ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.

А если срок истечет после покупки полиса?

Действие диагностической карты не влияет на действие страхового полиса – закон Об ОСАГО такой привязки не предусматривает. А это значит, что страховка будет действовать независимо от того, как давно водитель прошел техосмотр. Более того, не повлияет просроченная карта и на возмещение по ОСАГО.

Если потерпевший в ДТП водитель на момент столкновения не будет иметь действительной диагностической карты, это не может считаться причиной для невыплаты страховки или проведения восстановительного ремонта авто. Исчерпывающий список документов, которые нужны водителю для получения страховки, определен пунктом 3.10 Правил ОСАГО, и в их числе диагностической карты на сегодня нет.

А вот для виновника ДТП ситуация не столь радужная. Для него страховка ОСАГО без техосмотра тоже будет работать, страховщик не откажет в покрытии причиненного им вреда в отношении всех потерпевших.

Техосмотр не обязателен, но…

Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.

Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?

При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.

Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.

Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.

Ранее обязательное страхование автогражданской ответственности было только добровольным. Но с ростом количества машин на дороге и появления серьезных аварий, которые заканчивались смертельными случаями, государства Европы ввели эту страховку как обязательную.

Поэтому многие автовладельцы стали интересоваться, как получить выплаты по ОСАГО без техосмотра. ОСАГО было введено во всех развитых странах мира с целью создания определенных финансовых гарантий.

К тому же это неплохой стимул для соблюдения дорожных правил и уменьшения опасных ситуаций по вине водителей.Сущность обязательного страхования состоит в том, что страховка выплачивается тем лицом, который был признан главным виновником ДТП.

Такой полис имеет определенный установленный законом лимит. Страховка ОСАГО помимо пострадавшего автовладельца распространяется также на пассажиров, находившихся в салоне, которые получили телесные повреждения.

Полис ОСАГО обязательно должен быть оформлен у каждого автовладельца. Его отсутствие влечет за собой административную ответственность, которая оговорена в законе и приводит к уплате штрафа.

Чтобы не произошло на дороге, при любых нарушениях правил и причинения ущерба государственному или частному имуществу, требуется присутствие представителей закона.

Для получения страховки по полису ОСАГО необходимо иметь протокол, составленный сотрудником ГИБДД. Но участники ДТП также могут заполнить европротокол, не обращаясь к сотрудникам дорожной полиции.

Европротокол – это специальный документ, который может быть заполнен водителями, являющимися участниками дорожной аварии без вызова ГИБДД.

Такой вид оформления ДТП допускается только в строгих обстоятельствах:

  • если нет сильно травмированных или погибших пассажиров и ущерб нанесен только частному имуществу;
  • в дорожном происшествии участвуют только два автовладельца;
  • все участники имеют обязательный действующий полис автострахования;
  • оба водителя согласны на подписание документа;
  • сумма ущерба не больше 25 тысяч рублей;
  • водители находятся в трезвом состоянии.
Читайте также:  Как отразить выплату дивидендов в отчетности по НДФЛ

По полису ОСАГО может быть выплачена страховка, не превышающая четыреста тысяч рублей. На восстановление имущества полагается не более ста шестидесяти тысяч, а остальная сумма идет на возмещение причиненного ущерба здоровью.

Если авария повлекла более существенные потери и ОСАГО не может возместить весь причиненный ущерб, то пострадавшим выплачивают компенсацию по отдельно заключенным добровольным страховым полисам.

За и против незаконной покупки

К весомым аргументам для приобретения диагностической карты относятся:

  • значительное сокращение временных и денежных затрат;
  • исключение нервных ситуаций, связанных с придирками операторов ТО к незначительным повреждениям автомобиля;
  • оформление техосмотра тюнингованных автомобилей с нарушенной конструкцией, изменением гидравлики, тонированными фарами, отсутствующим бачком-омывателем и т.д.;
  • оформление на автомобили с газобаллонным оборудованием без соответствующего паспорта;
  • нет необходимости в наличии огнетушителя и знака аварийной остановки;
  • возможность проверки организации в базе ЕАИСТО, РСА, и оформления с устройства с выходом в интернет.

