Практика контроля заказчиков, работающих по 223-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика контроля заказчиков, работающих по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Осознав нужду, агент по закупкам приступает к определению общих характеристик необходимого товара и его потребного количества. В отношении обычных стандартных товаров агент может принять решение самостоятельно. Для сложных товаров решение прорабатывается совместно с другими членами закупочного центра — инженерами, непосредственными пользователями, и т. д. Им нужно будет провести ранжирование значимости показателей надежности, долговечности, стоимости и прочих желательных свойств искомого товара.

На этом этапе продавец товаров промышленного назначения может оказать фирме-покупателю большое содействие. Ведь зачастую агент по закупкам не осведомлен о ценностной значимости различных характеристик товара, и предусмотрительный продавец в состоянии помочь снабженцу точнее определить нужды своей фирмы.

Чтобы осуществить закупку, заказчик должен не только определить товар (работы, услуги), который ему необходимо приобрести, но и способ закупки, предусмотренный Положением о закупке.

Напомним, что к конкурентным способам закупки относятся: конкурсы (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукционы (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросы котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запросы предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), а также иные способы конкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.

Все конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме, если заказчик в Положении о закупке не сделает оговорку о проведении закупки в бумажной форме (ч. 2, ст. 3, 223-ФЗ).

Конкурентные закупки, в которых участниками могут быть только субъекты МСП, осуществляется исключительно в электронной форме.

К неконкурентным способам относятся: закупка у единственного поставщика и иные способы неконкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.

В Положении о закупке указываются условия, когда заказчик вправе выбрать тот или иной способ, порядок проведения закупочной процедуры и определения победителя, сроки подписания договора по итогам проведения закупки, (например, аукцион заказчик проводит тогда, когда заказчик точно определился какой именно товар необходим, какого качества, какими свойствами он должен обладать, в какие сроки он будет закупаться. Закупить необходимый товар (работы или услуги) по наиболее низкой цене – такова цель конкурентного способа аукциона).

Для своевременного удовлетворения потребностей в товарах работах или услугах с необходимыми показателями цены, надежности, качества, при этом рационально используя денежные средства, заказчик сам определяет в каждом отдельном случае подходящий способ закупки в зависимости от закупаемых товаров, работ или услуг и деятельности своего предприятия.

Способы закупки, которые не предусмотрены Положением о закупке, заказчик использовать не вправе.

В случае если Положением о закупке предусмотрено размещение в ЕИС информации об отказе заказчика от проведения закупки и заказчиком принято решение об отказе от проведения закупки, то документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки, размещается в ЕИС.

По результатам закупки товаров, работ, услуг между заказчиком и победителем заключается договор, который формируется путем включения условий, предложенных в заявке победителя, с которым заключается договор, в проект договора, являющийся неотъемлемой частью закупочной документации. Порядок заключения договора указывается в Положении о закупке и закупочной документации.

Например, может быть установлено, что срок передачи договора от заказчика участнику, с которым заключается договор, не должен превышать 7 рабочих дней со дня размещения в ЕИС соответствующего протокола; срок подписания договора победителем не должен превышать 10 рабочих дней. Конкретные сроки не установлены законодательно и определяются заказчиками самостоятельно. В случае непредставления подписанного договора победителем, иным участником, с которым заключается договор, в сроки, указанные в документации о закупке, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.

Частью 2 ст. 5 № 223-ФЗ предусмотрены последствия уклонения победителя от заключения договора, а именно – включение сведений об участнике закупки, который уклонился от подписания договора, об участнике, с которым договор был расторгнут в связи с существенными нарушениями им договора, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Ведение РНП возложено на ФАС. Большинство заказчиков на основании ч. 2, ст. 11, 223-ФЗ включают в закупочную документацию требование об отсутствии участников закупки в РНП. Таким образом, внесение сведений в РНП практически означает для организации запрет на участие в закупках товаров, работ, услуг на 2 года. Информация о недобросовестных поставщиках хранится в открытом доступе в ЕИС.

Сроки проведения электронного аукциона

Этап закупки Сроки Ссылка на норму 44-ФЗ
Размещение извещения и документации об электронном аукционе Не менее, чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие, если:
  • НМЦК не более 300 млн рублей;
  • НМЦК не более 2 млрд рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях.

Ч. 2, 3 ст. 63
Срок подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации Не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок Ч. 4 ст. 65
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений аукционной документации В течение 2 дней с даты поступления запроса Ч. 4 ст. 65
Внесение изменений в аукционную документацию Принятие решения о внесении изменений — не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок.
Публикация решения о внесении изменений — в течение 1 дня с даты принятия решения.
Ч. 6 ст. 63
Изменение сроков подачи заявок в случае внесения изменений в аукционную документацию Не менее, чем 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, если:
  • НМЦК не более 300 млн рублей;
  • НМЦК не более 2 млрд рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях.

Ч. 6 ст. 63
Срок рассмотрения первых частей заявок Не более 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок, если:
  • НМЦК не более 300 млн рублей;
  • НМЦК не более 2 млрд рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

Не более 3 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок во всех других случаях.

Ч. 2 ст. 67
Отмена аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Решение размещается в ЕИС в день принятия решения. Ч. 1 ст. 36
Размещение в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок Не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Ч. 7 ст. 67
Проведение аукциона Следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. В случае включения в документацию о закупке проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе. Ч. 3 ст. 68
Рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов Не более 3 рабочих дней после даты публикации протокола проведения электронного аукциона. Ч. 5 ст. 69
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола подведения итогов Ч. 8 ст. 69
Разъяснение итогов электронного аукциона В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона Ч. 21 ст. 68
Заключение контракта 1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов; Ч. 2 ст. 83.2
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нём указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке); Ч. 3, ч. 4 ст. 83.2
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем; Ч. 5 ст. 83.2
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта; Ч. 6 ст. 83.2
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование); Ч. 7 ст. 83.2
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. Ч. 9 ст. 83.2
Читайте также:  Меры соцподдержки и льготы для медработников в 2023 году

Ответы на часто задаваемые вопросы

В какой срок можно обжаловать действия закупочной комиссии заказчика?

Обжалование действий или бездействия закупочной комиссии заказчика по всем способам закупок возможно только в течение 5 дней с даты публикации соответствующего протокола, решение комиссии по которому обжалуется.

Какую отчётность сдают заказчики по 44-ФЗ?

Заказчики ежегодно сдают годовой отчёт по ст. 30 44-ФЗ с последними изменениями о госзакупках у СМП и СОНКО. Его направляют в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным.

За опоздание размещения отчёта грозят штрафы.

При опоздании менее чем на 2 дня штраф составит:

  • для должностных лиц — 5000 рублей;
  • для юридических лиц — 15 000 рублей.

При опоздании более чем на 2 дня:

  • для должностных лиц — 30 000 рублей;
  • для юридических лиц — 100 000 рублей.

С 2022 года появится новый отчёт для заказчиков: об объёме российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Впервые сдать отчёт по закупкам по 44-ФЗ о выполнении минимальной доли необходимо будет не позже 1 апреля 2022 года. Если достичь минимальной обязательной доли закупок российских товаров не получится, в отчёте необходимо обосновать, почему.

Что будет, если нарушить срок исполнения контракта?

Если поставщик не исполнит контракт в срок, заказчик может:

  • начислить неустойку — штрафы и пени;
  • не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если банковской гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю всё равно придётся заплатить, но уже банку;
  • внести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков;
  • взыскать убытки с поставщика, если заказчик их понесёт из-за нарушения условий контракта.

Вправе ли заказчик требовать от участника закупки описать химический состав, из которого будет сделан товар, например, описать химический состав стали, из которой изготовлен корпус двери? / позиция ФАС

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок химических показателей товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Читайте также:  Страховая пенсия по инвалидности

На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

У заказчика в документации о закупке не указана ссылка на конкретный ГОСТ, которому должен соответствовать товар (например, должен соответствовать ГОСТу, но не указано какому). При этом, если участник заполнит заявку и показатели не будут соответствовать ГОСТу, то заявка будет отклонена. Правомерно ли это? / позиция ФАС

— наименование страны происхождения товара.

При этом, информация о товарном знаке, знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце указывается в заявке на участие в электронном аукционе только при наличии таких сведений.

Таким образом, отсутствие конкретных показателей в заявке на участие в электронном аукционе в отношении предлагаемого к поставке товара, использующегося при выполнении работы или оказании услуги, а также информации о товарном знаке, знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце при наличии таких сведений о товаре является основанием для отказа в допуске участнику электронного аукциона в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).

Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.

III. НАРУШЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКАМИ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ЗАКУПКЕ И ДОКУМЕНТАЦИИ ЗАКАЗЧИКОВ

  1. Прокуратурой города Набережные Челны республики Татарстан проведена проверка деятельности в закупках в соответствии с требованиями ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ трех организаций: МКП «Дирекция муниципального заказа», МУП «Городские бани», МУП «Управление контроля качества жилищно-коммунальных и транспортных услуг».

В результате проведенной проверки установлено, что в Положениях о закупках данных заказчиков имеются ссылки на Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который утратил силу с 01.01.2014.

По результатам проверки в адрес руководителей организаций на Положения о закупках принесены протесты, которые удовлетворены.

  1. Прокуратурой Саратовской области проведена проверка соответствия законодательству приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 24 декабря 2013 года № 80», которым утверждена новая редакция Положений о закупках товаров, работ, услуг для нужд восьми областных государственных учреждений (лесхозов).

В результате проверки установлено, что отдельные нормы указанных положений противоречат ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ № 223-ФЗ.

Положениями о закупках предусматривается право заказчика отказаться от проведения процедуры закупки, при этом отсутствует исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения процедуры закупки, что прямо противоречит целям, принципам и задачам ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

На указанный правовой акт прокуратурой области принесен протест.

  1. Прокуратура города Советска Калининградской области в муниципальных учреждениях города проверила соблюдение требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

По результатам проверки были выявлены нарушения закона в Положениях о закупках в следующих образовательных учреждениях: гимназия №1, лицей №5, детских садах «Колокольчик» №5, «Счастливое детство» №2, «Почемучка» №3.

Так данные Положения вопреки требованиям закона не предусматривали обязанность заказчика размещать на официальном сайте заказчика и в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 400 тысяч рублей, тогда как закон такой порядок установил только для стоимости товаров, работ, услуг до 100 тысяч рублей.

Проверкой в установлены многочисленные нарушения установленного законом срока (3 рабочих дня) для внесения информации о заключении по результатам конкурсов договоров в соответствующие реестры.

По результатам вынесенных прокурором города Советска представлений 5 работников, ответственных за осуществление закупок, привлечены к дисциплинарной ответственности. Положения о закупках образовательных учреждений приведены в соответствие с федеральным законодательством.

  1. Прокуратурой Саратовской области проведена проверка соответствия действующему законодательству Положения о закупках ОГУ «Государственный архив Саратовской области», утверждённого приказом Управления делами Правительства Саратовской области.

Положением о закупках данного заказчика предусматривается право заказчика отказаться на любом этапе размещения закупки от проведения процедуры закупки.

При этом в положении о закупках отсутствует исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения процедуры закупки, что является нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 223-ФЗ.

Подобное противоречие выявлено и в положении о закупке ОГУ «Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе», утверждённом приказом Управления делами Правительства области.

Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

На указанные правовые акты прокуратурой области принесены протесты. Результаты рассмотрения взяты на контроль.

  1. Прокуратура города Казани по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах провела проверку соблюдения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами. Проверка проводилась в акционерном обществе «Научно-исследовательский институт развития соединителей и изделий специальной электроники» (далее — АО «НИИРС и ИСЭ»).

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ

Закупка товаров — разновидность бартерных сделок, поскольку не предусматривает непосредственных расчетов между ее участниками в денежной форме [51].

Закупки для нужд организации — процесс принятия решения, посредством которого официальная организация определяет необходимость приобретения товаров и услуг и выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков.

Процесс принятия решения о закупках аналогичен процессу принятия решения о покупке потребительских товаров. Однако в силу специфики покупаемых товаров он является более сложным и требует привлечения значительного числа специалистов для принятия обоснованных управленческих решений. Указанные обстоятельства и предопределяют наличие дополнительных этапов в процессе принятия решения о закупках.

Процесс принятия решения о закупках состоит из этапов:

  • • осознание потребности;
  • • формирование закупочного центра;
  • • разработка спецификаций товаров;
  • • поиск поставщиков;
  • • запрос предложений от поставщиков;
  • • оценка предложений;
  • • выбор поставщиков;
  • • заключение контракта;
  • • оценка работы поставщиков.

Критерии отнесения к инновационной и высокотехнологичной продукции

Учитывая приоритетные направления научного, технологического и технического развития в стране, утверждённые Президентом РФ, а также список критических технологий, федеральные органы исполнительной власти, госкорпорация по атомной энергии «Росатом», госкорпорация по космической деятельности «Роскосмос» устанавливают критерии, по которым при формировании закупочных планов товары, работы, услуги относятся к инновационной и высокотехнологичной продукции.

В соответствии с этими критериями, а также согласно п. 1 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ заказчики, которые определены Правительством РФ, обозначают:

  • список закупочных объектов, которые соответствуют критериям принадлежности к инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • положения о правилах и порядке использования закупочных объектов, соответствующих критериям принадлежности к инновационной и высокотехнологичной продукции.

Извещение о конкурентной закупке

Будучи обязательной составной частью закупочной документации, извещение о предстоящей конкурентной торговой процедуре должно содержать в себе информацию, которая сопрягается со сведениями, присутствующими в закупочной документации.

В их числе значатся данные о:

  • способе поведения закупочной процедуры;
  • реквизитах заказчика;
  • контрактном объекте и его характеристиках в виде количества поставляемого товара, объёмов проводимой работы, оказываемой услуги;
  • адресе поставки товара, осуществления работы, оказания услуги;
  • НМЦК или ценовой формуле, которая определяет правила расчёта сумм, предназначенных для выплаты заказчиком своим контрагентам;
  • порядке, времени начала и завершения срока подачи заявок на участие в конкурентных закупках и способе определения результатов конкурентной закупочной процедуры;
  • адресе ЭТП в Интернете;
  • иных сведениях, указанных в положении о закупке.

Процесс организации закупки

Шаг 1. Выявление потребности. Определите требования к закупаемым товарам исходя из ожидаемых характеристик конечного продукта.

Шаг 2. Анализ запасов. Актуализируйте данные о наличии товаров на складе, при нехватке запасов – выявляем количество, необходимое закупить.

Шаг 3. Поиск и выбор поставщика. Рассмотрите коммерческие предложения, выберите одного или нескольких поставщиков, заключите контракты, определите условия и периодичность поставок.

Важно! Выбор поставщика осуществляется с учетом политики компании. Концентрация на одном поставщике позволит получать бонусы и скидки, что выгодно для оптовиков. Но при этом существуют определенные риски срыва поставок и ограничения со стороны партнера.

Шаг 4. Подготовка, размещение и контроль заказа. Автоматизация операций процесса от подготовки заказа до его оплаты и получения сокращает сроки между поставками и позволяет оптимизировать работу отдела закупок. Постоянный контроль за соблюдением сроков и выполнении обязательств поставщика.

Шаг 5. Получение и осмотр товара. Бракованная продукция подлежит возврату и замене. Данные условия необходимо предусмотреть в договоре с поставщиком на этапе подписания договора. На данном этапе также важно правильно организовать на складе хранение сырья по номенклатуре товара, соблюдая технические возможности хранения с сохранением потребительских свойств.

Шаг 6. Документальное сопровождение. Подразумевает подписание входящей документации, оплата товара и возможная претензионная работа, если имеются споры с поставщиками по поводу сроков, количества и качества приобретенного сырья.

Каждый этап закупок предполагает вовлечение большого числа исполнителей и информационных потоков. Речь идет о внешних поставщиках и потребителях, планово-производственном отделе, отделе логистики и транспортировки, отделе контроля качества. Ошибка одного из исполнителей может привести к искажению информации о закупках и возможным финансовым потерям.

Контроль планирования

Законодательные нормы регламентируют не только разработку, ведение и исполнение плана-графика закупок, но и контрольную деятельность, осуществление которой возлагается на уполномоченные ведомства. В данном случае применяется иерархический принцип, по которому проверяющие и финансовые органы определяются исходя из уровня заказчика. Если тендер проводится с целью обеспечения федеральных нужд, указанный функционал реализуется:

  • Антимонопольной службой и ее территориальными подразделениями, отслеживающими соблюдение законодательных положений.
  • Казначейством и управлениями, отвечающими за расходование внебюджетных фондов, проверяющими плановые и фактические показателей обеспечения.

Субъектные и муниципальные заказы контролируются ведомствами соответствующего уровня. Говоря о том, как формируется план мероприятий по ведомственным закупкам, стоит также отметить, что аудиты ФАС проводятся не реже одного раза в полгода, тогда как финансовые структуры осуществляют контроль перед каждым размещением, ограничивая принятие документа в ЕИС при выявлении нарушений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *