Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «5.6 Гидротехнические сооружения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. No 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (1) и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (2) собственниками и эксплуатирующими организациями мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт;
ГОСТ Р 22.1.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования
Прим еча нив — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
-
9.1 Разработка паспортов мелиоративных систем и гидротехнических сооружений
-
9.1.1 Разработку паспортов мелиоративных систем и ГТС проводят эксплуатационные организации или юридические лица, являющиеся собственниками мелиоративных систем и ГТС. в соответствии со статьей 20 (1].
-
9.1.2 Порядок их проведения устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление сельским хозяйством, в соответствии с Правилами паспортизации мелиоративных систем и ГТС. утвержденными в установленном порядке, и распространяется на мелиоративные системы, их составные части, элементы и ГТС организаций мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных производителей, независимо от организационно-правовых форм собственности.
-
9.1.3 При выполнении работ по паспортизации мелиоративных систем и ГТС проводят следующие мероприятия:
-
-
— сбор сведений для паспортизации, а также разработку и согласование паспортов региональных мелиоративных систем и ГТС. находящихся в государственной собственности, проводят региональные федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные Департаменту мелиорации Минсельхоза России;
-
— регистрацию паспортов мелиоративных систем и ГТС проводит Минсельхоз России;
-
9.1.4 Срок действия паспорта на мелиоративную систему и ГТС не ограничен, и паспорт аннулируется при их ликвидации.
-
9.1.5 Паспортизацию мелиоративных систем и ГТС проводят с интервалом не реже чем один раз в пять лет по состоянию на 1 января отчетного года или при изменении технических характеристик объекта.
-
9.1.6 Паспортизации подлежат все оросительные, осушительные, осушительно-увлажнительные и обводнительные системы.
Общие правила отбора проб
Правильную характеристику качества воды можно получить только в тех случаях, если проба отобрана правильно и с большой тщательностью. Пробы воды из эксплуатационной скважины отбираются из струи воды, подаваемой насосом. Способы отбора воды на лабораторные исследования должны обеспечить максимальное сохранение солевого состава исследуемой воды и гарантировать исключение элементов случайности в отобранной пробе (загрязнение, застойность и др.).
Бутылки и пробки должны быть хорошо промыты 1% раствором НCl и дистиллированной водой. Перед заполнением бутылки и перед закупоркой пробки ополаскивают отбираемой водой не менее 3-х раз.
Для проб, предназначенных для определения микрокомпонентов, лучше всего применять корковые пробки, т.к. резиновые или пластмассовые могут содержать цинк, сурьму и другие элементы, способные переходить в раствор. Закупорка бутылок должна быть герметичной. К каждой бутылке с пробой воды должна быть прикреплена этикетка. Для направления в лабораторию проб воды составляется акт отбора.
Пробы воды должны быть доставлены в лабораторию в течении 24 часов после их отбора.
Анализы должны выполняться в специализированных сертифицированных и аккредитованных лабораториях, в соответствии с действующими нормами и правилами ГОСТа.
Один раз в год должна проводиться генеральная проверка состояния эксплуатационной скважины, при которой устанавливается состояние обсадных труб, водоприемной части скважины, насосного оборудования, промеряется глубина скважины, производится извлечение из скважины водоподъемника (насоса) и его осмотр. Результаты проверки скважины должны быть задокументированы и составлен акт в произвольной форме. В акте проверки технического состояния скважины должны указываться состояние обсадных труб, фильтровой части скважины, насосного оборудования, глубины скважины, а также проведенные ремонтные и профилактические работы. Эти документы хранятся в материалах по скважине. По результатам генеральной проверки назначают вид ремонта и принимают меры для обеспечения нормальной эксплуатации водозаборных сооружений.
1. В процессе изысканий в необходимых случаях следует выполнять мониторинг отдельных компонентов геологической среды, который может продолжаться в период строительства, а при необходимости и в период эксплуатации зданий и сооружений.
2. Мониторинг проводится в соответствии с заранее разработанным проектом и включает в себя:
- систему стационарных наблюдений за отдельными компонентами геологической среды;
- оценку результатов наблюдений и прогноз изменения геологической среды в связи со строительством.
3. Состав, объём и методы мониторинга должны назначаться в зависимости от инженерно-геологических и гидрогеологических условий площадки, способа возведения объекта строительства, его конструктивных особенностей и уровня ответственности, удалённости окружающей существующей застройки и в соответствии с результатами геотехнического прогноза.
4. Инженерно-геологический мониторинг на конкретной площадке строительства должен быть увязан с системой регионального геологического мониторинга (при наличии последнего).
5. Натурные наблюдения, выполняемые в процессе мониторинга, могут включать:
- наблюдения за состоянием основания и массива грунта и гидрогеологической обстановкой — наблюдения за изменением физикомеханических свойств грунтов; измерения напряжений и деформаций в грунтовом массиве; наблюдения за составом и режимом подземных вод; наблюдения за развитием неблагоприятных инженерно-геологических процессов (карст, суффозия, оползни, оседание поверхности и др.); наблюдения за состоянием температурного, электрического и других физических полей;
- наблюдения за изменением окружающей природной среды при опасности загрязнения грунтов и подземных вод, при выделении газов, радиационном излучении и т.п. (геоэкологический мониторинг).
6. На основе полученных результатов натурных наблюдений уточняются прогнозы, касающиеся изменения физико-механических свойств грунтов, напряжённо-деформированного состояния грунтового массива и гидрогеологического режима, активизации и развития неблагоприятных геологических и инженерно-геологических процессов.
По результатам мониторинга проектная организация может произвести корректировку проектного решения.
7. При выполнении инженерно-геологического мониторинга применяют следующие виды работ:
- для наблюдений за изменением состояния грунтового массива — бурение, полевые и лабораторные исследования грунтов, а также геофизические исследования
- для контроля за изменением гидрогеологического режима, в том числе развитием депрессионной воронки или подтопления — устройство системы наблюдательных скважин.
8. Общие требования, предъявляемые к мониторингу:
- комплексность, заключающаяся в том, что все наблюдения должны производиться согласованно между собой в пространстве и во времени;
- установка всех точек наблюдений в наиболее характерных местах;
- частота наблюдений определяется интенсивностью и длительностью протекания наблюдаемых процессов;
- точность измерений должна обеспечивать достоверность получаемой информации и должна быть согласована с точностью расчётов;
- по результатам мониторинга должен быть составлен отчёт.
Устройство водозаборных узлов — виды, особенности, требования
Что такое водозаборный узел? Многие люди хотели бы это знать. Независимо от разновидности системы водоснабжения, самым ответственным и начальным элементом ее выступает водозаборный узел. Именно от него зависит качество воды и надежность ее доставки потребителю. В статье мастер сантехник расскажет, каким должен быть водозаборный узел и из чего состоять, чтобы в максимальной степени отвечать установленным стандартам.
Основные типы водозаборов
Водозаборное сооружение (или водозаборный узел) — гидротехническое устройство для забора воды из источника, с целью ее последующего использования в питьевых или хозяйственных целях. Строительство водозаборных узлов производится в частном, промышленном и гражданском секторе. Самые малые из них обеспечивают подачу воды из скважины или колодца в частные дома и коттеджи, а крупнейшие могут обеспечивать водой города и предприятия. Крупные водозаборные сооружения, кроме вышеперечисленного оборудования, могут включать в себя резервуары для хранения пожарного запаса воды и отдельные насосные станции пожаротушения.
Проектирование водозаборных узлов учитывает назначение, размер и мощность сооружения. Водозаборные сооружения большой производительности могут иметь собственную инфраструктуру: электроподстанцию, газораспределительную подстанцию, лабораторию контролирующую качество воды, диспетчерский пункт для надзора и оперативного обслуживания оборудования и пр.
В зависимости от типа источника водоснабжения различают два основных вида водозаборных узлов: подземные и поверхностные.
Вода из подземных узлов отличается высшей степенью защищенности от всевозможных загрязнений и отличным качеством. Подземные водозаборные узлы по типу конструкции подразделяются на следующие виды:
- Шахтные колодцы, предназначением которых является подача грунтовых вод;
- Артезианские скважины, вода из которых отличается природной чистотой и высоким качеством;
- Горизонтальные сооружения, которые в зависимости от количества потребляемой воды бывают галерейные, траншейные и кяризы;
- Комбинированные водозаборы;
- Лучевые;
- Каптажи родников.
Как правильно заполнять программу регулярных наблюдений за водным объектом?
В программе наблюдений за водным объектом заполняются разделы, подходящие под условия использования водного объекта. Если в водный объект сбрасываются сточные воды, проводится контроль гидрохимического состава природных вод.
Текстовые разделы Программы в обязательном порядке дополняются графическим материалом, на котором должны быть отражены:
- Объекты водопользования,
- Створы наблюдений и места отбора проб;
- Земельные участки;
- Участки водоохранной зоны;
- Участки прибрежной, защитной и береговой полосы.
В пределах водоохранной зоны выделяются на карте:
- Залуженные участки и эрозионная сеть;
- Схемы ливневой канализации, набережной;
- Участки кустарниковой растительности;
- Участки под древесно-кустарниковую растительность.
267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.
268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.
269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.
При возникновении эпизоотии хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.
270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.
2.2.1. Основными задачами эксплуатации водозаборных сооружений являются:
а) систематический контроль за состоянием источников водоснабжения и работой сооружений и оборудования, а также учет контролируемых показателей с регистрацией их в специальных журналах;
б) учет количества забираемой из источников воды и контролируемых показателей её качества;
в) проведение плановых осмотров и ремонтов сооружений и оборудования, своевременное устранение нарушений и аварий.
2.2.2. Для проведения наблюдений за работой сооружений персонал должен быть обеспечен необходимыми контрольно-измерительными приборами, оборудованием, транспортом и плавсредствами.
2.2.3. Периодичность и объем анализов качества воды поверхностных и подземных источников водоснабжения определяются по согласованию с местным органом Госсанэпиднадзора с учетом местных условий в соответствии с рабочей программой, требованиями (20, 22, 43) и настоящих ПТЭ.
2.2.4. Обо всех изменениях состояния водоснабжения и ухудшения качества воды в нем, связанных с поступлением загрязняющих веществ, организация ВКХ немедленно ставит в известность органы местного самоуправления, Госсанэпиднадзора, территориальные органы Министерства природных ресурсов, гидрометеослужбы, а также принимает меры к обеспечению нормальных условий работы водозаборных и очистных сооружений.
Примечание. При невозможности обеспечить нормальные условия работы указанных выше сооружений организация ВКХ по согласованию с органами местного самоуправления и Госсанэпиднадзора разрабатывает и осуществляет мероприятия по сокращению забора, обработки и подачи воды в сеть на период до нормализации положения.
2.2.5. При прогрессирующем ухудшении качества воды в источнике водоснабжения и невозможности её кондиционирования с доведением до требований санитарных правил и норм организация ВКХ должна запросить орган местного самоуправления о создании им специальной комиссии с участием представителей организаций, перечисленных в п. 2.2.4 для выяснения причин ухудшения качества воды в источнике и решения вопроса об условиях и возможности дальнейшей эксплуатации водозаборных и очистных сооружений с учетом требований по безопасности ВКХ в чрезвычайных ситуациях (23, 24).
2.2.6. На водозаборных сооружениях в дополнение к необходимым документам согласно требованиям п. 1.6.6 настоящих ПТЭ хранится следующая техническая документация:
а) генеральный план площадки водозаборных сооружений с нанесенными подземными коммуникациями и устройствами;
б) технологическая схема коммуникаций агрегатов и переключений;
в) схема автоматизации и телемеханизации;
г) паспорта на водозаборные сооружения и установленное оборудование;
д) журнал учета количества и качества забираемой из источника воды (он может находиться в центральном диспетчерском пункте);
е) журнал контроля и учета работы сооружений и оборудования.
2.2.7. На водозаборных сооружениях поверхностных источников водоснабжения, кроме того хранятся следующие документы:
а) основные технологические чертежи (схемы) по конструкциям насосной станции 1-ого подъема, водоприемной части, включая насосные затопленные водоприемники;
б) инструкция по эксплуатации конкретного водозаборного сооружения с выделением эксплуатации водоприемной части при условии обеспечения наносозащиты, шугозащиты и рыбозащиты.
2.2.8. На водозаборных сооружениях подземных вод, кроме того, хранятся следующие первичные документы на скважины:
а) буровой журнал;
б) исполнительные гидрогеологический и технический разрезы скважины;
в) материалы опробования скважины откачкой после бурения;
г) данные анализов воды, откачиваемой после окончания бурения скважин;
д) акты об отклонениях, происшедших при бурении скважины;
е) данные о причинах изменения проекта скважины;
ж) данные о системе измерений уровней и дебита эксплуатационных скважин;
з) данные об интервале глубин установки погружного насоса и способе его установки (крепления);
и) данные об обвязке скважины и устройстве оголовка.
Примечание. Если водозаборные сооружения работают без постоянного эксплуатационного персонала, то указанная документация хранится в подразделении, отвечающем за эксплуатацию этих сооружений.
2.2.9. В процессе эксплуатации в техническую документацию водозаборных сооружений вносят данные о результатах плановых проверок освидетельствований технического состояния сооружений, наблюдениях за режимом работы сооружений, анализах воды, а также сведения обо всех изменениях и переустройствах в схеме коммуникаций, замене оборудования и проведенных ремонтах.
2.6.1. Для всех источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения обязательно устройство зон санитарной охраны (ЗСО).
Санитарно — эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО установлены (26).
2.6.2. Эксплуатацию первого пояса ЗСО осуществляет организация ВКХ.
2.6.3. Персонал, ответственный за эксплуатацию первого пояса ЗСО, назначается приказом по организации ВКХ; он принимает меры, предотвращающие загрязнение территории этого пояса, и следит за состоянием:
а) водопроводных сооружений;
б) ограждения и средств охраны, включая бакены и сигнальные устройства;
в) благоустройства и освещения;
г) систем отведения сточных вод и поверхностного стока.
2.6.4. Для выявления состояния санитарно-защитной полосы по трассам водоводов организация ВКХ назначает патрульную службу, осуществляющую периодическое обследование потенциальных источников загрязнения.
При обнаружении фактического или угрожающего загрязнения патрульная служба ставит в известность соответствующие органы Госсанэпиднадзора и экологического контроля, а также органы местного самоуправления для принятия мер по ликвидации или предотвращению загрязнения.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 гидротехнические сооружения: Инженерные сооружения и устройства, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.
3.2
мелиоративная система: Комплекс взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств, включая земельные участки в границах полосы отвода мелиоративной системы или гидротехнического сооружения, обеспечивающих создание благоприятного водного, воздушного и теплового режимов почв и микроклимата на мелиорированных землях. [СП 100.13330.2016, пункт 3.21] |
8.1 Ежегодно до наступления паводкового периода на ГТС создают паводковую комиссию под руководством руководителя учреждения или главного инженера эксплуатирующей организации. В задачу комиссии входит разработка плана мероприятий по обеспечению пропуска половодья (паводка) через гидроузел и защиты ГТС от повреждений.
8.2 Перечень документации, предоставляемый бюджетными учреждениями в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на мелиоративные системы и ГТС федеральной собственности при подготовке и проведении противопаводковых мероприятий:
— план инженерно-технических и организационных мероприятий по подготовке ГТС, относящихся к государственной собственности Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении соответствующих учреждений, к пропуску паводковых вод в соответствующем году, согласованный с территориальными органами — региональными центрами по делам гражданской обороны, к чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— акт обследования ГТС, подготовленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— дефектная ведомость (дефектный акт), подготовленная(ый) межведомственной комиссией, действующей согласно приказу директора соответствующего учреждения, в состав которой входят представители соответствующего регионального центра и администрации муниципального образования, на территории которого находится ГТС, и утвержденная(ый) директором соответствующего учреждения;
— расчет стоимости выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, подготовленный в соответствии с нормативно-правовой документацией;
— ситуационный план на выполнение работ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций при пропуске паводковых вод на ГТС, утвержденный директором соответствующего учреждения и заверенный печатью учреждения, с приложением фотоматериалов.
8.3 План мероприятий по пропуску половодья (паводка) разрабатывают заблаговременно, основываясь на предыдущих и текущем прогнозах Роскомгидромета, содержащих сроки начала и конца половодья, размер и характер его прохождения, а также максимальные величины приточного расхода половодья, который включает следующее:
— режим предварительной сработки;
— режим работы в период прохождения паводковых расходов;
— график маневрирования затворами;
— перечень аварийного запаса строительных материалов и мест их нахождения, необходимых для ликвидации возможных размывов и повреждений сооружений, а также перечень транспортных средств, специальной одежды, инструментов и оборудования.
8.4 Если для пропуска половодья предусмотрено использование водопропускных сооружений, эксплуатируемых другими ведомствами, то необходимо до начала паводка составить согласованные мероприятия по их подготовке к работе и определить порядок включения в работу.
8.5 В состав подготовительных работ перед половодьем (паводком) включены:
— общий осмотр паводковой комиссией состояния ГТС;
— проверка работоспособности контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;
— завершение плановых ремонтов всех ГТС, в том числе устройств, обеспечивающих отвод талых и дренажных вод;
— проверка действия затворов и оборудования, работа которых связана с пропуском высоких вод;
— выполнение мероприятий по обеспечению надежной работы затворов и их подъемных устройств;
— разборка или удаление временных сооружений и конструкций;
— дополнительное укрепление откосов грунтовых сооружений и берегов в местах, подверженных размыву;
— защита линий электропередач, расположенных в пойменных участках, от подмыва оснований и воздействия льда во время ледохода;
— расчистка от снега и наледей нагорных канав у сооружений, кюветов на гребне и бермах плотин;
— вывоз до наступления высоких вод с затопляемых территорий оборудования, механизмов, материалов и др.;
— подготовка к возможному выполнению мероприятий по ослаблению ледяного покрова, в том числе к производству взрывных работ;
— разработка и согласование с местными органами власти и другими организациями совместных планов действий в случае аварийных ситуаций при прохождении ледохода и высоких вод, в том числе по оказанию помощи эксплуатирующей организации;
— организация аварийных бригад на время пропуска половодья (паводков), их обучение производству работ, которые могут потребоваться при пропуске паводка, проведение инструктажа по технике безопасности;
— усиление электроосвещения акватории в зоне водосбросов;
— проверка и поддержание в исправном состоянии проездов и подъездов для автомобильного транспорта к ГТС и складам аварийного запаса с учетом неблагоприятных метеорологических условий.
8.6 Срок окончания подготовительных работ устанавливают в зависимости от местных условий, но не позднее чем за 15 дней до начала половодья, определенного прогнозом Роскомгидромета. Осуществляют ежедневный контроль над своевременным выполнением мероприятий, предусмотренных планом по пропуску половодья.
8.7 В местной инструкции по эксплуатации ГТС приведен перечень работ, выполняемых на сооружении в период подготовки и прохождения паводка, с распределением обязанностей эксплуатационного персонала на этот период.
8.8 Режим предпаводковой сработки ГТС при пропуске половодий устанавливают в соответствии с требованиями Правил эксплуатации заиляемых водохранилищ малой и средней емкости. Режим работы в этот период осуществляют, как правило, службы оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) согласно диспетчерским графикам.
8.9 Для каждого ГТС разрабатывают схему оптимального маневрирования затворами в зависимости от прохождения паводка, обеспечивающую наиболее благоприятные условия сопряжения потока в нижнем бьефе и не приводящую к повреждениям ГТС, разрушению креплений и подмывам дна, с учетом режима работы.
8.10 Режим работы водосбросных сооружений установлен проектом с последующим уточнением по мере накопления опыта эксплуатации и заносится в местную инструкцию по эксплуатации ГТС. Возможные отступления от порядка работы водосбросных отверстий с целью сброса плавающего льда, шуги и мусора указаны в местной инструкции.
8.11 Пропуск паводковых расходов и плавника
8.11.1 В порядке подготовки к пропуску паводка проводят:
— обследование сооружений гидроузла, подводящего русла и нижнего бьефа;
— опробование затворов и подъемных механизмов на предмет оперативного маневрирования;
— восполнение аварийного запаса материалов, запасных деталей и узлов оборудования;
— завершение ремонта сооружений и оборудования;
— организацию и инструктаж аварийных бригад, установление графиков и мест их дежурства, оснащение инструментами, средствами транспорта и связи.
8.11.2 При пропуске весеннего паводка особое внимание необходимо уделять возможному возникновению заторов и зажоров льда, принимать оперативные меры по их предупреждению, пропускать лед через водосбросные отверстия по всему их фронту.
8.11.3 При пропуске летних паводков, формируемых таянием ледников и снега в верховьях реки, обильными ливнями или сочетанием того и другого эксплуатационная служба особое внимание уделяет готовности сбросного фронта гидроузла к обеспечению пропуска паводковых расходов, маневренности гидромеханического оборудования, соответствию приемлемого времени на открытие затворов скорости нарастания паводка.
При этом должны быть соблюдены следующие требования:
— открытие водосбросных отверстий производится постепенно с целью недопущения образования больших волн, а также для возможно большего распределения потока сбрасываемой воды по всему фронту сооружения;
— если водосливные отверстия имеют различные отметки гребня, то первоочередной сброс воды осуществляют через водосбросные отверстия, имеющие более высокую отметку гребня водослива;
— не допускать сосредоточенных сбросов воды, особенно при низком уровне нижнего бьефа, создавать оптимальное направление потока воды и допустимые скорости.
8.11.4 О возникновении аварийных ситуаций эксплуатационная служба немедленно оповещает органы государственной власти и соответствующие дежурно-диспетчерские службы.