Среди недостатков владельцу автомобиля грозит:

  • изъятие страховки сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения;
  • наложение штрафа этим органом;
  • отказ страховщика в выплате при дорожно-транспортном происшествии;
  • уголовное наказание по ст. 204 и 327;
  • при обнаружении ошибок в диагностической карте полис обязательного страхования становится недействительным, и на водителя налагается административный штраф по ст. 12.1 ч.2 КоАП.

Примечание! Указанные последствия только подтверждают необходимость в покупке диагностической карты у проверенных операторов ТО.

Изменения 1 октября 2021 года

Как мы указали выше в обновлённой информации, Правительство РФ автоматически продлило все диагностические карты на автомобили, срок действия которых заканчивается в период с начала весны и до конца сентября текущего года.

Таким образом, имеем 3 варианта действия последних поправок.

  1. Если ваш техосмотр закончился до 1 марта 2021 года, то вам нужно проходить техосмотр без каких-либо отлагательств и продлений.
  2. Если ваша карта перестаёт действовать в период с 1 марта по 30 сентября 2021, то её срок автоматически продлевается до 1 октября. То есть ехать на пункт ТО придётся только с октября, а до этого диагностическая карта признаётся действующей, несмотря на дату, указанную непосредственно на ней.
  3. Соответственно, если у вас техосмотр закончится после 1 октября, то вам также нужно сразу же ехать получать новый.

Чем грозит просроченный техосмотр при ДТП

Если у водителя, спровоцировавшего аварию, просрочен техосмотр, страховая компания имеет право на предъявление виновнику регрессного требования (в виде иска), размер которого эквивалентен выплаченным страховщиком суммам. Подобная практика применяется только к владельцам такси, автобусов, грузовиков, оборудованных для перевозки пассажиров и опасных грузов, и редко затрагивает рядовых участников дорожного движения.

Страховая компания имеет возможность воспользоваться правом регресса в отношении оператора техосмотра, если выданный им документ содержит сведения об отсутствии технических неполадок в транспортном средстве. При этом причиной произошедшего ДТП становится именно неисправность автомобиля, которая была выявлена в ходе ТО, но данные о ней не были отражены в бланке. Запрашиваемая сумма в иске, как и в предыдущем случае, будет равна выплаченным страховщиком денежным средствам.

Право страховой компании на регрессное требование

Регрессом называют право лица требовать возврат средств при условии возмещения им вреда, что был причинен третьей стороне.

Регресс направляется к истинному виновнику ситуации с целью возмещения убытков. Согласно законодательству, к регрессу относится ситуации, когда человек выполняет свои служебные, трудовые обязанности, а также управление транспортным средством.

Если компания, где работает виновник транспортного происшествия, возмещает убытки потерпевшей стороне согласно правам регресса, она вправе требовать возврата возмещенных средств от лица, по чьей вине произошло ДТП. Размер материальной ответственности в таких ситуациях ограничивается нормами, прописанными в трудовом законодательстве. Такая материальная ответственность в среднем равна месячной зарплате сотрудника.

Законодательством прописан исчерпывающий перечень ситуаций требования регрессного возврата. Речь идет об обязательном страховании гражданской ответственности в рамках выплаты, что была произведена страховой компанией. Если страхование проходит на добровольной основе, зачастую случаи страхования гражданской ответственности такого типа служат как основание отказа возмещения страховых выплат. Обязательное страхование имеет иную структуру регресса. В такой ситуации страховая компания полностью возмещает вред потерпевшей стороне, а в последующем требует компенсации от лица, что причинила вред.

Читайте также:  Универсальное пособие с 01.01.2023

1 октября 2006 года в Правила ОСАГО были внесены изменения. Было исключено правило относительно отсутствия регресса в случае умышленного причинения вреда здоровью или жизни потерпевшей стороны исходя из ситуации крайней необходимости (п. 76).

