Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать, если водителя обвинили в несуществующей аварии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чем быстрее вы распознаете подставное ДТП, тем меньше проблем у вас возникнет. Обычно аферисты имитируют небольшие ДТП с повреждением одной или двух деталей кузова на своем, как правило дорогом, автомобиле.
Что такое подставное ДТП?
Подставное ДТП – умышленное происшествие на дороге, в котором есть сценарий и провокационные действия исполнителей. Дорожные инсценировки характерны для городов с интенсивным движением.
Есть несколько принципов подбора жертвы и обстоятельств подставного ДТП:
- Поскольку свидетели тут не нужны, пострадавшими становятся водители без пассажиров.
- Их опыт вождения или стиль оставляет желать лучшего: неуверенность за рулем, резкие маневры, разговоры по телефону.
- Объектом подстав становятся машины среднего ценового диапазона.
- Аварии провоцируются в условиях маневрирования задним ходом, при разворотах или перестроении. Обычно это не опасные касательные столкновения, при которых исключены телесные повреждения водителя.
- Степень повреждений ТС при подставе незначительна, поскольку так проще добиться компенсации от зазевавшегося водителя.
Никто не застрахован от попадания в ДТП, организаторами которых являются мошенники.
Следует помнить, что видеорегистратор может послужить отпугивающим средством для многих нечестных на руку людей, поскольку фиксация момента ДТП зачастую служит доказательством невиновности якобы виновного в ДТП водителя.
Так же не следует соглашаться на финансовый расчет на месте аварии.
В случае ДТП следует вызвать представителей ГИБДД или оформить Европротокол в том случае, если повреждения незначительные.
В ситуации, если водителя обвиняют в совершении мошенничества, то стоит обратиться в ГИБДД с целью фиксации ДТП, а также заручиться поддержкой свидетелей, которые могут подтвердить отсутствие злостных намерений и случайность ситуации.
Популярные схемы автоподстав
За подставное ДТП виновников ждут серьезные последствия, но это мало кого останавливает. Мошенники часто используют уже проверенные «рабочие» схемы для обмана граждан или страховых компаний. Самыми распространенными из них являются:
- Инсценировка аварии. Это преднамеренное решение ухудшить состояние автомобиля с целью предъявления его в качестве пострадавшего в ДТП. В такой ситуации важно найти свидетелей, которые подтвердят факт отсутствия дорожного происшествия. Тогда мошенники не получат денег от страховой.
- Двойные выплаты. Часто после аварии стороны договариваются об урегулировании конфликта без привлечения сотрудников ГИБДД. В такой ситуации виновник отдает некую сумму денег на месте и уезжает. После этого пострадавший вызывает ДПС и оформляет протокол: таким образом, взыскивая компенсацию за причиненный ущерб еще раз.
- Оформление полиса на битую машину. Если в аварии получает повреждения незастрахованный транспорт, многие виновники пытаются скрыть этот факт через заключение договора ОСАГО с компанией и взыскание с нее компенсации. Чтобы все прошло гладко, заодно со злоумышленниками должен быть один из сотрудников компании.
- Подставной угон. Мошенничество состоит в том, что заключается договор КАСКО. После этого транспорт разбирается на запчасти или вывозится за границу. При этом собственник обращается в правоохранительные органы, и заявляет о похищении машины, после чего оформляет выплату компенсации.
Как можно избежать автоподставы
ДТП создаются умышленно, с целью заработать денег. Ситуации постановочные и предназначены чаще всего для водителей, нарушающих ПДД и не желающих вызывать сотрудников ГИБДД. Поэтому крайне важно всегда соблюдать установленные регламенты. Тогда, если появилось подозрение в неправомерности действий, можно без страха оповещать правоохранительные органы.
Совет! Еще одним из эффективных способов оградить себя от мошенников является покупка и установка качественного видеорегистратора.
Когда определенные действия на дороге совершаются намеренно, то они обязательно фиксируются этим устройством. Доказать свою правоту позже будет гораздо проще. В случае неадекватного поведения второй стороны лучшим решением является закрыться в машине и дожидаться приезда полиции.
Подставные ДТП для страховой
Безукоризненное соблюдение правил ПДД и внимательность во время движения может значительно снизить риск аварии. Однако из этого правила есть исключения, и одно из самых неприятных — подставные ДТП для страховой. Жертвой преступников может стать любой водитель, именно поэтому важно знать существующие схемы обмана водителей. Наказание за подставное ДТП регламентировано статьей.
Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Статья 159.5 УК РФ
Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.
Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:
- участников ДТП двое;
- пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
- у обоих участников есть полисы ОСАГО;
- стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.
Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:
- Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
- Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
- Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
- Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
- Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
- Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.
После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.
Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.
Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.
Какие могут понадобиться экспертизы?
Если водитель покинул место ДТП или его в этом обвиняют, возможно проведение экспертизы, которая подтвердит или опровергнет этот факт. Если на кузове вашей машины есть повреждения, может возникнуть необходимость доказать, что они возникли не в результате того ДТП, в котором вас обвиняют. В этом поможет трасологическая экспертиза. Эксперты изучат состояние кузова и ЛКП, определят дефекты и их происхождение. Они также могут сравнить толщину краски и грунта на разных деталях, чтобы выяснить, какие детали подвергались возможному ремонту и когда это происходило.
Результаты этой экспертизы смогут подтвердить вашу правоту и свидетельствовать о вашей невиновности в предполагаемом ДТП.
Важно! Если вы стали участником ДТП, строго следуйте правилам поведения в такой ситуации. Ни в коем случае не стоит поддаваться на уговоры, которые нарушают законодательство. Возможно, это действия мошенников. Всегда лучше дождаться ГИБДД и зафиксировать реальную ситуацию.
Каких водителей чаще всего выбирают в качестве жертвы
Цель мошенников – получить максимум денег при минимуме риска. Запугать крепких молодых мужчин достаточно сложно, поэтому они предпочитают женщин, юношей и пенсионеров. Сильные мужчины попадают в подставное ДТП только в случае наличия тонировки стекол, когда преступники не могут разглядеть водителя.
Второй группой лиц, на которую обращают внимание мошенники, являются водители автомобилей, имеющих царапины, вмятины и иные повреждения, которые могли возникнуть при ДТП. Такие машины обычно выискивают на стоянках во дворах. Как правило, под дворник вставляется записка о том, что водитель якобы был участником происшествия, у которого имеются свидетели, но с места происшествия он скрылся. Указывают номер телефона, по которому следует позвонить, «чтобы разобраться». А далее осуществляется психологическое давление с целью выманивания средств. Если вы уверены, что не могли участвовать в происшествии, не заметив его, лучше по указанному телефону не звонить.
Как защитить себя от мошенников
Чтобы не пришлось расплачиваться за последствия подставного ДТП, необходимо знать, какими приемами пользуются аферисты для создания аварий:
- водители автомобиля, который движется позади, настойчиво упрашивают уступить дорогу (при этом автомобиль их пособников движется по правой стороне), а когда человек реагирует на просьбу и начинает перестраиваться, то его транспортное средство внезапно оказывается под ударом;
- автомобиль, двигавшийся впереди, необоснованно резко тормозит либо он, напротив, скатывается назад, врезаясь в идущий следом автомобиль;
- наличие настойчивых просьб от «пострадавшего» водителя о том, чтобы вопрос был разрешен без участия сотрудников правоохранительных органов.
И также следует учитывать, что «случайные» очевидцы ДТП, сотрудники ГИБДД и даже работники страховых компаний могут оказаться соучастниками подставной аварии (особенное подозрения должны вызывать лица, говорящие очевидную ложь). После аварии для обеспечения своей правовой безопасности водителю необходимо выполнить следующие действия.
Как предотвратить наступление уголовной ответственности
Инспектор ГИБДД на месте происшествия примерно определяет для себя, кто что нарушил. Это не значит, что он априори прав, и его версию нельзя будет оспорить. Работа инспектора заключается в том, чтобы составить схему ДТП и вынести постановление о нарушении правил дорожного движения. Если есть погибшие, материалы сразу передают в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Если кто-то пострадал и попал в больницу, ждут заключения медиков.
Важно: эксперт всегда спрашивает, мог ли водитель предотвратить столкновение. Если выясняется, что обвиняемый не нарушал ПДД и не мог действовать иначе, его вины в случившемся нет. Это не уголовное преступление.
Например, едет водитель по плохо освещенной дороге. Снижает скорость по правилам, как положено, а на дорогу прямо перед машиной внезапно выбегает человек. Перебегает в неположенном месте, без пешеходного перехода. То ли в состоянии алкогольного опьянения, то ли просто безответственный. Во время автотехнической экспертизы и беседы с водителем выясняют, на каком расстоянии от машины пешеход оказался на дороге. Мог ли человек за рулем успеть среагировать, остановиться? В автоэкспертизе существует расчет времени принятия решения. Если в момент, когда пешеход выскочил на дорогу, между ним и автомобилем оставалось метров 10, это примерно секунда до столкновения при скорости 60 км / час. Чтобы водитель успел остановиться, за эту секунду мозг должен получить зрительный сигнал, обработать его и дать соответствующую команду — нажать на педаль тормоза. Это физически невозможно. Мозг никак не мог успеть среагировать. В такой ситуации эксперты приходят к выводу, что предотвратить наезд на пешехода водитель не мог, п.10.1 ПДД не нарушал и от уголовной ответственности освобождается.
Интересно: все современные автомобили оборудованы системой ABS, которая препятствует блокировке колес во время торможения. Следов от шин на асфальте не остается, установить точную скорость движения невозможно. При построении линии защиты это может сыграть на руку.
Если факт нарушения ПДД водителем установлен, оспорить его невозможно. Нужно разбираться, действительно ли потерпевшему нанесен тяжкий вред здоровью. Иногда сам человек преувеличивает, иногда врачи ошибаются, не учитывают какие-то факторы и проводят поверхностные обследования. Либо происходит то, что я описал в истории в начале: здоровье потерпевшего ухудшается после аварии и лечения, наступает смерть, но причиной оказывается не травма в ДТП, а ошибка врачей.
Когда водителю грозит уголовная ответственность?
Водителю будет грозить уголовная ответственность только в том случае, если он причинил вред пострадавшему в аварии тяжелого уровня, либо даже по причине столкновения, наезда произошла смерть. Тогда начинается рассмотрение дела в рамках уголовного производства. Сначала проводятся мероприятия, которые призваны доказать вину водителя, если она была доказана, то заводится уголовное дело. Степень наказания зависит от нескольких факторов, к ним можно отнести:
- Умышленное было преступление или нет;
-
В каком состоянии был водитель машины;
-
Где произошла авария;
-
Сколько пострадавших.
Возмещение ущерба в случае смерти потерпевшего
В случае смерти потерпевшего, лица, находившиеся у него на иждивении имеют право требовать возмещения от причинителя вреда. Однако, при заявлении подобных требований необходимо учитывать установленные законом ограничения:
- несовершеннолетние могут предъявлять такие требования до достижения восемнадцатилетнего возраста либо совершеннолетние до получения образования по очной форме обучения;
- инвалиды могут предъявлять такие требования на срок инвалидности;
- члены семьи умершего, занятые уходом за его иждивенцами, до достижения последними 14 летнего возраста или изменения состояния здоровья.
Подставные ДТП для страховой: инсценировка и наказание
Безукоризненное соблюдение правил ПДД и внимательность во время движения может значительно снизить риск аварии. Однако из этого правила есть исключения, и одно из самых неприятных – подставные ДТП для страховой. Жертвой преступников может стать любой водитель, именно поэтому важно знать существующие схемы обмана водителей. Наказание за подставное ДТП регламентировано статьей.
Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Статья 159.5 УК РФ
Мошенничество в сфере автострахования является одной из самых обсуждаемых тем среди специалистов страховых компаний. Последние статистические данные неутешительны – примерно 15% всех выплат по страховым случаям в ДТП уходят в карманы аферистов. Страдают от этого в первую очередь законопослушные автовладельцы, именно им приходится мириться с увеличением стоимости страховых услуг, страховые случаи подвергаются тщательному расследованию в течение нескольких месяцев. Естественно, степень доверия страховщикам неуклонно падает, это приводит к снижению продаж полисов КАСКО и ОСАГО.
Последствия ДТП на каршеринге
Если виновник аварии не вы, то ответственность за возмещение ущерба, конечно же, ляжет на другого человека. От вас требуется лишь проконтролировать правильность оформления бумаг и предоставить их оператору в установленные сроки. Но если же вы все-таки являетесь виновником происшествия, то вам нужно будет:
- Выплатить штраф ГИБДД за нарушение правил дорожного движения.
- Возместить ущерб оператору. Конкретная сумма будет рассчитываться на основании условий договора, примененного тарифа, марки машины и размера нанесенного ущерба.
- Возместить ущерб причиненный другим людям, если это имело место быть.
Алгоритм действий при обращении к дорожной службе
Порядок действий при обращении к представителям дорожников включает в себя обязательное досудебное претенциозное урегулирование. На этом этапе лучше всего подключить квалифицированного юриста. Он поможет составить претензию в соответствии с законодательством и будет отстаивать гражданские и материальные права своего клиента. Если дорожники отрицают свою вину и не идут на мировое соглашение, стоит обратиться в суд по месту регистрации дорожной службы. В этом случае нужно запастись серьёзными доказательствами, обосновать ими иск, уплатить государственную пошлину и провести независимую экспертизу. Именно такой порядок действий необходим для того, чтобы наказать дорожников за ненадлежащее состояние дороги и взыскать с них компенсацию вреда.
Однако на практике в 2 случаях из 3 виновниками ДТП, случавшегося на участке дороги плохого качества, определяются водители. Соответственно, немногие из них подают апелляционные жалобы и продолжают борьбу с коммунальными службами. Это сказывается на официальной статистике и служит оправданием для снижения расходов на реконструкцию дорог в масштабах страны.