Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание безнадежной дебиторской задолженности в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся организации от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.
Определение дебиторской задолженности
На практике возникают ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно взыскать, и в этом случае применяется процедура ее списания.
В соответствии с п. 120 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), по правилам бухгалтерского учета списать с баланса бюджетного учреждения можно только нереальную к взысканию дебиторскую задолженность неплатежеспособных дебиторов.
Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из следующих условий:
- истек срок исковой давности (ст. ст. 196, 197 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ));
- обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
- обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
- обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ).
Необходимо отметить, что согласно Письму Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, если есть несколько оснований признать долг безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований.
Документы для списания дебиторской задолженности в налоговом и бухгалтерском учете
В отличие от бухгалтерского учета в котором предприятие может только сформировать резерв сомнительных долгов, а потом использовать его для погашения безнадежной задолженности, в налоговом учете есть более простой способ. Списание безнадежной дебиторской задолженности сразу на убытки.
Но есть и исключения, когда например, предприятие-должник исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой службы из-за отсутствия движения на банковских счетах и непредставления отчетов. В этой ситуации списать долг в налоговом учете нельзя. В Минфине утверждают, что в данных обстоятельствах оснований списывать дебиторскую задолженность нет. Придется ждать 3 года для истечения исковой давности.
Итак, для погашения безнадежной дебиторской задолженности предприятие проводит инвентаризацию. Опытные бухгалтера делают это перед сведением баланса в конце года, но согласно методическим указаниям утв. приказом Минфина от 13.06.95 № 49, сделать это можно и в другой период — по итогам любого из кварталов.
Оформляем следующие документы, согласно приказа Минфина №49 и постановления Госкомстата от 18 августа 1998 года №88:
- Форма № ИНВ-22 (Приказ о проведении инвентаризации).
- Форма № ИНВ-17 (акт расчетов с дебиторами);
- Приложение к форме № ИНВ-17 (информация о покупателях: название организации или ФИО физ. лица, сумма долга денежных средств, дата образования долга и прочее).
Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении
По результатам проведения годовой инвентаризации в казенном учреждении, относящемся к структуре МВД, выявлена дебиторская задолженность, числящаяся на балансе учреждения более года. Вправе ли организация списать такую задолженность с учета на забалансовый счет? Не будут ли являться действия учреждения незаконными и не повлекут ли за собой ответственность для его руководителя? В статье мы ответим на поставленные вопросы, принимая во внимание нормы действующего законодательства РФ.
- невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатность всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества.
Списание дебиторской задолженности в бюджетном учете
По условиям договора был перечислен аванс в размере 30% в сумме 225 000 руб. Поставщик частично поставил медицинское оборудование на сумму 152 220 руб. (в том числе НДС). Организация-поставщик была признана банкротом, и задолженность перед медицинским учреждением не была погашена. В результате процедуры банкротства было вынесено решение суда о невозможности удовлетворения требований медицинского учреждения из-за недостаточности имущества обанкротившегося поставщика.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов, в случае если вышеуказанные убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, приносящей доход.
Списание просроченной кредиторской задолженности в бюджетном учреждении
Есть ли у учреждения основания для списания указанной задолженности с баланса? Если да, то какими проводками отразить в учете списание и какими документами это оформить? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В отношении кредиторской задолженности в сумме не предъявленных кредитором требований в период срока исковой давности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором, комиссия учреждения может принять решение о ее списании с балансового учета.
Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н (ред. от 16.11.2022) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 N 19669) списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством Российской Федерации нереальной к взысканию (невостребованной кредиторами по доходам)
Cписание дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетном учреждении 2021 год
- Если день исполнения обязательств определен – по окончании момента исполнения.
- Если день обязательств не определен или установлен для востребования – с даты выставления кредитором соответствующих требований к должнику.
- Если обязательства носят регрессивный характер – с даты погашения основного долга.
- первичная документация, утверждающая образование суммы долга;
- документация по инвентаризации кредиторов;
- справка с указанием даты и источника формирования задолженности;
- приказ директора предприятия о списании, где указана причина такого решения (истекли три года давности).
Списание дебиторской задолженности в бюджете проводки
Дата публикации 19.11.2019
В учете казенного учреждения числится дебиторская задолженность по налогам и сборам. Учреждение представило в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Однако из ИФНС пришло решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога по причине нарушения трехлетнего срока подачи заявления на возврат (зачет), который установлен п. 7 ст. 78 НК РФ. Как списать суммы переплаты по налогам?
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).
На балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35 – 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).
Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса является тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).
К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:
- признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
- приостановление предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н);
- признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции № 162н).
Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. Эта статья определяет действия администратора доходов бюджета по списанию безнадежной задолженности перед бюджетом. Однако казенные учреждения также могут взять положения ст. 47.2 БК РФ за основу при списании дебиторской задолженности.
Кроме того, обстоятельства, которые указывают на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию задолженности, перечислены в п. 7 федерального стандарта «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.
При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению целесообразно руководствоваться общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393. Разъяснения даны в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171.
Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении проводки
При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Такие правила предусмотрены пунктом 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*
Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.
Основы и принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности
В современных экономических условиях каждая организация в обязательном порядке будет иметь как дебиторскую задолженность (далее — ДЗ), так и кредиторскую (далее — КЗ). При этом руководство компании должно в обязательном порядке следить за масштабами ДЗ и КЗ. Ведь очевидно, что слишком большой объем КЗ может создать угрозу существованию компании. Но в то же время слишком большой объем ДЗ свидетельствует о том, что компания неэффективно выбирает контрагентов (они часто оказываются неплатежеспособными), что также сопряжено с угрозами появления финансовых (кассовых) разрывов для фирмы.
Поэтому корректный учет дебиторской и кредиторской задолженности так же важен, как поиск источников роста для бизнеса. Недостаток внимания со стороны фирмы данному вопросу способен привести компанию, к примеру, к парадоксальной ситуации: компания успешно работает, у нее много заказов, но денежных средств в распоряжении у фирмы не хватает даже на выплату заработной платы. Объясняется парадокс слишком высокой ДЗ: выбранные контрагенты не хотят сразу оплачивать (а то и вовсе отказываются оплачивать) выполненную работу.
Чтобы избежать подобной ситуации, важно следовать несложным принципам управления и учета дебиторской и кредиторской задолженности:
- Учет дебиторской и кредиторской задолженности на соответствующих счетах бухгалтерского учета с нужной степенью детализации.
- Корректная и объективная оценка размеров ДЗ и КЗ организации.
- Отслеживание состояния ДЗ и КЗ, формирование необходимых резервов.
- Проведение своевременного списания дебиторской и кредиторской задолженности.
- Надлежащее документальное сопровождение учета дебиторской и кредиторской задолженности, а также операций по списанию.
Признаки безнадежной задолженности
Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль можно в случае, если безнадежная задолженность возникла по одному из обстоятельств, перечисленных в п.2 ст.266НК РФ:
- Истек срок исковой давности. При определении срока исковой давности необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства (ст. 196 ГК);
- Обязательство прекращено на основании акта государственного органа. То есть когда в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично (ст. 417 ГК РФ);
- Обязательство прекращено невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (ст.416 ГК РФ);
- Ликвидация организации. Речь идет о долгах, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ). При этом долги, нереальные ко взысканию, списываются в составе внереализационных расходов с даты исключения налогоплательщика-должника из ЕГРЮЛ.
- Банкротство гражданина. Согласно п. 6 ст. 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, признанного банкротом, считаются погашенными.
- Возврат судебным приставом взыскателю долга исполнительного документа в случаях когда:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учёте
Налогоплательщики имеют право создавать резервы по сомнительным долгам. Это удобно, чтобы расходы на списание долгов были более сбалансированными и предсказуемыми. Особенно для компаний, у которых много контрагентов и часто возникают просрочки.
Чтобы создать резерв, сначала нужно провести инвентаризацию «дебиторки» по состоянию на последнее число налогового или отчётного периода.
Налоговый период для всех плательщиков налога на прибыль — это год. Отчётный период зависит от того, как налогоплательщик считает авансовые платежи:
- Если ежеквартально, то это три, шесть или девять месяцев.
- Если ежемесячно, то один, два, три месяца и т.п. до окончания года.
Долг можно считать сомнительным, только если одновременно выполняются требования ():
- Задолженность возникла в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
- Долг не погашен в установленный законом срок.
- Задолженность не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.
Если у самой компании тоже есть долги перед этим же контрагентом, то сомнительной считается сумма «дебиторки» за вычетом встречной задолженности.
Пример. ООО «Бета» не заплатило ООО «Альфа» за продукцию 100 тыс. руб. Но ООО «Альфа» тоже должно ООО «Бета» за приобретенное сырьё 30 тыс. руб. Поэтому для ООО «Альфа» сомнительной будет задолженность ООО «Бета» в сумме 70 тыс. руб.
Сумма, которая войдёт в резерв, зависит от того, на сколько просрочен долг на дату инвентаризации:
- До 45 календарных дней — создавать резерв не нужно.
- От 45 до 90 календарных дней включительно — резерв будет в размере 50% от задолженности.
- Свыше 90 календарных дней — в резерв попадет 100% от задолженности.
Пример. У ООО «Альфа» есть три контрагента с просроченной задолженностью. Расчёт суммы резерва будет выглядеть так:
Контрагент | Сумма долга, тыс. руб. | Длительность просрочки, дни | Процент резерва | Сумма резерва, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|
ООО «Гамма» | 350 | 95 | 100% | 350 |
ООО «Дельта» | 200 | 25 | 0% | |
ООО «Сигма» | 400 | 53 | 50% | 200 |
Итого | 950 | х | х | 550 |
Какие есть эффективные способы возврата ДЗ до момента ее списания
Работа с просроченными долгами должна вестись очень кропотливо и активно для того, чтобы не допустить момента ее списания.
В процессе такой работы придерживаются основных принципов:
- поддержание связи с контрагентом;
- рациональные меры воздействия на контрагента.
Среди наиболее популярных методов работы с просрочкой по ДЗ можно выделить:
- начальные меры: переписка, письма с претензиями, звонки, встречи;
- подача в суд жалобы;
- исполнительный лист от ФССП.
Для предотвращения подобных ситуаций на момент заключения договора нужно:
- исследовать тщательно партнера;
- заручиться залогом или каким-то обеспечением от контрагента;
- получить консультацию с юристами;
- осуществить страхование.
Документация по списанию
Чтобы списать ДЗ и КЗ, нужно сделать приказ на инвентаризацию долга и поместить его показатели в форму ИНВ-17.
Далее менеджер выдает приказ о списании долга фирмы по данным акта по проведенной инвентаризаиции, в который обязан включать сумму задолженности, описание ситуации, по которой долг был обреченным, ссылка на число и дату инвентаризации акт.
Налоговые органы в особенности кропотливо инспектируют списанные долги, потому лучше приложить историю его появления и документы, которые подтверждают действительность сделки, в отчетность компании.
В итоге, для списания ДЗ нужны три документа:
- Акт инвентаризации (ИНВ-17).
- Письмо-обоснование. В нем должно указываться название должника, дата появления долга, основания появления долга, какие документы подтверждают появление задолженности, размер задолженности для каждого должника, расчет давности.
- Приказ.
Дебиторская и кредиторская задолженность: порядок списания и восстановления (Л
3) судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе определение суда об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности по платежам в бюджет;
Кроме того, специалисты финансового ведомства обращают внимание на то, что комиссия, принимая решение о списании с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2022 N 393. Согласно положениям указанных нормативных актов к документам, подтверждающим случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся в том числе: