Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.
Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения
Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.
ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.
Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.
- Наименование должности.
- Марка и название оборудования.
- Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
- Сотрудники располагаются в одном помещении.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
Понятие специальной оценки труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Вследствие проведения специальной оценки труда:
- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году
Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:
- организации — штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- индивидуальных предпринимателей — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- должностных лиц организации — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).
С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:
- организацией — предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. руб.; штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- индивидуальным предпринимателем — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- должностными лицами — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Кто и каким образом проводит специальную оценку?
Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.
Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.
Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.
Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:
- при изменении технологического процесса;
- замене оборудования;
- при изменении составов применяемого сырья или материала;
- после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
- по запросу профсоюза;
- при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.
Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.
Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.
Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.
Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.
Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.
Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:
- перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
- протоколы всех измерений и испытаний;
- заключения экспертов;
- и др.
Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.
Специальная оценка условий труда (ФЗ № 426-ФЗ) представляет собой анализ условий работы сотрудников у конкретного работодателя, проводимый специальной организацией на определенных рабочих местах. Процедура проводится специальной организацией для того, чтобы:
- установить наличие вредных, опасных для здоровья человека условий, то есть таких, которые приводят к болезни сотрудника или травме (ст. 209 ТК РФ);
- оценить степень их влияния на работника;
- определить величину отклонения от нормы;
- установить степень эффективности применяемых СИЗ и средств коллективной защиты.
По результатам СОУТ определяются классы условий работы на конкретном месте (ч. 2 ст. 3 426-ФЗ):
- оптимальный;
- допустимый;
- вредный;
- опасный.
В дальнейшем от класса, установленного для рабочего места, зависят:
- тариф страховых взносов, отчисляемых нанимателем в ПФР в пользу сотрудников: лучше условия — меньше взнос;
- гарантии и компенсации сотрудникам на вредном, опасном производстве (дополнительные отпуска — ст. 117 ТК РФ, сокращение длительности времени работы — ст. 92 ТК РФ, повышение размера зарплаты — ст. 147 ТК РФ).
Шаг 4. Подготовиться к проверке
Подготовка к процедуре заключается в необходимости проверить места работы и собрать всю техническую информацию, относящуюся к производственным процессам (для передачи организации, которая будет проводить СОУТ), проинформировать сотрудников о предстоящей спецоценке и предоставлении доступа в необходимые помещения. Организация, занимающаяся оценкой, объясняет порядок процедуры. При спецоценке в офисе основным показателем, подлежащим измерению, становится освещение, поэтому нужно проверить наличие:
- работающих ламп в осветительных приборах;
- настольных ламп;
- документации на персональные компьютеры, так как они — источник излучения, являющегося вредным фактором.
Какие рабочие места подлежат СОУТ?
В силу ст. 212 ТК РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в рамках исполнения которых он среди прочего должен обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о СОУТ.
Отношения, возникающие в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, являются предметом регулирования Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Этим законом также определены порядок проведения СОУТ, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2021 года
С 2021 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
- в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
- 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
- В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
Подача декларации, информирование ФСС и сотрудников
Получив подписанный заказчиком отчет, организация, проводившая СОУТ, должна отправить его в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Проверяет информацию в системе трудовая инспекция.
Работодатель со своей стороны обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах СОУТ, а также не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета подать декларацию соответствия условий труда в Роструд. Декларация подается только на рабочие места, на которых вредные и опасные производственные факторы не были выявлены или условия труда по результатам измерения этих факторов признаны оптимальными или допустимыми.
Декларация будет действовать пять лет. Если за этот период не произойдет профзаболеваний или несчастных случаев на производстве, то она продлевается еще на пять лет, в течение которых можно не проводить спецоценку.
Кроме того, работодателю нужно под подпись ознакомить работников с результатами СОУТ и разместить на сайте сводные данные об итогах спецоценки (при его наличии). На это также отводится 30 дней с момента подписания отчета. С сотрудниками необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием класса условий труда и полагающимися им гарантиями и компенсациями.
Кто и в какие сроки проводит СОУТ?
Оценка проводится независимой специализированной организацией совместно с представителями работодателя. Все обследования происходят в рамках заключенного контракта и за счет работодателя.
Статьей 8 Закона № 426 установлена периодичность проведения СОУТ – не реже, чем раз в 5 лет.
Начиная с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны провести проверку рабочих мест своих работников с привлечением специализированной организации. Если до указанной даты процедура была проведена, то следующий срок наступает по истечении пятилетнего периода от даты проведения.
Внеплановая аттестация рабочих мест допустима при возникновении следующих обстоятельств (ч.1 ст.17 Закона №426):
- рабочие места организованы вновь;
- изменения в производственном процессе, которые могут повлиять на уровень негативного воздействия на организм человека, связанные, в том числе, с заменой оборудования;
- применение средств защиты, которые ранее не использовались;
- выявление профессионального заболевания у работника, если установлено, что его причиной стало воздействие вредных и опасных условий труда;
- исполнение предписания инспекции по труду;
- по инициативе профсоюза, представившего мотивированные доводы для проведения внеплановой СОУТ.
Повторную плановую проверку проводят каждые пять лет на рабочих местах, где предыдущая проверка показала наличие вредных и опасных условий труда. Если ранее задекларировано соответствие нормативам, то документы по СОУТ продлеваются на следующие пять лет без организации плановой оценки.
Законом № 426 установлены следующие сроки для внеплановой проверки:
- 12 месяцев — с даты ввода в эксплуатацию новых рабочих мест, перевода их в другое помещение, а также при изменении технологического процесса;
- 6 месяцев — при получении предписания от инспектора по труду, замене средств защиты, в отношении рабочего места, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.
Как применить отчет по специальной оценке условий труда?
Нельзя просто убрать результаты СОУТ в шкаф на 5 лет. Специальная оценка служит основанием для назначения дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели или дополнительных выплат. Все эти изменения необходимо включить в трудовые договоры, а для этого необходимо составить дополнительные соглашения для всех работников.
Для некоторых должностей могут быть назначены медосмотры или психологические освидетельствования, которые финансируются работодателем. Данными из отчета можно воспользоваться при закупке нового оборудования со сниженным вредным воздействием на людей и окружающую среду. Зная вредные факторы производства, отдел кадров сможет подбирать более подходящих кандидатов на определенные должности. Также специальная оценка условий труда может выявить неэффективность средств индивидуальной или коллективной защиты, а их замена может даже снизить класс условий труда для рабочего места.