Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На Украине тоже повышали пенсионный возраст. Но проблему это не решило». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.
Когда и на каких условиях можно начинать реформу
Адекватные и осознанные ожидания должны быть основой общественного договора между государством, которое предлагает накопительную систему, политиками. которые за нее голосуют, и гражданами. В этом контексте хочу поднять вопрос размера взносов. Он не относится к компетенции НКЦБФР, но является показательным.
У нас привыкли считать, что 2−3% отчислений должны обеспечить миллионы накоплений на пенсии. Это ложное и искаженное представление. Оно было причиной постепенного недовольства, а позже — и темой политических спекуляций относительно накопительных систем в других странах. Чтобы этого избежать, мы должны говорить прямо: 2−3% отчислений — это 5−7% коэффициента замещения.
Должен быть достаточный период для подготовки. Развертывание системы предполагает три масштабных по объему параллельных процесса: нормативное обеспечение, авторизация провайдеров, создание инфраструктуры фонда.
Учитывая весомость этих шагов, подготовительный период может занять, как минимум, 12 месяцев. Также следует учитывать две фундаментальные вещи.
Во-первых, предпосылками внедрения накопительной системы является окончание войны и сильный регулятор. Сильный регулятор — это не только принятый закон, но и построение системы после его принятия, которое продлится не месяц и не два.
Во-вторых, переход от ретроспективного к ориентированному на риск перспективному регулированию должен произойти, когда надзорный орган получит необходимый потенциал, и до того, как ускорится рост пенсионной отрасли.
Как на этот шаг отреагировало украинское общество?
Соцопросы, которые проводились летом 2011 года, показывали, что порядка 85% украинцев негативно относятся к повышению пенсионного возраста.
Противостояла этой реформе и парламентская оппозиция. Обсуждение окончательного решения по этому поводу в парламенте продолжалось более восьми часов и закончилось глубокой ночью.
Тем не менее массовых пенсионных протестов на Украине не было: на митинги против реформы возле Верховной рады и здания администрации президента собирались несколько сотен участников.
Эксперты объясняли это несколькими причинами. Украинские профсоюзы традиционно являются слишком зависимыми от работодателей, чтобы инициировать массовые акции протеста. Сыграло роль и то, что итоговое решение было принято в начале июля 2011 года, когда начался сезон отпусков.
Кроме того, реформа затрагивала лишь часть будущих пенсионеров, о повышении пенсионного возраста для мужчин речи не шло.
Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?
В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.
Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении — снизились.
На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в «домайданные» 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).
Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.
Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году — 15%).
Эксперты упоминают и о «скрытом» дефиците Пенсионного фонда — средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.
Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не «террористов», как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.
Второе новшество, которое недавно принял Кабмин — это мониторинг банковских счетов пенсионеров. Хотя изначально новшество подавалось как облегчение для пенсионеров.
— Раньше надо было идти в Пенсионный фонд, потом в банк для открытия счета, потом ждать — была трудная процедура, — расхваливал идею премьер Денис Шмыгаль. — Теперь будет достаточно одного обращения в Пенсионный фонд. Далее по обращению самого фонда или органов социальной защиты будет открыт соответствующий счет в банке.
Но самое интересное заключается в изменениях, где предусмотрен механизм проверки реальности получателя пенсии. Так, если пенсия или пособие перечисляется на карточку, срок действия которой больше года, и в течение года по такой платежной карточке не тратились средства лично пенсионером или получателем помощи, то, согласно постановлению, запускается механизм проверки личности получателя.
Уполномоченный банк уведомляет об этом орган Пенсионного фонда или социальной защиты населения, и счет может быть заблокирован на время проверки.
Снова пользоваться деньгами пенсионер сможет лишь после того, как Пенсионный фонд проведет идентификацию и верификацию личности на основании предъявленного лично (в обязательном порядке) получателем паспорта гражданина Украины или другого документа, удостоверяющего личность и подтверждающего его возраст, и определенного законодательством документа, в котором указаны сведения о месте проживания. То есть, чтобы убедить чиновников в том, что вы живы-здоровы, вам, возможно, придется идти доказывать свое существование в Пенсионный фонд.
Совет тут один: не копите деньги на счету. Должно быть хоть какое-то движение денег. Снимайте, расплачивайтесь картой, переводите на другие счета — иначе возможны всякие бюрократические процедуры.
Число потенциальных пенсионеров резко уменьшится
Старший научный сотрудник Института демографии и социсследований им. Птицы Лидия Ткаченко отметила, что это требование (дополнительный год стажа) смогут выполнить далеко не все украинцы. Да и купить этот год сможет не каждый, ведь сумма немалая (рассчитывается учитывая прожиточный минимум). Более того, требования к стажу не остановятся на этом. По одному году будет добавляться каждый год до 2028 года включительно. То есть, в 2024 году это уже будет минимум 31 год, в 2025 году минимум 32 года стажа и так далее.
«Легче тогда уж вообще повысить пенсионный возраст до 65 лет и не мучить людей критериями по стажу. Многим людям в нынешних условиях, не будет хватать такого стажа для получения пенсии”, — говорит Ткаченко.
В каком возрасте женщинам можно выйти на пенсию?
В ходе предыдущей реформы (с 2011 года) женщинам начали постепенно увеличивать пенсионный возраст — с 55 до 60 лет. То есть женщины начнут выходить на пенсию в 60 лет только в 2021 году. А, например, в 2019 году на пенсию могут выйти женщины, которым исполнится 59 лет. Поэтому для женщин корректировка зависимости стажа и возраста до 2021 года будет немного иной, чем для мужчин.
Как будет увеличиваться минимальный страховой стаж, необходимый для выхода на пенсию, смотрите в таблице:
Период | в 60 лет | в 63 года | в 65 лет |
в 2019 году | 26 лет (женщины — в 59 лет) | от 16 до 26 лет | от 15 до 16 лет |
в 2020 году | 27 лет (женщины — в 59 лет и 6 месяцев) | от 17 до 27 лет | от 15 до 17 лет |
в 2021 году | 28 лет | от 18 до 28 лет | от 15 до 18 лет |
в 2022 году | 29 лет | от 19 до 29 лет | от 15 до 19 лет |
в 2023 году | 30 лет | от 20 до 30 лет | от 15 до 20 лет |
в 2024 году | 31 год | от 21 года до 31 лет | от 15 до 21 года |
в 2025 году | 32 года | от 22 до 32 лет | от 15 до 22 лет |
в 2026 году | 33 года | от 23 до 33 лет | от 15 до 23 лет |
в 2027 году | 34 года | от 24 до 34 лет | от 15 до 24 лет |
с 2028 года и в дальнейшем | 35 лет | от 25 до 35 лет | от 15 до 25 лет |
Новая формула расчета пенсий в Украине
Изменился и принцип расчета выплат. Для осовременивания выплат применена следующая формула:
ПВ = СЗ * КЗ *КС
Таблица 3. Расшифровка пенсионной формулы на Украине
Показатель | Наименование | Примечание |
ПВ | Пенсионные выплаты по возрасту | |
СЗ | Средняя зарплата | Берется за последние 36 месяцев по стране |
КЗ | Коэффициент зарплаты | Соотношение СЗ и заработка пенсионера за определенный период |
КС | Коэффициент стажа | Приравнен с 2018 г. к 1%. (ранее составлял 1,35% и более) |
Попыткой сократить количество пенсионеров считает принятый закон бывший премьер Украины Николай Азаров.
«Вся эта так называемая реформа нацелена на сокращение затрат Пенсионного фонда, в котором дефицит уже составляет 50%. Поэтому там предусмотрено всё, что можно сделать, с тем чтобы уменьшить количество претендующих на пенсию людей. Каждый её пункт уменьшает шансы будущих пенсионеров на получение нормальной пенсии. И преследует эта реформа одну цель — вытащить из МВФ очередной транш, который, кстати, будет либо разворован, либо использован на возврат кредитов самому МВФ», — отметил Азаров в беседе с RT.
При этом украинский экс-премьер обратил внимание на то, что МВФ нарушает собственный устав, продолжая выделять киевским властям новые валютные транши.
«Господин Липтон (заместитель главы МВФ. — RT) и вся его контора закрывают глаза на явные нарушения устава организации, потому что, во-первых, запрещается кредитование Международным валютным фондом страны, ведущей военные действия, а во-вторых, запрещается кредитование страны, которая не обслуживает свои суверенные долги. Тем не менее киевскому режиму, который управляется американцами, кредиты выдаются, чтобы он окончательно не развалился», — заключил политик.
Старикам за 80 подбросят до минималки
Также в следующем году правительство планирует продолжить работу по индексации пенсий. В Министерстве социальной политики предлагают установить с 1 марта 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 500 грн пенсионерам по достижении 80-летнего возраста, у которых пенсия не достигает размера средней заработной платы 2020 года. А если с учетом выплаты размер пенсии не дотягивает до 2600 грн — гражданам предоставят дополнительную доплату к пенсии.
Кроме того, планируют также установить с 1 июля 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 400 грн 75-летним пенсионерам до достижения 80-летнего возраста, у которых пенсия меньше размера средней заработной платы 2020 года. Если с учетом этой выплаты размер пенсии не достигает 2500 гривен, им предоставят дополнительную доплату к пенсии.
Возраст выхода на пенсию в Украине и льготные категории пенсионеров
Как мы уже выяснили, пенсионный возраст привязан к стажу, и каждым следующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа будут расти. В то же время есть категории граждан, имеющих право на пенсию на льготных условиях.
К ним относятся:
- Работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (список № 1). Эти люди могут уйти на пенсию, когда им исполнится 50 лет и они будут иметь стаж работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
- Работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда (список № 2). Эти сотрудники могут планировать уход на пенсию по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах.
- Трактористы-машинисты и другие занятые в сельском хозяйстве. Мужчины могут рассчитывать на пенсию с 55 лет, но если будут иметь общий стаж работы не менее 30 лет, из них не менее 20 лет на указанных должностях.
- Женщины, которые проработали на должностях трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов. Им достаточно иметь общий стаж работы 25 лет, из них 15 лет на указанной работе и уходить на пенсию в 55 лет.
- Доярки (операторы машинного доения), свинарки-операторы на предприятиях сельского хозяйства; женщины, занятые на выращивании табака; работницы текстильного производства. Их время выхода на заслуженный отдых – тоже 55 лет и стаж работы – не менее 20 лет.
- Женщины, проработавшие в сельском хозяйстве и воспитавшие пять и более детей, имеют право на льготное пенсионное обеспечение независимо от возраста и трудового стажа.
- Водители городского пассажирского транспорта и грузовых автомобилей, занятых на тяжелых и вредных производствах. Они могут обращаться за начислением пенсий в 55 лет. Нужно иметь стаж мужчинам – 30 лет, в т. ч. на указанных должностях не менее 12 лет 6 месяцев; соответственно женщинам — 25 и не менее 10 лет.
Как оформить пенсию по возрасту
После достижения пенсионного возраста гражданин Украины получает право на пенсию. Регулирует процесс оформления пенсий Порядок представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Обращаться за ней можно в любое время после возникновения прав на нее или же не ранее, чем за месяц до достижения пенсионного возраста. Но и не стоит затягивать. Только в том случае, если человек обратится в Пенсионный фонд не позднее 3-х месяцев со дня достижения им пенсионного возраста, пенсию назначат со следующего дня после наступления возраста выхода на пенсию.
Какие же документы понадобятся для оформления пенсии по возрасту?
- заявление установленной формы;
- паспорт (оригинал и ксерокопия);
- документы о месте проживания (регистрации) пенсионера;
- свидетельство о рождении детей (в случае необходимости);
- свидетельство о браке (в случае надобности, оригинал и ксерокс);
- заявление и номер расчетного счета в уполномоченном учреждении банка;
- трудовая книжка (оригинал и ксерокопия) и другие документы о трудовом стаже;
- идентификационный код или свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании;
- справка из военкомата о прохождении военной службы, военный билет (если есть);
- диплом и другие документы, которыми подтверждаются периоды обучения на дневном отделении до 01.01.2004 (оригинал и ксерокопия);
- по желанию пенсионера и при условии подтверждения первичными документами справка о заработной плате за любые 60 месяцев подряд до 30.06.2000 года, независимо от перерывов.
Перечень достаточно большой, но постепенный перевод данных в цифровой формат существенно сокращает бюрократию.
Повышение пенсий в Украине с 1 октября 2017 года
С 1 октября 2017 года в Украине повысят пенсии для большинства нынешних пенсионеров, в законе для этого придумали специальный термин — «осовременивание». А именно:
- Минимальная пенсия для граждан, у которых недостаточно страхового стажа (что это такое — об этом далее) вырастет с 949 до 1373 гривен (на 424 грн или на 45%);
- Минимальная пенсия для граждан, у которых достаточно страхового стажа, вырастет с 1312 до 1452 гривен (на 140 грн или на 11%);
- Среднее повышение пенсии украинских граждан с 1 октября 2017 года составит около 700 гривен;
- При этом примерно на 200 гривен вырастет пенсия 1,3 млн. пенсионеров, на 200-500 гривен получат больше 1,2 млн. пенсионеров, на 500-1000 гривен — 2 млн. пенсионеров, и более чем на 1000 гривен — 1,1 млн. пенсионеров;
- В целом, будет пересчитана пенсия примерно 9 млн. пенсионеров.
Пересчет пенсий будет производиться автоматически, они будут рассчитаны и выплачены уже в новом объеме, как обещают в правительстве, на протяжении 2-3 недель. При этом, тем пенсионерам, которым уже произведена выплата пенсии за октябрь по старому расчету, будет произведен перерасчет и доплата.
Пенсионная реформа отменяет спецпенсии
Пенсионная реформа в Украине 2017 года отменяет большую часть специальных (повышенных) пенсий. Теперь их не будут получать судьи, депутаты, государственные служащие, прокуроры, дипломаты, научные работники.
Исключение здесь составляют военнослужащие и работники силовых структур — для них спецпенсии будут сохранены, но тоже произойдет их «осовременивание». Как именно это будет происходить — пока неизвестно, по этому поводу должны быть приняты дополнительные законодательные акты:
- До 1 ноября 2017 года должен быть подготовлен законопроект об осовременивании пенсий военнослужащим;
- После принятия этого закона в течение полугода должны быть подготовлены законопроекты о введении профессиональной пенсионной системы для отдельных категорий профессий и о порядке получения пенсий, которые граждане не смогли получить, находясь на временно неподконтрольных Украине территориях.
Специальные и досрочные пенсии
С 1 января в Украине, в рамках реформы, отменяются специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.
Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:
- артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
- лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
- трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
- женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
- лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
- водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
- отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
- инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
- военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)
Итоги пенсионной реформы Украины
Пенсионный возраст на Украине остается одним из самых низких среди стран Европы и держится на уровне 60 лет у мужчин и 58,5 лет у женщин. В ближайшем будущем его изменение не предвидится.
В ходе реформ социальной системы произошли следующие изменения:
- уже начисленные пенсии будут пересмотрены, в том числе относительно уровня прожиточного минимума;
- предусмотрена ежегодная индексация на основе уровня средней оплаты труда за 1 месяц по стране и индекса потребительских цен;
- пенсионеры, не прекратившие свою трудовую деятельность, получат пенсионные выплаты в полном объеме;
- если пенсионный возраст на Украине для мужчин и женщин в 2018 году останется не изменен, то им в любом случае придется выходить на заслуженный отдых позже, так как до 2028 года предусмотрено увеличение минимально требуемого стажа работы до 35 лет;
- женщинам, вышедшим досрочно на пенсию, после достижения ими увеличенного на количество месяцев досрочного выхода пенсионного возраста Украина будет выплачивать сумму в полном объеме;
- отменены специальные условия по выплатам для служащих государственного аппарата, депутатов, дипломатов и других привилегированных категорий.