Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютных операций на внутреннем валютном рынке рф.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.
Правовой статус органов валютного регулирования
В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.
Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.
Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.
Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.
Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.
Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.
Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.
Правовое регулирование внутреннего валютного рынка
Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 17Э-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.
Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».
В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».
Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЭ посвящена исключительно куплепродаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.
Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.
Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:
а) режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;
б) валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;
в) режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.
Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.
Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:
а) курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных.
Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);
б) режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;
в) иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.
Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:
а) режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
б) фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
в) иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
г) фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
д) иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement).
В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Ачжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.
В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам».
Имеются два варианта:
а) плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
б) свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.
Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.
Россия использует режим свободного плавающего курса рубля.
Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.
Валютные интервенции представляют собой операции куплипродажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную.
С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.
С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.
Валютные операции на валютном рынке
Такие операции совершают банки, физические лица и компании.
С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.
На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.
Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.
При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.
Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.
Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц
И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:
- Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
- Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.
Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:
- Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:
- Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
- Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.
С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:
- Документация, которая удостоверяет личность физлица.
- Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
- Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
- Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
- Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
- Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
- Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
- Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
- Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
- Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
- Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
- Паспорт сделки.
- Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
- Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.
Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.
Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.
Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.
Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.
Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.
В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.
Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:
- Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
- Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.
Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.
Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:
- Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
- Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
- Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
- Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
- Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
- Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
- Паспорт сделки.
- Таможенные декларации.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующие права и обязанности для резидентов-участников валютных операций:
- Резидент вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте без ограничения, если иное не предусмотрено действующим российским законодательством.
- Расчет при осуществлении валютных операций производится организациями — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено действующим законодательством (расчеты могут производиться через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета).
- Расчет при осуществлении валютных операций производится физическими лицами –резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций:
- передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
- дарение валютных ценностей близкому родственнику или супругу;
- получение валютных ценностей по праву наследования;
- приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования и другое.
- Расчеты при осуществлении валютных операций производится физическими лицами через счета, открытые согласно ст. 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
- Центральный банк РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона.
- Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, конверсионной операции по курсу.
- Для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают специальные брокерские счета в уполномоченных банках.
Способы и инструменты
Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:
- принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
- экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).
Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:
- изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
- изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
- изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
- проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
- изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.
Правовое регулирование внутреннего валютного рынка
Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 173-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.
Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».
В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».
Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЗ посвящена исключительно купле- продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.
Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.
Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:
- режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;
- валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;
- режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.
Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.
Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:
- курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных. Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);
- режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент- Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;
- иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.
Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:
- режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
- фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
- иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
- фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
- иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement). В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Алжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.
В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам». Имеются два варианта:
- плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
- свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.
Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.
Россия использует режим свободного плавающего курса рубля. Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.
Валютные интервенции представляют собой операции купли-продажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную. С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.
Правовое регулирование проведения валютных операций
Как уже отмечалось, общим объектом валютного регулирования является порядок осуществления валютных операций, при этом в качестве конкретных объектов регулирования могут выступать расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, размеры обязательной продажи экспортной выручки на внутреннем рынке, размеры импортных и экспортных пошлин, инвестиции резидентов в экономику иностранных государств, условия обращения драгоценных металлов и камней. Покольку все валютные операции существенно отличаются друг от друга, поэтому регулирование валютных операций целесообразно рассматривать исходя из предложенной диссертантом в 1 главы I настоящего исследования классификации валютных операций. 1. Операции с наличной иностранной валютой. Все наличные расчеты за реализуемые физическим лицам (резидентам и нерезидентам) на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться исключительно в рублях. Это правило установлено Положением ЦБ от 15.08.1997 г. № 503 «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)». Общие принципы обращения наличной иностранной валюты на территории России закреплены в Письме ЦБ РФ от 02.09.1994 г. № 107 «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации». В соответствии с указанным письмом, выдача в Российской Федерации уполномоченными банками наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте банкам — нерезидентам (их представителям), а также прием уполномоченными банками от банков — нерезидентов наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте допускается только по специальным разрешениям Банка России, выдаваемым уполномоченным банкам в каждом отдельном случае Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля. Зачисление наличной иностранной валюты на валютные счета предприятий, учреждений, организаций — нерезидентов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, когда это прямо разрешено Банком России. На валютные счета физических лиц — нерезидентов, в том числе при открытии физическим лицом — нерезидентом валютного счета, может быть зачислена наличная иностранная валюта, принятая уполномоченным банком только от владельцев соответствующих счетов (их представителей) и только в следующих случаях: — наличная иностранная валюта, ввезенная на территорию Российской Федерации с соблюдением таможенных правил физическим лицом — нерезидентом либо уполномоченным им лицом, зачисляется в пределах сумм, указанных владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом) таможенной декларации, подтверждающей ввоз в Российскую Федерацию указанных средств в наличной иностранной валюте владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом); — наличная иностранная валюта, снятая владельцем счета (его представителем) с его валютного счета в уполномоченном банке, может быть зачислена в пределах суммы снятой с него наличной иностранной валюты только на открытые на его имя валютные счета, в том числе в других уполномоченных банках; — наличная иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть зачислена физическим лицом — нерезидентом на открытый на его имя валютный счет в пределах приобретенной им суммы. При зачислении наличной иностранной валюты физическим лицом нерезидентом — владельцем счета, на который зачисляется наличная иностранная валюта (его представителем), в уполномоченный банк представляется-документ, подтверждающий произведенный им ввоз, снятие, приобретение наличной иностранной валюты. Эти требования не распространяются на физических лиц -нерезидентов, пользующихся дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации. Без ограничений и без специальных разрешений Банка России осуществляется зачисление уполномоченными банками на валютные счета физических лиц — резидентов принятой от них (их представителей) наличной иностранной валюты. Не ограничивается снятие наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) либо их представителями с их валютных счетов в уполномоченных банках, а также приобретение ими платежных документов в иностранной валюте за счет средств на валютных счетах физических лиц в уполномоченных банках. При этом уполномоченный банк в подтверждение проведения указанных операций выдает клиенту соответствующий документ с указанием суммы снятой со счета наличной иностранной валюты либо приобретенных платежных документов в иностранной валюте. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории Российской Федерации физическим лицам — резидентам заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей на определенный срок и на время выполнения определенной работы), а также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических лиц по договорам подряда-и иным. договорам гражданско — правового характера. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов в уполномоченных банках, покупать у них дорожные чеки в иностранной валюте, а уполномоченные банки не могут выдавать наличную иностранную валюту с текущих валютных счетов указанных лиц (продавать им дорожные чеки в иностранной валюте).
Цели валютного регулирования и контроля
Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.
Также валютное регулирование имеет цели:
- тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
- конечная задача – полная конвертируемость валюты.
Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.
Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:
- определение соответствия операций установленным номам;
- проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
- проверка обоснованности действий;
- надзор за полнотой предоставленных сведений.
• Валютное законодательство, валютное регулирование и валютный контроль • Основные понятия
Валютный рынок является важной составляющей финансового рынка и представляет собой систему экономических и организационно-правовых отношений, которые возникают между субъектами рыночных отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Валютные рынки служат механизмом, посредством которого производятся международные расчеты во внешней торговле.
Главная функция валютного рынка состоит в том, чтобы обеспечить потребности его участников в иностранной валюте для международных расчетов, управления ликвидностью, страхования валютных рисков, а также извлечения прибылей из операций с иностранной валютой.
Основными участниками валютного рынка являются:
• коммерческие банки, осуществляющие основной объем валютных операций; все остальные участники валютного рынка, как правило, открывают счета в банках и через них осуществляют операции с иностранной валютой; в Российской Федерации участниками валютной торговли являются уполномоченные банки;
• центральные банки; выход центральных банков на валютный рынок обусловлен решением таких задач, как поддержание курса национальной валюты с помощью валютных интервенций, а также управления валютными резервами;
• фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, формируя спрос (импортеры) и осуществляя предложение (экспортеры) на валютном рынке; эти фирмы осуществляют
операции с иностранной валютой через уполномоченные банки;
• валютные биржи;
• валютные брокерские фирмы; многие коммерческие банки получают информацию о текущих валютных курсах и заключают сделки с партнерами с помощью сотрудников — специализированных брокерских фирм;
Классификация валютных операций
Классификация операций с валютой проводится по разным критериям. По объекту выделяют операции с рублями, иностранной валютой, иностранными и российскими ценными бумагами. Классификация операций по субъекту проходит:
- между нерезидентами;
- между валютными резидентами;
- между валютными резидентами и нерезидентами.
Валютные операции разделяются на группы по характеру сделки:
- экспортно-импортные операции;
- операции по банковскому валютному счету клиента;
- торговля иностранной валютой;
- кредитование международного уровня;
- приобретение страной иностранной валюты.
Существует еще одна классификация выполняемых валютных операций:
- по срокам выполнения (текущие, капитальные, кассовые операции с валютой);
- активные и пассивные операции (в соответствие с ведением бухгалтерского учета);
- операции, которые выполняются резидентами и нерезидентами;
- направленные на достижение разных целей (выполняемые в собственных интересах предпринимателя или в интересах клиентов).
Есть другие виды валютных операций:
- такие операции, которые проходят через банк или кассу;
- покупка за валюту нематериальных активов, основных средств, материально-производственных запасов;
- расходы и доходы в валюте;
- внеоборотные активы.
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
- Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
- Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
- Расчет зарплаты, учет денежных операций;
- Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
- Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).