Особенности конфискации имущества в разных отраслях права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности конфискации имущества в разных отраслях права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая ст. 27.1 КоАП РФ закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания.

Комментарий к ст. 27.10 КоАП

1 — 2. В процессе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, осмотра помещений и территорий нередко возникает необходимость изъятия обнаруженных доказательств. В силу этого лица, уполномоченные проводить процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7, 27.8 и 27.9 КоАП РФ, вправе также осуществить изъятие вещей и документов.

3. КоАП РФ особо регулирует изъятие водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота. Целью такого изъятия является не собирание доказательств по делу об административном правонарушении, а обеспечение исполнения наказания о лишении специального права, если такое наказание будет назначено. Следует отметить, что с 1 января 2008 г. часть 3 настоящей статьи будет применяться в новой редакции, в которой будут определены срок, на который выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида, срок, по который действие временного разрешения может быть продлено.

4 — 9. Изъятие вещей и документов оформляется одним из следующих способов:

— делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения;

— делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании;

— составляется отдельный протокол об изъятии вещей и документов.

Факт изъятия водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота в соответствии с ч. 5 ст. 27.10 Кодекса отражается в протоколе об административном правонарушении или с 1 января 2008 г. еще и в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

10. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с послед. изм.).

11. Данный порядок установлен Положением о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694). В соответствии с данным Положением к изъятым вещам, подвергающимся быстрой порче, относятся:

вещи с ограниченным сроком годности, если этот срок истекает либо есть основания полагать, что срок истечет к моменту вступления постановления об административном правонарушении в законную силу и вещи будут непригодны для реализации;

вещи, требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств и обеспечения безопасности специальных температурных режимов или иных условий хранения, соблюдение которых затруднено или издержки по обеспечению которых соизмеримы со стоимостью изъятых вещей.

Решение о сдаче изъятых вещей для реализации принимается органом исполнительной власти, уполномоченным изымать орудия совершения или предметы административного правонарушения, после осмотра изъятых вещей и проверки их качества (включая проверку безопасности) в установленном порядке органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом на пищевые продукты должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность, и документы изготовителя (поставщика), на продукты должна быть нанесена маркировка, содержащая сведения, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о принятом решении, после чего изъятые вещи сдаются Российскому фонду федерального имущества для реализации.

Изъятые вещи подлежат оценке представителем уполномоченного органа исполнительной власти и при необходимости экспертом, обладающим правом проведения оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Оценка изъятых вещей производится исходя из их рыночной стоимости.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о проведении их оценки, и ему предоставляется право присутствовать при этой оценке.

Сдача Фонду изъятых вещей для реализации производится уполномоченным органом исполнительной власти и оформляется актом приема-передачи, в котором указываются их характеристики. К акту приема-передачи прилагаются необходимые документы.

Реализация изъятых вещей осуществляется Фондом. Фонд вправе привлекать к реализации изъятых вещей отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц, с которыми заключается соответствующий договор.

В целях обеспечения сохранности изъятых вещей, возмещения убытков в случае их утраты (гибели), недостачи или повреждения уполномоченный орган исполнительной власти или Фонд может заключать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры имущественного страхования изъятых вещей. Привлечение страховых организаций производится на конкурсной основе.

Уполномоченный орган исполнительной власти и Фонд в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, связанных с реализацией изъятых вещей, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация изъятых вещей осуществляется с учетом срока их годности и использования по назначению.

Средства, полученные от реализации изъятых вещей, перечисляются Фондом на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти. Одновременно Фонд направляет в уполномоченный орган исполнительной власти отчет о реализации изъятых вещей и связанных с этим расходах.

Произведенные в 2003 — 2004 годах расходы, связанные с проверкой качества (в том числе безопасности), оценкой, страхованием, хранением, перевозкой и реализацией изъятых вещей, компенсируются за счет средств, полученных от их реализации.

Издержки, понесенные уполномоченным органом исполнительной власти, возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации средств, полученных от реализации изъятых вещей, в доход государства они подлежат перечислению в федеральный бюджет за вычетом затрат уполномоченного органа исполнительной власти и Фонда на реализацию изъятых вещей в соответствии с установленными нормами.

Размер затрат Фонда на реализацию изъятых вещей определяется исходя из фактических расходов, но не более 5 процентов стоимости реализованных изъятых вещей.

Сданные Фонду изъятые вещи, реализация которых оказалась невозможной, а также изъятые вещи, которые на момент изъятия признаны некачественными и опасными, подлежат уничтожению по решению уполномоченного органа исполнительной власти.

Уничтожение изъятых вещей осуществляется на основании заключения эксперта органа государственного надзора и контроля любым технически доступным способом с соблюдением требований нормативных и технических документов в области охраны окружающей среды.

Уничтожение изъятых вещей производится в присутствии комиссии, состоящей из представителя уполномоченного органа исполнительной власти, лица, у которого они изъяты, и двух понятых. Отказ лица, у которого изъяты вещи, присутствовать при уничтожении не является препятствием для проведения процедуры уничтожения.

В случае уничтожения изъятых вещей, представляющих опасность возникновения и распространения заболеваний, отравления людей или животных либо загрязнения окружающей среды, в состав комиссии включаются представители соответствующих органов государственного надзора и контроля.

Уничтожение изъятых вещей оформляется актом. Копии акта передаются представителям органов исполнительной власти, государственного контроля и надзора и лицу, у которого были изъяты вещи.

Оплату всех расходов по уничтожению изъятых вещей производит уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об уничтожении.

В случае если лицо, у которого были изъяты вещи, будет признано виновным в совершении правонарушения, оно возмещает уполномоченному органу исполнительной власти указанные расходы.

Комментарий к ст. 27.1 КоАП РФ

Цели, основания и процедура применения каждой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП РФ (ст. ст. 27.2 — 27.19 КоАП РФ).

Перечень указанных мер включает:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8) задержание транспортного средства;

9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) привод;

11) временный запрет деятельности;

12) залог за арестованное судно;

13) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

14) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Следует отметить, что приведенный в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

Разнообразие и неоднородный характер мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях позволяют выделить меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые носят личный характер и применяются только в отношении физических лиц. К таким мерам относятся:

— доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);

— административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ);

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);

— досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);

— отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ);

— медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12.1 КоАП РФ);

— помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 27.19 КоАП РФ).

Отдельные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят имущественный характер и применяются как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц. К таким мерам относятся:

— изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);

— арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ);

— осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);

— задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ);

Читайте также:  Какое повышение ждет ЕДВ с февраля 2023: таблицы с новыми суммами

— привод (ст. 27.15 КоАП РФ);

— временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ);

— залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП РФ);

— арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (ст. 27.20 КоАП РФ).

Комментируемая статья закрепляет цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) установление личности нарушителя;

2) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

3) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

4) исполнение принятого по делу постановления.

В то же время анализ норм главы 27 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят множественный характер. Можно выделить общие цели, присущие всем мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и частные цели, характерные для одной или нескольких мер (Соколов А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. Саратов: Издательство Саратовской государственной юридической академии, 2014. С. 90).

Какое имущество нельзя конфисковать?

Ст. 446 ГПК РФ предусматривает перечень имущества, в отношении которого запрещается конфискация. В этот перечень входят:

  • единственное место проживания осужденного и его семьи;
  • земля, на которой возведен дом, являющийся единственным местом проживания;
  • земля, предназначенная для ведения хозяйства;
  • семена, предназначенные для посева;
  • скот, птица, а также строения, в которых они содержаться, если это основной источник существования граждан;
  • необходимая мебель;
  • вещи, постельное белье, посуда, обувь, одежда и средства гигиены;
  • топливо, предназначенное для приготовления пищи или отопления;
  • предметы, которые используются гражданином для ведения профессиональной деятельности (к примеру, ноутбук, мобильный телефон, скрипка и т.д.);
  • деньги в размере прожиточного минимума;
  • социальные пособия.

Чтобы избежать проблем, рекомендуется сохранять чеки, подтверждающие права на владение имуществом. При их отсутствии доказать что-либо можно с привлечением свидетелей.

