Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доп. осмотр по скрытым повреждениям (по убыткам ОСАГО или КАСКО)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это связано с общепринятой практикой осмотра машины экспертами страховщиков. Такой специалист имеет право осматривать машину, руководствуясь только данными из справки о ДТП, которую оформил инспектор ГИБДД. Если в ней будет указан только треснувший бампер, эксперт может и не захотеть проверять состояние кузова под ним.
Должен ли инспектор указать, что возможны скрытые повреждения?
Такая практика сложилась с далёких времён – для возможности доказать, что после ДТП получен внутренний ущерб машине, требовалось, что сотрудник ГИБДД при оформлении аварии поставил обязательную пометку: «Возможны скрытые повреждения«.
Но это далеко не обязательное указание.
- Во-первых, такая практика повелась ещё со времён справок о ДТП, выдаваемых инспекторами, которые на 2023 год уже давно отменены.
- Во-вторых, во все времена даже при отсутствии такой пометки это вовсе не означало, что страховая компания при осмотре по ОСАГО не учтёт их по основанию «инспектор не написал, значит, скрытые повреждения получены после ДТП«. Здесь дело в том, что сотрудник ГИБДД – эксперт по дорожной безопасности (и то не всегда на практике), а не технический эксперт по оценке ущерба.
Таким образом, указание сотрудником ГИБДД наличия возможных скрытых повреждений в документах о ДТП совсем не обязательно.
Как указать на скрытые повреждения, если страховая компания собирается платить
Для этого необходимо присутствовать при осмотре автомобиля. Если техник не заметил скрытые повреждения или умышленно на них не указал, то обнаружить недостатки получится уже на стадии ремонта машины. О возможном наличии скрытых повреждений желательно указывать при заявлении на страховую выплату. Также следует потребовать проведения полноценной независимой экспертизы. До прибытия эксперта не следует снимать кузовные детали самостоятельно, иначе страховая компания может расценить манипуляции как самостоятельный ремонт автомобиля до его осмотра экспертом-техником и позже отказать в выплате, что незаконно. Владельцу автомобиля требуется самостоятельно указывать на недостатки в техническом состоянии авто, так как эксперты могут осматривать авто поверхностно либо умышленно не замечать недостатки после ДТП.
Если страховая компания отказывалась учитывать скрытые повреждения при ОСАГО и КАСКО, и их не удалось зафиксировать, то понадобится:
- Дождаться выплаты от СК и позже произвести самостоятельную независимую экспертизу.
- Направить в адрес страховой компании претензию с обоснованием суммы доплаты.
- Обратиться за разрешением конфликтной ситуации к финансовому уполномоченному.
- Если решение вышеуказанного должностного лица не устроило собственника автомобиля, – обращаться в суд.
Несогласие с наличием ранее не выявленных поломок следует выражать еще на стадии осмотра автомобиля. Соответствующую отметку следует обозначить в акте.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Что делать, если не согласен с суммой ущерба
Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.
После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину. Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.
Почему не стоит подписывать договор цессии?
Потому что это уступка требования, не выгодная для вас.
Договор цессии может называться по-разному. Но в нём всегда фигурируют слова «цессия» и «переуступка требования». Они являются ориентиром, что вам не стоит подписывать такое соглашение.
Но почему, в чём подвох? Уступка требования – это ни что иное, как передача права требования страхового возмещения по ОСАГО представителям станции технического обслуживания. Если вы подпишете договор цессии, то уже не сможете обращаться в страховую по вопросам некачественного ремонта. Услугу вам окажут в том же СТО, но при этом могут установить б/у детали, выполнить некачественную работу и т.д. Кроме того, в дальнейшем автосервис сможет требовать выплат и от страховой, и даже от виновника ДТП, а вы нет.
Как получить компенсацию?
Сложность в оформлении скрытых дефектов состоит в том, что часто участники ДТП, увидев незначительные повреждения, разъезжаются без оформления аварии. В таком случае обнаруженные позднее повреждения не подлежат оплате страховых выплат. Еще одним важным моментом при оформлении является человеческий фактор. Простая невнимательность или халатность автомеханика может сыграть против собственника автомобиля.
Самые распространенные места удара, после которых находят скрытые дефекты, это передний и задний бампер. Обычно происходит смещение фар, незаметное визуально, а также другие повреждения. Водитель начинает замечать сбои в работе датчиков и самого автомобиля. Хорошо, если эти повреждения не приведут к большим проблемам. Повреждения могут сделать эксплуатацию автомобиля некомфортной. Выявить их часто удается только на очередном техническом осмотре.
При грамотном подходе к оформлению всех документов и контролем со стороны автомобилиста, компенсация, покрывающая расходы на ремонт, возможна.
Для этого необходимо:
Даже в таком случае остаётся риск не выявить все скрытые дефекты. Отчаиваться не стоит. Страховая компания, заинтересованная в клиенте, обязательно пойдёт на диалог. Будет проведён дополнительный осмотр, ситуация разобрана в индивидуальном порядке. В случае отказа от конструктивного разговора с сотрудниками страховой, необходимо обратиться к юристу для составления досудебной претензии.
Часто подобные претензии имеют достаточное влияние, и собственник получает дополнительную выплату на покрытие ремонта. Если этого не произошло, нужно подать заявление в суд на рассмотрение иска.
Обязательно сохранять чеки и любые документы, подтверждающие факты оплаты ремонтных работ. Это облегчит работу юристу, доказывающему необходимость доплаты к компенсации.
Правила дорожного движения стараются оградить водителей от неприятных ситуаций на дороге, сэкономить их время и нервные клетки. Однако даже самый опытный водитель может стать участником ДТП. В таком случае лучше всего оформить аварию и максимально подробно описать все повреждения на машине. Экспертиза покажет скрытые повреждения, которые также входят в список, подлежащих компенсации по страховке.
Изменения в регламенте оформления ДТП с 1 апреля 2012 года
С 1 апреля вступил в силу документ под названием «Методические указания по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии». Теперь для обращения в страховую компанию вместо справки о ДТП по форме 748 ГИБДД будет выдавать водителям справку нового образца – по форме 154.
Согласно новой «методике», инспекторам ГИБДД теперь запрещено вносить в справку фразу «Возможны скрытые повреждения». И если раньше наличие подобной фразы упрощало взаимоотношения автовладельца со страховой компанией, являясь основанием для проведения более тщательной экспертизы и дополнительного ремонта, в настоящее время страхователям придется прилагать дополнительные усилия, чтобы доказать свою правоту. А у страховых компаний появился лишний повод затягивать с выплатами и платить меньше, чем требуется для полноценного ремонта ТС. В подобных условиях крайне важно выбрать добросовестного страховщика, поэтому не стоит жалеть времени, чтобы лишний раз почитать отзывы о приглянувшейся страховой компании и сделать расчет на калькуляторе КАСКО.
ДТП: Вы не виноваты, у Вас полис каско, у виновника ОСАГО
Вы попали в аварию и уверены, что она произошла не по Вашей вине. У Вас есть полис каско, а у виновника — полис ОСАГО.
1. Сохраняйте спокойствие. Остановите машину, включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки.
2. Если есть пострадавшие, окажите им доврачебную помощь.
3. Определите свое местоположение / адрес (например, посмотрите на номерную табличку ближайшего дома или вспомните, на каком километре какого шоссе Вы находитесь). Это понадобится Вам для вызова полиции и оформления документов.
4. При необходимости медицинской помощи пострадавшим вызовите «Скорую помощь» и дорожную полицию с мобильного телефона по номеру 112. Кратко и четко опишите ситуацию, сообщите место происшествия. В экстренном случае примите меры для доставки пострадавшего на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение.
5. Если размер причиненного Вам ущерба не превышает 25 тысяч рублей, участников ДТП двое, вред их жизни и здоровью не причинен, и они не имеют разногласий, можно не вызывать дорожную полицию, а самостоятельно составить схему ДТП, после чего Вы сможете обратиться в страховую компанию. Однако помните: этой возможностью можно пользоваться только в случае полной уверенности в том, что Ваш ущерб не превышает указанную сумму (оценить размер ущерба на месте крайне сложно).
6. Не трогайте предметы, имеющие отношение к происшествию. Обеспечьте их сохранность и неизменность положения до окончания оформления аварии.
7. По возможности путем фото- или видеосъемки в присутствии другого участника ДТП и свидетелей зафиксируйте повреждения машины другого участника ДТП и Вашего автомобиля, положение машин относительно друг друга и окружающих объектов, а также все предметы и следы, имеющие отношение к аварии.
8. Запишите полное имя другого участника ДТП, его паспортные и контактные данные. Если другой участник ДТП не является собственником попавшей в аварию машины, перепишите данные о собственнике со свидетельства о регистрации транспортного средства, по возможности узнайте контактные данные собственника.
9. При наличии свидетелей запишите их полные имена, паспортные и контактные данные.
10. Перепишите данные с полиса ОСАГО другого участника ДТП (номер полиса, наименование, адрес и телефон страховой компании). Впоследствии попросите его предоставить Вам копии полиса ОСАГО и квитанции о его оплате.
11. Сообщите прибывшим сотрудникам дорожной полиции обстоятельства аварии. Примите участие в составлении схемы ДТП и в фиксации повреждений, причиненных машинам участников ДТП. Проследите, чтобы сотрудники дорожной полиции отразили все обстоятельства: место ДТП, расположение транспортных средств после ДТП, светофоры и дорожные знаки, разметку и состояние дороги, видимость и освещение, следы торможения, предметы, имеющие отношение к ДТП, состояние и повреждения автомобилей. Проследите за тем, чтобы описание повреждений соответствовало действительности и чтобы в соответствующих случаях имелось указание на возможность скрытых повреждений.
13. Заполните совместно с другим участником аварии Извещение о ДТП (документ, прилагаемый к полису ОСАГО). При заполнении извещения строго соблюдайте инструкцию на его обороте. Проследите, чтобы каждый участник ДТП подписался в извещении. Один экземпляр извещения оставьте себе, второй предоставьте другому участнику ДТП.
14. Узнайте у сотрудников дорожной полиции дату рассмотрения дела о ДТП (оно может быть рассмотрено и на месте происшествия). Участвуйте в рассмотрении дела об административном правонарушении до его окончательного завершения. Если Вы не согласны с изложенным в документах, то под своей подписью напишите: «Не согласен» и изложите свою версию событий. Если Вам вменяют в вину те нарушения или последствия, которые Вы не признаете, либо если не учтены важные обстоятельства ДТП), оспорьте результаты разбирательства в течение 10 календарных дней.
15. Получите от сотрудников дорожной полиции:
— справку по форме 154. Проверьте наличие на ней подписи и углового штампа органа внутренних дел, правильность указания номера полиса ОСАГО и названия страховой компании другого участника ДТП;
— копию протокола об административном правонарушении;
— копию постановления по делу об административном правонарушении.
Все эти документы необходимы Вам для получения страховой выплаты.
16. Решите, в какую страховую компанию Вы будете обращаться за выплатой — к своему страховщику каско, к страховщику ОСАГО виновника ДТП или к своему страховщику ОСАГО. При этом руководствуйтесь следующими важными правилами:
1) если полис и правила страхования каско Вашей компании предусматривают восстановление автомобиля на станции техобслуживания (СТОА) или выплату без учета износа автомобиля, – обращайтесь к своему страховщику каско. Если Ваша машина на гарантии, проследите за тем, чтобы ремонт производился только на СТОА дилера.
2) если возмещение ущерба по каско предусмотрено только деньгами и с учетом износа, – можете обращаться либо в свою страховую компанию, либо к страховщику виновника ДТП. Сумму, соответствующую износу, требуйте от виновника ДТП в претензионном или судебном порядке.
3) если возмещение ущерба по каско предусмотрено только деньгами и с учетом износа, а причиненный Вам ущерб незначителен (например, не превышает 15 000 рублей), то в рамках системы прямого возмещения убытков обращайтесь к своему страховщику ОСАГО, а не к страховой компании виновника аварии. Помните, что при значительном ущербе это обращение, скорее всего, приведет к проблемам с выплатой.
На машину упало дерево или сосулька
На Вашу машину при движении или на стоянке упало дерево, сосулька или иной предмет. У Вас есть полис каско.
1. В случае падения на автомобиль дерева, сосульки или иного предмета при движении остановите машину, включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки.
2. Определите свое местоположение / адрес (например, посмотрите на номерную табличку ближайшего дома или вспомните, на каком километре какого шоссе Вы находитесь). Это понадобится Вам для вызова полиции и оформления документов.
3. Вызовите сотрудников внутренних дел по номеру 112 с мобильного телефона. Помните, что вызывать дорожную полицию нет смысла: данное происшествие не является ДТП. Также попытайтесь установить организацию, ответственную за эксплуатацию территории происшествия (дирекция единого заказчика, управляющая компания, собственник территории, дорожная служба и т.п.), и вызвать ее представителя.
4. Позвоните в Вашу страховую компанию. Уточните дальнейшие действия, запишите их. Если возможно, обратитесь также к Вашим страховым документам, где должен быть четко описан порядок Ваших действий и сроки уведомления страховщика о происшедшем.
5. Не передвигайте предметы, имеющие отношение к происшествию. Обеспечьте их сохранность и неизменность положения до окончания оформления происшествия.
6. При наличии очевидцев запишите их полные имена, паспортные и контактные данные. Постарайтесь получить их согласие для подтверждения факта и обстоятельств происшествия.
7. По возможности путем фото- или видеосъемки в присутствии свидетелей зафиксируйте повреждения машины, ее положение относительно окружающих объектов, а также все предметы и следы, имеющие отношение к происшествию (желательно зафиксировать место, улицу, соседние дома с номерами, сломанное дерево, кровлю, с которой упал предмет, и т.п.).
8. Дождитесь приезда сотрудников внутренних дел и фиксации в документах факта происшествия. Проследите, чтобы в протоколе осмотра было указано, что ущерб Вашему автомобилю нанесен в результате падения дерева (сосульки и т.п.), и точно зафиксировано место происшествия.
9. Внимание! Чтобы не лишиться страховой выплаты, при устном и письменном общении с сотрудниками полиции ни в коем случае не соглашайтесь с тем, что:
1) Вы не имеете претензий к кому бы то ни было и (или) обратились только за справкой для фиксации факта повреждения машины;
2) ущерб является для вас незначительным (в т.ч., поскольку машина застрахована). Если Вас просят оценить ущерб, заявляйте, что он является для Вас значительным.
10. По результатам общения с сотрудниками полиции Вы должны:
1) Зарегистрировать в отделе внутренних дел заявление о причинении ущерба Вашему имуществу. Получить на руки талон-уведомление, который является подтверждением принятия заявления.
2) Получить справку из ОВД о факте причинения ущерба Вашему имуществу. Справка должна содержать сведения о дате, времени, месте, обстоятельствах происшествия, перечень поврежденных элементов автомобиля и указание на то, чем именно повреждена машина. Имейте ввиду, что фраза: «Ущерб нанесен при неизвестных обстоятельствах» в справке может стать основанием для отказа в страховой выплате. Тщательно проверьте, правильно ли указаны в справке все важные данные – марка, модель, госномер автомобиля, сведения о его владельце, сведения о Вас (а не о страховщике!) как о потерпевшем. Справка должна содержать подпись, ФИО и звания (должность) лица, ее подписавшего.
- Немедленно остановиться и включить аварийный сигнал.
- Обозначить место ДТП, выставив знак аварийной остановки, как требуют Правила дорожного движения.
- Осмотреть место аварии. Если есть пострадавшие, вызвать скорую медицинскую помощь через оператора службы 112.
- Помните, что ДТП можно оформить по Электронному Европротоколу через Мобильное приложение «АльфаСтрахование Мобаил», если:
- в ДТП участвуют только 2 ТС;
- оба водителя имеют действующий полис ОСАГО и подтвержденную учетную запись на Госуслугах;
- нет жертв и пострадавших;
- иное имущество не пострадало, в том числе инфраструктура (столбы, деревья, заборы и т.д.);
- ущерб транспортным средствам составил менее 400 тыс. руб.;
- между участниками ДТП нет разногласий, кто является виновником.
В данном случае необходимо оставаться на месте ДТП и действовать согласно инструкции по оформлению аварии в приложении. Освободить место ДТП можно только после того, как в приложении будут добавлены фото места и расположение ТС.
- Если ущерб превышает 400 тыс. руб., есть жертвы и пострадавшие, разногласия между участниками аварии, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Они должны зафиксировать факт ДТП и составить его схему, принять объяснения от обоих водителей.
Если Ваш автомобиль повредили неизвестные вам лица
- Вызвать представителей полиции по номеру 112.
- Прибывшие сотрудники зафиксируют событие, произведут осмотр места происшествия, выдадут талон-уведомление о принятии заявления и постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, справки по формам, установленным органам МВД, подтверждающие данный факт, с перечнем повреждений, полученных застрахованным ТС, а также содержащие другую необходимую информацию.
- По результатам рассмотрения заявления полиция выносит решение, документы по которому необходимо получить в отделении полиции в дальнейшем.
- Покинуть место происшествия можно по решению полиции.
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Если страховая занижает ущерб
Распространенные способы занижения размера ущерба:
- Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
- Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
- Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
- Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.
Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.
Как проводится независимая экспертиза оценка автомобиля после ДТП
Про саму процедуру экспертизы автомобиля после ДТП не буду рассказывать слишком подробно. Вы можете присутствовать при визуальном осмотре, давать свои пояснения, наблюдать за инструментальной диагностикой. Однако эксперт обязан сам соблюсти требования Положения ЦБ № 433-ПП, других нормативных актов. Вам можно и нужно контролировать процесс, однако непосредственно в расчетах и методиках разобраться будет сложно.
Вот как проводится оценка ущерба автомобиля после ДТП на практике:
- после заключения договора экспертам передаются документы на авто;
- назначается дата осмотра, причем всем участникам направляется уведомление (обычно телеграммой, так как это быстрее);
- в назначенную дату эксперт проводит визуальный осмотр всех внешних частей и деталей авто, фиксирует повреждения в актах, фототаблицах, других документах;
- для выявления скрытых дефектов и повреждений применяются специальные инструменты, механизмы, программное обеспечение;
- на основании полученных данных эксперт делает расчеты, определяет методику для оценки ущерба, дачи ответов на поставленные вопросы;
- после экспертизы составляется заключение или отчет, которые должны соответствовать Положению ЦБ №433-ПП;
- подписывает акт выполненных работ;
- заключение (отчет) выдается заказчику, либо направляется страховщику, в суд.
Сам процесс осмотра и диагностики автомобиля может пройти за пару часов, либо затянуться на несколько дней. Все зависит от состояния машины, характера повреждений. Если авто остается в распоряжении экспертов, не забудьте точно составить описание в акте. Когда будете забирать машину, сверьте описание с фактическим состоянием на момент возврата.
Условия для применения независимой экспертизы
Чтобы НЭ была действительно независимой и отражала действительную сумму ущерба по ОСАГО, проводиться она должна по букве закона.
Практике известны случаи, когда адвокаты страховой компании выигрывали даже самые безнадежные дела по занижению выплат, только по причине несоблюдения условий проведения независимой экспертизы. Пострадавший же в подобных ситуациях не мог взыскать ровным счетом ничего.
Причины, по которым суд может не учитывать заключение НЭ:
- Отсутствие лицензии на вид деятельности у организации, проводящей НЭ.
- Физическое лицо, проводящее процедуру, не прошло аттестацию либо не состоит в базе данных экспертов-техников Министерства Юстиции РФ.
- Организация не состоит в членстве саморегулируемой организации экспертов.
После принятия всей документации страховая организация в течение 5 рабочих дней оценивает урон, появившийся в результате ДТП. Плюсом экспертной оценки дефектов от СК является то, что услуга бесплатная. Однако зачастую такой осмотр становится невыгодным для пострадавшего. Оценщик, работающий от организации, способен существенно снизить настоящий вред. В связи с этим встает вопрос о привлечении независимого эксперта для выяснения действительной стоимости потерь после аварии.
На заметку! Осмотр независимого специалиста не всегда влияет на большое увеличение материальных издержек. Автовладельцу стоит проанализировать целесообразность проведения бесплатной экспертизы и сравнить ее с оплатой услуг стороннего дефектолога. После этого определится нужна ли независимая оценка ущерба ДТП?
Методические рекомендации по проведению оценочных работ гласят о том, что при расчете их нужно суммировать. К материальным потерям относится не только рыночная цена деталей с учетом износа, но и затраты на восстановительный ремонт. Приведем приблизительный список факторов, которые по оценочным правилам должны фигурировать в акте технического состояния ТС. В отчет об оценке ущерба при ДТП входит:
- Рыночная стоимость запчастей и деталей (по списку).
- Цена за услуги по восстановлению авто.
- Стоимость лакокрасочного покрытия.
- УТС автомобиля (утрата товарной стоимости) для машин, используемых не более 7 лет (иномарки), до 5 лет (марки отечественного производства).
Кто и по каким правилам проводит процедуру?
Экспертиза может проводиться только сертифицированным техником. Чтобы убедиться в его компетентности следует зайти на сайт Министерства Юстиции РФ и найти его личные данные в едином реестре лицензированных оценщиков на текущий год. Если специалист не значится в списках, следовательно, он не имеет открытого права вести подобную деятельность. Сертифицированный мастер обязан руководствоваться следующими положениями при проведении осмотра:
- Методикой оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния. Р-03112194-0376-8 (утв. Министерством Транспорта РФ от 10.12.98);
- Федеральными стандартами оценки нанесенного ущерба;
- Постановлением правительства РФ № 263 от 7 мая 2003 г. (Об обязательном страховании ответственности автовладельцев);
- Постановлением №135-ФЗ от 29 июля 1998 (Об оценочной деятельности на территории РФ).
На основании этих законов техник обязан провести полный осмотр транспортного средства. Обнаруженные повреждения кузова фиксируются в конспекте мастера и фотографируются с нескольких ракурсов. По стандарту техник начинает осматривать авто с передней части и движется снизу вверх. Эксперт обязан осмотреть место водителя, снять отпечатки пальцев с руля и коробки передач, зафиксировать на фото их положение. Запечатлеть в материалах отчета следует и мелкие повреждения салона: разорванные тканевые чехлы, царапины на торпеде и руле, пятна крови. Далее оценщик обязан обследовать труднодоступные места в автомобиле при помощи эндоскопа. После проверок внешнего вида салона и кузова, необходимо удостовериться в исправности всех внутренних систем автотранспорта и зафиксировать любые отклонения от нормы.