Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Кто получает государственную пенсию


В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.


Кто может получить социальную пенсию

На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на нее право по достижении определенного возраста, но и инвалиды вне зависимости от возрастной категории.

Лица, имеющие такой статус с детства, получают пособие независимо от степени инвалидности. Пособие предназначено для следующих категорий граждан, а также лиц без гражданства, проживающих на территории РФ более 15 лет:

  • Несовершеннолетние и студенты, учащиеся на очном отделении, потерявшие обоих или одного из родителей, а также опекунов.
  • Семьи военнослужащих при условии гибели последних при нахождении на службе или в течение 3 месяцев после увольнения. Пособие выплачивается детям умершего, его супруге, также на него могут рассчитывать братья и сестры.
  • Участники ВОВ, официально зарегистрированные жители блокадного Ленинграда.

Размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Размер пенсий устанавливают статьи 14-18 Закона о государственном пенсионном обеспечении:

  • Статья 14 Закона фиксирует размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих — 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности);
  • Статья 15 Закона устанавливает размеры пенсии военнослужащих и членов их семей — определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом, пенсия по инвалидности военнослужащим, которые проходили службу в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причин наступления инвалидности:
  1. если инвалидность наступила вследствие военной травмы: инвалидам I группы — 300 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 250 процентов; инвалидам III группы — 175 процентов;
  2. если инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период службы: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов.
  • Статья 16 Закона фиксирует размеры пенсий участникам ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»:
  1. пенсия по инвалидности участником ВОВ составляет: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов;
  2. пенсия граждан, награжденных знаком блокадного Ленинграда, составляет: инвалидам I группы — 200 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 150 процентов; инвалидам III группы — 100 процентов.
  • Статья 17 Закона регламентирует размеры пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей:
  1. гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или заболевания связанных с радиационным воздействиям в результате катастрофы ЧАЭС или с работами по ликвидации последствий катастрофы размер пенсии составляет – 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек);
  2. гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения — 200 процентов;
  3. гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС или другой радиационной катастрофе: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (10 068 рублей 53 копейки); инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам III группы — в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии и 125 процентами размера указанной пенсии;
  4. пенсию по утере кормильца назначают: детям, потерявшим обоих родителей — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); другим нетрудоспособным членам умершего кормильца — 125 процентов размера социальной пенсии.
  • Статьи 17.1 и 17.2 устанавливают размеры пенсии для граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
  • Статья 18 Закона регламентирует размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан в следующих размерах:
  1. гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (исключения инвалиды детства), гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет, несовершеннолетним и старше (обучающихся на очной форме), потерявшим одного из родителей — 5 034 рубля 25 копеек в месяц;
  2. инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 12 082 рубля 6 копеек в месяц;
  3. инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, несовершеннолетним и старше (обучающимся на очной форме), потерявшим обоих родителей — 10 068 рублей 53 копейки в месяц;
  4. инвалидам III группы — 4 279 рублей 14 копеек в месяц.

Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих

Назовем граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих, проще — государственными чиновниками. Это наиболее многочисленная когорта привилегированных пенсионеров.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации», государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом. Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации (ст. 19).

Таким образом, согласно названному акту, для государственных служащих должны быть введены пенсии за выслугу лет федеральным законом, стаж их государственной службы также должен исчисляться в соответствии с федеральным законом, как и все иные параметры пенсионного обеспечения (уровень пенсии, порядок ее выплаты и т.п.). Такой вывод основывается также на Конституции России, согласно которой пенсии устанавливаются законом (п. 2 ст. 39).

Российский парламент не счел возможным форсировать введение особых пенсий для федеральных государственных служащих. Главная причина этого очевидна — катастрофическое состояние общей для всех граждан пенсионной системы, недопустимость создания привилегированной системы для тех, кто трудился во властных структурах, кризисное состояние экономики и ограниченные ее финансовые возможности. Однако Президент и Правительство РФ посчитали, что это пробел в законодательстве, и в экстренном порядке восполнили его. Были изданы Указ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» (он вступил в силу со дня его подписания — с 16 августа 1995 г.), а 31 января 1996 г. — Постановление Правительства РФ «О реализации Указа Президента Российской Федерации «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих». Этим постановлением утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих. В дальнейшем, 15 июня 1999 г. появился Указ, внесший некоторые изменения и дополнения в предыдущий Указ, и Правительство РФ утвердило новое Положение.

