Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли вечерняя форма обучения в ВУЗе очной?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эта форма основная в любых учебных заведениях. В принципе она мало отличается от формата обучения в школе. В ссузах и вузах студенты-очники также посещают пары с 1 сентября до июня пять или шесть дней в неделю. В расписании есть как практические занятия — семинары, так и теоретические — лекции. Занятия идут днём, а вечером студенты выполняют домашние задания. Кроме того, несколько раз в году, обычно два или четыре, студенты сдают экзамены на сессии. Сдача всех зачётов и экзаменов гарантирует переход на следующий год обучения.
Эта форма сочетает в себе принципы очной и заочной форм. Здесь необходимо стабильное посещение ВУЗа, а также предусмотрено самоизучение дисциплин.
Обучение в рамках вечерней программы предусматривает моментальное погружение в профильные предметы и сокращение часов на общеобразовательные дисциплины. Занятия проходят несколько раз в неделю, посещение их обязательно.
«Вечерники» могут посещать лекции вместе с «очниками», дополнительные секции и кружки и совмещать при этом учебу с работой. Также предусмотрено прохождение практики.
Следует отметить, что здесь студент может полноценно совмещать работу и учебу, применять полученные знания на практике. Вечерняя форма обучения предполагает посещение лекций, на которых будет даваться «скелет», но большая часть материала подлежит самоизучению.
Стоимость обучения на вечерней основе гораздо ниже, чем на дневном или заочном отделении, что привлекает многих людей.
Очно-заочное (вечернее) обучение
Для тех, кто хочет получить хорошие знания, однако не может учиться очно, есть во многих ВУЗах очно-заочная форма обучения, ранее носившая название вечерней. В этом случае занятия обычно проходят вечером или по выходным. Режим занятий устанавливает учебное заведение. Могут существовать несколько групп. К примеру, одна занимается по понедельника, средам и пятницам с 18 до 22 часов, вторая — по вторникам, четвергам с 18 до 20 часов и в субботу с 14 до 20 часов, третья — только по субботам или воскресеньям, но — полный день с 9 до 20 часов. Университеты вправе самостоятельно устанавливать график занятий и он существенно различается в каждом из них.
При очно-заочном обучении чаще используется блочная система преподавания, когда студенты изучают предмет и сдают его сразу по мере прохождения.
Плюсы:
- возможность сочетать учёбу с работой;
- легче попасть на желанный факультет желанного вуза;
- стоимость дешевле;
- обучение приближено к очному.
Минусы:
- сочетание работы с учёбой практически не оставляет свободного времени;
- приходится очень потрудиться, получая диплом;
- увеличено время учёбы по сравнению с очным;
- нет льгот для студентов.
Тест в помощь для тех, кто желает определиться с формой получения образования
Если вы всё ещё сомневаетесь, какую форму обучения выбрать, ответьте на вопросы ниже. В качестве ответов вы можете писать цифры от 1 до 4, где 1 — твердое «да», 2 — «скорее да, чем нет», 3 — «скорее нет, чем да» и 4 — твердое «нет».
- У вас достаточно времени на учёбу?
- Работа и подработка отсутствуют?
- У вас достаточно средств на учёбу?
- Вам интересны льготы для студентов?
- С самодисциплиной туго?
А теперь всё просто:
- больше поставили единиц — ваш путь очное образование;
- больше четвёрок — дистанционное;
- больше двоек и троек — выбирайте заочное или очно-заочное.
Как организовано заочное обучение
Поговорим теперь о том, как организовано заочное обучение. Учебный семестр также завершается сессией. Между сессиями студент-заочник выполняет письменные задания и отправляет их на проверку. Это означает, что ему необходимо уметь самостоятельно организовать свои занятия. Такой распорядок бывает и преимуществом, и недостатком. В течение почти всего учебного года вы сами распоряжаетесь своим временем и можете оптимально выстроить свой график. Если вы привыкли к внешнему контролю, то нужно будет изучить основы тайм-менеджмента и понять, как мотивировать себя учиться.
Основная учебная нагрузка для заочников приходится на сессию. Вначале студенты слушают небольшие, интенсивные курсы, а затем сдают зачеты и экзамены. При добросовестном отношении это не так уж легко: занятия могут продолжаться почти целый день. Необходимо заранее договориться на работе, чтобы вам действительно предоставляли законный отпуск на время сессии.
У заочников меньше возможностей для общения с преподавателями. Фактически это реально только во время сессии. Общение с однокурсниками также занимает гораздо меньше времени, чем при очном обучении. Хорошо, если нехватку общения компенсируют более опытные коллеги, с которыми можно обсудить рабочие и учебные ситуации.
Дневная форма обучения
Плюсы:
— «Полнота» и «глубина» обучения. Просто в силу того, что большую часть своего времени Вы будете уделять учебе, дневная форма обучения предоставит Вам самый большой и полный объем информации. И если Вы будете стараться и «вкалывать» как следует, используя все возможности дневной формы обучения, Ваше образование будет разносторонним и фундаментальным. Существуют специальности, которые изначально не предполагают возможности заочного обучения. И это совершенно естественно и оправдано. Например, хирург. Кто согласится попасть под нож хирурга, который закончил обучение заочно? Так что если Вы выбрали одну из таких тонких и сложных профессий, путь на иные формы обучения, нежели дневная, для Вас просто заказан.
Бытует мнение, что на вечернем и заочном отделениях учиться проще, чем на дневном, — и нагрузка меньше, и требования не такие строгие. А значит, и образование студенты получают поверхностное. В этом, возможно, и есть доля правды. Но зависит все от самого студента. Образованным можно стать и нигде не учась. Необходимые знания и навыки при желании тоже можно получить самостоятельно. А можно пять лет просидеть впустую на дневном — очень, кстати, распространенное явление.
В большинстве вузов объем учебной нагрузки на всех отделениях одинаковый. Разница только в том, что «дневники» осваивают его на лекциях и семинарах с преподавателем, вечерники делают то же самое, только вечером, после работы, а заочники — в любое удобное для себя время и самостоятельно, плюс на установочных сессиях. Сколько каждый студент посвящает времени учебе, совсем не зависит от формы обучения, а целиком и полностью связано с конкретным человеком.
Кстати, чтобы вечерники и заочники могли полностью и без особого напряжения пройти весь курс обучения, продолжительность учебы для них увеличена, обычно на один год. Правда, есть такие вузы, например, Горный университет, где срок обучения по определенным специальностям на вечернем и заочном отделениях, наоборот, сокращен (до четырех лет вместо пяти).
Делается это, как правило, за счет исключения из программы общеобразовательных предметов, не имеющих отношения к специальности, но тем не менее присутствующих в расписании дневного отделения (особенно если вуз претендует на широкое университетское качество образования). Это могут быть гуманитарные предметы в технических вузах или дисциплины из естественнонаучного цикла в гуманитарных. Но профильные предметы не сокращаются никогда.
Выпускники заочной или вечерней формы обучения после защиты дипломной работы так же, как и «дневники», могут поступать в аспирантуру (и весьма успешно это делают и защищают кандидатские диссертации).
Дневные выпуски — «лицо» университета. За счет дневных выпускников, как правило, пополняются научные и преподавательские кадры вузов. Вечерники и заочники главным образом учатся для себя. С ними преподавателю одновременно и легче, и труднее. Они более требовательны, поскольку зачастую знания и навыки им нужны для немедленного применения на работе. И преподаватель должен соответствовать. Но именно потому, что у них сильнее мотивация и самодисциплина, преподавателю не надо никого убеждать и уговаривать. Его лекции не уходят в пустоту.
- Очное. Обучение на очном отделении – стандартный тип обучения, при которой студент должен на регулярной основе посещать лекции и семинарские занятия на протяжении семестра. После которого ему необходимо сдать экзамены, чтобы закрыть сессию.
- Заочное. Обучение представляет собой непосещение общепринятых занятий или посещение в течение какого-то определенного времени, но обязательные сдачу экзаменов и знание материала. Учащийся на «заочке» может вообще не посещать курс лекций, а готовиться по учебникам и искать информацию самостоятельно, приходя только на сессию.
- Очно-заочное. Эта форма более известна в народе как вечерняя форма обучения. Студенты, учащиеся на таком обучении, обычно посещают занятия три раза в неделю. Два раза в будни по вечерам (С 19:00 до 22:00) и один раз в выходные дни (с 10:00 до 16:00).
Заочная форма обучения
Наиболее удобный вариант обучения для тех, кто хочет:
- совмещать учёбу с работой;
- получить качественное образование, проживая в родном городе или сельской местности;
- имеет детей и вынужден ежедневно уделять им большую часть дня;
- приобрести специальность, широко востребованную на рынке труда.
Нормативный срок обучения на заочном отделении для бакалавра составляет 5 лет.
Процесс обучения состоит из установочных обзорных лекций и практических занятий, которые проводятся в аудиториях, оборудованных по последнему слову техники; самостоятельной подготовки и аттестационных мероприятий (зачетно-экзаменационных сессий). Студенты проходят различные виды практик в своих организациях или на предприятиях по направлению выпускающей кафедры. В университете создана обширная база данных предприятий, которые готовы создать все необходимые условия для успешного прохождения нашими студентами всех видов практик.
На время зачётно-экзаменационных сессий иногородним студентам предоставляется общежитие.
Дополнительные плюсы:
- облегченный вариант поступления по сравнению с очной формой (вступительные испытания в форме комплексного тестирования — для выпускников школы до 2009 года, меньше конкурс);
- сравнительно низкая стоимость (ниже чем на очную и вечернюю формы);
- реальная возможность трудоустройства в ЮУрГУ по будущей специальности.
ЮУрГУ активно следит за тем, как меняется сегодня рынок труда. Работодатели предъявляют все более жесткие требования, и очень часто полученного когда-то высшего образования и знания языка и становится недостаточно. В связи с этим университетом были разработаны магистерские программы в формате второго высшего образования.
Получать образование на магистерские программы приходят, и те, кто, заняв управленческую должность, осознал, что имеющихся у него знаний недостаточно. Разностороннее образование значительно расширяет способности человека: новые знания помогают взглянуть на решаемые проблемы с другой точки зрения. Для тех же, кто решил сменить профессию, диплом ЮУрГУ может стать залогом успешного старта в новой сфере деятельности.
В последние годы значительно увеличилось число людей, стремящихся приобрести какие-то новые знания и навыки, повысить квалификацию. Возрастающая потребность в постоянном обновлении и углублении однажды полученных знаний, формирование культуры «обучение в течение всей жизни» подтолкнуло ЮУрГУ к созданию ряда программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. Эти программы нацелены на то, чтобы помогать специалисту оставаться «на уровне» на протяжении всего профессионального пути.
Очно-заочная форма обучения – это как?
Иногда абитуриент попадает в сложную ситуацию. Он не может учиться по очной форме, например, ему не хватает денег для оплаты образования, или же у него имеется работа, или же он не прошел по баллам на нужную специальность и т. д. Но вместе с тем он и не хочет поступать на заочное отделение, так как оно во многом предназначено для уже сформировавшихся специалистов, которым нужно лишь отточить знания по своей профессии и получить диплом. Как в этом случае быть?
Нужно вспомнить, что есть и третий вариант – очно-заочная форма обучения. Это как промежуточный вариант между очной и заочной. То есть студенты и преподаватели встречаются регулярно, но в меньшем объеме, чем учащиеся дневных отделений, и преимущественно в вечернее время.
Ранее этот вариант получения образования назывался вечерним. И это неудивительно. Очно-заочное отделение позволяет совмещать работу и учебу, поэтому занятия проходят либо в выходные, либо вечером. Время и частоту посещения занятий устанавливает учебное заведение.
При очно-заочной форме дисциплины преподают блоками (так же как и при дневном), но в сниженном объеме, за счет нехватки учебных часов. После каждого блока следует экзамен или зачет.
Виды заочного обучения
Выпускники школ, вузов и колледжей могут обучиться на заочном отделении ссузов Москвы и всей России.
Классическое заочное обучения состоит из чередующихся установочных и экзаменационных сессий. Во время установки учащийся находится в колледже и слушает лекции, консультируется с преподавателями. Далее наступает период самостоятельного обучения: на дому изучается литература, готовятся рефераты и курсовые работы. За этапом подготовки стартует экзаменационная сессия.
Очно-заочное обучение в колледже также определяется как вечерняя форма получения образования. По будням, от двух до четырех раз в неделю студенты занимаются в колледже по вечерам. Это позволяет совмещать учебу с работой в дневное время. Таким образом студент имеет возможность находится в постоянном контакте с преподавателем и быстрее получать опыт. Для освоения учебной программы учащийся отрабатывает 25 часов в неделю, также приходится осваивать многие материалы в самостоятельном режиме.
Качество заочного обучения
Какую бы форму обучения вы не предпочли нельзя забывать о том, что качество образования напрямую зависит от учащегося. Если вы заинтересованы в получении знаний на заочном обучении, вы будете уделять время самообразованию и поиску важной информации. Если знания не нужны, то ежедневное присутствие в колледже и прямое общение с преподавателями не принесет ничего полезного.
Заочное образование отлично подходит учащимся с хорошей мотивацией и высоким уровнем самодисциплины. Заочники самостоятельны, сами распределяют свой график и интенсивность занятий. В течение семестра их никто не контролирует, не заставляет готовится к семинарам и контрольным работам. Они самостоятельно следят за сроками выполнения работ и сдачей промежуточных тестов. Заочники самостоятельно получают вопросы к экзаменам и решают задачи, которые регулируют старосты и кураторы на очном отделении.
Недостатки разных форм обучения
Главным недостатком очной формы является ее стоимость. В сравнении с другими способами обучения она значительно выше. Все чаще абитуриенты выбирают заочное отделение именно по причине финансовой несостоятельности.
Сложности заочной формы состоят в большом объеме информации, которую необходимо усвоить за короткий срок. Еще одна распространенная проблема возникает при работе на частную организацию. Такие предприятия могут не оплачивать ученический отпуск.
Форма обучения очно-заочно совмещает в себе преимущества обоих отделений. Пожалуй, единственным ее недостатком является катастрофическая нехватка времени при совмещении работы и учебы, так как занятия начинаются уже после шести вечера, а рабочий день у многих до пяти. И расходятся студенты уже после девяти вечера.
Чтобы подобрать оптимальную форму получения высшего образования, абитуриенту необходимо правильно расставить приоритеты между качеством знаний, возможностью работать, количеством свободного времени и стоимостью обучения.
Это самая распространенная и основная форма учебы в университетах, институтах, академиях, колледжах и других учебных заведениях СПО (среднего профобразования). Она предполагает регулярное посещение занятий – лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, коллоквиумов и т. д.
Занятия проводятся 5-6 раз в неделю, как правило, в первой половине дня – поэтому очную форму часто называют дневной. Если у вуза или колледжа дефицит аудиторных помещений, то пары могут начинаться и вечером (во вторую смену), но это редкость.
Отсрочка от армии военнообязанным студентам предоставляется только на очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам. Стипендия положена тоже только тем, кто учится на дневных отделениях.
Очная форма обучения есть на всех направлениях и специальностях высшего и среднего специального образования.