недобросовестных поставщиках хранится в открытом доступе в ЕИС.
Сроки проведения электронного аукциона
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
Размещение извещения и документации об электронном аукционе | Не менее, чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие, если:
Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
Ч. 2, 3 ст. 63 |
Срок подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации | Не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок | Ч. 4 ст. 65 |
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений аукционной документации | В течение 2 дней с даты поступления запроса | Ч. 4 ст. 65 |
Внесение изменений в аукционную документацию | Принятие решения о внесении изменений — не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок. Публикация решения о внесении изменений — в течение 1 дня с даты принятия решения. |
Ч. 6 ст. 63 |
Изменение сроков подачи заявок в случае внесения изменений в аукционную документацию | Не менее, чем 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, если:
Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
Ч. 6 ст. 63 |
Срок рассмотрения первых частей заявок | Не более 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок, если:
Не более 3 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок во всех других случаях. |
Ч. 2 ст. 67 |
Отмена аукциона | Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Решение размещается в ЕИС в день принятия решения. | Ч. 1 ст. 36 |
Размещение в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. | Ч. 7 ст. 67 |
Проведение аукциона | Следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. В случае включения в документацию о закупке проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе. | Ч. 3 ст. 68 |
Рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов | Не более 3 рабочих дней после даты публикации протокола проведения электронного аукциона. | Ч. 5 ст. 69 |
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов | Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола подведения итогов | Ч. 8 ст. 69 |
Разъяснение итогов электронного аукциона | В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона | Ч. 21 ст. 68 |
Заключение контракта | 1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов; | Ч. 2 ст. 83.2 |
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нём указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке); | Ч. 3, ч. 4 ст. 83.2 | |
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем; | Ч. 5 ст. 83.2 | |
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта; | Ч. 6 ст. 83.2 | |
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование); | Ч. 7 ст. 83.2 | |
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. | Ч. 9 ст. 83.2 |
Ответы на часто задаваемые вопросы
В какой срок можно обжаловать действия закупочной комиссии заказчика?
Обжалование действий или бездействия закупочной комиссии заказчика по всем способам закупок возможно только в течение 5 дней с даты публикации соответствующего протокола, решение комиссии по которому обжалуется.
Какую отчётность сдают заказчики по 44-ФЗ?
Заказчики ежегодно сдают годовой отчёт по ст. 30 44-ФЗ с последними изменениями о госзакупках у СМП и СОНКО. Его направляют в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным.
За опоздание размещения отчёта грозят штрафы.
При опоздании менее чем на 2 дня штраф составит:
- для должностных лиц — 5000 рублей;
- для юридических лиц — 15 000 рублей.
При опоздании более чем на 2 дня:
- для должностных лиц — 30 000 рублей;
- для юридических лиц — 100 000 рублей.
С 2022 года появится новый отчёт для заказчиков: об объёме российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Впервые сдать отчёт по закупкам по 44-ФЗ о выполнении минимальной доли необходимо будет не позже 1 апреля 2022 года. Если достичь минимальной обязательной доли закупок российских товаров не получится, в отчёте необходимо обосновать, почему.
Что будет, если нарушить срок исполнения контракта?
Если поставщик не исполнит контракт в срок, заказчик может:
- начислить неустойку — штрафы и пени;
- не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если банковской гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю всё равно придётся заплатить, но уже банку;
- внести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков;
- взыскать убытки с поставщика, если заказчик их понесёт из-за нарушения условий контракта.
Вправе ли заказчик требовать от участника закупки описать химический состав, из которого будет сделан товар, например, описать химический состав стали, из которой изготовлен корпус двери? / позиция ФАС
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок химических показателей товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе.
На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
У заказчика в документации о закупке не указана ссылка на конкретный ГОСТ, которому должен соответствовать товар (например, должен соответствовать ГОСТу, но не указано какому). При этом, если участник заполнит заявку и показатели не будут соответствовать ГОСТу, то заявка будет отклонена. Правомерно ли это? / позиция ФАС
— наименование страны происхождения товара.
При этом, информация о товарном знаке, знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце указывается в заявке на участие в электронном аукционе только при наличии таких сведений.
Таким образом, отсутствие конкретных показателей в заявке на участие в электронном аукционе в отношении предлагаемого к поставке товара, использующегося при выполнении работы или оказании услуги, а также информации о товарном знаке, знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце при наличии таких сведений о товаре является основанием для отказа в допуске участнику электронного аукциона в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).
Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.
III. НАРУШЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКАМИ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ЗАКУПКЕ И ДОКУМЕНТАЦИИ ЗАКАЗЧИКОВ
- Прокуратурой города Набережные Челны республики Татарстан проведена проверка деятельности в закупках в соответствии с требованиями ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ трех организаций: МКП «Дирекция муниципального заказа», МУП «Городские бани», МУП «Управление контроля качества жилищно-коммунальных и транспортных услуг».
В результате проведенной проверки установлено, что в Положениях о закупках данных заказчиков имеются ссылки на Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который утратил силу с 01.01.2014.
По результатам проверки в адрес руководителей организаций на Положения о закупках принесены протесты, которые удовлетворены.
- Прокуратурой Саратовской области проведена проверка соответствия законодательству приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 24 декабря 2013 года № 80», которым утверждена новая редакция Положений о закупках товаров, работ, услуг для нужд восьми областных государственных учреждений (лесхозов).
В результате проверки установлено, что отдельные нормы указанных положений противоречат ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ № 223-ФЗ.
Положениями о закупках предусматривается право заказчика отказаться от проведения процедуры закупки, при этом отсутствует исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения процедуры закупки, что прямо противоречит целям, принципам и задачам ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.
На указанный правовой акт прокуратурой области принесен протест.
- Прокуратура города Советска Калининградской области в муниципальных учреждениях города проверила соблюдение требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.
По результатам проверки были выявлены нарушения закона в Положениях о закупках в следующих образовательных учреждениях: гимназия №1, лицей №5, детских садах «Колокольчик» №5, «Счастливое детство» №2, «Почемучка» №3.
Так данные Положения вопреки требованиям закона не предусматривали обязанность заказчика размещать на официальном сайте заказчика и в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 400 тысяч рублей, тогда как закон такой порядок установил только для стоимости товаров, работ, услуг до 100 тысяч рублей.
Проверкой в установлены многочисленные нарушения установленного законом срока (3 рабочих дня) для внесения информации о заключении по результатам конкурсов договоров в соответствующие реестры.
По результатам вынесенных прокурором города Советска представлений 5 работников, ответственных за осуществление закупок, привлечены к дисциплинарной ответственности. Положения о закупках образовательных учреждений приведены в соответствие с федеральным законодательством.
- Прокуратурой Саратовской области проведена проверка соответствия действующему законодательству Положения о закупках ОГУ «Государственный архив Саратовской области», утверждённого приказом Управления делами Правительства Саратовской области.
Положением о закупках данного заказчика предусматривается право заказчика отказаться на любом этапе размещения закупки от проведения процедуры закупки.
При этом в положении о закупках отсутствует исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения процедуры закупки, что является нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 223-ФЗ.
Подобное противоречие выявлено и в положении о закупке ОГУ «Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе», утверждённом приказом Управления делами Правительства области.
На указанные правовые акты прокуратурой области принесены протесты. Результаты рассмотрения взяты на контроль.
- Прокуратура города Казани по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах провела проверку соблюдения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами. Проверка проводилась в акционерном обществе «Научно-исследовательский институт развития соединителей и изделий специальной электроники» (далее — АО «НИИРС и ИСЭ»).
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ
Закупка товаров — разновидность бартерных сделок, поскольку не предусматривает непосредственных расчетов между ее участниками в денежной форме [51].
Закупки для нужд организации — процесс принятия решения, посредством которого официальная организация определяет необходимость приобретения товаров и услуг и выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков.
Процесс принятия решения о закупках аналогичен процессу принятия решения о покупке потребительских товаров. Однако в силу специфики покупаемых товаров он является более сложным и требует привлечения значительного числа специалистов для принятия обоснованных управленческих решений. Указанные обстоятельства и предопределяют наличие дополнительных этапов в процессе принятия решения о закупках.
Процесс принятия решения о закупках состоит из этапов:
- • осознание потребности;
- • формирование закупочного центра;
- • разработка спецификаций товаров;
- • поиск поставщиков;
- • запрос предложений от поставщиков;
- • оценка предложений;
- • выбор поставщиков;
- • заключение контракта;
- • оценка работы поставщиков.
Критерии отнесения к инновационной и высокотехнологичной продукции
Учитывая приоритетные направления научного, технологического и технического развития в стране, утверждённые Президентом РФ, а также список критических технологий, федеральные органы исполнительной власти, госкорпорация по атомной энергии «Росатом», госкорпорация по космической деятельности «Роскосмос» устанавливают критерии, по которым при формировании закупочных планов товары, работы, услуги относятся к инновационной и высокотехнологичной продукции.
В соответствии с этими критериями, а также согласно п. 1 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ заказчики, которые определены Правительством РФ, обозначают:
- список закупочных объектов, которые соответствуют критериям принадлежности к инновационной и высокотехнологичной продукции;
- положения о правилах и порядке использования закупочных объектов, соответствующих критериям принадлежности к инновационной и высокотехнологичной продукции.
Извещение о конкурентной закупке
Будучи обязательной составной частью закупочной документации, извещение о предстоящей конкурентной торговой процедуре должно содержать в себе информацию, которая сопрягается со сведениями, присутствующими в закупочной документации.
В их числе значатся данные о:
- способе поведения закупочной процедуры;
- реквизитах заказчика;
- контрактном объекте и его характеристиках в виде количества поставляемого товара, объёмов проводимой работы, оказываемой услуги;
- адресе поставки товара, осуществления работы, оказания услуги;
- НМЦК или ценовой формуле, которая определяет правила расчёта сумм, предназначенных для выплаты заказчиком своим контрагентам;
- порядке, времени начала и завершения срока подачи заявок на участие в конкурентных закупках и способе определения результатов конкурентной закупочной процедуры;
- адресе ЭТП в Интернете;
- иных сведениях, указанных в положении о закупке.
Процесс организации закупки
Шаг 1. Выявление потребности. Определите требования к закупаемым товарам исходя из ожидаемых характеристик конечного продукта.
Шаг 2. Анализ запасов. Актуализируйте данные о наличии товаров на складе, при нехватке запасов – выявляем количество, необходимое закупить.
Шаг 3. Поиск и выбор поставщика. Рассмотрите коммерческие предложения, выберите одного или нескольких поставщиков, заключите контракты, определите условия и периодичность поставок.
Важно! Выбор поставщика осуществляется с учетом политики компании. Концентрация на одном поставщике позволит получать бонусы и скидки, что выгодно для оптовиков. Но при этом существуют определенные риски срыва поставок и ограничения со стороны партнера.
Шаг 4. Подготовка, размещение и контроль заказа. Автоматизация операций процесса от подготовки заказа до его оплаты и получения сокращает сроки между поставками и позволяет оптимизировать работу отдела закупок. Постоянный контроль за соблюдением сроков и выполнении обязательств поставщика.
Шаг 5. Получение и осмотр товара. Бракованная продукция подлежит возврату и замене. Данные условия необходимо предусмотреть в договоре с поставщиком на этапе подписания договора. На данном этапе также важно правильно организовать на складе хранение сырья по номенклатуре товара, соблюдая технические возможности хранения с сохранением потребительских свойств.
Шаг 6. Документальное сопровождение. Подразумевает подписание входящей документации, оплата товара и возможная претензионная работа, если имеются споры с поставщиками по поводу сроков, количества и качества приобретенного сырья.
Каждый этап закупок предполагает вовлечение большого числа исполнителей и информационных потоков. Речь идет о внешних поставщиках и потребителях, планово-производственном отделе, отделе логистики и транспортировки, отделе контроля качества. Ошибка одного из исполнителей может привести к искажению информации о закупках и возможным финансовым потерям.
Контроль планирования
Законодательные нормы регламентируют не только разработку, ведение и исполнение плана-графика закупок, но и контрольную деятельность, осуществление которой возлагается на уполномоченные ведомства. В данном случае применяется иерархический принцип, по которому проверяющие и финансовые органы определяются исходя из уровня заказчика. Если тендер проводится с целью обеспечения федеральных нужд, указанный функционал реализуется:
- Антимонопольной службой и ее территориальными подразделениями, отслеживающими соблюдение законодательных положений.
- Казначейством и управлениями, отвечающими за расходование внебюджетных фондов, проверяющими плановые и фактические показателей обеспечения.
Субъектные и муниципальные заказы контролируются ведомствами соответствующего уровня. Говоря о том, как формируется план мероприятий по ведомственным закупкам, стоит также отметить, что аудиты ФАС проводятся не реже одного раза в полгода, тогда как финансовые структуры осуществляют контроль перед каждым размещением, ограничивая принятие документа в ЕИС при выявлении нарушений.