Можно ли продать машину без страховки

ОСАГО является подстраховкой на случай ДТП. Без этого полиса (или если он просрочен) водитель просто не имеет права ездить на своём авто. Вплоть до момента подписания договора КПА. Новому владельцу полис ОСАГО продавца не понадобится. Ведь полис оформляется не на автомобиль, а на владеющего им человека.

Так что передавать покупателю вместе с прочими документами на машину полис ОСАГО не просто не нужно, а настоятельно не рекомендуется. Почему — разберёмся далее.

А если у продавца вообще нет полиса ОСАГО (истёк срок действия, почему-то отсутствует)? Это тоже не препятствие для сделки. Всё равно покупателю нужно будет получать полис на себя.

О том, что делать с полисом ОСАГО при продаже автомобиля, расскажем ниже.

Что делать продавцу со страховкой после заключения сделки

Авто продано, передано, куда девать оставшиеся на руках полисы ОСАГО и каско? Действия различны в зависимости от того, о каком виде страховки идёт речь.

Расторгнуть договор ОСАГО теоретически можно без ограничений. При этом страховщик должен будет вернуть часть взносов. Например, если договор заключался на год, а через полгода авто было продано, то половину ранее выплаченных в страхкомпанию средств можно вернуть.

Практически очень важен правильный подход. Например, заявление на расторжение и возврат нужно написать максимально быстро. Ведь пересчёт взносов производится не с момента подписания ДПК, а с момента подачи заявления.

С каско всё несколько сложнее. Страхкомпания может в своём договоре прямо указать: если страхователь продаёт ТС, то возврат части страховых взносов не производится, и не особо внимательные автовладельцы нередко под этим подписываются. В итоге расторгнуть договор с возвратом части страховой премии просто не получится.

Похожий случай: договор каско не исключает расторжения и возврата средств. Но не просто за вычетом прошедшего с момента оформления полиса времени. Правила страхкомпании могут предполагать некие вычеты, компенсации.

Однако здесь есть нюанс: каско предполагает страхование самой машины (в отличие от ОСАГО, где объектом страховки является ответственность владельца). И здесь действует 960-я статья Гражданского кодекса. В статье говорится, что новый владелец получает не только застрахованное имущество, но и права/обязанности по договору страхования. Вот только страховщика нужно уведомить как можно скорее.

Второй вариант — продажа авто вместе с полисом каско — гораздо проще и позволяет не потерять в деньгах, особенно если страхование обошлось сравнительно дорого. Здесь важны лишь договорённость с покупателем и своевременное переоформление полиса.

О том, что делать ,если только купили авто и не успели заключить договор ОСАГО, расскажет специалист в видео ниже:

Технический осмотр транспортного средства – это проверка исправности и безопасности агрегатов автомобиля, а также соответствие их состояния Приложению №1 Правил проведения ТО.

Если до 2012 года контроль исправности авто был однообразен и с 90-х годов не претерпевал никаких изменений, то с этого периода техосмотр механизмов проходит с нововведениями. В частности, исправное техническое состояние авто теперь подтверждается не талоном, а диагностической картой.

Не стоит считать технический осмотр пережитком советского прошлого. Аналогичные требования к транспортным средствам выдвигаются и за рубежом. При пересечении границы любой водитель обязан предъявить действующую диагностическую карту. Без нее автолюбителя вернут в страну прибытия.

Кроме того, доказать исправности машины без подтверждающего документа крайне сложно – водитель транспортного средства рискует быть признанным виновником дорожного происшествия.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя в некоторых случаях техосмотр не является обязательным, это не освобождает вас от ответственности и обязанности содержать свой автомобиль в исправном состоянии. Согласно пункту 2.3.1 StVS, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить техническое состояние транспортного средства и убедиться в его пригодности для движения. По этой причине по-прежнему рекомендуется регулярно обслуживать автомобиль и проверять все детали и функции.

Отмена обязательства по уплате алиментов не лишает вас возможности проходить эту процедуру регулярно. Те, кто предпочитает обслуживать свои автомобили, получают преимущество. Например, им не придется проходить техосмотр «на месте» при остановке сотрудниками ГИБДД (сотрудник может проверить по электронной базе данных наличие действующей диагностической карты). По крайней мере, для старых автомобилей регулярный осмотр может быть лучшим вариантом. Однако за отсутствие техосмотра вас не оштрафуют — хорошая новость для всех автовладельцев.

Новые правила – фотомонтаж в помощь?

Для того, чтобы пресечь «продажу» диагностических карт недобросовестными операторами, Министерство внутренних дел уже несколько лет готовится к масштабной реформе техосмотра. Основной целью было предотвратить внесение операторами данных о проверке транспортных средств в ЕАИСТО без фактического проведения проверки. Первая идея заключалась в том, чтобы операторы записывали процесс проверки на видео, что сняло бы все подозрения. Но, когда мы подсчитали стоимость оборудования (со стороны операторов и со стороны МВД), мы решили компенсировать ее двумя фотографиями.

Читайте также:  Госпошлина при подаче административного искового заявления

В целом, поправок очень много:

  • Обязательная фиксация на фотографиях процесса технического осмотра с географическими указаниями. Автомобиль фотографируется до и после окончательной проверки, а на геометке указывается адрес пункта проверки (с небольшой погрешностью в 15 метров);
  • Ужесточение наказания за «продажу» диагностических карт — юридическим лицам теперь грозит выплата до 200 000 евро за выдачу ДК без теста;
  • Введено понятие емкости на точку. Другими словами, КПП на линию не сможет выдать 200 диагностических карт за смену — если на одну машину уходит 30-40 минут, то это максимальное количество карт, которое способен выдать оператор;
  • Для центров ИВЛ будут введены дополнительные требования. Они касаются как оборудования, так и обслуживания клиентов (например, теперь здесь есть туалеты для клиентов).

Новые правила должны были вступить в силу 1 июня 2020 года, но из-за столпотворения и нежелания операторов отложили их вступление в силу до 1 марта 2021 года. А этой весной стало очевидно, что операторы все еще не готовы, и запуск реформы приведет к километровым очередям на пунктах пропуска (что не очень хорошо с эпидемиологической точки зрения).

В результате правительство просто продлило срок действия всех диагностических карт, срок действия которых истекает после 1 февраля 2021 года, на шесть месяцев — но не ранее 1 октября. В результате реформа была отложена во второй раз — хотя на этот раз частично.

Дело в том, что операторы пунктов оказания медицинской помощи вложили миллиарды рублей в оборудование и ремонт, чтобы начать соответствовать новым правилам с 1 марта — а из-за продления срока действия УК к ним никто не придет. Но реформа была начата для того, чтобы не оставлять их совсем без дела, и проверке подлежат только четырехлетние автомобили. Согласно новым правилам, проверке подлежат автомобили, срок эксплуатации которых истек до 1 февраля, а также коммерческий транспорт.

Реализация автомобиля без техосмотра

Если у автомобиля не был пройден техосмотр перед продажей, то ситуация с оформлением документов аналогична той, когда нет полиса ОСАГО. Сделка будет признана законной. Но передвигаться на таком автомобиле до получения всех необходимых документов запрещено.

Если покупатель приобрёл автомобиль без диагностической карты, то за передвижение на таком авто в течение 10 дней наказан не будет. На 2020 год наказание в виде штрафа за отсутствие диагностической карты предусмотрено для следующих категорий транспорта:

  • автобус;
  • такси;
  • грузовой автомобиль с возможностью перевозки 8 человек;
  • автомобиль, который перевозит опасный груз.

Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.

Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.

Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.

А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.

С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *