Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими нормативно правовыми актами устанавливается. Правовой акт основные нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, процедура по составлению ЛПА также должна быть подвергнута тщательному разбору, в том числе и путем оформления отдельного документа, рассказывающего ответственным сотрудникам о том, как и что им нужно сделать. Причем в создании как такого, основного инструкционного базиса, так и всех последующих бумаг, могут принимать участие не только топ-менеджеры, но и руководители отделов, старшие мастера, специалисты в области бухгалтерии, кадровики и экономисты. После того как шаблон включил в себя абсолютно все прописные детали, его следует согласовать со всеми вовлеченными отделениями предприятия. Итоговый контроль — проверка со стороны органа, представляющего интересы самих сотрудников. Правоприменительные полномочия такой структуры приводятся в ст. 327 ТК РФ.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Статья 15. Структура постановлений и распоряжений
Статья 15. Структура постановлений и распоряжений
1. Текст проекта постановления (распоряжения) содержит, как правило, констатирующую и постановляющую (распорядительную) части и может иметь приложения.
2. В констатирующей части постановления (распоряжения) дается краткий, но исчерпывающий анализ положения дел по рассматриваемому вопросу, оценка сложившегося положения, основания, цели и задачи предписываемых действий, факты и события, цифровые данные (по основным показателям), послужившие причиной издания постановления или распоряжения.
Если проект постановления, распоряжения подготавливается в дополнение или изменение ранее изданного, то в констатирующей части указываются дата, номер, заголовок, дополняемого или изменяемого постановления, распоряжения.
Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то констатирующая часть может отсутствовать.
3. Постановляющая (распорядительная) часть постановления (распоряжения) должна четко определять исполнителей, сроки исполнения и представления информации, должностных лиц или органы, на которые возложен контроль.
Постановляющая (распорядительная) часть документа излагается в повелительной форме, состоит из пунктов и подпунктов. Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к разным исполнителям, подпункт определяет отдельные конкретные действия.
Каждый пункт должен начинаться указанием исполнителя или конкретного действия, выраженного глаголом в повелительной форме, а также иметь конкретный срок выполнения этого действия.
В качестве исполнителей указываются структурные подразделения администрации города или юридические лица с фамилиями и инициалами руководителей. Должностное лицо указывается в качестве исполнителя лишь в случаях, если ему предписано выполнение этого действия.
4. Постановление (распоряжение) может иметь приложения, которые оформляются в виде текста (положение, порядок и т.д.), а также планов мероприятий, перечней, списков, таблиц и т.д.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.
К ключевым из них относятся:
- Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
- Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
- Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.
Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.
Характеристика ненормативных актов
Правовой акт ненормативного вида является формализованной и строгой документацией. Формируется по заданному образцу с целью однократного использования. Перестает действовать после заявленных в акте действий.
Стандартный ненормативный акт характеризуется признаками правового документа, в котором нет общих нормы права. Он представляется односторонним властным решением органа исполнительной власти, предназначенным для внедрения правотворческих норм в связи с определенными обстоятельствами.
Ненормативные акты специализируются на создании, трансформации или отмене разного рода правовых отношений, обязанностей, прав и норм, касающиеся рядя задействованных лиц в дело, регулируемое нормами права.
Наиглавнейшим ключевым признаком разницы ненормативного акта от нормативного является требование к исполнению лицами, которые в нем указаны. Тем временем, акты, указанные вторыми, содержат в себе строгие требования и нормы гражданского поведения, которые распространяются на большой круг участников. Они предполагают долгосрочное и многократное использование.
Акты ненормативных видов обладают индивидуальными свойствами, поскольку нацелены на определенное лицо либо группу лиц, объеденных определенным образом.
Неотъемлемыми признаками ненормативной правовой документации являются:
- Направленность на урегулирования нормативно-правовых отношений.
- Требование обязательного исполнения указания, которое является основоположным квалифицированным свойством данного вида актов.
- Ненормативные документы подготавливаются государственными органами инициативным способом, поэтому являются односторонней документацией
- Ненормативный акт может обладать формой, предполагаемой другим нормативным актом, более юридически увесистым, но в то же время может быть и вовсе не определена. Поэтому форма не является обязательным признаком данного вида документации.
Документы ненормативных видов могут обладать формой указа, предписания, решения.
Ненормативный акт подлежит опровержению как со стороны адресата, так и со стороны гражданина или группы граждан, чьи права были нарушены посредством этого акта.
В процессе действия ненормативных актов они могут быть опровергнуты в арбитражном суде. Но только если имеет место нарушение законных прав граждан или же нарушение правил субординации, то есть подчинения и власти.
Локальные акты и их виды
Исходя из ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт (далее – ЛНА) можно определить как внутренний документ организации, принимаемый работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, при принятии ЛНА необходимо учитывать мнение представительного органа работников. При этом согласование должно осуществляться только в порядке ст. 372 ТК РФ. Иначе ЛНА не подлежат применению. Кроме того, положения ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
ЛНА обязательны для применения как работниками, так и работодателями. За несоблюдение положений ЛНА работниками они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение же работодателем положений ЛНА чревато для него привлечением к административной ответственности и судебными разбирательствами.
К ЛНА относятся положения, порядки, инструкции и т. п. При этом по некоторым признакам ЛНА можно разделить на различные виды, которые представим в виде схемы.
Подзаконные нормативные акты — понятие, признаки
Определение
Виды нормативных актов делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает верховенством и к нему относятся: Конституция РФ, конституционные законы федерального уровня и федеральные законы.
Определение
Подзаконный акт – это правовой документ органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.
Определение
Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами и устанавливающие норму права юридические акты, основанные на законе и не противоречащие ему.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Все нормативные документы взаимодействуют как одно целое и характеризуются согласованностью, иерархичностью, специализацией по отраслям и институтам. Они играют немаловажную роль в жизни государства.
Существует определенная классификация нормативно-правовых актов. Выделяют:
1. В зависимости от органов, которыми был принят:
- общие: действительны на территории всего государства;
- ведомственные: имеют власть внутри ведомств;
- местные: действуют в отдельной области;
- индивидуальные: выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм.
2. По издающим органам:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций;
- приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
- акты субъектов РФ;
- решения представителей местного самоуправления.
3. В зависимости от юридической силы:
- подзаконные акты федерального уровня;
- регионального уровня;
- местного уровня.
4. По предмету правового регулирования:
- регулирующие отношения в государственно-правовой сфере;
- регулирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
- регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере.
5. В зависимости от времени действия:
- постоянные, которые не ограничиваются во времени и действуют до отмены;
- временные (срочные), которые ограничены конкретными сроками, например, календарной датой или конкретным обстоятельством.
К признакам подзаконных нормативных актов можно отнести следующие:
- Принимаются на основе закона и представляют собой разновидность форм российского права.
- Принимаются во исполнение закона конкретным органом государственной власти.
- Не могут противоречить закону.
- Имеют юридическую силу, но меньшую в сравнении с законом.
- Имеют конкретную документальную форму.
- Отличаются большим количеством.
- Издаются в виде постановлений, указов, правил, распоряжений.
Иногда бывает, что определенные подзаконные акты теряют свою силу. Это может происходить по нескольким причинам:
- его заменяют другим по тому же вопросу;
- истекает период действия согласно срокам установленным в самом нормативном акте;
- прямая официальная отмена;
- исчезновение регулируемых обстоятельств.
Правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу. Первый случай связан с моментом вступления в юридическую силу или ее утраты. Под пространством подразумевается действие документа на определенной территории. К таковым относятся недра земли, воды, воздушное пространство и т.д. входящие в состав государства РФ. Действие по кругу означает распространение нормативных актов на всех адресатов.
Это внутренние документы, которые описывают и подтверждают факты и события. Наиболее часто используемыми справками на предприятии являются справки о заработной плате и подтверждающие факт работы сотрудника на данном предприятии. По его требованию организация обязана выдать ему подобную справку.
Зачастую на предприятии используются формализованные бланки справок для ускорения процесса их подготовки и последующей выдачи.
Справка должна содержать данные о сотруднике, которому она предоставляется, его должности и окладе. В обязательном порядке должна иметь дату составления, подписи руководителей, печати предприятия.
Отдельным видом справок являются справки по производственной тематике, которые могут быть предоставлены по запросу руководства. Таковые составляются в двух экземплярах: один предоставляется адресату, второй прикладывается к делу.
Учет внутренних документов организации должен быть строгим.
Как принимаются ЛНА в образовательной организации?
Процедуру разработки, принятия и утверждения локальных нормативных актов определяет сама образовательная организация. Эта процедура, как правило, закрепляется в уставе учреждения.
Важно, чтобы язык документов был понятен людям с различным уровнем образования, так как локальные нормативные акты образовательной организации интересны не только работникам этого учреждения, но и родителям или самим обучающимся. В идеале текст документов нужно писать так, будто вы пишите для шестнадцатилетнего подростка: просто и с минимумом специальных терминов.
Порядок разработки локальных нормативных актов:
- Определение вопросов, по которым необходимо принятие ЛНА. Проекты документов разрабатываются по решению администрации, педагогического совета, общего собрания сотрудников учреждения и родительского комитета.
Внести на рассмотрение вопрос о разработки и принятии локально-нормативного акта вправе любой сотрудник учреждения.
- Определение этапов и сроков разработки документа. Как правило, они устанавливаются ещё на этапе обсуждения.
- Создание рабочей группы по разработке ЛНА. Администрация поручает эту работу какому-то подразделению, третьему лицу или разрабатывает проект самостоятельно.
Важно грамотно распределить задачи между сотрудниками: кто составит документ, кто его проверит на соответствие законодательству, а кто его правильно оформит. Рабочая группа по разработке ЛНА может включать в себя не только представителей администрации и педагогических работников, но и членов общественного совета, родителей обучающихся и самих обучающихся (например, представителей ученического совета).
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
«Первое сентября»
Инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом.
Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным РФ «Об образовании» самоопределением в форме образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации.
На межрегиональных семинарах-совещаниях, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в 1999-2001 гг., уже было отмечено, что в соответствии со Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это — компетенция образовательного учреждения. За органами образования — рекомендации и контроль.
Минобразование России, проанализировав итоги проведенных проверок, отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы:
4. Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.
Если две первые из перечисленных проблем носят организационный характер, то две последние указывают на то, что на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля.
Относительно несложно специалистам органов управления образованием проверить решение первых, организационных, проблем. Примерный перечень локальных актов уже обсуждался на совещании по вопросам инспектирования в г. Пскове, опубликован в сборнике информационных материалов по итогам этого совещания и в методических рекомендациях «Локальные акты образовательного учреждения» Госинспекции при Минобразовании России. Поэтому при проверке уставов, которые являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений, необходимо выделить перечень локальных актов для данного учреждения и сравнить его полноту с тем перечнем, что дается в приложении к уставу.
«Устав образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании» показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: «структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности». Поэтому необходимо определить:
Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения ( Закона РФ «Об образовании»).
Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.
Раздел «Функции (обязанности)» содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.
Раздел «Организация управления» содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например при наличии групп, комиссий и т.д.), определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).
Раздел «Взаимосвязи с другими подразделениями» разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями) — всевозможными общественными советами и комиссиями, профсоюзом и т.д.
Раздел «Ответственность» предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. Но, как правило, в этом разделе делается такая запись: «орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций».
Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.
Должностные инструкции, как правило, разрабатывает руководитель органа управления с помощью самих работников, для которых они издаются. При этом учитывается весь объем свойственных данному органу управления работ. В спорных случаях проводятся т.н. фотографии рабочего дня. Должностные инструкции рекомендуется пересматривать и обновлять, по мере необходимости, в связи с изменением функции органов управления.
Перечень самых главных нормативно-правовых актов (НПА) в России может быть очень обширным, так как включает в себя конституционные законы, федеральные законы, указы, постановления, распоряжения и другие акты различных уровней власти. Вот 20 ключевых НПА, которые имеют важное значение для правовой системы Российской Федерации:
Название НПА | Описание |
---|---|
Конституция Российской Федерации | Основной закон страны, определяющий принципы государственного устройства и права граждан. |
Гражданский кодекс РФ | Основной нормативный акт, регулирующий гражданское право и отношения. |
Уголовный кодекс РФ | Закон, определяющий составы преступлений и наказания за их совершение. |
Налоговый кодекс РФ | Закон, устанавливающий порядок налогообложения и сборов. |
Градостроительный кодекс РФ | Закон, регулирующий отношения в области градостроительства и земельного законодательства. |
Трудовой кодекс РФ | Закон, устанавливающий права и обязанности работников и работодателей. |
Земельный кодекс РФ | Нормативный акт, регулирующий отношения в области земельных прав и землепользования. |
Водный кодекс РФ | Закон, определяющий порядок использования и охраны водных объектов. |
Лесной кодекс РФ | Закон, регулирующий отношения в сфере лесного хозяйства и охраны лесов. |
Гражданский процессуальный кодекс РФ | Нормативный акт, устанавливающий порядок рассмотрения гражданских дел в судах. |
Уголовно-процессуальный кодекс РФ | Закон, определяющий порядок уголовного судопроизводства. |
Арбитражный процессуальный кодекс РФ | Нормативный акт, регулирующий порядок рассмотрения дел в арбитражных судах. |
Таможенный кодекс РФ | Закон, определяющий правила и процедуры в таможенной деятельности. |
Воздушный кодекс РФ | Нормативный акт, регулирующий воздушное пространство и авиационную деятельность. |
Морской кодекс РФ | Закон, устанавливающий правила и нормы в сфере морской торговли и судоходства. |
Федеральный закон “О защите прав потребителей” | Закон, устанавливающий права и обязанности потребителей и предпринимателей. |
Федеральный закон “Об образовании” | Нормативный акт, регулирующий систему образования в России. |
Федеральный закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” | Закон, определяющий права и обязанности в области медицинского страхования. |
Федеральный закон “О массовых коммуникациях” | Нормативный акт, регулирующий сферу средств массовой информации в России. |
Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.
Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.
Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.
Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.
Виды нормативных правовых актов
1. Конституция – основной источник права в государстве, определяющий структуру и функции органов власти, основные права и свободы граждан, принципы организации и функционирования государства.
2. Федеральные законы – принимаются высшими законодательными органами государства и регулируют основные общественные отношения, права и обязанности граждан, порядок управления и функционирования органов власти и местного самоуправления.
3. Подзаконные нормативные акты – принимаются в рамках полномочий, предоставленных законом, государственными органами и организациями. К ним относятся постановления, распоряжения, инструкции, нормативы и другие акты, которые конкретизируют положения федеральных законов и устанавливают порядок их исполнения.
Постановления Правительства Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации — это один из видов нормативных правовых актов, вынесенных органами государственной власти России. Они являются актами исполнительной власти и содержат предписания, которые имеют силу закона в рамках их действия.
Отличие постановлений Правительства РФ от других нормативных актов заключается в том, что они имеют широкие правомочия для регулирования различных сфер жизни, включая экономику, социальные вопросы, государственное управление и другие.
Как и другие нормативные акты, постановления Правительства РФ имеют следующую структуру: заголовок, преамбулу, текст, разделы и заключительную часть. В тексте акта описывается суть предписаний, а также их порядок и сроки ввода в действие.
Акт, который был принят Правительством РФ, вступает в силу с момента его подписания Председателем Правительства. Он действует до тех пор, пока не будет отменен другим актом или измененей.
Что касается области применения постановлений Правительства РФ, они распространяются на всю территорию России и имеют обязательную силу для всех региональных и местных органов власти, а также для всех граждан России.
Решения местных Советов депутатов
Решения местных Советов депутатов — это нормативно-правовой акт, который принимается на уровне муниципального образования. Он содержит предписания и указания, которые регулируют деятельность на территории данного муниципального образования.
Отличие решения местного Совета депутатов от других видов нормативно-правовых актов заключается в том, что оно действует только в пределах данного муниципального образования и принимается на основе конкретных задач и проблем, которые стоят перед муниципалитетом.
- Решение местного Совета депутатов имеет следующие основные элементы:
- Название муниципального образования, на территории которого действует данное решение;
- Цель и задачи, которые стоят перед муниципальным Советом депутатов;
- Указание на законы и другие нормативно-правовые акты, на которые опирается решение;
- Описание мер и действий, которые должны быть реализованы на территории муниципального образования.
Решения местных Советов депутатов могут касаться самых различных вопросов — от планирования городской застройки до организации культурно-массовых мероприятий. Они являются важным инструментом регулирования жизни на муниципальном уровне и вносят большой вклад в развитие региона в целом.
Информационные Нормативно-правовые акты и их роль
Информационные нормативно-правовые акты (ИНПА) – это один из видов нормативно-правовых актов, сущность которых заключается в предоставлении информации по определенным вопросам с целью регулирования общественных отношений. Они являются основой для принятия решений организациями и гражданами и содержат правила, предписания и рекомендации обязательного для выполнения.
Отличие информационных нормативно-правовых актов от других видов нормативно-правовых актов заключается в их информационной направленности. Такие акты не устанавливают новых правил или обязательств, а предоставляют информацию об уже действующих нормах и предписаниях. Они часто используются для обеспечения доступа к правовой информации, пояснения и разъяснений нормативных актов.