Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожный налог в 2024 году в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.
Налоговые ставки на легковые авто с объемом двигателя более 3000 куб.см, произведенных или ввезенных в Казахстан после 31 декабря 2013 года
Объем двигателя, куб.см |
Налоговая ставка в МРП |
От 3 000 до 3 200 включительно |
35 |
От 3 200 до 3 500 включительно |
46 |
От 3 500 до 4 000 включительно |
66 |
От 4 000 до 5 000 включительно |
130 |
От 5 500 |
200 |
Что будет, если не заплатить налог вовремя?
Оплатить свою налоговую задолженность граждане могут с помощью приложения своего банка. Если не сделать это вовремя, то могут быть проблемы.
Срок для уплаты транспортного налога за прошлый год истек 1 апреля 2023 года. Это значит, что скоро лица, которые не уплатили налог, получат уведомления о задолженности. Через 30 рабочих дней после отправки уведомления готовится приказ о взыскании задолженности. Если гражданин игнорирует и приказ, то через несколько дней он отправляется судебным исполнителям.
Если долг попадает к исполнителям, то к сумме долга начинает добавляться размер штрафа. Также на сумму долга начисляется пени. Иными словами, каждый день промедления с оплатой будет способствовать росту задолженности. Платить рано или поздно все равно придется, но только в более крупном размере, чем, если бы гражданин заплатил вовремя без напоминаний.
Кстати, возможности у судебных исполнителей довольно обширные. Они могут наложить арест на банковский счет гражданина или закрыть ему выезд за границу.
Казахстанцы должны стать автомобильной нацией
Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.
«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.
При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.
Большой блок изменений и дополнений в Налоговом кодексе коснулся цифрового майнинга. Правительство ввело следующие нормы:
- предоставление в Минфин сведений о распределении цифровых активов (криптовалюты) и операциях на биржах цифровых активов;
- порядком определения дохода будет заниматься уполномоченный орган без согласования с МФЦА;
- при продаже цифрового актива подороже его включат в имущественный доход физического лица;
- без лицензии на цифровой майнинг оплата для майнеров будет по повышенной ставке за один кВТ/ч потреблённой электроэнергии;
- нельзя будет использовать специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса по цифровому майнингу I подвида.
Сводная таблица налога на транспорт РК
Объект налогообложения | Налоговая ставка (МРП) |
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см): | |
до 1 100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов): | |
до 1 тонны включительно | 3 |
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно | 5 |
свыше 1,5 до 5 тонн включительно | 7 |
свыше 5 тонн | 9 |
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования | 3 |
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест: | |
до 12 посадочных мест включительно | 9 |
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно | 14 |
свыше 25 посадочных мест | 20 |
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя: | |
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно | 1 |
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) | 10 |
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах): | |
до 160 включительно | 6 |
свыше 160 до 500 включительно | 18 |
свыше 500 до 1 000 включительно | 32 |
свыше 1 000 | 55 |
Летательные аппараты | 4% от МРП с каждого киловатта мощности |
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый: для вождения поездов любых категорий по магистральным путям; для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути |
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта | 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Налоговые ставки для легковых авто с объемом более 3 000 куб. см, появившихся в РК после 31.12.2013
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
3 000 – 3 200 |
35 |
3 200 – 3 500 |
46 |
3 500 – 4 000 |
66 |
4 000 – 5 000 |
130 |
Свыше 5 000 |
200 |
Налоги на транспорт РК 2024:
В 2024 году в Республике Казахстан вступили в силу изменения в системе налогообложения транспортных средств. Эти изменения представляют собой нововведения, ориентированные на более справедливое распределение налоговой нагрузки на владельцев транспорта.
Главной новостью стало увеличение ставки налога на автомобили с большим объемом двигателя. Теперь владельцы автомобилей с двигателем объемом от 3,5 литра должны будут платить налог в два раза больше, чем ранее. Это решение принято в целях стимулирования использования экологически чистых автомобилей и сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу.
Кроме того, введена новая ставка налога на электромобили. Владельцы электромобилей будут платить налог, рассчитанный исходя из стоимости автомобиля. Чем дороже автомобиль, тем выше будет ставка налога. Это меры были введены для компенсации потерь бюджета от отсутствия доходов от топливных налогов, которые традиционно взимались с владельцев автомобилей на традиционных типах топлива.
Кроме того, внесены изменения в расчет налога на транспорт с пробегом. Теперь такой налог будет рассчитываться исходя из пробега автомобиля, а не только на основе его продажной стоимости. Это позволит более справедливо определить налоговый бремя для владельцев автомобилей с большим пробегом, а также стимулировать покупку автомобилей с меньшими пробегами.
Особенности для граждан и предприятий
Для граждан:
Новые изменения в налоговом законодательстве РК 2024 года затрагивают и граждан, владеющих транспортными средствами. Владельцы автомобилей, мотоциклов и других видов транспорта будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет зависеть от типа и мощности транспортного средства, а также от его стоимости.
Налог будут начислять на основе данных о владении и использовании транспорта, предоставленных информационными системами государственного органа по транспорту и дорожному хозяйству. Владельцам транспортных средств предоставляется возможность самостоятельно внести данные и произвести расчет налога через электронный портал.
Кроме того, для граждан предусмотрены некоторые льготы. Например, семьям, имеющим трех и более детей, будет предоставлена возможность получения скидки на налог или освобождение от его оплаты. Также предусмотрено увеличение льготных категорий, включающих инвалидов, ветеранов и другие социально значимые группы населения.
Для предприятий:
Предприятия, владеющие транспортными средствами, также будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет рассчитываться на основе мощности и типа транспортного средства, а также его стоимости. Компаниям будет предоставлена возможность внесения данных и расчета налога через электронный портал.
Для некоторых отраслей бизнеса предусмотрены особые условия оплаты налога на транспорт. Например, для транспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки, предусмотрено льготное начисление налога на основе перевезенного груза и пробега транспортных средств.
Будет также обновлена система штрафов и санкций за невыплату налога на транспорт. Предусмотрены штрафы в зависимости от пропущенных сроков уплаты и размера задолженности. Кроме того, для предприятий-нарушителей могут применяться иные санкции, вплоть до аннулирования регистрации транспортных средств.
Советы экспертов по минимизации налоговых платежей
В контексте изменений и нововведений в налоговой системе на транспорт в Республике Казахстан с 2024 года, эксперты рекомендуют рассмотреть следующие советы по минимизации налоговых платежей:
Совет | Объяснение |
---|---|
1. Правильно классифицируйте автотранспортные средства | Определите, какие из ваших транспортных средств относятся к коммерческим, а какие – к личным. Это может существенно снизить налоговые ставки. |
2. Воспользуйтесь налоговыми льготами | Изучите возможность получения налоговых льгот, предоставляемых государством. Некоторые категории транспортных средств и субъектов предпринимательства могут быть освобождены от уплаты налогов или получить существенные скидки. |
3. Планируйте затраты на ремонт и обслуживание | Транспортные затраты на ремонт и обслуживание автотранспорта могут быть учтены как расходы и снизить налогооблагаемую базу. |
4. Используйте энергоэффективные транспортные средства | Приобретение и использование энергоэффективных транспортных средств может помочь вам получить налоговые льготы и снизить налоговые ставки. |
5. Участвуйте в программе обновления автопарка | Проверьте возможность участия в программе обновления автопарка, предоставляемой правительством. Это может предоставить вам финансовые преимущества и снизить налоговые бремена. |
Эти советы помогут вам разработать оптимальную стратегию для минимизации налоговых платежей на транспорт в Республике Казахстан, а также использовать возможности налоговых льгот и скидок, которые предоставляются государством.
Какой вид транспорта подлежит обложению налогом в Казахстане в 2024 году?
В рамках налоговой системы Казахстана, существует налог на транспортный средств действующий для всех видов транспорта, зарегистрированных на территории страны. В 2024 году подлежат обложению налогом следующие виды транспорта:
- Автомобили: Независимо от типа и массы, автомобили, зарегистрированные в Казахстане подлежат обязательному платежу, соответствующему размеру налога на транспорт. Налог на автомобиль рассчитывается на основе его технических характеристик, включая мощность двигателя и объем цилиндров. Сумма налога варьируется в зависимости от классификации автомобиля.
- Мотоциклы и мото транспорт: Владельцы мотоциклов и других мототранспортных средств также обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога зависит от мощности двигателя и объема цилиндров.
- Грузовые автомобили: Владельцы грузовых автомобилей также обязаны платить налог на свои транспортные средства. Сумма налога зависит от грузоподъемности и классификации грузовика.
Как правильно заполнить декларацию по налогу на транспорт в Казахстане в 2024 году?
Для того чтобы правильно заполнить декларацию по налогу на транспорт в Казахстане в 2024 году, следует выполнить несколько шагов:
- Соберите все необходимые документы:
- Паспорт владельца автомобиля или доверенность на заполнение декларации;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства;
- Справка о стоимости автомобиля;
- Другие документы, если необходимо.
- Определите категорию вашего транспортного средства (легковой автомобиль, мотоцикл, грузовой автомобиль и т.д.);
- Узнайте базовую ставку налога согласно категории транспортного средства;
- Рассчитайте размер налога, учитывая возможные льготы или дополнительные платежи.
Сроки и штрафы за неуплату налога на транспорт
В Казахстане установлены определенные сроки для оплаты налога на транспорт. Согласно законодательству, необходимо оплатить этот налог ежегодно до 1 апреля. При оплате после указанного срока взимается штраф.
Штраф за неуплату налога на транспорт зависит от количества дней, на которые задерживается платеж. Если платеж не был осуществлен вовремя, но позднее был оплачен в течение 30 дней после истечения срока, штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога.
Если оплата произведена с задержкой более 30 дней, но в течение 90 дней после истечения срока, штраф увеличивается до 30 процентов от суммы неуплаченного налога.
В случае неуплаты налога на транспорт более чем на 90 дней после истечения срока, величина штрафа составит 50 процентов от суммы неуплаченного налога и может быть дополнительно увеличена, если имеются повторные нарушения.
Поэтому очень важно своевременно оплачивать налог на транспорт, чтобы избежать неприятных последствий. Уплата налога поможет избежать наложения штрафных санкций и сохранить хорошую репутацию перед налоговыми органами.
Изменения в расчете налога для транспортных средств
С 2023 года в Казахстане изменятся правила расчета транспортного налога. Вместо старой формулы, основанной на мощности двигателя и возрасте автомобиля, будет использоваться новый способ расчета на основе экологического класса транспортного средства.
Для легковых автомобилей и грузовиков на сжатом природном газе (CNG) налоговая ставка будет ниже, чем для транспортных средств, работающих на бензине или дизельном топливе. Кроме того, автомобили с более экологически чистыми двигателями будут получать большие скидки на транспортный налог.
Для гибридных и электрических машин будет предоставляться значительная льгота на транспортный налог. Конкретные размеры скидок пока не определены, но они могут достигать до 50% от стандартной ставки налога.
В целом, новый способ расчета транспортного налога поощряет владельцев экологически чистых автомобилей, что частично способствует улучшению экологической ситуации в стране. Однако, для владельцев более старых и менее экологически чистых автомобилей налоговая ставка может увеличиться.
В чём проблема с нынешним транспортным налогом
Несложно заметить, что для машин с объёмом двигателя свыше 4 литров ставки вырастают многократно: с 15 МРП за категорию от 3000 до 4000 кубиков до 117 МРП за всё, что выше 4000. Раньше такой подход можно было логично объяснить: получался эдакий налог на роскошь, ведь многолитровые двигатели зачастую ставили под капот дорогих автомобилей.
Сегодня же когда-то дорогие и статусные Lexus LX 470 с мотором 4.7, к примеру, продают по цене от 5 до 17 млн тенге. Средняя стоимость таких машин самого массового 2006 года выпуска составляет 11.4 млн тенге, это чуть больше пустого Hyundai Tucson с мотором 2 литра из автосалона.
За 2020 год владелец Lexus LX с мотором 4.7 или даже TLC 100 должен был заплатить 314 808 тенге, а за 2021-й — уже 345 930 тенге, тогда как обладатель новенького гелена, Mercedes-AMG G63, стоимость которого заметно превышает 100 млн тенге, отдаст казне 195 826 тенге (за 2021 год), ведь под капотом у него стоит турбомотор V8 объёмом 3982 кубических сантиметра. В мировом моторостроении идёт тренд на даунсайзинг — сокращение объёма цилиндров с внедрением турбонагнетателей. Даже новейший Land Cruiser 300 комплектуется V6 с объёмом 3.5 литра в самом богатом оснащении за 52 млн тенге.
У текущей системы налогообложения есть ещё один серьёзный изъян: деньги в казну просто-напросто не платят. Буквально в апреле 2021 года налоговики жаловались, что только в Алматы набралось порядка 116 тысяч должников по транспортному налогу за 2020 год. Сумма задолженности превысила 7.6 млрд тенге.
Последствия и перспективы
Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.
Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.
Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.
Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.