Имущество, не подлежащее конфискации

В законодательстве Российской Федерации существует перечень имущества, которое нельзя конфисковать. Список:

  • жилое помещение, признанное единственным, а также земля под объектом;
  • необходимые предметы обихода, например, мебель, посуда;
  • детская одежда, а также игрушки другие вещи;
  • топливо, используемое для приготовления пищи и обогрева;
  • семена;
  • скот и птица, служащие источником дохода и питания. Но такой источник питания должен быть единственным;
  • предметы труда, если нет запрета суда по деятельности;
  • денежные средства в 1 прожиточный минимум;
  • детское пособие, пенсия или иная соцвыплата.

Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Досмотр транспортного средства

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Под досмотром вещей, находящихся при физическом лице, понимается обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Сущность досмотра вещей состоит в принудительном обследовании вещей, товаров, ручной клади, багажа, груза и другого имущества гражданина со вскрытием тары, упаковок, замков (в отличие от осмотра, который проводится визуально, без вскрытия тары, упаковок, замков). Под личным досмотром следует понимать принудительное обследование тела человека и его одежды для обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также установления их личности.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится в случаях: когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения; при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах; когда очевидцы прямо указывают на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение; когда имеются показания технических средств контроля и в некоторых других случаях.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными производить доставление и административное задержание. Это сотрудники: органов внутренних дел (милиции); ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел; органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органов Российской транспортной инспекции; органов автомобильного транспорта; органов морского транспорта; органов внутреннего водного транспорта; органов государственной инспекции по маломерным судам; органов железнодорожного транспорта; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации; органов единой системы организации воздушного движения РФ; военной автомобильной инспекции; органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства; таможенных органов; внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; пограничных органов и пограничных войск, иных войск (сил), исполняющих обязанности по охране Государственной границы РФ; органов уголовно-исполнительной системы.

Досмотру должно предшествовать предложение должностного лица, уполномоченного произвести досмотр, лицу, в отношении которого имеются данные о совершении им административного правонарушения, предъявить документы, подтверждающие его личность, а также документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения.

Как уже отмечалось в § 1 настоящей главы, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении отличаются по своему назначению от личного досмотра и досмотра вещей как административно-предупредительных мер, целью которых является предупреждение возможных правонарушений. Досмотр как административно-предупредительная мера осуществляется лицами, указанными в соответствующих федеральных законах.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ туда посторонних граждан и отвечающих правилам санитарии и гигиены.

При осуществлении личного досмотра необходимо обеспечить защиту безопасности досматриваемого лица, его здоровья, чести и достоинства. Ни в коем случае нельзя разглашать сведения, ставшие известными должностным лицам при осуществлении личного досмотра, которые компрометируют досмотренное лицо. Эти требования вытекают из положений ст. 2, 21, 23 Конституции РФ, определяющих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, что достоинство личности охраняется государством и каждый имеет право на личную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. Досмотр вещей производится, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). Это случаи, когда: истек срок хранения вещей в автоматических камерах хранения; не удалось установить или доставить собственника данных вещей или предметов; имеются сведения о наличии в них взрывных устройств и др. В любом случае при досмотре должна быть обеспечена сохранность досматриваемых вещей и предметов, их товарного внешнего вида.

Законодатель определяет в ст. 27.7 КоАП РФ, что в случае необходимости при производстве личного досмотра, досмотра вещей применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. В § 4 предыдущей главы учебника отмечалось, что такой способ фиксации вещественных доказательств, как киносъемка, безнадежно устарел, поскольку не используется на практике уже многие годы и давно заменен видеозаписью. При осуществлении досмотра могут применяться также специальные технические средства.

Факт осуществления личного досмотра, досмотра вещей обязательно фиксируется в протоколе. Между тем законодатель не требует составления непременно самостоятельного, специального протокола о досмотре. Может быть составлен и самостоятельный протокол, но допускается также фиксация необходимых сведении путем внесения соответствующей записи в протокол о доставлении или в протокол об административном задержании. К сожалению, законодатель не говорит, имеет ли право досматриваемое лицо или лицо, чьи вещи досматриваются, настаивать на составлении самостоятельного протокола о досмотре.

Следует подчеркнуть, что ранее действовавший КоАП РСФСР допускал в случае несоставления самостоятельного протокола о досмотре фиксацию соответствующих данных либо в протоколе об административном правонарушении, либо в протоколе об административном задержании. Теперь возможность подобной фиксации в протоколе об административном правонарушении исключается. Данное обстоятельство обусловлено тем, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как правило, осуществляются при его доставлении или административном задержании.

Виды ценностей, которые могут быть конфискованы

В Российском законодательстве сегодня не предусмотрено полной конфискации. Это значит, что имущество изымается частично, с учетом источника приобретения и цели дальнейшего использования. Принято различать четыре группы ценностей, подлежащих конфискации (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ):

  1. Любая собственность, материальные блага, приобретенные в результате совершения преступления. Это касается и обстоятельств, при которых полученное незаконным путем имущество, было уже преобразовано. Применимо только при назначении наказания за следующие преступления согласно Уголовному кодексу, направленные против:
      жизни и здоровья (ч. 2 ст. 105, ч. 2-4 ст. 111);
  2. свободы личности (ч. 2 ст. 126, 127.1, 127.2);
  3. избирательных прав (ч. 2 ст. 141, 141.1, ч. 2 ст. 142);
  4. трудовых прав (ст. 145.1 – исключительно при условии совершения деяния из корысти);
  5. авторских прав (ст. 146, 147);
  6. семьи, детей (ст. 153-155, только если мотив корыстный);
  7. нормальной экономической деятельности (ст. 171.1, 171.2, 171.3, 171.4, 174, 174.1, 183, ч. 3 и 4 ст. 184, 186, 187, 189, 191.1);
  8. интересов службы в частных организациях (ст. 201.1, ч. 5-8 ст. 204);
  9. безопасности общества (связанные с терроризмом, бандитизмом, орг. преступностью – ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227);
  10. здоровья нации (в сфере незаконного обращения наркотиков, психотропов, сильнодействующих веществ, ядов и т. д. – ст. 228.1, ч. 2 ст. 228.2, 228.4, 229, 231, 234, 235.1, 238.1);
  11. нравственности (ст. 240, 241, 242, 242.1);
  12. экологии (ст. 258.1);
  13. безопасности государства (ст. 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1-282.3, 283.1);
  14. госслужбы (ст. 285, 285.4, 290);
  15. правосудия (ст. 295, 307-309);
  16. порядка управления (ч. 5, 6 ст. 327.1, 327.2);
  17. безопасности человечества (ст. 355, ч. 3 ст. 359, 361);
  18. законного перемещения через границу России или таможенную границу государства (200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ).

Исключение – все виды собственности и доходы от нее, которые подлежат возращению собственникам, у которых они были незаконно изъяты преступниками.

  1. Все ценности, в которые было преобразовано имущество, указанное выше, прибыль и доходы полученные от него.
  2. Ценности и денежные активы, предназначенные для финансирования экстремистов, терроризма, оргпреступности или незаконных вооруженных формирований.
  3. Предметы, с помощью которых виновный совершил преступное деяние, использовались для достижения преступного результата (оборудование, приспособления, орудия и прочие средства). Перечень статей, по которым эти вещи могут быть конфискованы неограничен, то есть в доход государства могут обращаться предметы, использованные для совершения любого преступления. Например, это могут быть деньги, переданные в качестве взятки или коммерческого подкупа.

Конфискационные меры применяются в отношении лица, признанного виновным в совершении административного проступка. Суть указанной санкции заключается в следующем:

  • при разбирательстве дела устанавливается, что являлось предметом противоправных действий, и какие средства использовал правонарушитель для достижения своих целей;
  • если в статье КоАП РФ, по которой происходит привлечение к ответственности, указана возможность конфискации, суд может применить ее в качестве дополнительной меры наказания;
  • конфискация заключается в принудительном изъятии у правонарушителя конфискованных предметов и орудий, после чего имущество обращается в федеральную или региональную собственность, либо уничтожается.
Читайте также:  В 2023 году изменились размеры ряда социальных пособий

Правила назначения указанного вида санкций регламентированы статьей 3.7 КоАП РФ. Она может применяться к любым категориям правонарушителей (граждане, должностные лица, предприятия). Исключение составляют случаи, когда происходит изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, иных орудий охоты и рыболовства, если для нарушителя указанные промыслы являются единственным источником к существованию.

Приведём ответы на наиболее распространённые вопросы, связанные с конфискацией имущества:

  1. Конфискация возможна исключительно на основании судебного решения и при условии признания лица виновным в совершении преступления. Конфискация имущества на стадии расследования не допускается. На стадии предварительного расследования суд на основании ходатайства следователя или дознавателя, а при подготовке дела к судебному разбирательству и в ходе судебного следствия – по ходатайству сторон или по собственной инициативе вправе в целях обеспечения исполнения в будущем возможной конфискации наложить арест на имущество.
  2. Не следует путать конфискацию с обращением в доход государства имущества лиц, за соответствием расходов которых их доходам осуществляется контроль на основании ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Обращение в доход государства имущества лиц, замещающих государственные должности, их супругов и детей может производиться на любой стадии процесса, и даже без возбуждения уголовного дела на основании судебного решения по результатам поданного прокурором иска. Именно в рамках данной процедуры прокуратурой задолго до вынесения обвинительных приговоров были инициированы иски об обращении в доход государства имущества печально известного полковника полиции Захарченко, «золотого» полковника ФСБ Черкалина и членов их семей.
  3. При конфискации средств совершения преступления, равно как и при конфискации имущества, используемого или предназначенного для финансирования организованной группы, преступного сообщества, НВФ, террористической или экстремистской деятельности, не имеет значения конкретная статья УК РФ, по которой квалифицированны действия виновного.
  4. Конфискация имущества в качестве добытого преступным путём, а также как незаконно перемещённого через границу возможна только при вменении обвиняемому статьи УК РФ из перечня, указанного в п. а) ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.
  5. При конфискации имущества в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления необходимо установление факта принадлежности данного имущества обвиняемому. Иначе конфискация применима быть не может.
  6. Если законный владелец имущества сам принимал участие в совершении преступления, в связи с которым применяется конфискация, имущество ему возвращено быть не может. Так, в случае, когда взяткодатель после дачи им взятки сообщил правоохранительным органам о совершённом преступлении и был впоследствии освобождён от уголовной ответственности по Примечанию к ст. 291 УК РФ, переданные им в качестве взятки деньги подлежат конфискации. Аналогичным образом могут рассматриваться случаи по делам о коммерческом подкупе, даче собственником своего имущества для его незаконного перемещения через границу и др. В то же время, если в описанном случае дача взятки происходила под контролем оперативных сотрудников, которым взяткодатель сообщил заранее о планируемой даче взятки, а сама взятка была дана для поимки с поличным коррупционера, деньги подлежат возвращению их владельцу.
  7. Принятие решения о конфискации допускается как при постановлении обвинительного приговора, так и при прекращении судом уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
  8. Ухудшение положения осуждённого судом апелляционной инстанции в части конфискации имущества допускается только по представлению прокурора или жалобе участников со стороны обвинения (потерпевших, гражданских истцов, частных обвинителей и их представителей).

Основная тенденция развития института конфискации в современном российском правоприменения заключается во все большем отходе от презумпции добросовестности лица, совершившего преступление, в отношении принадлежащего ему имущества. Все чаще не сторона обвинения доказывает факт незаконного приобретения имущества, а именно на сторону защиты возлагается обязанность доказать законность владения спорным имуществом. И если пока это можно наблюдать на процессах в отношении лиц, за соответствием расходов которых их доходам установлен контроль в силу замещения ими государственной должности, то вскоре практика может пойти по пути применения данного правила в отношении всех граждан, вне зависимости от занимаемой должности.

Когда может быть назначена конфискация имущества?

Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера реализуется в судебном порядке при выполнении ряда критериев:

  • в суде был доказан факт совершения лицом тяжкого или особого тяжкого преступления;
  • преступление было совершено с корыстным умыслом, то есть со стремлением получить из неправомерного деяния выгоду для себя или иных заинтересованных лиц;
  • возможность применения конфискации явно определена в статье, по которой было осуждено виновное лицо. При этом в положениях может быть отмечено, что изъятие имущества производится в обязательном порядке, тогда оно применяется в любом случае при признании лица виновным, или в факультативном, что подразумевает необходимость в обосновании реализации конфискации.

В статье 446 ГПК РФ указано, какое имущество конфисковать нельзя. Это

  • предметы, которые должник использует в личном обиходе: одежда, посуда, обувь и так далее;
  • деньги и продукты питания на общую сумму не менее прожиточного минимума в конкретном регионе;
  • бытовая техника: печь, холодильник, стиральная машина;
  • мебель, которая необходима для проживания: кроватей столов стульев;
  • автомобиль в случае, если он выступает в роли источника дохода, например, грузовик, автобус, легковой транспорт, на котором перевозятся пассажиры или грузы: если его цена не более, чем 100 МРОТ;
  • компьютер и другая техника, используемая для заработка, кроме оборудования, стоимость которого выше, чем сто МРОТ на текущий момент времени;
  • жилье или его часть когда это единственно пригодное для проживания помещение для самого должника и членов его семьи, с которым он в нем живет – кроме жилья, находящегося в залоге у кредитора (ипотеки);
  • землю, где находится жилье (не залоговое);
  • топливо для отопления жилья;
  • транспортные средства для реабилитации инвалидов – самого должника или члена его семьи;
  • скот – молочный и рабочий, птица, кролики, пчелы, олени, а также корм для них и постройки, где содержатся животные;
  • семена для посева;
  • награды и призы.

Если после составления описи конфискуемого имущества у гражданина возникает несогласие с перечнем, он имеет право написать заявление с требованием исключить и него определенные вещи. Писать нужно документ на имя старшего судебного пристава или обращаться с иском в суд.

Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.

Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества.

Изъятие указанных вещей и документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении физического или юридического лица возможности пользоваться и распоряжаться этими вещами и документами.

Изъятие вещей и документов осуществляется в целях пресечения административного правонарушения и обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления. В ряде случаев изъятие документов необходимо для установления личности лица, совершившего противоправное деяние.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, производится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; сотрудники других федеральных органов исполнительной власти. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и иного его имущества, осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Это прежде всего сотрудники органов, которые вправе рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, а также должностные лица указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов. Изъятие таких вещей и документов также производится в присутствии двух понятых.

Допустимость изъятия имущества по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена в постановлениях Конституционного Суда РФ. В этих постановлениях прямо указывается, что до вынесения судебного решения административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вправе изымать у нарушителей вещи и документы, поскольку подобная мера не является санкцией за совершенное правонарушение и не связана с лишением имущества.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ только с вынесения судебного решения конфискация (как и возмездное изъятие) может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

Подчеркнем, что вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются на время, до принятия по этому делу решения.

После рассмотрения этого дела, в зависимости от назначенного наказания, орудия совершения и предметы административного правонарушения либо конфискуются, либо реализуются (при возмездном изъятии), либо изымаются из оборота и подлежат передаче в соответствующие организации (или уничтожению), либо возвращаются законному владельцу, а при его неустановлении передаются в собственность государства.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах. Однако документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством передаются заинтересованным лицам.

До рассмотрения дела об административном правонарушении изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела.

Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются прямо на месте изъятия. Если те или иные предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться совместно с делом, они должны быть сфотографированы, по возможности опечатаны и храниться в месте, указанном лицом или органом, в производстве которого дело находится (о чем в деле должна иметься соответствующая справка).

Читайте также:  Столото разыскивает нижегородца, выигравшего миллиард

Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ.

В случае передачи протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица) изъятые вещи и документы препровождаются вместе с делом.

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, после их изъятия сдаются для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются. Порядок передачи таких вещей для реализации или в случае необходимости для уничтожения установлен Правительством РФ.

Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, также подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Подобная практика реализации и уничтожения наркотических средств, спиртосодержащей и быстропортящейся продукции, обусловленная необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения, разумна и принята во многих странах. Необходимо отметить, что образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку имеют значение доказательств по делу об административном правонарушении, хранятся до вступления в законную силу постановления по делу.

К сожалению, законодатель в ст. 27.10 КоАП РФ ничего не говорит о необходимости хранения образцов иных изъятых вещей, которые в силу их быстрой порчи тоже должны быть направлены на реализацию или уничтожение. Между тем образцы и таких вещей, учитывая их доказательственное значение, должны храниться до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (это, в частности, необходимо для обеспечения возможности назначения дополнительных и повторных экспертиз).

Отличие возмездного изъятия предмета от реквизиции

Оплатил изъятие предмета в качестве меры административного принуждения существенно отличается от реквизиции:

1. Реквизиция — административно-принудительные меры, который применяется государственными органами в случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств; возмездное изъятие — мера административного взыскания.

2. Реквизиция оказывается в платном отчуждении или временном изъятии на возмездной основе имущества граждан или государственных органов, общественных организаций, возмездное же изъятие распространяется только на конкретные предметы, орудия или непосредственный объект проступка.

3. Если реквизиция не является санкцией со стороны государства и никак не связана с административным правонарушением, применяется в исключительных случаях, то возмездное изъятие — мера административного взыскания за совершение административного проступка.

4. Реквизиция, в отличие от возмездного изъятия, может быть и временным мероприятием, применяется не только к гражданам, но и к общественным организациям.

5. В случае реквизиции имущества его предыдущий владелец может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно, при платном же изъятии правонарушителю, как бывшему владельцу реализованной Кстати, возвращается только вырученная сумма за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Следующий комментарий к статье 27.10 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 27.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1 — 2. В процессе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, осмотра помещений и территорий нередко возникает необходимость изъятия обнаруженных доказательств. В силу этого лица, уполномоченные проводить процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7, 27.8 и 27.9 КоАП РФ, вправе также осуществить изъятие вещей и документов.

3. КоАП РФ особо регулирует изъятие водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота. Целью такого изъятия является не собирание доказательств по делу об административном правонарушении, а обеспечение исполнения наказания о лишении специального права, если такое наказание будет назначено. Следует отметить, что с 1 января 2008 г. часть 3 настоящей статьи будет применяться в новой редакции, в которой будут определены срок, на который выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида, срок, по который действие временного разрешения может быть продлено.

4 — 9. Изъятие вещей и документов оформляется одним из следующих способов:

— делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения;

— делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании;

— составляется отдельный протокол об изъятии вещей и документов.

Факт изъятия водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота в соответствии с ч. 5 ст. 27.10 Кодекса отражается в протоколе об административном правонарушении или с 1 января 2008 г. еще и в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

10. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с послед. изм.).

11. Данный порядок установлен Положением о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694). В соответствии с данным Положением к изъятым вещам, подвергающимся быстрой порче, относятся:

вещи с ограниченным сроком годности, если этот срок истекает либо есть основания полагать, что срок истечет к моменту вступления постановления об административном правонарушении в законную силу и вещи будут непригодны для реализации;

вещи, требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств и обеспечения безопасности специальных температурных режимов или иных условий хранения, соблюдение которых затруднено или издержки по обеспечению которых соизмеримы со стоимостью изъятых вещей.

Решение о сдаче изъятых вещей для реализации принимается органом исполнительной власти, уполномоченным изымать орудия совершения или предметы административного правонарушения, после осмотра изъятых вещей и проверки их качества (включая проверку безопасности) в установленном порядке органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом на пищевые продукты должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность, и документы изготовителя (поставщика), на продукты должна быть нанесена маркировка, содержащая сведения, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о принятом решении, после чего изъятые вещи сдаются Российскому фонду федерального имущества для реализации.

Изъятые вещи подлежат оценке представителем уполномоченного органа исполнительной власти и при необходимости экспертом, обладающим правом проведения оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Оценка изъятых вещей производится исходя из их рыночной стоимости.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о проведении их оценки, и ему предоставляется право присутствовать при этой оценке.

Сдача Фонду изъятых вещей для реализации производится уполномоченным органом исполнительной власти и оформляется актом приема-передачи, в котором указываются их характеристики. К акту приема-передачи прилагаются необходимые документы.

Реализация изъятых вещей осуществляется Фондом. Фонд вправе привлекать к реализации изъятых вещей отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц, с которыми заключается соответствующий договор.

В целях обеспечения сохранности изъятых вещей, возмещения убытков в случае их утраты (гибели), недостачи или повреждения уполномоченный орган исполнительной власти или Фонд может заключать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры имущественного страхования изъятых вещей. Привлечение страховых организаций производится на конкурсной основе.

Уполномоченный орган исполнительной власти и Фонд в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, связанных с реализацией изъятых вещей, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация изъятых вещей осуществляется с учетом срока их годности и использования по назначению.

Средства, полученные от реализации изъятых вещей, перечисляются Фондом на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти. Одновременно Фонд направляет в уполномоченный орган исполнительной власти отчет о реализации изъятых вещей и связанных с этим расходах.

Произведенные в 2003 — 2004 годах расходы, связанные с проверкой качества (в том числе безопасности), оценкой, страхованием, хранением, перевозкой и реализацией изъятых вещей, компенсируются за счет средств, полученных от их реализации.

Издержки, понесенные уполномоченным органом исполнительной власти, возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации средств, полученных от реализации изъятых вещей, в доход государства они подлежат перечислению в федеральный бюджет за вычетом затрат уполномоченного органа исполнительной власти и Фонда на реализацию изъятых вещей в соответствии с установленными нормами.

Размер затрат Фонда на реализацию изъятых вещей определяется исходя из фактических расходов, но не более 5 процентов стоимости реализованных изъятых вещей.

Сданные Фонду изъятые вещи, реализация которых оказалась невозможной, а также изъятые вещи, которые на момент изъятия признаны некачественными и опасными, подлежат уничтожению по решению уполномоченного органа исполнительной власти.

Уничтожение изъятых вещей осуществляется на основании заключения эксперта органа государственного надзора и контроля любым технически доступным способом с соблюдением требований нормативных и технических документов в области охраны окружающей среды.

Уничтожение изъятых вещей производится в присутствии комиссии, состоящей из представителя уполномоченного органа исполнительной власти, лица, у которого они изъяты, и двух понятых. Отказ лица, у которого изъяты вещи, присутствовать при уничтожении не является препятствием для проведения процедуры уничтожения.

В случае уничтожения изъятых вещей, представляющих опасность возникновения и распространения заболеваний, отравления людей или животных либо загрязнения окружающей среды, в состав комиссии включаются представители соответствующих органов государственного надзора и контроля.

Уничтожение изъятых вещей оформляется актом. Копии акта передаются представителям органов исполнительной власти, государственного контроля и надзора и лицу, у которого были изъяты вещи.

Оплату всех расходов по уничтожению изъятых вещей производит уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об уничтожении.

В случае если лицо, у которого были изъяты вещи, будет признано виновным в совершении правонарушения, оно возмещает уполномоченному органу исполнительной власти указанные расходы.

Какое имущество нельзя конфисковать?

Ст. 446 ГПК РФ предусматривает перечень имущества, в отношении которого запрещается конфискация. В этот перечень входят:

  • единственное место проживания осужденного и его семьи;
  • земля, на которой возведен дом, являющийся единственным местом проживания;
  • земля, предназначенная для ведения хозяйства;
  • семена, предназначенные для посева;
  • скот, птица, а также строения, в которых они содержаться, если это основной источник существования граждан;
  • необходимая мебель;
  • вещи, постельное белье, посуда, обувь, одежда и средства гигиены;
  • топливо, предназначенное для приготовления пищи или отопления;
  • предметы, которые используются гражданином для ведения профессиональной деятельности (к примеру, ноутбук, мобильный телефон, скрипка и т.д.);
  • деньги в размере прожиточного минимума;
  • социальные пособия.

Чтобы избежать проблем, рекомендуется сохранять чеки, подтверждающие права на владение имуществом. При их отсутствии доказать что-либо можно с привлечением свидетелей.

Если вышеперечисленные предметы являются орудием совершения преступления, то они будут изъяты, несмотря на иное указание в ст.446 ГПК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *