Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Введение кассовых аппаратов с 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2017 года в Российской Федерации стало обязательным использование онлайн-касс для предпринимательства. Они представляют собой стандартные кассовые аппараты, пробивающие чеки. Но кроме обычного бумажного чека они формируют еще и электронную квитанцию, которая отправляется в налоговую службу и при необходимости покупателю.
Оплата по QR-коду в СБП приравнивается к оплате по карте
При оплате на кассе по QR-коду кассовый чек должен быть сформирован в момент расчета
Набирающий популярность способ оплаты в СБП по QR-коду не подпадает под определение расчета наличными или с применением карты (электронного средства платежа), что в отношении применения ККТ приравнивается к безналичному переводу от физического лица, в т.ч. при расчете на кассе,— об этом мы писали на страничке Внедрение системы быстрых платежей в торговле. Такое положение вещей формально позволяет продавцу не пробивать чек в момент расчета на кассе, если покупатель произвел оплату в СБП.
Предлагаемые изменения устраняют эту коллизию,— при оплате по QR-коду на кассе магазина, при непосредственном взаимодействии покупателя с кассиром или автоматическим устройством, кассовый чек должен быть пробит в момент расчета.
Регистрация и перерегистрация ККТ по-новому
Упрощается процедура регистрации ККТ и ее перерегистрации в связи с заменой ФН
В заявлении о регистрации ККТ можно будет не указывать сведения, которые отправлены в ФНС через ОФД в отчете о регистрации. Датой подачи этих сведений считается дата передачи отчета оператору фискальных данных.
В заявлении о перерегистрации ККТ в связи заменой ФН можно будет не указывать сведения, которые содержатся в отчете об изменении параметров регистрации, отправленном в ФНС через ОФД. Датой подачи этих сведений считается дата передачи отчета оператору фискальных данных. Уже сейчас при перерегистрации ККТ через ОФД сведения из отчетов автоматически могут подтягиваться в заявление.
В случае, если в отчете о регистрации или об изменении параметров регистрации будут указаны не полные или недостоверные сведения, потребуется подать заявление прежним порядком в личном кабинете налогоплательщика.
Сохраняется возможность подачи заявления о регистрации и перерегистрации ККТ по любой причине через личный кабинет ОФД, а также добавляется возможность подачи заявления о регистрации и перерегистрации ККТ через портал Госуслуг и через изготовителя ККТ.
Есть ли отмена кассовых аппаратов для ИП в 2024 году
Первая отсрочка по установке онлайн-касс для предпринимателей была до 1 июля 2017 года. В 2018 году ее продлили до 1 июля 2019 года. Теперь отсрочка определена до 1 июля 2021 года. Без нее большинству предпринимателей пришлось бы приобретать специальную контрольно-кассовую технику для передачи чеков в налоговую.
Однако вместе с продлением отсрочки уменьшена льготная категория. Некоторые ИП смогут работать дальше без установки онлайн-кассы. Но многим предпринимателям, которые ранее могли не пробивать и отправлять чеки, теперь будут вынуждены ее подключить. Пока есть время уменьшить расходы за счет получения вычета из бюджета.
Понятие, назначение и выбор кассового аппарата
ККМ – это оборудование, которое позволяет осуществлять надзор и контроль со стороны налоговой и др. государственных органов, а также отследить движение наличности, полученной фирмой от продажи товаров или оказания услуг. ККМ для ИП применяются при осуществлении розничной торговли товарами или оказанием услуг. Она помогает вести учет ценностей предприятия и собирать данные для составления отчетов.
Возникает вопрос, как выбрать кассовый аппарат для ИП и сколько он будет стоить. Здесь нужно обратить внимание на несколько важных пунктов и понять какие из них будут нужны для организации деятельности, а без которых можно обойтись:
- Вес изделия (выбор зависит от места торговли);
- Скорость печати чеков;
- Дополнительные функции (при небольшом бюджете можно вполне обойтись без них);
- Подключение сопутствующих устройств таких, как электронные весы, устройство сканирования штрих кодов и считывания банковских карт;
- Энергонезависимость (нужная функция, необходимая для обеспечения торговли через курьера);
- Температура и прочие физические режимы работы (важно для ИП, которые находятся и работают на местах с постоянными перепадами температур или в суровых климатических условиях).
Нужно ли регистрировать кассовый аппарат для ИП после его выбора?
Да, иначе, если регистрации не будет при проверке, владельцу будет выписан штраф (регистрация будет включать в себя постановку на учет в реестр). Далее нужно будет установить технику и проверить ее. После ввода в эксплуатацию, срок службы кассы будет составлять 7 лет.
В какие сроки предприятия и предприниматели обязаны обеспечивать проверку исправности ККТ?
Законодательством установлены сроки: 3 месяца – для внешней проверки, очистки и тестирования и 1 год – для полной проверки исправности и работоспособности устройства.
Обязателен ли кассовый аппарат для ИП, ведущих торговлю через интернет?
Да, потому что они не входят в категорию исключений. Если рассматривать лимит, то в 2024 году ИП имеет полное право от него отказаться.
Подведем итоги в вопросе, нужна ли касса для ИП: исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техника рекомендована всем, но обязательно необходима только нескольким категориям ИП.
Регистрация и сертификация кассовых аппаратов
Введение кассовых аппаратов с 2024 года требует регистрации и сертификации этих устройств. Регистрация необходима для внесения кассового аппарата в реестр, который будет вести Федеральная налоговая служба. Благодаря регистрации каждое устройство будет иметь уникальный идентификатор, что позволит контролировать его использование и обеспечивать точность учета налоговых платежей.
Сертификация кассовых аппаратов проводится с целью проверки и подтверждения соответствия устройств установленным государственным стандартам и требованиям. Это включает в себя проверку надежности и защищенности кассового аппарата, соответствие протоколам обмена данными с налоговыми органами, а также наличие необходимых функций, таких как печать чеков и хранение информации о продажах.
Для прохождения сертификации кассовых аппаратов предприятиям необходимо обратиться к аккредитованным организациям, которые проводят испытания устройств и выдают сертификаты соответствия. В рамках сертификационного процесса проводится проверка не только программного обеспечения и аппаратной оснастки устройства, но и процесса его производства, настройки и технической поддержки.
Регистрация и сертификация кассовых аппаратов являются важными шагами в процессе введения новых требований к фискальной отчетности. Это позволит государству более эффективно контролировать налоговые платежи, а предприятиям — быть уверенными в надежности и честности использования кассовых аппаратов.
Увеличение обязанностей и затрат для предпринимателей
Введение кассовых аппаратов с 2024 года накладывает на предпринимателей новые обязанности и повышает уровень затрат на ведение бизнеса. Новые требования государства создают дополнительные бюрократические процедуры, которые требуют от предпринимателей дополнительных усилий и затрат.
Прежде всего, владельцам предприятий придется покупать и устанавливать кассовые аппараты, что может быть связано с необходимостью значительных финансовых затрат. Кроме того, каждый кассовый аппарат требует обслуживания и регулярной проверки, что также влечет дополнительные затраты на обслуживающий персонал и материалы.
Введение кассовых аппаратов также увеличивает ответственность предпринимателей за правильное и своевременное оформление кассовых чеков. Нарушение этих требований может привести к значительным штрафам и негативным последствиям для бизнеса. Предприниматели будут вынуждены уделять больше времени и ресурсов для обеспечения соблюдения новых правил и требований.
Малые и средние предприятия
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике страны, обеспечивая занятость и формируя доходы населения. В связи с введением обязательности использования кассовых аппаратов с 2024 года, для малых и средних предприятий возникают определенные вызовы и задачи, связанные с интеграцией и использованием нового оборудования.
Установка кассовых аппаратов станет обязательной для всех предприятий, осуществляющих торговлю или оказывающих услуги. Это может повлечь дополнительные затраты для малых и средних предприятий, особенно для тех, кто только начинает свою деятельность. Некоторым предпринимателям может быть сложно себе позволить покупку нового оборудования и обновление системы учета, необходимых для работы с кассовыми аппаратами.
Однако, внедрение кассовых аппаратов может иметь и свои положительные стороны для малых и средних предприятий. Использование кассовых аппаратов позволит автоматизировать учет и контроль за финансовыми операциями, улучшить прозрачность деятельности и снизить риск ошибок. Кроме того, новые технологии и программное обеспечение кассовых аппаратов могут предоставить дополнительные возможности для управления бизнесом, такие как аналитика продаж и ведение клиентской базы данных.
Чтобы успешно внедрить кассовые аппараты и справиться с вытекающими задачами, малые и средние предприятия должны уделить внимание подготовке своего персонала. Необходимо обучить сотрудников работе с новым оборудованием, а также внедрить нужные системы управления и контроля. Это позволит сократить время на обслуживание клиентов и повысить производительность бизнеса в целом.
Подробнее о вводимых легитимных изменениях
Итак, положительные стороны воплощения в жизнь рассматриваемых нововведений можно сформулировать следующим образом:
- снижение вероятности обмана покупателей, поскольку отныне будет выдаваться 2 вида чеков;
- лучшая сохранность данных благодаря предназначенным для этих целей моделям;
- фискальные накопители придут на смену ленте, служащей достаточно короткий период – новый материал требует замены каждые 13 месяцев; стоит отметить тот факт, что кассовые аппараты с 2024 года для ИП, работающие на упрощенщиков, подлежат замене раз в три года (бизнесмены с данной системой налогообложения могут ввести устройства в эксплуатацию с 1 июля).
Благодаря образованию общего реестра совокупности кассовой техники уменьшатся случаи мошеннических происков, инициируемых коммерсантами. Все устройства подобного назначения получат уникальную нумерацию, это в свою очередь сведёт к нулю вероятность эксплуатации нелегальных ККТ.
Регулирует введение кассовых аппаратов с 2019 года Федеральный закон №54. Так же после того, как все предприниматели перейдут на новую систему, будет действовать система штрафных санкций.
Штрафы можно разделить на несколько категорий:
- Первое замечание для ИП может ограничиться письменным выговором или штрафом в размере 1,5 тысячи рублей.
- Если продажа фиксируется, но потребителю не выдается чек на руки – ИП получает штраф в виде 2 тысяч рублей. Если нарушение будет зафиксировано более 3 раз, предприятие может быть закрыто службой ФНС.
- В случае если данные в налоговую отправляются с задержкой и не регулярно – подразумевается штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Повторение нарушение может утроить сумму штрафа.
Требования к детализации
Точных предписаний, как надо указывать номенклатуру с 1 февраля 2024 года, в нормативных актах нет. Главное – обеспечить легкочитаемость и понятность для покупателя. Нельзя использовать в чеке ККТ замену в виде кода, штрих-кода или специальной символики. В остальном предприниматель вправе самостоятельно выбрать наиболее удобный для себя вариант для идентификации:
- указывать названия Общероссийского классификатора продукции по видам деятельности (ОКПД 2);
- дополнять текстовое название артикулом;
- указывать подробно наименование и отличительные признаки (сорт, марку, объем, массу).
В ФНС озвучили планы по созданию единого номенклатурного перечня, в котором каждому товару будет присвоен индивидуальный номенклатурный номер. Но сроки публикации документа пока неизвестны.
Казалось бы, наиболее простой вариант – использовать название производителя. Но здесь нужно учитывать ограничение в 128 символов (с учетом пробелов, цифр, знаков препинания), обусловленное особенностями чека ККТ. Сократить его можно с учетом следующих правил:
- оставлять минимум две буквы, кроме общепринятых случаев (к примеру «литр – л») и не заканчивать сокращенное слово гласной буквой (например, рафинированный – рафинир./рафин., но не «рафиниро»).
- не вводить в заблуждение покупателя (например, при совпадении с другими известными сокращениями).
Этапы перехода на онлайн – кассы
Как известно, переход на применение новых кассовых аппаратов происходит в несколько этапов. Рассмотрим их в таблице.
Дата начала этапа | Условия использования новых аппаратов |
До 01.02.2017 года | До этого момента новые кассовые аппараты можно было не использовать |
С 01.02.2017 года | Нельзя зарегистрировать кассовые аппараты старого образца |
С 01.07.2017 года | С этого момента онлайн – кассы применяют все, кто:
— раньше использовал кассы в своей работе — продает крепкий алкоголь — совершает онлайн продажи и оплата производится наличкой либо банковскими картами — продает товары и находится на ОСНО или УСН |
С 01.07.2024 года | Переход осуществляют субъекты предпринимательства, которые:
— находятся на ЕНВД или патенте и осуществляют розничные продажи или оказывают услуги в сфере общепита — торговля происходит с использованием торговых автоматов и есть наемные работники — осуществляют продажи в интернете и принимают оплату электронными деньгами или по банковским квитанциям |
С 01.07.2024 года | Использовать онлайн – кассы должны все остальные представители бизнеса за исключением тех, кто получил отсрочку до 2024 года или не должен использовать кассовые аппараты вообще |
С 01.07.2024 года | Предприниматели, у которых нет трудоустроенных работников. Предприниматель должен оказывать услуги (производить работы) или производить товары собственноручно |
Список предприятий, обязанных использовать кассовые аппараты
Согласно законодательству, с 1 июля 2024 года обязанность использовать кассовые аппараты возлагается на следующие категории предприятий:
Розничные торговые предприятия:
- Магазины продовольственных товаров, включая супермаркеты и гипермаркеты
- Магазины непродовольственных товаров
- Аптеки
- Магазины одежды и обуви
- Магазины бытовой и компьютерной техники
Общепит:
- Рестораны, кафе, бары
- Фаст-фуды
- Кондитерские и пекарни
- Кафе-мороженое
Услуги:
- Парикмахерские и салоны красоты
- Медицинские и стоматологические клиники
- Туристические агентства
- Учебные центры и школы
- Автомойки
Это лишь некоторые примеры предприятий. В общем случае, все предприятия, осуществляющие наличные расчеты с покупателями на сумму более указанной в законе, должны использовать кассовые аппараты.
Учтите, что перечень обязанных предприятий может быть изменен в зависимости от законодательной практики и нормативных актов.
В чем суть требований
В 2016 году ФНС внесла поправки в Закон № 54-ФЗ. Бизнесменов обязали использовать контрольно-кассовую технику с фискальным накопителем и передавать данные с кассы в налоговую онлайн. Именно поэтому ККТ еще называют онлайн-кассами.
Постепенно в магазинах, в общепите и в салонах услуг стали появляться новые кассы, например, модели, которые похожи на планшет с сенсорным экраном. Требования к кассам и ФН перечислены в статье 4 и 4.1 Закона № 54-ФЗ. А налоговая ведет реестры касс и «фискальников», которые соответствуют всем условиям.
Сами по себе кассы не умеют отправлять данные в налоговую, в этом им помогает посредник — оператор фискальных данных или ОФД. Это организация с разрешением от ФНС на обработку фискальных данных. Как это работает:
- Касса формирует чеки и другие документы, затем передает их ОФД через интернет.
- Оператор обрабатывает, сохраняет и отправляет полученные данные в налоговую.
- ОФД формирует подтверждение оператора для каждого документа и отправляет его обратно на кассу.
Если касса установлена в местности, отдаленной от сетей связи, или на территории засекреченных военных объектов, к ОФД можно не подключаться. Об этом сказано в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Когда срок действия ФН истекает, владелец сам относит его в налоговую, чтобы передать инспекторам данные о расчетах.
Бизнес переходил на кассы поэтапно: с 2017 по 2021 годы. По завершению реформы правительство отметило, что изменения помогли сократить «серую» торговлю, увеличить прозрачность расчетов и автоматизировать продажи.
Применение кассовых аппаратов 2024
Статья 2. Особенности применения контрольно-кассовой техники
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2
1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.
Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:
продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
продажа ценных бумаг;
абзац утратил силу с 1 июля 2019 года. — Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
ремонт и окраска обуви;
изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
вспашка огородов и распиловка дров;
услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
(в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
розничная продажа бахил.
(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)
2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12 — 17, 19 — 27, 29 — 31, 34 — 36, 39, 41 — 44, 49 — 52, 54, 55, 57 — 62, 64, 66 — 80 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты в рамках указанных в настоящем пункте видов деятельности без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ)
3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.
4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.