Читайте также:  ​Ежемесячное пособие на ребенка в 2023 году

Так сложилась обособленная подсистема пенсионного обеспечения федеральных государственных чиновников.

Доплата к пенсии назначается тем чиновникам, которым пенсия назначена по Закону 1990 г. (в том числе досрочно с учетом Закона «О занятости населения в Российской Федерации»), если они занимали соответствующие должности на 16 августа 1995 г. (на 25 декабря 1996 г. и 1 октября 1998 г. для отдельных работников) или позднее.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).

Глава 1 «Общие положения»:

1) дает понятия:

– трудовой пенсии;

– страхового стажа;

– расчетного пенсионного капитала;

– установления трудовой пенсии;

– индивидуального лицевого счета;

– специальной части индивидуального лицевого счета;

– пенсионных накоплений;

– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.

Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:

– периоды, входящие в страховой стаж;

– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;

– порядок исчисления страхового стажа.

Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).

Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:

– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;

– сроки назначения трудовой пенсии;

– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;

– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;

– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;

– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;

– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;

– удержания из трудовой пенсии.

Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;

– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.

Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:

– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

– трудовые книжки колхозников;

– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

– выписки из приказов;

– лицевые счета;

– ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:

– указанным договором;

– документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:

– указанными договорами;

– документом территориального органа ПФР;

– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:

– трудовой книжкой;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Текст действующей редакции закона

ФЗ номер 166 регулирует и контролирует права граждан Российской Федерации на получение разных категорий пенсионного обеспечения. В случае, если лицо попадает под одну из перечисленных в законе категорий, рекомендуется изучить описываемый закон и обратиться в административные органы для получения помощи и денежных средств.

Граждане должны иметь при себе документы, доказывающие права на получение помощи, в виде паспорта, свидетельства о смерти, медицинской справки и т. д.

Скачать Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» можно по ссылке.

Закон 166-ФЗ о государственном пенсионном обеспечении в РФ: что ожидает россиян, основные моменты, нюансы обеспечения денежным довольствием.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Читайте также:  Виды и размеры налогов в Австрии

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Основные положения федерального закона

Обеспечение денежным довольствием граждан за счет бюджета РФ предусмотрено законодательством РФ. Основные положения закона:

  1. В некоторых случаях, предусмотренных ФЗ-166, осуществление пенсионного обеспечение для отдельных гражданских категорий осуществляется в соответствии с утвержденным порядком Правительства РФ.
  2. Пенсия – это выплата, осуществляемая каждый месяц. Получать выплату имеют право граждане, соответствующие условиям, предусмотренным ФЗ.
  3. Финансирование денежных довольствий осуществляется из средств бюджета РФ.

Лица, проработавшие на государственных должностях больше 15 лет, имеют право на получение денежного довольствия за трудовой стаж, но только после увольнения на основании:

  1. Ликвидация организации госвласти и иных госорганов. Сокращение штата.
  2. Увольнение с государственной должности в связи с окончанием полномочий.
  3. Достижение определенного возраста, обозначенного в ФЗ, для работы на занимаемой должности.
  4. Проблемы со здоровьем, препятствующие исполнению обязанностей.
  5. Увольнение из-за достижения возраста выхода на пенсию.

Каковая основная ставка налога на прибыль в 2021 году? Читать далее.

Уволенные с госслужбы на вышеуказанных основаниях могут рассчитывать на денежное довольствие за трудовой стаж. Но только в случае замещения должности на госслужбе на протяжении полного 1 года.

В период работы на госслужбе пенсия не выплачивается, даже в случае стажа более 15 лет.

Военным и их семей может быть назначено следующее денежное довольствие:

  • за трудовой стаж;
  • в следствии инвалидизации;
  • по потери кормильца.

Пенсия по выслуге назначается после достижения 15-летнего стажа и увольнения на основаниях ст. 8 ФЗ-166. Денежное довольствие для инвалидов положено военным, получившим травмы во время прохождения службы.

Призывникам (матросам, старшинам, солдатам, сержантам) также положено обеспечение в следствии инвалидизации, но не позже 3-х месяцев с момента увольнения с в/с. Либо, если инвалидизация возникла поздней 3-х месяцев из-за боевых травм.

Если военнослужащий умирает вовремя службы или в следствии травмы через 3 месяца, то их ближайшим родственникам, являющимся нетрудоспособными, назначается обеспечение денежным довольствием по потере кормильца. Нетрудоспособными считаются:

  1. Несовершеннолетние дети, сестры, браться и внуки умершего в случае отсутствия трудоспособных родителей. При обучении на дневном отделении ВУЗа денежное довольствие продляется до 23 лет.
  2. Близкий родственник погибшего, осуществляющие уход за сестрами, братьями или детьми погибшего, не достигшими 14-летнего возраста. При этом возраст или трудоспособность родственника не имеет значения.
  3. Родители военных служащих, которые погибли во время прохождения службы в армии или после увольнения вследствие травмы, при недостижении пенсионного возраста.
  4. Дедушки и бабушки умершего в случае недостижения 60 и 55 лет. Или являющиеся инвалидами, не имеющими содержащих их родственников.

Денежное довольствие назначается только в случае, если гражданин, претендующий на получение, был на иждивении умершего.

Участники ВОВ имеют право на обеспечение «Пенсия участникам ВОВ», если они признаны инвалидами 3, 2 и 1 степени вне зависимости от причин. Если претендент на обеспечение получил инвалидность из-за противоправных действий или специально, то назначается социальная пенсия.

Условия назначения пенсии по государственному обеспечению

Статьями 7-13 главы 2 Закона установлены условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению для каждой категории граждан. Статья 7 Федерального закона устанавливает условия назначения пенсии государственным служащим, где фиксируется, что назначение пенсии осуществляется на основании некоторых норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

  1. Служащие, при наличии необходимого стажа службы и при замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев, имеют право на пенсию по выслуге лет при увольнении на основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Закона о гражданской службе.
  2. Гражданские служащие, при наличии стажа службы не менее 25 лет и при увольнении на основании, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о гражданской службе до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности имеют право на пенсию по выслуге лет в случае, если перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия гражданским служащим за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней.

Условия назначения пенсии гражданам из числа космонавтов и членов их семей регламентирует статья 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении, при этом некоторые вопросы пенсионного обеспечения таких граждан регулируют нормы Постановления Правительства РФ № 883 от 2 ноября 2009 г. Нормы статьи 7.1 фиксируют:

  1. Право на пенсию за выслугу лет, независимо от возраста, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, имеют граждане РФ из числа космонавтов — испытателей и исследователей-инструкторов — космонавтов испытателей и исследователей.
  2. Пенсия назначается при оставлении работы в должностях, указанных выше, в отрядах и группах космонавтов, являющихся летно-испытательными подразделениями научно-испытательных и иных организаций. При этом, список соответствующих должностей при необходимости утверждается Правительством РФ.
  3. Пенсия по инвалидности назначается гражданам из числа кандидатов в космонавты, испытатели или исследователи, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, а также заболеваний, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, в независимости от продолжительности выслуги.
  4. Следующие члены семьи погибших/умерших граждан из числа космонавтов имеют право на указанную пенсию:
  • дети погибшего/умершего кормильца, не достигшие возраста совершеннолетия, либо до достижения ими возраста 23, если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижении совершеннолетия;
  • родители погибшего/умершего кормильца, которые достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин либо более раннего возраста, если при этом они являлись инвалидами и находились на иждивении у погибшего/умершего;
  • супруг погибшего/умершего кормильца в независимости от возраста и трудоспособности.

За назначение пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава отвечает статья 7.2. Закона, согласно которой:

  1. Граждане соответствующей категории имеют право на пенсию за выслугу лет при условии выслуги не менее 25 лет для мужчин и 20 для женщин, а при оставлении летного дела по состоянию здоровья – не менее 20 и 15 лет соответственно.
  2. Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления работы и назначение указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.
  3. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости или по инвалидности.

Условия назначения государственной пенсии военнослужащим и членам их семей прописаны в статье 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, которая устанавливает:

  1. Пенсия за выслугу лет или по инвалидности для военнослужащих, а также пенсия по потере кормильца для членов их семей назначается в соответствии с нормами Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
  2. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, которые стали инвалидами в период прохождения службы по призыву в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы или при наступлении инвалидности позднее, но впоследствии контузии, ранения, увечья или заболевания.
  3. В случае гибели или смерти военнослужащего, проходившего службу по призыву в качестве матроса, солдата, сержанта и старшины не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы или при наступлении смерти позднее, но впоследствии контузии, ранения, увечья или заболевания, нетрудоспособным членам его семьи назначается пенсия по потере кормильца, при этом нетрудоспособными членами семьи признаются:
  • дети, сестры и братья, внуки в возрасте до 18 лет либо не достигшие 23 лет при обучении на очной форме либо старше, если они стали инвалидом до достижения 18 лет, при этом сестры и братья, а также внуки признаются нетрудоспособными, если они не имеют трудоспособных родителей;
  • один из родителей или супругов, дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего кормильца независимо от возраста или трудоспособности, если он/она были заняты уходом за детьми, сестрами/братьями умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет;
  • родители и супруг погибшего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно или являются инвалидами;
  • родители погибшего, если смерть наступила в период прохождения службы по призыву или после увольнения вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет соответственно;
  • бабушки и дедушки погибшего кормильца, если они достигли возраста 55 и 60 соответственно или являются инвалидами и отсутствуют лица, которые должны их содержать в соответствии с законодательством РФ;
  • вдовы погибших в период военной службы по призыву военнослужащих вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак и достигшие возраста 55 лет.
Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

Важно! При наступлении инвалидности или гибели кормильца в результате совершения им преступления, гражданам, указанным в статье 8, назначается социальная пенсия.

Условия назначения государственной пенсии участником ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда», установлены в статье 9 Закона. Согласно нормам законодательства право на пенсию имеют участники ВОВ и граждане, награжденные знаком блокадного Ленинграда – инвалиды I, II и III группы, независимо от причины инвалидности, за исключением случаев наступления инвалидности при совершении гражданами противоправных действий или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (назначается только социальная пенсия).

Что такое и кто получает

Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учётом стажа работы.

Бюджетная помощь сейчас оказывается на следующих условиях:

  • Претендент имеет подтверждённую категорию инвалидности;
  • Продолжительность социального обеспечения зависит от периода

установления нетрудоспособности;

  • Потенциальный льготник постоянно пребывает в одном из российских регионов и на длительный срок ограничен в трудоспособности.

Получателями соцпенсии являются:

  • Инвалиды 1 группы, всецело зависящие от помощи окружающих;
  • Инвалиды 2 группы, менее зависимы от помощи окружающих, но лишённые возможности полноценно трудиться;
  • Инвалиды 3 группы, работающие в специально созданных условиях;
  • Дети-инвалиды, получившие данный статус до наступления

совершеннолетия;

  • Достигшие восемнадцатилетия нетрудоспособные субъекты, в отношении которых используется термин «инвалиды с детства».

Ведущими условиями, соблюдение которых гарантирует получение социального пенсиона, являются:

  • Принадлежность к категории «нетрудоспособный гражданин»;  Постоянное пребывание на территории страны.

Подтверждение нетрудоспособности осуществляется путём проведения медикосоциальной экспертизы в аккредитованных под эту деятельность медицинских организациях по отдельному графику.

Поскольку в результате реабилитационных процедур возможно улучшение состояния, то необходимо прохождение повторного обследования до присвоения бессрочного статуса:

  • Гражданам 1 группы – раз в два года;  Дети – в зависимости от заболевания:
    • ежегодно;
    • раз в два года; o при достижении совершеннолетия;  Все остальные – в ежегодном режиме.

Если получатель соответствует указанным требованиям, он должен подать документы для оформления пенсии и социальных доплат. Обращаться нужно в Пенсионный фонд по месту жительства. Там расскажут, какие потребуются документы, как получить ФСД к пенсии и что это такое, а также многое другое.

Обратиться в ПФР разрешено:

  • лично;
  • с помощью представителя;
  • отправив документы по почте заказным письмом или через МФЦ;
  • отправив заявку через Госуслуги или официальный сайт ПФР.

Потребуются следующие документы:

  • гражданский паспорт или другой документ, с помощью которого заявитель может подтвердить свою личность;
  • бумаги, подтверждающие право на получение государственной пенсии или доплаты.

Некоторые виды выплат устанавливаются бессрочно (пенсия по старости), а другие имеют ограниченный срок предоставления (выплаты по инвалидности т. д.). Как правило, временные доплаты продлевают, если у гражданина остаются права на получение.

Получение денег возможно несколькими способами.

  1. С помощью Почты России. Пенсионер получает ежемесячные выплаты в отделении почты по месту жительства. Нетрудоспособные граждане используют доставку на дом. Этот способ не так удобен, как это безналичные переводы, но многие пользуются им до сих пор.
  2. Через банковскую организацию. Получатель забирает выплаты в кассе выбранного банка или оформляет для этого карту. Тогда он может снимать денежные средства в банкомате.
  3. С помощью сторонних организаций. Этот вариант не отличается от получения денег по почте. Перечень соответствующих компаний можно уточнить в местном ПФР.

Несовершеннолетние граждане получают деньги аналогичным образом.

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.

Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *